Психологическая характеристика готовности к школе
Оценка 5

Психологическая характеристика готовности к школе

Оценка 5
Лекции
docx
детская психология
12.09.2022
Психологическая характеристика готовности к школе
Проблема ПГ к школе.docx

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:

4 подхода в отечественной психологии

 

 

Составитель: канд. психол. наук, доцент О.Б. Мартынюк

 

 

 

 

 


Многочисленные исследования проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению свидетельствуют, что оно будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает определёнными качествами, "вводными навыками", которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Об этом и пойдёт речь в данной статье.

 

Содержание

1. Исследования проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению

1.1. Психологическая готовность к школьному обучению как наличие у дошкольников предметных знаний и умений

1.2. Психологическая готовность к школьному обучению как наличие к окончанию старшего дошкольного возраста возрастных новообразований развития

1.2.1. Внутренняя позиция школьника

1.2.2. Внеситуативные формы общения

1.2.3. Наглядно-образное мышление

1.2.4. Системы обобщений

1.3. Психологическая готовность к школьному обучению как её соответствие структуре учебной деятельности

1.4. Психологическая готовность к школьному обучению как умение ребёнка выполнять действия по правилам

2.   Компоненты и критерии психологической готовности ребёнка к школьному обучению

2.1.Мотивационная готовность

2.2. Эмоциональная готовность

2.3. Волевая готовность

2.4. Отношение ребёнка к себе

2.5. Коммуникативная готовность

2.6. Интеллектуальная готовность

2.7. Зрительно-двигательная координация

3. Уровни психологической готовности ребёнка к школьному обучению 4. Заключение

5. Литература по проблеме психологической готовности ребёнка к школьному обучению

 

Исследования проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/2447997/H75imhut7pRAq7RcNscw7A4003/ocrПервая постановка вопроса о готовности к школьному обучению в отечественной науке принадлежит педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823-1871).

 

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/242238/9Z3gwEiNgXsKS3sQ_rYOcw1727/ocrСамо же понятие "психологическая готовность детей к обучению в школе" было предложено отечественным психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903-1979).

 

К настоящему времени проблеме психологической готовности к школьному обучению посвящено множество исследований (Лидия Ильинична Божович (1908-1981), Леонид Абрамович Венгер (1925-1992), Нина Иосифовна Гуткина, Елена Евгеньевна Кравцова (1950-2020), Валерия Сергеевна Мухина (род. 1935), Надежда Викторовна Нижегородцева (род. 1956), Николай Николаевич Поддъяков (1929-2021), Катерина Николаевна Поливанова (род. 1952), Елена Олеговна Смирнова (1947-2020) и др.).

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/812743/fe6Tg1eeiVeftDP_7DkR2Q4267/ocrОбобщив их, Е.Е. Кравцова выделила 4 основных подхода к исследованию проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

 

 

Рассмотрим их.

 

Подход № 1: психологическая готовность к школьному обучению как наличие у дошкольников предметных знаний и умений

Психологическая готовность к школьному обучению понимается как наличие у дошкольников необходимых для начала школьного обучения предметных знаний, умений (в частности, в области математики, грамоты, чтения) (Анна Александровна Люблинская (1903-1983), Татьяна Владимировна Тарунтаева, Лидия Ефремовна Журова и др.).

 

Конечно, на начало обучения в школе определённые предметные знания и умения у ребёнка должны быть. Вместе с тем выявлено, что значительное количество детей, только в таком ракурсе подготовленных к школе, испытывают значительные трудности в учении. Основная причина их неуспеха в том, что важен не столько  количественный запас представлений и навыков, сколько соответствующий уровень развития детского мышления, который и даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи.

 

 

Подход № 2: психологическая готовность к школьному обучению как наличие к окончанию старшего дошкольного возраста возрастных новообразований развития

Согласно этому подходу, психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как итог развития ребёнка в дошкольном возрасте (наличие соответствующих возрасту психологических новообразований (Лидия Ильинична Божович (1908-1981), Нина Гавриловна Салмина (род. 1931), Нина Иосифовна Гуткина, Ирина Владимировна Дубровина (род. 1935) и др.).

 

Психологические новообразования – это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; во-вторых, новообразования – обобщённый результат этих изменений, всего психического развития ребёнка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребёнка следующего возраста (Л.С. Выготский).

 

Считается, что только при нормальном ходе психического и личностного развития у дошкольника не возникает "кризис первоклассника".

Укажем эти новообразования.

 

Внутренняя позиция школьника

Главное новообразование дошкольного возраста – это новый уровень осознания ребёнком своего места в системе общественных отношений. Так, у детей 6-7 лет ярко проявляется потребность включиться в серьёзные, реальные (а не игровые) и социально значимые формы деятельности, которой для них становится учебная деятельность, общественная по смыслу, содержанию и форме. Дети, достигшие школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу.

 

Именно этим объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе. Им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им ещё необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе ученика, который они получают, включаясь в коллективный учебный процесс.

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1827685/7QMl8TgzHNdtAGQDQZkNRA4436/ocrСпав этих двух мотивов (познавательного и социального), которые доминируют над игровыми, назван Лидией Ильиничной Божович "ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИЕЙ ШКОЛЬНИКА". Она представляет собой впервые сложившуюся к концу дошкольного возраста систему отношений ребёнка к внешнему миру, где значимыми для него отношениями становятся отношения субъективно переживаемой им готовности включиться в учебную деятельность как социально значимую, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков.

 

1) познавательные мотивы непосредственно связаны с содержанием и процессом учения (познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками, знаниями);

2) социальные мотивы находятся за пределами учебного процесса и порождаются всей системой отношений, существующих между ребѐнком и окружающей его действительностью (потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желание занять определённое место в системе общественных отношений).

Внеситуативные формы общения

К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма общения – внеситуативная, которая предполагает определённый уровень как его умственного развития, так и произвольности поведения. Это объясняется тем, что содержание внеситуативного общения не связано с конкретной ситуацией, т. е. то, что является темой разговора, отсутствует в этот момент в поле восприятия (Майя Ивановна Лисина (1929-1983).

 

Советуем дополнительно ознакомиться с материалами:

 

 

 

Ø Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе; отв. ред. А.И. Силвестру  / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинёв: Штиинца, 1987. – 136 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=21778

Ø Капчеля Г.И. Общение со взрослыми как фактор психологической готовности детей к школьному обучению: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – Москва, 1983. – 23 с. URL: http://childpsy.ru/dissertations/18653/

 

Такой уровень общения со взрослыми способствует умению ребёнка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика. В частности, даёт ребёнку возможность принимать учебную задачу. Так, дети с ситуативными формами общения ведут себя на уроке "как маленькие": они не понимают условностей учебного общения, к вопросам учителя относятся как к приглашению просто пообщаться на затронутую тему. Они поднимают руку, но вместо того, чтобы отвечать по сути, то есть в соответствии с учебной задачей, начинают высказывать любые пришедшие им в голову мысли в связи с поставленным вопросом.

Пример:

На уроке математики педагог предложила учащимся следующую задачу: "Мне нужно плиткой перестелить пол на кухне. Вот размеры плитки и кухни … Как узнать, сколько мне понадобится плитки?"

Дети с ситуативным уровнем общения воспринимают задание не как учебное, а как житейскую ситуацию: "А мы тоже на кухне пол перестилали", "А мы живём в новой квартире" и т. п. К поиску способов решения предложенной арифметической задачи они не приступают.

 

Таким образом, способность ребёнка к внеситуативному общению является одним из показателей его психологической готовности к школьному обучению.

 

Наглядно-образное мышление

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже возможно логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идёт о знакомой ситуации. Однако познание действительности, её существенных связей и зависимостей происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления – основной формы мышления в этом возрасте.

 

Системы обобщений

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1748836/k9oQbJ5AlLEoWQmEQ2obCA3732/ocrЛев Семёнович Выготский (1896-1934) связал проблему психологической готовности к школьному обучению с кризисом семи лет. В этот период у ребёнка возникают СИСТЕМЫ ОБОБЩЕНИЙ, которые качественно меняют все связи и отношения ребёнка.

В сфере чувств эти изменения заключаются в изменении прежде единичных переживаний (эмоций) и в возникновении обобщённого эмоционального переживания своей личности (различные комплексы, например, комплекс неполноценности), которое теперь начинает опосредовать поступки и действия ребёнка.

Со стороны интеллектуального развития это изменение означает умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

 

Итак, указанные интегральные новообразования дошкольного возраста, подготовленные всей предыдущей жизнью ребёнка, составляют психологическую основу его готовности к школьному обучению, выступают предпосылками готовности к новой форме жизни.

 

Обратите внимание на эти материалы:

 

 

 

Ø Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста; под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – Москва: Педагогика, 1988. – 136 с. – (Педагогическая наука – реформе школы). – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=21794

Ø Князева Т.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению в основной школе как психическое новообразование младшего школьного возрастаТ.Н. Князева // Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 140-144. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14236708

Ø Кравцов Г.Г. Готовность детей к обучению в школе (проблема школьной зрелости) / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: хрестоматия; сост. И.В. Маврина. – Москва: Изд-во МГППУ, 2004. – С. 177-184. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=16837

Ø Кравцов Г.Г. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: хрестоматия; сост. И.В. Маврина. – Москва: Изд-во МГППУ, 2004. – С. 166-177. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=16837

Ø Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е.Е. Кравцова // Гудкова Е.В., Бобро Н.В., Шляпникова И.А. Психология развития: хрестоматия. Ч. 2; под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 80-92. – URL: http://window.edu.ru/resource/023/73023/files/psyrazv23.pdf

 

Видео-беседа с психологом Людмилой Владимировной Петрановской "О детях по-взрослому: старший дошкольный возраст (4-6 лет)". – URL: https://youtu.be/V57OBRBeiNE

 

В статье https://lava.top/materials/58/65/14246/ на основе опубликованных в научной литературе результатов многочисленных психологических исследований приводится обобщённая схема возрастной нормы психического развития ребёнка дошкольного возраста с дифференциацией на младший, средний и старший по основным показателям, разработанным Л.С. Выготским (тип социальной ситуации развития, ведущая деятельность, психологические новообразования развития).

Информация предназначена специалистам в области психологии и педагогики, а также родителям.

 

 

 

Подход № 3: психологическая готовность к школьному обучению как её соответствие структуре учебной деятельности

Согласно данному подходу, ребёнок на пороге школьного обучения должен обладать предпосылками для овладения учебной деятельностью, которая для младшего школьника приобретает статус ведущей деятельности (Надежда Викторовна Нижегородцева (род. 1956), Владимир Дмитриевич Шадриков (род. 1939), Елена Евгеньевна Кравцова (1950-2020) и др.).

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков в структуре психологической готовности к школьному обучению выделяют базовые учебно-важные качества: мотивы учения; образное мышление, способность к содержательному обобщению, способность принимать учебную задачу; некоторые речевые, математические, учебные, графические навыки и знания (вводные навыки); произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).

 

С точки зрения проблемы психологической готовности к школе это значит, что поступающий в школу ребёнок не должен обладать психическими чертами, характерными для школьника, эти черты ещё только должны будут возникнуть в ходе обучения. Но психические черты школьника должны находиться в "зоне ближайшего развития" (термин Л.С. Выготского) дошкольника. Только при этом условии ребёнок сможет при благоприятных условиях с помощью взрослого постепенно превратиться психологически в школьника.

 

 

 

 

Дополнительно о структуре учебной деятельности:

 

 

 

Согласно теории учебной деятельности, разработанной Даниилом Борисовичем Элькониным (1904-1984) и Василием Васильевичем Давыдовым (1930-1998), структура учебной деятельности состоит из следующих 4-х компонентов:

– учебные мотивы (побудители учебной деятельности);

– учебная задача (осознание того, что подлежит усвоению, является новым знанием и умением);

– учебные действия (направлены на решение учебной задачи);

– действия контроля и оценки (самоконтроля и самооценки).

 

 

Подход № 4: психологическая готовность к школьному обучению как умение ребёнка выполнять действия по правилам

Обучение – это деятельность с правилами. Поэтому психологическую готовность ребёнка к школьному обучению рассматривают как его умение сознательно подчинять свои действия указаниям взрослого (Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Яков Львович Коломинский (1934-2019), Елизавета Александровна Панько (род. 1939), Леонид Абрамович Венгер (1926-1992), Любовь Иосифовна Цеханская и др.).

Например, Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как целостное состояние психики ребёнка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой.

Компоненты и критерии психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Существуют различные мнения учёных по вопросу содержания и структуры психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Укажем некоторые из них.

 

Лидия Ильинична Божович рассматривает 2 аспекта психологической готовности ребёнка к школьному обучению:

1)  личностная готовность:

· мотивационная;

· коммуникативная;

· эмоциональная;

· волевая;

2)  интеллектуальная готовность.

 

Елена Васильевна Проскура выделяет в психологической готовности ребёнка к школьному обучению 4 составляющие:

1)    умственная готовность;

2)    мотивационная готовность;

3)    эмоционально-волевая готовность;

4)    готовность к общению.

 

Согласно исследованию Леонида Абрамовича Венгера психологическая готовность ребёнка к школьному обучению включает в себя также 4 следующих компонента:

1)    мотивационная готовность;

2)    волевая готовность;

3)    интеллектуальная готовность;

4)    зрительно-моторная координация.

Надежда Викторовна Нижегородцева и Владимир Дмитриевич Шадриков в соответствии с психологической структурой деятельности в структуре психологической готовности к школьному обучению выделяются следующие функциональные блоки:

I.    Личностно-мотивационный – учебно-важные качества, определяющие то или иное отношение к школе и учению, желание учиться.

II.  Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять.

III.   Представления о содержании деятельности и способах её выполнения – уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет учащийся к началу обучения.

IV.   Информационный – качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

V.  Управление деятельностью – учебно-важные качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

 

Традиционно в структуре психологической готовности ребёнка к школьному обучению выделяют следующие компоненты:

1.     Личностная готовность:

1.1.   мотивационная;

1.2.   эмоциональная;

1.3.   волевая;

1.4.   отношение к себе (уровень самооценки);

1.5.   коммуникативная (уровень общения со взрослыми и сверстниками).

2.     Интеллектуальная готовность (определённый уровень развития познавательных процессов):

2.1.     восприятие;

2.2.     внимание;

2.3.     мышление;

2.4.     память;

2.5.     воображение;

2.6.     речь.

3.     Зрительно-моторная координация.

 

Указанные компоненты психологической готовности ребёнка к школьному обучению являются взаимосвязанными, а не обособленными, как может показаться из абстрактных схем. При этом, как отмечает Л.И. Божович, личностная и интеллектуальная готовность далеко не всегда совпадают.

 

Рассмотрим содержание и критерии компонентов психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

 

Мотивационная готовностьШкола будущего первоклассника - Новости МБОУ "СОШ №17"

Мотивационная готовность ребёнка к школьному обучению – это наличие у ребёнка желания учиться. Следует различать желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ. Они существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие школьные принадлежности. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё – и классы, и учительница, и систематические занятия – являются для ребёнка новыми. Однако это ещё не значит, что ребёнок осознал важность учёбы и готов прилежно учиться. По мнению Л.И. Божович, стремление к школе только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребёнка к обучению в школе.

Для этого у него должно быть стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, иметь его права и обязанности.

Итак, без мотивационной готовности к школьному обучению, как бы хорошо ребёнок ни умел читать, писать, считать, решать арифметические задачи, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, и он будет стараться любыми способами выйти из этой неприятной для него ситуации (уходить в свои мечты, интересоваться только переменками, где можно играть, негативно относиться к товарищам или учителю). Такое состояние будет существенно мешать ребёнку учиться.

 

Критерии:

– ребёнок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от неё; обнаруживает чувство необходимости учения, объясняет смысл учения;

– проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий:

а)  предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям "дошкольного" типа (рисование, пение, физкультура ...);

б) имеет содержательное представление о подготовке к школе;

– отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения:

а) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;

б) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины);

в) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам .поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки ...);

– признаёт авторитет учителя.

 

Специалистам и родителям не нужно тратить много времени в поисках необходимой информации, пересматривая десятки пособий. Мы создали банк диагностических методик, предназначенный для старших дошкольников и используемый в работе с ними перед началом школьного обучения, а также для первоклассников в период их адаптации к школе (https://lava.top/materials/58/65/14265/). Это многократно апробированные в работе с детьми указанных возрастов методики, разработанные Н.Л. Белопольской, М.Р. Гинзбургом, Н.И. Гуткиной, Н.Г. Лускановой, М.В. Матюхиной, Т.А. Нежновой, Н.В. Нижегородцевой, Д.В. Солдатовым, Л.И. Божович в соавторстве с А.К. Марковой.

 

Особенности развития детей дошкольного возраста | Детский сад №13Эмоциональная готовность

Эмоциональная готовность ребёнка к школьному обучению необходима для его нормальной адаптации ребёнка к новым условиям.

 

Критерии:

– эмоциональная устойчивость;

– отсутствие импульсивных реакций;

– способность совершать поступки, исходя из интересов другого человека, а не своих собственных (эмоциональная децентрация);

– проявление чувства симпатии, помощи, заботливости;

– ориентация в мире эмоций и чувств, их вербализация.

 

Волевая готовность

Формирование произвольности в дошкольном возрастеВолевая готовность ребёнка к школьному обучению определяется по критериям, разработанными Д.Б. Элькониным и его сотрудниками:

 

 

– умение осознанно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;

– умение ориентироваться на заданную систему требований;

– умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;

– возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

 

Отношение ребёнка к себе

Тесты на самооценку – НАУМЁНОКСамооценка психологически готового к школьному обучению ребёнка в большей мере адекватная (соответствие собственного мнения о себе своим реальным способностям). Такая самооценка важна для него как школьника в связи с тем, что большую роль в усвоении школьных знаний играют действия контроля и оценки (самоконтроля и самооценки). Выполнение этих действий направляет внимание ребёнка на содержание собственных учебных действий, на их соответствие результату. Ребёнок с завышенной самооценкой не в состоянии проконтролировать себя, не может предвидеть результат своей работы, не способен понять и проанализировать причины своих неудач. Он часто даёт неадекватную эмоциональную реакцию на замечания учителя, на отрицательную отметку.

Коммуникативная готовность

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенкаОдин из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе – его способность к деловому сотрудничеству со взрослым.

 

 

Критерии:

– умение вступать в содержательный диалог с ним;

– реагирование на его замечания;

– действовать по его указаниям.

 

Критерии общения ребёнка со сверстниками:

– потребность в общении со сверстниками;

– умение подчинять своё поведение законам детских групп;

– кооперативно-соревновательный тип общения со сверстниками:

 

·способность предложить группе сверстников план совместной работы;

· умение согласовывать свои действия с действиями других;

·умение планировать последовательность действий.

 

Интеллектуальная готовность

В. П. Урлапова — Мешает ли наглядное обучение формированию понятийного  мышления? - Русская Классическая ШколаОдним из первых сформулировал мысль о сущности интеллектуальной готовности к обучению в школе Лев Семёнович Выготский (1896-1934), трактуя её как качественные особенности детского мышления.

Критерии:

– дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона (перцептивная зрелость), умение различать графические символы по их форме; точность и скорость восприятия;

– произвольное внимание;

– аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; "знаковая функция сознания" (использование в уме знаков – рисунки, чертежи, буквы, цифры, которые замещают реальные предметы); умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира; преодоление феноменов Пиаже (https://lava.top/materials/58/65/14256/);

– логическое, смысловое запоминание;

– воображение (предваряет практическую деятельность – возникает замысел как особая внутренняя позиция и план его реализации);

– речь (связная монологическая и диалогическая, дифференциация звуков).

 

Зрительно-двигательная координация

Игры для развития зрительно-моторной координации своими руками - Дошкольник  «ONLINE» - ИМЦ «АЛЬТЕРНАТИВА»Ребёнку в процессе учёбы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску, в учебник) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им даёт глаз.

Критерий:

– умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.

 

Уровни психологической готовности ребёнка к школьному обучению

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/250430/Yjzxw9bfIYzXOoAquEKSHA3959/ocrКатерина Николаевна Поливанова (род. 1952) на основе результатов исследования выделила 5 типов (индивидуальных вариантов) психологической готовности ребёнка к обучению в школе:

 

1.   Дошкольный тип ("дошкольник") – не готов к школе, несмотря на высокий уровень умственного развития, так как не принимает школьные организационные формы обучения.

2.   Предучебный тип ("почти ученик") – сочетание черт "ученика" и "дошкольника". "Играет в школу". Для выполнения задания ему необходимо присутствие взрослого. Готов к взаимодействию.

3.   Учебный тип ("ученик") – легко справляется с заданиями, способен слушать и слышать. Готов к сотрудничеству. Высокий уровень интеллектуального развития. Ярко выражен познавательный интерес.

4.   Псевдоучебный тип ("псевдоученик") – исполнитель. Низкий уровень самостоятельности. Интеллектуальная пассивность. Привлекает школьная атрибутика (ранец, школьные принадлежности).

5.   "Коммуникатор" – общается в основном со взрослым, а не со сверстниками. Направлен больше на оценку, успех, а не на содержание познавательной задачи.

 

 

Заключение

Проблема психологической готовности ребёнка к школьному обучению исследовалась в отечественной психологии в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Гуткиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова и др. Их систематизация позволила выделить 4 основных подхода к исследованию указанной проблемы. Итак, психологическая готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается в отечественной психологии следующим образом:

1) как наличие у дошкольников предметных знаний и умений (знание букв, цифр, умение читать, считать, вычислять, писать);

2) как наличие к окончанию старшего дошкольного возраста психологических новообразований развития;

3) как её соответствие структуре учебной деятельности, которая является ведущей для младшего школьника;

4) как умение ребёнка выполнять действия по правилам (произвольность поведения).

Каждый из указанных подходов исследования психологической готовности ребёнка к школьному обучению имеет право на существование и в частности те, в которых основной упор делается на личностные стороны психики ребёнка.

По нашему мнению, наиболее целесообразной является теоретическая проработка проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению, основанная на идеях Л.С. Выготского о двух зонах развития (актуальной, характеризующей "сегодняшний" день психического развития ребёнка, и ближайшей, характеризующей его "завтрашний" день развития). Так, необходимый и достаточный уровень актуального развития ребёнка (наличие к окончанию старшего дошкольного возраста психологических новообразований развития) должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в его "зону ближайшего развития". Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его "зона ближайшего развития" ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его "зоны ближайшего развития" требуемой он не усвоит программный материал и попадёт в разряд неуспевающих учеников.

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1806958/g04Wx4QQ21KWBZ6KaaQg3w3784/ocrПо совокупности научных точек зрения, под психологической готовностью ребёнка к школьному обучению понимается определённый уровень психического развития ребёнка, необходимый и достаточный для успешного освоения им школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников и гармоничного развития его личности (Н.И. Гуткина).

Это многокомпонентный феномен, включающий в себя следующие взаимосвязанные аспекты:

1) личностная готовность (мотивационная, эмоциональная, волевая, коммуникативная, отношение к себе);

2) интеллектуальная готовность (уровень развития познавательных процессов);

3) зрительно-моторная координация.

 

Видео-беседа с психологом Людмилой Владимировной Петрановской "Мой ребёнок идёт в школу". – URL: https://youtu.be/BsMV0KMxFnM

 

 

Литература по проблеме психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Ø Галушко И.Г. Психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению / И.Г. Галушко, А.В. Галушко, В.А. Северенко // Концепт. – 2018. – № 10. – С. 147-150. – URL: https://e-koncept.ru/2018/182032.htm

Ø Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 4-е изд., перераб. и доп. – 208 с. – (Учебное пособие). – URL: https://scicenter.online/pedagogika-psihologiya-scicenter/g97-psihologicheskaya-gotovnost-shkole-izd.html

Ø Донцов Д.А. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка / Д.А. Донцов, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2016. – № 50-1. – С. 30-41. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26029606

Ø Князева Т.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению в основной школе как психическое новообразование младшего школьного возрастаТ.Н. Князева // Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 140-144. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14236708

Ø Кравцов Г.Г. Готовность детей к обучению в школе (проблема школьной зрелости) / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: хрестоматия; сост. И.В. Маврина. – Москва: Изд-во МГППУ, 2004. – С. 177-184. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=16837

Ø Кравцов Г.Г. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: хрестоматия; сост. И.В. Маврина. – Москва: Изд-во МГППУ, 2004. – С. 166-177. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=16837

Ø Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 256 с. – (Подготовка детей к школе). – URL: https://www.phantastike.com/pedagogics/psycho-pedagogical_readiness/pdf/

Ø Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению: монография; под ред. В.Д. Шадрикова / Н.В. Нижегородцева. – Ярославль: Аверс Пресс, 2004. – 367 с. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2098


 

Ø Скачано с www.znanio.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА

Многочисленные исследования проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению свидетельствуют, что оно будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает определёнными качествами, "вводными навыками",…

Многочисленные исследования проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению свидетельствуют, что оно будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает определёнными качествами, "вводными навыками",…

Интеллектуальная готовность 2

Интеллектуальная готовность 2

Обобщив их, Е.Е. Кравцова выделила 4 основных подхода к исследованию проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Обобщив их, Е.Е. Кравцова выделила 4 основных подхода к исследованию проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Подход № 2: психологическая готовность к школьному обучению как наличие к окончанию старшего дошкольного возраста возрастных новообразований развития

Подход № 2: психологическая готовность к школьному обучению как наличие к окончанию старшего дошкольного возраста возрастных новообразований развития

Дети, достигшие школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни

Дети, достигшие школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни

Внеситуативные формы общения

Внеситуативные формы общения

Пример: На уроке математики педагог предложила учащимся следующую задачу: "Мне нужно плиткой перестелить пол на кухне

Пример: На уроке математики педагог предложила учащимся следующую задачу: "Мне нужно плиткой перестелить пол на кухне

Со стороны интеллектуального развития это изменение означает умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира

Со стороны интеллектуального развития это изменение означает умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира

Кравцов Г.Г. Шестилетний ребёнок

Кравцов Г.Г. Шестилетний ребёнок

Подход № 3: психологическая готовность к школьному обучению как её соответствие структуре учебной деятельности

Подход № 3: психологическая готовность к школьному обучению как её соответствие структуре учебной деятельности

Дополнительно о структуре учебной деятельности:

Дополнительно о структуре учебной деятельности:

Компоненты и критерии психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Компоненты и критерии психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Надежда Викторовна Нижегородцева и

Надежда Викторовна Нижегородцева и

Зрительно-моторная координация

Зрительно-моторная координация

Для этого у него должно быть стремление

Для этого у него должно быть стремление

Специалистам и родителям не нужно тратить много времени в поисках необходимой информации, пересматривая десятки пособий

Специалистам и родителям не нужно тратить много времени в поисках необходимой информации, пересматривая десятки пособий

Волевая готовность Волевая готовность ребёнка к школьному обучению определяется по критериям , разработанными

Волевая готовность Волевая готовность ребёнка к школьному обучению определяется по критериям , разработанными

Коммуникативная готовность Один из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе – его способность к деловому сотрудничеству со взрослым

Коммуникативная готовность Один из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе – его способность к деловому сотрудничеству со взрослым

Критерии : – дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона (перцептивная зрелость), умение различать графические символы по их форме; точность и скорость восприятия ; –…

Критерии : – дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона (перцептивная зрелость), умение различать графические символы по их форме; точность и скорость восприятия ; –…

Уровни психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Уровни психологической готовности ребёнка к школьному обучению

Итак, психологическая готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается в отечественной психологии следующим образом: 1) как наличие у дошкольников предметных знаний и умений (знание букв, цифр,…

Итак, психологическая готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается в отечественной психологии следующим образом: 1) как наличие у дошкольников предметных знаний и умений (знание букв, цифр,…

По совокупности научных точек зрения, под психологической готовностью ребёнка к школьному обучению понимается определённый уровень психического развития ребёнка, необходимый и достаточный для успешного освоения им…

По совокупности научных точек зрения, под психологической готовностью ребёнка к школьному обучению понимается определённый уровень психического развития ребёнка, необходимый и достаточный для успешного освоения им…

Донцов Д.А. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка /

Донцов Д.А. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022