Психокоррекционная работа с семьёй и социальной микросредой

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психокоррекционная работа с семьёй и социальной микросредой.doc

Психокоррекционная работа с семьёй и социальной микросредой.

 

Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений.

 

Семья как объект психокоррекционного воздействия.

 

         В современном обществе огромное количество семей испытывают разные трудности. Растут показатели уровня разводов, возрастает число семей с одним родителем, проблемы с приёмными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды).

         На помощь семьям ориентированы созданные в России многочисленные учреждения и организации:

-семейные консультации

-службы знакомств

-семейные университеты, факультеты, лектории

-сексологические, педагогические, психологические кабинеты

-семейные консультации для молодожёнов, проблемных семей

-центры семейной педагогики

-социальные службы: социальные педагоги, социальные работники

 

         Кроме педагогов и психологов семьям оказывают помощь другие специалисты: сексологи, юристы, психиатры, психотерапевты, социологи.

         В коррекционной работе с семьёй существует несколько направлений:

1.Психодинамическая коррекция семьи

2.Системная и стратегическая коррекция

3.Эклектическая психокоррекция семьи.

 

1.Психодинамическая коррекция.

Этот подход требует от психолога и членов семьи активного взаимодействия, длительного времени, но зато ожидаются положительные результаты. Смысл психодинамической коррекции в работе с семьёй предполагает: уделение большого внимания и проведение анализа членов семьи в прошлом, их проблем, пережитых на ранних этапах становления семьи. Цель психолога –помочь осознать семье-как нерешённые в семейном прошлом проблемы вылазят наружу в настоящем, мешают хорошему взаимодействию, пониманию, прощению, любви и терпению.

 

2.Системная и стратегическая психокоррекция.

В ходе реализации системного подхода выделяют несколько этапов, взаимодополняющих друг друга:

I.Диагностический (семейный диагноз)

II.Ликвидация семейного конфликта

III.Реконструктивный

IV.Поддерживающий (этап фиксации)

 

 

На этапе семейной диагностики, в ходе  психокоррекционной работы, проводится диагностика семьи, выявляются индивидуально-личностные свойства каждого члена семьи.

На этапе ликвидации семейного конфликта осуществляется выявление и устранение конфликтов посредством эмоционального отреагирования каждым членом семьи, вовлечённым в конфликт.

На этапе реконструкции идёт групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в самой семье, либо в группах со сходными проблемами.

На поддерживающем этапе (этап фиксации) закрепляются, фиксируются положительные эмпатийные навыки общения членов семьи в реальной жизни, в семейных отношениях.

 

3.Эклектическая психокоррекция семьи.

Психологи данного направления в коррекционной работе  с семьями используют различные методы: -групповую дискуссию, - ролевые игры, -домашние задания на поведенческие реакции,- анализ и интерпретация поведения. Давайте вспомним основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовное (культурное) общение, первичный социальный контроль, сексуально-эротическая функция.

 

         В своём развитии семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями: -болезнь, -жилищно-бытовые неудобства, - конфликты с социальным окружением, - последствия широких социальных процессов (война, экономический, социальный кризис). Многочисленные трудности, которые угрожают семье можно разделить на группы:

 

1 группа – острые трудности: внезапная смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в семейном и социальном статусе: арест кормильца, матери, банкротство, рождение ребёнка с проблемами в развитии??!!

 

2 группа – хронические: чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи, воспитание больного ребёнка с проблемами в психофизическом развитии.??!!

 

3 группа – трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи: такого рода трудности происходят при заключении брака и начале совместной жизни, появлении ребёнка. Изменяется образ жизни семьи, поэтому появляются стойкие трудности.

 

4 группа – «наложение» трудностей друг на друга: когда необходимо пареллельно, одновременно решать череду проблем: построждение 1-го ребёнка, завершение образования, решение жилищной проблемы, уход за ребёнком, приобретение имущества.

 

5 группа – трудности, связанные с этапами жизненного цикла семьи: у молодожёнов наблюдаются сложности взаимного психологического приспособления, выстраивания родственных отношений, задачи воспитания ребёнка, ведения домашнего хозяйства. В определённые моменты жизненного цикла семьи возможны даже кризисы, когда семья обрастает, как снежный ком, разными проблемами.

1-ый кризис: 3-7, 4-6 лет семейной жизни

2-ой кризис: назревает между 17-25 годами совместной жизни

 

6 группа – трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами: противоположные идеологии у молодожёнов, отсутствие одного из членов семьи (супруга, детей), развод, бездетность, длительная разлука супругов

 

7 группа – ситуационные воздействия на семью: это кратковременные трудности, нарушающие покой и стабильность семьи: серьёзные заболевания членов семьи, имущественные потери.

         В здоровой семье существует подвижное равновесие, каждый член семьи выполняет определённую психологическую роль, формируется семейное чувство «Мы», семья может самостоятельно решать противоречия и конфликты.

         Психокоррекционная работа в семье ведётся по следующим направлениям:

=коррекция детско-родительских отношений

=коррекция супружеских отношений

=психокоррекция постразводной ситуации

=коррекция семейных сексуальных проблем

 

         Психокоррекционная работа в семье может быть долговременной и кратковременной.

         Способ организации семейной психотерапии исходит от индивидуальных особенностей семьи, а не от личных особенностей психолога и его научных взглядов.

         Многие психологи используют различные коррекционные техники для работы с семьёй. Любая техника, пишет Осипова А.А. , представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Молоток может быть использован в качестве оружия и для строительства дома, пианино- может издавать множество раздражающих звуков или, наоборот, изумительную музыку. Ценность техники, а следовательно и любого инструмента зависит от того, как использует их психолог и какова квалификация психолога-специалиста.

 

 

Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений.

 

Психокоррекционная работа в семье ведётся по следующим направлениям:

 

=коррекция детско-родительских отношений

 

=коррекция супружеских отношений

 

=психокоррекция постразводной ситуации

 

=коррекция семейных сексуальных проблем

 

         Психокоррекционная работа в семье может быть долговременной и кратковременной.

         Способ организации семейной психотерапии исходит от индивидуальных особенностей семьи, а не от личных особенностей психолога и его научных взглядов.

         Многие психологи используют различные коррекционные техники для работы с семьёй. Любая техника, пишет Осипова А.А. , представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Молоток может быть использован в качестве оружия и для строительства дома, пианино- может издавать множество раздражающих звуков или, наоборот, изумительную музыку. Ценность техники, а следовательно и любого инструмента зависит от того, как использует их психолог и какова квалификация психолога-специалиста.

 

«СЕМЕЙНЫЕ  ФОТОГРАФИИ».

 

         Эта техника используется для психокоррекционной работы с любой семьёй, члены которой могут вербально общаться.

Цель использования методики: диагностика и коррекция семейных отношений. Применяется для изучения структуры семьи, тех ролей, которые играют члены семьи, коммуникаций и внутрисемейных отношений (власть, близость, зависимость, тревожность, мужские и женские роли). Упражнения в рамках методики стимулируют воспоминания людей, вытесняют эмоциональные переживания.

         *Психолог просит принести семейные фото 93-57 штук), которые могут сказать что-то о взаимоотношениях в семье.

*15 мин. человек рассказывает по выбранным им фото, почему выбрал именно их, какое значение они играют для его семьи, какие чувства вызывают

*фото показываются по установленному психологом порядку: от болле или менее значимой; учитываются: порядок показа фото, скорость показа, степень интереса рассказчика, уровень его тревожности, поведение (серьёзное, шутливое, нервное).

Вместе с психологом обсуждается содержание каждой фото, определяется насколько близки или далеки члены этой семьи.

*психолог задаёт ?? – «Кто эти люди на фотографиях?», «Помните ли вы, что происходило во время съёмки?», «Какие чувства вызывают этот день, встреча, занятия в кругу семьи?», «Кто снимал фото?», «Почему люди так одеты?..».

*другие члены семьи внимательно слушают рассказчика, задают свои ??, рассказывают о своих наблюдениях во время показа.

 

«СЕМЕЙНАЯ  СКУЛЬПТУРА».

         Методика имеет невербальный характер. Что значит быть членом семьи?! Это бывает легче показать, чем рассказать.

Цель: определить место человека внутри его семьи, в системе взаимоотношений; поместить человека в операционную систему «здесь и сейчас».

Каждый член семьи должен показать своё понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства в семье друг к другу.

*Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи, как будто они сделаны из глины.

*каждый член семьи должен изваять свою скульптуру

*идёт обсуждение полученных результатов, задаются друг другу вопросы («Какие изменения в семье вы хотели бы видеть? Удивила ли вас данная скульптура?…)

«СЕМЕЙНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ».

Цель: перестройка взаимоотношений в кулуарной семье; отслеживание негативных моментов в семье, ведущих к конфликту; через невербальные каналы коммуникации открыто выражать свои чувства.

         Методика особо полезна таким людям, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы представляются в движении и визуально.

*психолог просит человека построить всех остальных членов семьи так, чтобы картина показала внутренние семейные отношения в рамках какого-то события или проблемы

*лучше это разыграть

*после проигрывания сцены в «проблемном семейном варианте», психолог просит изобразить идеальную ситуацию и проиграть её; каждый пытается показать свою позицию в семейной системе

*обсуждается увиденное и сделанное

*психолог задаёт всем один и тот же вопрос: «Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?».

 

         Существует в практической психологии много методик:

-«Ролевая карточная игра»

-«Семейный ритуал»

-«Социальный ритуал»

-«Использование поэзии»

-«Создание аналогичных ситуаций»

-«Сравнение ценностей»

-«Экокарта»

-«Соломенная башня»

-«Семейное пространство»

-«Супружеская конференция» и «Семейный совет»

-«Родительский семинар» (лекция, групповая дискуссия, библиотерапия, анонимные трудные ситуации)

 

«РОДИТЕЛЬСКИЙ  СЕМИНАР».

 

Автор методики А.С.Спиваковская. Задача метода: изменить отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. Совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своём ребёнке, расширяется палитра педагогических приёмов воздействия на ребёнка.

*родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

*через лекционный приём психолог сообщает родителям важную с точки зрения воспитания психологическую информацию. Главным в изложении является простота, убедительность излагаемых фактов.

*в виде дискуссии (групповой, тематической) происходит обмен мнениями по различным жизненным ситуациям; цель-повысить мотивацию собеседников (родителей) в решении обсуждаемых проблем

 

«ЧЕСТНАЯ  БОРЬБА»

Методика «честной борьбы» разработана Г.Бахом и П.Уигеном. Она эффективна при налаживании нарушенных коммуникаций между супругами, при  конфликтных ситуациях, когда нарастает агрессия, фрустрация, отрицательные эмоции. Такие состояния требуют выхода. Как правило – это взаимные оскорбления, унижения, обиды и даже рукоприкладство.

         Для оптимизации семейных отношений супругам необходимо иметь способы нетравматической канализации агрессии. «Честная борьба»-великолепный выход. Для подавления агрессивных эмоций используются:

- поролоновые дубинки, которыми участники наносят друг другу удары

-         флажки зелёного и красного цветов, с помощью которых партнёру по общению посылаются сигналы о продолжении ( зелёный флажок) или прекращении (красный) общения;

-         совместное «выколачивание ковра»-парный приём, во время исполнения которого имитируется выбивание пыли из ковра.

Во время выполнения приёма психолог фиксирует важные данные:

+кто из супругов является лидером?

+кто и сколько наносит ударов?

+какая при этом идёт вербализация

+как работает ЦНС и ВНС во время приёма

 

         Психолог может вести при этом таблицы, вести подсчёт баллов, определять общий счёт, может на глаз определять важные критерии.


Посмотрите также