ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. РИСКИ, УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Оценка 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. РИСКИ, УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Оценка 5
docx
24.02.2021
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.  РИСКИ, УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
на пед совет.docx

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете по теме

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

 РИСКИ, УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

 

 

 

Педагог-психолог

Мустаева К.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Алтайское, 2020 г.

Понятие психологической безопасности образовательной среды

Сложившийся уровень психического здоровья детей и подростков во многом определяет ограничение возможности получить полноценное образование.

В современной ситуации образовательные учреждения рассматриваются не только как педагогическая система, но и как социально-педагогическая, социокультурная, социально-психологическая, социотехническая, социально-экономическая среда.

Характеристики образовательной среды могут быть рассмотрены как условия, определяющие психосоциальное благополучие обучающихся. Как образно пишет А. Маслоу: «...Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей)».

Одним из основополагающих требований к образовательной среде является создание условий и возможностей для формирования психологически здоровой личности, гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций (И. А. Баева, Т. С. Кабаченко, Г. В. Грачев и др.).

Именно психологическая безопасность обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а обучающимся — corn стояние психологической защищенности. Параметр психологической безопасности является необходимым для формирования, развития и сохранения личности. Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности. Исследователями установлены два главных аспекта психологических характеристик образовательной среды — безопасность социальной среды как среды жизнедеятельности человека и безопасность поведения человека (угрозы, опасности, риски) (Ю. М. Забродин, В. В. Рубцов).

Психологическая безопасность образовательной среды —

состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды (чувство принадлежности) и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И. А. Баева) (рис. 5).

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (по И. А. Баевой)

Показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

·                      низкий уровень психологического насилия;

·                      преобладание диалогической направленности субъектов общения;

·                      позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

·                      преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

·                      высокий уровень удовлетворенности школьной средой (М. Ф. Секач и Э. Э. Сыманюк).

Эмоционально-поведенческое пространство образовательного учреждения представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в образовательном учреждении. Характеристиками этого пространства служат:

·                      уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

·                      эмоционально-психологический климат в коллективе учащихся;

·                      эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе;

·                      стиль поведения учащихся и преподавателя на занятии;

·                      формы и характер поведения учащихся на переменах;

·                      забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (Н. К. Смирнов).

Ключевым понятием для анализа психологической безопасности образовательной среды является уровень психологического насилия. Сегодня обучающимся приходится сталкиваться с негативной стороной человеческого взаимодействия — с насилием. Усвоенные в детстве образы человеческого поведения, отношения, нормы и ценности имеют тенденцию транслироваться во все сферы жизни.

Принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходит в образовательной среде, но это незамеченное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При всех формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.

Психологически безопасно функционирующая образовательная среда определяет успешность сформированности (развитости) личностных компетенций, касающихся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и т. п. (В. В. Ковров).

Психологическое сопровождение образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности участников образовательной среды выступает при этом как особая научно-практическая задача.

 

Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды

необходимо учитывать сущностные характеристики рисков и угроз, и сформулировать критерии их ликвидации, нейтрализации или ослабления влияния.

Риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды могут быть структурированы по 4 направлениям:

1. риск получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия;

2. низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей, характеризующих образовательную среду и, как следствие, желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм;

3. неудовлетворённость потребностей участников образовательной среды в личностно-доверительном общении, что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, невозможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью, недоучёте личных проблем и затруднений, недостаточном внимании к просьбам и предложениям, отсутствии поддержки при выборе собственного решения;

4. неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной. Среди причин может быть несоответствие структуры психологической службы решаемым задачам [1], сниженный уровень конфликтологической культуры [7, 12, 21], стрессоустойчивости и других личностных профессионально важных качеств работников образования, что проявляется в низком уровне удовлетворенности качеством жизни[10].

В соответствии с вышеперечисленными угрозами можно выделить четыре критерия психологической безопасности образовательной среды [2, 3]:

¾               защищённость от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательного среды, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно;

¾               отношение к образовательной среде как важной, значимой; желание принадлежать к её участникам, ориентироваться в своей деятельности и поведении на коллективные цели, мнения и ценности;

¾               уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений; удовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении;

¾               эффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Устранение, нейтрализация или ослабление влияния перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать обеспечению её психологической безопасности. Наряду с этим необходимо насыщать образовательный процесс адаптивно-развивающими психолого-педагогическими и социально-педагогическими технологиями, которые повышают ресурсную устойчивость участников образовательных отношений.


 

 

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

(по И. А. Баевой)

 


 

Перечень маркеров психологически небезопасной среды в классном коллективе.

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К КЛАССУ КАК КОЛЛЕКТИВУ

отрицание коллективных ценностей и норм;

отсутствие толерантного отношения у большинства учащихся класса;

Неосознанность себя как часть коллектива

Пассивность членов коллектива

Отрицание референтности коллектива

Неспособность объединиться в трудной ситуации

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССЕ

Неравенство во взаимоотношениях

Микрогруппы внутри коллектива(чаще неформальные)

Явное деление коллектива на привилегированных, тех, к кому нейтральное отношение и изгоев

Лидеры с неудачной моделью поведения и обучения

буллинг

Равнодушие, игнорирование, злорадство, травля

Суждение «по одежке»

Аддиктивные, деликвентные учащиеся в классе

Ссоры, подшучивания, издевательства

РУКОВОДСТВО КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Отсутствие четких требований педагогом, «размытый» метод управления детским коллективом

 

Игнорирование учащихся, буллинга, высмеивания

Отсутствие эмпатии и учета личных проблем учащихся

Наличие любимчиков в классе

Отрицание личного мнения, взгляда, возможно, инициативы учащихся

Отсутвие реакции на жалобы учащихся

 


 

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат»

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат»

Понятие психологической безопасности образовательной среды

Понятие психологической безопасности образовательной среды

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (по

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (по

Ключевым понятием для анализа психологической безопасности образовательной среды является уровень психологического насилия

Ключевым понятием для анализа психологической безопасности образовательной среды является уровень психологического насилия

Среди причин может быть несоответствие структуры психологической службы решаемым задачам [1], сниженный уровень конфликтологической культуры [7, 12, 21], стрессоустойчивости и других личностных профессионально важных качеств…

Среди причин может быть несоответствие структуры психологической службы решаемым задачам [1], сниженный уровень конфликтологической культуры [7, 12, 21], стрессоустойчивости и других личностных профессионально важных качеств…

С труктурная модель психологически безопасной образовательной среды (по

С труктурная модель психологически безопасной образовательной среды (по

Перечень маркеров психологически небезопасной среды в классном коллективе

Перечень маркеров психологически небезопасной среды в классном коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021