КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на педагогическом совете по теме
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
РИСКИ, УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Педагог-психолог
Мустаева К.С.
с.Алтайское, 2020 г.
Понятие психологической безопасности образовательной среды
Сложившийся уровень психического здоровья детей и подростков во многом определяет ограничение возможности получить полноценное образование.
В современной ситуации образовательные учреждения рассматриваются не только как педагогическая система, но и как социально-педагогическая, социокультурная, социально-психологическая, социотехническая, социально-экономическая среда.
Характеристики образовательной среды могут быть рассмотрены как условия, определяющие психосоциальное благополучие обучающихся. Как образно пишет А. Маслоу: «...Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей)».
Одним из основополагающих требований к образовательной среде является создание условий и возможностей для формирования психологически здоровой личности, гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций (И. А. Баева, Т. С. Кабаченко, Г. В. Грачев и др.).
Именно психологическая безопасность обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а обучающимся — corn стояние психологической защищенности. Параметр психологической безопасности является необходимым для формирования, развития и сохранения личности. Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности. Исследователями установлены два главных аспекта психологических характеристик образовательной среды — безопасность социальной среды как среды жизнедеятельности человека и безопасность поведения человека (угрозы, опасности, риски) (Ю. М. Забродин, В. В. Рубцов).
Психологическая безопасность образовательной среды —
состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды (чувство принадлежности) и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И. А. Баева) (рис. 5).
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (по И. А. Баевой)
Показателями психологической безопасности образовательной среды являются:
· низкий уровень психологического насилия;
· преобладание диалогической направленности субъектов общения;
· позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
· преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
· высокий уровень удовлетворенности школьной средой (М. Ф. Секач и Э. Э. Сыманюк).
Эмоционально-поведенческое пространство образовательного учреждения представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в образовательном учреждении. Характеристиками этого пространства служат:
· уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
· эмоционально-психологический климат в коллективе учащихся;
· эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе;
· стиль поведения учащихся и преподавателя на занятии;
· формы и характер поведения учащихся на переменах;
· забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (Н. К. Смирнов).
Ключевым понятием для анализа психологической безопасности образовательной среды является уровень психологического насилия. Сегодня обучающимся приходится сталкиваться с негативной стороной человеческого взаимодействия — с насилием. Усвоенные в детстве образы человеческого поведения, отношения, нормы и ценности имеют тенденцию транслироваться во все сферы жизни.
Принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходит в образовательной среде, но это незамеченное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При всех формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.
Психологически безопасно функционирующая образовательная среда определяет успешность сформированности (развитости) личностных компетенций, касающихся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и т. п. (В. В. Ковров).
Психологическое сопровождение образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности участников образовательной среды выступает при этом как особая научно-практическая задача.
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды
необходимо учитывать сущностные характеристики рисков и угроз, и сформулировать критерии их ликвидации, нейтрализации или ослабления влияния.
Риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды могут быть структурированы по 4 направлениям:
1. риск получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия;
2. низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей, характеризующих образовательную среду и, как следствие, желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм;
3. неудовлетворённость потребностей участников образовательной среды в личностно-доверительном общении, что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, невозможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью, недоучёте личных проблем и затруднений, недостаточном внимании к просьбам и предложениям, отсутствии поддержки при выборе собственного решения;
4. неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной. Среди причин может быть несоответствие структуры психологической службы решаемым задачам [1], сниженный уровень конфликтологической культуры [7, 12, 21], стрессоустойчивости и других личностных профессионально важных качеств работников образования, что проявляется в низком уровне удовлетворенности качеством жизни[10].
В соответствии с вышеперечисленными угрозами можно выделить четыре критерия психологической безопасности образовательной среды [2, 3]:
¾ защищённость от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательного среды, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно;
¾ отношение к образовательной среде как важной, значимой; желание принадлежать к её участникам, ориентироваться в своей деятельности и поведении на коллективные цели, мнения и ценности;
¾ уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений; удовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении;
¾ эффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.
Устранение, нейтрализация или ослабление влияния перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать обеспечению её психологической безопасности. Наряду с этим необходимо насыщать образовательный процесс адаптивно-развивающими психолого-педагогическими и социально-педагогическими технологиями, которые повышают ресурсную устойчивость участников образовательных отношений.
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды
(по И. А. Баевой)
Перечень маркеров психологически небезопасной среды в классном коллективе.
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К КЛАССУ КАК КОЛЛЕКТИВУ |
отрицание коллективных ценностей и норм; |
отсутствие толерантного отношения у большинства учащихся класса; |
|
Неосознанность себя как часть коллектива |
|
Пассивность членов коллектива |
|
Отрицание референтности коллектива |
|
Неспособность объединиться в трудной ситуации |
|
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССЕ |
Неравенство во взаимоотношениях |
Микрогруппы внутри коллектива(чаще неформальные) |
|
Явное деление коллектива на привилегированных, тех, к кому нейтральное отношение и изгоев |
|
Лидеры с неудачной моделью поведения и обучения |
|
буллинг |
|
Равнодушие, игнорирование, злорадство, травля |
|
Суждение «по одежке» |
|
Аддиктивные, деликвентные учащиеся в классе |
|
Ссоры, подшучивания, издевательства |
|
РУКОВОДСТВО КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ |
Отсутствие четких требований педагогом, «размытый» метод управления детским коллективом |
|
Игнорирование учащихся, буллинга, высмеивания |
Отсутствие эмпатии и учета личных проблем учащихся |
|
Наличие любимчиков в классе |
|
Отрицание личного мнения, взгляда, возможно, инициативы учащихся |
|
Отсутвие реакции на жалобы учащихся |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.