Психологическая готовность к овладению детьми с ДЦП разными видами деятельности
|
Игровая деятельность |
Изобразительная, конструктивная деятельность |
Трудовая деятельность |
Учебная деятельность |
Психофизиологические процессы, обеспечивающие развитие деятельности |
Изменения структурно-динамической стороны. Приводит к формированию устойчивых групп играющих «рядом» либо к подгрупповым играм на основе индивидуальных и эмоционально-личностных предпочтений. Возникает эпизодическое общение между детьми в рамках игры. Появляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. |
Тренировка движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия. Развивать мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передать их в изображении; Формировать правильное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного восприятия; Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией); Развивать навыки конструирования; Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам; Развивать любознательность, воображение; Расширять запас знаний и представлений. |
Формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. |
Коррекционная работа должна строиться не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок. Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой) . |
Специфические навыки, необходимые для овладения деятельностью |
Наличие мотива, замысла сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. |
Умение ориентироваться в пространстве |
Освоение навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. |
Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. |
Возможные трудности детей с ДЦП |
Повышенная возбудимость, эйфория, хаотичность всей деятельности, импульсивность, подавленность настроения, аспонтанность, общая заторможенность. |
Хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми и противоположную сторону. |
У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать. |
Испытывают затруднения в узнавании и воспроизведении геометрических фигур, складывании целого из частей. Во время письма выявляются ошибки графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия. Отмечаются расстройства в усвоении числа и его разрядного строения, трудности механического счета. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.