Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Оценка 4.9

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Оценка 4.9
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
20.09.2019
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми
Есть много способов снизить агрессивность, гиперактивность, тревожность детей и подростков. В данном материале перечислено несколько, самых эффективных упражнений и игр, которые помогут педагогу, родителю справиться со сложностями в воспитании ребенка и подростка ("Домино", "Попроси игрушку", "Зайчики" , "Дракон" и т.д.)
Игры с агрессивными детьми.doc
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми. Игры с агрессивными детьми  Притча ГНИЛЬ В СЕБЕ. Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил: — Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет. — Если ты на кого­нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. — И это всё? — недоумённо спросил человек. — Нет, — ответил старец. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого­нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Человек   согласился.   Прошло   какое­то   время.   Его   пакет   пополнился   многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся   скользким   гадким   налётом,   некоторый   пророс,   некоторый   зацвёл   и   стал издавать резкий неприятный запах. Тогда человек пришёл к страцу и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во­ первых   пакет   слишком   тяжёлый,   а   во­вторых   картофель   испортился.   Предложи   что­ нибудь другое. Но старец ответил: — То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого­то, подумай, нужен ли тебе этот груз. Притча о гвоздях. Жил мальчик с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и велел по одному забивать их в забор всякий раз, когда мальчик теряет терпение и с кем­то ссорится. В первый день он забил 37 гвоздей. Впоследствии  научился контролировать себя,   и   количество   гвоздей   каждый   раз   уменьшалась.   Мальчик   понял,   что   легче контролировать свои эмоции, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец велел сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поссорится. Шло время, и впоследствии сын смог похвастаться отцу, что в заборе не осталось ни одного   гвоздя.   Отец   ответил:   «Ты   хорошо   себя   ведёшь,   но   посмотри,  сколько   дырок осталось ... Забор уже никогда не будет таким, как прежде». Если вы с кем ссоритесь и говорите что­то неприятное, то оставляйте после себя такие же раны, как эти дырки от гвоздей. И раны остаются, несмотря на то, сколько раз вы потом извинитесь. Словесные раны причиняют такую же боль, как и физические. Не   оставляйте   на   своем   пути   таких   дыр!   Не   забивайте   гвоздей   вражды, непонимания, жестокости в души людей! Будьте толерантными! ­ Для того, чтобы каждый сейчас почувствовал, что все мы индивидуальности, но тем не менее нас можно объединить в одно целое, поиграем в «Домино». Упражнение «Домино». Возраст: любой.  Цели: ­создать в группе атмосферу открытости; ­позволить участникам открыто говорить о себе; ­показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие  их вещи; Ход занятия: напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особенное домино». Правила игры: первый   участник   (желательно   ­   ведущий)   становится   в   центр   и   называет   две   свои   ха­ рактеристики ­ «С одной стороны, я ношу очки, с другой ­ люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому  участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны ­ у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино.  Возможны вариации в самом построении домино ­ можно построить круг или типичную   «доминошную»   структуру,   участники   могут   браться   за   руки,   обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.  Обсуждение Вопросы для обсуждения: ­что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто­нибудь «прицепится»; ­старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем­то выделиться; ­что нового они узнали друг о друге; ­что они чувствовали, когда узнавали, что кто­то в группе похож на них; ­что они чувствовали, когда узнавали, что кто­то на них не похож; хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему? Рефлексия занятия: ­ Что понравилось на занятии? ­ Что вызывало трудности? ­ Чему способствовало проведенное занятие? ­ Что вас больше всего поразило? Подвижные игры.  "Обзывалки"  Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.  Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что­нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.  "Два барана" Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.  Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано­рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе­е­е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.  "Тух­тиби­дух"  Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.  "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по­настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито­пресердито произнесите волшебное слово: "Тух­тиби­дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем­либо и снова сердито­пресердито произносите это волшебное слово  Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух­тиби­дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.  "Попроси игрушку" — вербальный вариант  Цель: обучить детей эффективным способам общения.  Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой­либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.  "Попроси игрушку" — невербальный вариант (Карпова Е. В., Лютово 6. К., 1999)  Цель: обучение детей эффективным способам общения.  Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.  "Прогулка с компасом" (Коротаева Е.В., 1997)  Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.  Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.  "Зайчики"   Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.  Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.  Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". Кроме упражнения "Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе "Как играть с тревожными детьми". "Я вижу..." ( Карпова Е.8., Лютова Е.К.. 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.  "Толкалки"  Цель: научить детей контролировать свои движения.  Скажите следующее:"Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.  "Жужа"  Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.  "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.  "Рубка дров"  Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.  Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.  "Головомяч"   Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.  "Аэробус"   Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие.  "Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто­нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".  Когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.  "Бумажные мячики"  Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем­то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.  Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.  "Дракон"  Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.  Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.  Игры за партами  "Глаза в глаза"  Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.  "Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.  "Маленькое привидение" Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам  захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы  будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях  руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо  хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать  громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем  педагог хлопает в ладоши: "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем  детьми!"

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2019