Психологическая характеристика периода новорожденности
Оценка 5

Психологическая характеристика периода новорожденности

Оценка 5
Лекции
docx
детская психология
12.09.2022
Психологическая характеристика периода новорожденности
Период новорожденности.docx

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ (первый месяц жизни ребёнка): конспект занятия

 

Составитель: канд. психол. наук, доцент О.Б. Мартынюк

 

 

 

 

 

 

 


План

1.   Своеобразие ситуации развития ребёнка в период новорожденности.

2.   Безусловные рефлексы новорожденного ребёнка.

3.   Ранние условные рефлексы, их значение для развития ребёнка.

4.   Комплекс оживления как первая форма общения ребёнка.

5.   Психологические новообразования периода новорожденности.

6.   Тесты для самопроверки.

 

1. СВОЕОБРАЗИЕ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Рекомендованные источники

1.   Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2. / Н.В. Ванюхина. – Казань: Познание, 2008. – С. 33-36. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258027

2.   Карлссон Л. Ребёнок от 0 до 2-х лет: развитие во взаимодействии с окружающим миром: пер. со швед. / Л. Карлссон, В. Карлссон, М. Окерман. – Москва: Знание, 1983. – 80 с. – URL: https://www.alib.ru/5_karlson_l_karlson_v_okermarebenok_ot_0_do_2_h_let_w1t353d186bef350ca5532760df0174e88618b.html

 

Новорожденность – это по периодизации психического развития первый критический возраст. "Рождение – это всегда резкий переход к новому. Этот момент и весь последующий период новорождённости является кризисным, переходным периодом" (Е.О. Смирнова). Рождение является большим потрясением для организма ребёнка в связи с резким изменением формы взаимодействия организма ребёнка и среды. От относительно устойчивой среды обитания (организма матери) ребёнок вдруг переходит в совсем новые условия воздушной среды с нескончаемым потоком разнообразных раздражителей. Период новорожденности характеризуется недостаточным развитием защитных систем, поэтому дети этого возраста чувствительны к болезням. Психоаналитики говорят, что рождение – это травма, которая настолько сильна, что вся дальнейшая жизнь человека проходит под знаком этой травмы.

Своеобразие ситуации развития ребёнка этого возраста в том, что ребёнок в момент родов отделяется от матери физически, но не физиологически. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Вследствие этого период новорождённости занимает промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденность является как бы соединительным звеном между внутриутробным (перинатальным) и внеутробным (постнатальным) развитием и совмещает в себе черты и того и другого. В связи с этим многие исследователи и практики уделяют большое внимание физическому и психологическому контакту матери и ребёнка в первые часы жизни. В этот период должно появиться единство ребёнка и матери (психологический феномен "пра-Мы").

Период новорожденности – это период физиологической адаптации ребёнка к новым условиям жизни. В этом основное назначение данного периода.

 

2. БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА

Рекомендованные источники

Учебная литература:

1.   Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 23-26. – URL: http://window.edu.ru/resource/117/28117/files/valeo02.pdf

2.   Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2. / Н.В. Ванюхина. – Казань: Познание, 2008. – С. 28-29. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258027

3.   Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учеб. пособие / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокарева, А.Б. Курдюмов. – Москва: Изд-во СГУ, 2013. – С. 29-32. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23915105

4.   Есаков С.А. Физиология высшей нервной деятельности: курс лекций / С.А. Есаков. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. – С. 18-22. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/12330/2014328.pdf?sequence=1

5.   Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие / В.Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. – С. 72-75. – (Высшее образование). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1052249

6.   Каменская В.Г. Психодиагностика ребёнка: учебник / В.Г. Каменская, О.А. Драганова, Л.В. Томанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – С. 127-131. – (Высшее образование: Бакалавриат). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1018195

7.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – 5-е изд. – Москва: Изд-во УРАО, 1999. – [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0349/index.shtml

8.   Купцова А.М. Физиология высшей нервной деятельности. Типы ВНД: учеб.-метод. пособие / А.М. Купцова [и др.]. – Казань: Изд-во КФУ, 2017. – С. 13-14. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1925540249/POSOBIE_VND_1__1_.pdf

9.   Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 43-44. – URL: http://ns.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/psihologiya/g-p-44.pdf

10.   Лабораторный практикум по детской психологии: учеб. пособие; сост.: Л.П. Скрыльникова, О.Н. Богомягкова. – 4-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – С. 5-18. – URL: https://e.lanbook.com/book/122568

11.   Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни: метод. рекомендации. Ч. 2: сост. Т.Т. Батышева [и др.]. – Москва: Б. И., 2014. – 28 с. – URL: http://association-dcp.ru/wp-content/uploads/2015/01/metod_3_chast_2.pdf

12.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – С. 150-155. – (Высшее образование). – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/index.php

13.   Мухина В.С. Детская психология: учебник; под ред. Л.А. Венгера / В.С. Мухина. – 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Просвещение, 1985. – С. 53-55. URL: https://klex.ru/a9p

14.   Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – С. 87-92. – (Учебник для вузов). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1836778

15.   Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва.: Юрайт, 2021. – С. 76-77. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/472403

 

Классические научные труды:

1.   Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 416 с. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya26.html

2.   Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития: пер. с англ. / Д. Шэффер. – 6-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2003. – С. 213-223. – (Мастера психологии). – URL: http://www.socium.kiev.ua/pdf/dytyacha%20psyhologiya/deti%20i%20podrostki.pdf

 

Справочная литература:

1.   Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – Москва; Санкт-Петербург: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. – С. 51. – URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf

2.   Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – С. 65-69. – (Библиотека практической психологии). – URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem.pdf

3.   Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2007. – С. 370. – URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/psihologicheskii_slovar/pdf/

4.   Практическое руководство по неонатологии; под ред. Г.В. Яцык. – Москва: ООО "Медицинское информационное агентство", 2008. – С. 29-33. – URL: https://akusher-lib.ru/wp-content/uploads/2018/10/Prakticheskoe-rukovodstvo-po-neonatologii.pdf

5.   Рошко Г.Н. Детская психология в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Рошко. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 24. – URL: http://window.edu.ru/resource/920/71920/files/089.pdf

 

Образовательные видеоматериалы и презентации:

1.   Башинова С.Н. Психическое развитие в раннем возрасте: презентация.Слайды 12, 20-21. – URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1782738088/Psikhicheskoe.razvitie.v.rannem.vozraste_1_.pdf

2.   Безусловные рефлексы новорожденного: видео. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=t2a1KV1SE7I

3.   Чаплин А.В. Особенности психического развития новорожденных: видео-лекция. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=yB6y34wJync&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_K&index=2

 

Приспособиться к новым условиям, выжить ребёнку помогают безусловные рефлексы – инстинктивные, врождённые формы поведения, которые направлены на удовлетворение органических потребностей. К моменту рождения нервная система ребёнка готова приспособиться к внешним условиям, включить рефлексы дыхания, кровообращения, ориентировочно-пищевые, защитные. Характеристика основных безусловных рефлексов новорожденного ребёнка представлена в статье https://lava.top/materials/58/65/14363/

Задание.

Укажите примеры безусловных рефлексов согласно следующей классификации:

 

Виды безусловных рефлексов

Примеры (названия)

Физиологические

(обеспечивают нормальную жизнедеятельность ребёнка: дыхания, кровообращения, пищеварения и др.)

 

 

 

 

Защитные

(защищают от внешнего воздействия)

 

 

 

Временные (атавистические)

(пригодились ребёнку при появлении на свет, но скоро проходят)

 

 

 

 

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости нервной системы новорожденного, поэтому с помощью обследования системы безусловных рефлексов можно определить, нормально ли развиваются нервная система и мозг ребёнка.

 

В целом у новорожденного мало врождённых форм поведения.

Задание.

Достоинством или недостатком развития ребёнка является небольшое количество врождённых форм поведения?

 

 

 

 

 

 

Задание.

Согласны ли вы с нижеприведённым утверждением? Ответ обоснуйте.

"Ребёнок человека рождается совсем беспомощным, значительно беспомощным по сравнению с детёнышами высокоразвитых животных" (Д.Б. Эльконин).

 

 

Итак, на протяжении первого года жизни большинство из безусловных рефлексов угасает. При этом существует связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАННИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Рекомендованные источники

Учебная литература:

1.   Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 16-23, 26-28. – URL: http://window.edu.ru/resource/117/28117/files/valeo02.pdf

2.   Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / В.Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2020. – С. 37-39. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/452420

3.   Есаков С.А. Физиология высшей нервной деятельности: курс лекций / С.А. Есаков. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. – С. 22-35. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/12330/2014328.pdf?sequence=1

4.   Купцова А.М. Физиология высшей нервной деятельности. Типы ВНД: учеб.-метод. пособие / А.М. Купцова [и др.]. – Казань: Изд-во КФУ, 2017. – С. 14-15. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1925540249/POSOBIE_VND_1__1_.pdf

5.   Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 44-45. – URL: http://ns.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/psihologiya/g-p-44.pdf

6.   Лабораторный практикум по детской психологии: учеб. пособие; сост.: Л.П. Скрыльникова, О.Н. Богомягкова. – 4-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – С. 5-18. – URL: https://e.lanbook.com/book/122568

7.   Мухина В.С. Детская психология: учебник; под ред. Л.А. Венгера / В.С. Мухина. – 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Просвещение, 1985. – С. 56-57. – URL: https://klex.ru/a9p

8.   Осадчая Е.А. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями развития): учеб. пособие / Е.А. Осадчая. – Орёл: Изд-во ОГУ. – 2008. – С. 74-79. – URL: http://elib.oreluniver.ru/media/attach/note/2017/osadchaya_anatomiya_fiziologiya_ct3CoQ7.pdf

9.   Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 400 c. – (Основы психологической антропологии, кн. 2). – [Электронный ресурс]. – URL: https://bookap.info/book/slobodchikov_psihologiya_razvitiya_cheloveka_razvitie_subektivnoy_realnosti_v_ontogeneze/

10.   Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 77-79. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/472403

 

Классические научные труды:

1.   Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Москва: Академия, 1996. – С. 106-113. – URL: https://www.xpa-spb.ru/libr/Zenkovskij/psihologiya-detstva-1924-1.html

2.   Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 416 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.html

3.   Сикорский И.А. Душа ребёнка / И.А. Сикорский; отв. ред. Е.Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2020. – С. 41-68. – (Антология мысли). – URL: https://urait.ru/bcode/455681

 

Справочная литература:

1.   Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – Москва; Санкт-Петербург: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. – С. 508-509. – URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf

2.   Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – С. 69-73. – (Библиотека практической психологии). – URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem.pdf

3.   Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2007. – С. 370. – URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/psihologicheskii_slovar/pdf/

 

Образовательные презентации:

1.   Психическое развитие ребёнка в период новорожденности: презентация. – Слайды 30-37. – URL: https://bspu.by/blog/averyanova/article/lection/2-2-psihicheskoe-razvitie-rebenka-v-period-novorozhdennosti/download?path=./uploads/averyanova/lection/2-2-psihicheskoe-razvitie-rebenka-v-period-novorozhdennosti/2.2.Психическое%20развитие%20ребёнка%20в%20период%20новорожденности.pdf

 

Первые условные рефлексы (индивидуально приобретённые приспособительные реакции) появляются у ребёнка к трёхнедельному возрасту. Их основная функция – образование временных связей в результате взаимодействия организма и внешней среды. Условные рефлексы – это первоначальные проявления памяти. Выработка условных рефлексов способствует развитию головного мозга, а развитие головного мозга, в свою очередь, влияет на выработку условных рефлексов.

Первые условные рефлексы новорождённого связаны с созданием родителями определённых условий, которые сочетаются с врождёнными реакциями ребёнка и на их основе закрепляются.

Условные рефлексы:

 – Рефлекс на положение тела в пространстве во время кормления (как только ребёнок оказывается на коленях у матери в определённом положении, появляются сосательные движения). Установлено, что условный рефлекс на положение тела вырабатывается у ребёнка быстро, если его покормить в первые 20-30 минут после рождения. Если это сделать к концу первых суток, то этот же условный рефлекс образуется на 10-12 день.

– Ориентировочный рефлекс, связанный со слуховым (появляется на 2-4 неделе жизни) и зрительным (появляется на 3-5 неделе жизни) сосредоточением (это первая телесно-поведенческая форма самостоятельности ребёнка). Так, на 2-3 неделе резкий звук вызывает прекращение движений, ребёнок замирает и затихает. Позднее (на 3-4 неделе) такая же реакция возникает у ребёнка на голос человека: ребёнок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Внешне также проявляется и зрительное сосредоточение: ребёнок замирает и задерживает взгляд (ненадолго, на 1-2 минуты) на ярком предмете.

– Рефлекс на время (рефлекс на сон и бодрствование). В этом важную роль играет режим.

– Рефлекс на взрослого (его лицо, голос). Особенностью восприятия мира новорождённым является следующее: ситуация воспринимается им как фон, на котором для ребёнка выделяется нечто целое, эмоционально окрашенное (выделение фигуры из фона). Например, ребёнок рано начинает реагировать на лицо матери (реакция сосредоточения на лице матери), его выражение; выделяет взрослого человека из окружающей среды (замирает).

Задание.

Психологи рекомендуют с первых дней жизни ребёнка чаще брать его на руки так, чтобы ребёнок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого. Почему?

 

 

 

 

 

Выработка условных рефлексов зависит от следующих условий:

1) какое подкрепление используется (самое сильное – пищевое); при этом условный стимул должен слегка опережать безусловный раздражитель;

2) от состояния здоровья ребёнка;

3) от психоэмоционального состояния ребёнка (выработка условных рефлексов затруднена при утомлении ребёнка, его пониженном эмоциональном тонусе).

 

Любые действия матери, которые подкрепляются врождёнными рефлексами новорождённого (например, сосательным рефлексом), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие её действия могут привести к возникновению у ребёнка вредных привычек, основанных на врождённых рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

Задание.

В чём проявляется у новорожденного взаимосвязь развития органов чувств и коры больших полушарий головного мозга?

 

       Рекомендованные источники

Учебная литература:

1.   Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 12-22. – URL: http://window.edu.ru/resource/117/28117/files/valeo02.pdf

2.   Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – Москва: Академия, 2003. – С. 331-339. – URL: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/08/без_1.pdf

3.   Есаков С.А. Физиология высшей нервной деятельности: курс лекций / С.А. Есаков. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. – С. 35-41. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/12330/2014328.pdf?sequence=1

4.   Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 416 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya25.html

 

Справочная литература:

1.   Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – Москва; СПб.: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. – С. 414-415. – URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf

 

Образовательные презентации:

1.   Башинова С.Н. Психическое развитие в раннем возрасте. – Слайды 13-20. – URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1782738088/Psikhicheskoe.razvitie.v.rannem.vozraste_1_.pdf

2.   Возрастная анатомия нервной системы. – [Электронный ресурс]. – С. 29, 32-37. – URL: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/f9d/f9d5094e910cd3cbbec0dd49aeed768c.pdf

 

 

 

 

 

 

 

4. КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ КАК ПЕРВАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА

Рекомендованные источники

Учебная литература:

1.   Мещерякова С.Ю. К вопросу о природе комплекса оживления / С.Ю. Мещерякова // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии: сб. науч. тр.; под общ. ред. В.Н. Пушкина, ред. Ф.И. Юрченко. – Москва: Научно-исследоват. ин-т общей и пед. психологии, 1975. – С. 57-66. URL: http://psychlib.ru/mgppu/PEi-1975/MVp-057.htm#$p57

2.   Мухина В.С. Детская психология: учебник; под ред. Л.А. Венгера / В.С. Мухина. – 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Просвещение, 1985. – С. 57-58. – URL: https://klex.ru/a9p

3.   Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления // Гудкова Е.В., Бобро Н.В., Шляпникова И.А. Психология развития: хрестоматия. Ч. 2; под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – URL: http://window.edu.ru/resource/023/73023/files/psyrazv23.pdf

 

Научные статьи:

1.   Сидоров И.Ю. Комплекс оживления как способ общения младенца с родителями / И.Ю. Сидоров, Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – № 2. – Т. 2. – С. 97-99. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-ozhivleniya-kak-sposob-obscheniya-mladentsa-s-roditelyami

 

 

 

Справочная литература:

1.   Рошко Г.Н. Детская психология в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Рошко. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 26. – URL: http://window.edu.ru/resource/920/71920/files/089.pdf

 

Когда заканчивается период новорождённости? Существует 3 точки зрения на данную проблему:

1.   Рефлексологическая – этот период заканчивается с момента появления у ребёнка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец первого – начало второго месяцев).

2.   Физиологическая – когда ребёнок восстанавливает свой первоначальный вес (в первые дни после рождения ребёнок теряет в весе 5-8 %). Потеря в весе является признаком приспособления к новым условиям жизни. П.П. Блонский предлагал считать конечным сроком новорожденности 7-й постнатальный день, когда физиологическая убыль веса прекращается и сменяется повышением веса. Рейс и Финкельштейн считают верхней границей этого периода момент, когда ребёнок восстанавливает первоначальный вес после физиологической убыли (10-21-й день жизни). Приобретение ребёнком первоначального веса свидетельствует по медицинским критериям о нормальном функционировании систем жизнедеятельности.

3.   Психологическая – появление КОМПЛЕКСА ОЖИВЛЕНИЯ как первая эмоционально-двигательная форма общения ребёнка со взрослым на основе зрительного и слухового сосредоточения (конец первого – начало второго месяцев жизни). Его компоненты:

1. Социальная (коммуникативная) улыбка. Безадресная улыбка у ребёнка возникает в первую неделю жизни в ответ на звук, во сне (это так называемая физиологическая улыбка). На втором месяце ребёнок улыбается не только в ответ на внешние раздражители, это реакция на взрослого, на человеческий голос, речь. Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребёнка уже сложилась. Эту социальную ситуацию связанности ребёнка со взрослым Л.С. Выготский назвал ситуацией "МЫ".

Если социальная улыбка у ребёнка запаздывает, то следует её вызывать. Мама должна чаще улыбаться, разговаривать с малышом, развивать его эмоциональность. Эмоциональное развитие младенца тесно связано с его умственным развитием. Таким образом, эмоции матери – залог эмоционального и умственного развития малыша.

2. Замирание и сосредоточенность долгим взглядом на лице близкого взрослого.

3. Специфические голосовые реакции (вскрики, гуканье, гуление);

4. Двигательное оживление (вскидывание рук, быстрое перебирание ногами, их сгибание).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении ребёнка одновременно (комплексно).

До 4-х месяцев комплекс оживления интенсивно нарастает, а затем начинает распадаться и отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, возникают новые формы поведения ребёнка. На основе комплекса оживления формируются хватательные движения рук, речь, эмоциональные реакции.

Комплекс оживления является одним из первых показателей хорошего физического и психического развития. Дети, которые отстают в развитии, прежде всего, отстают именно в появлении комплекса оживления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

Рекомендованные источники

Учебная литература:

1.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – 5-е изд. – Москва: Изд-во УРАО, 1999. – [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0349/index.shtml

2.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – 3-е изд., стер. – Москва: Тривола, 1998. – С. 193-200. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/ODe/ODe-001.htm#$p1

3.   Сапогова Е.Е. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – 2-е изд., перераб. и доп. —– Москва : ИНФРА-М, 2022. – С. 332-335. – (Высшее образование: Бакалавриат). – URL: https://znanium.com/catalog/product/997107

 

Классические научные труды:

1. Дельгадо Х. Возникновение сознания у новорожденного // Дельгадо Х. Мозг и сознание (избранные главы): пер. с англ.; под ред. Г.Д. Смирнова. – Москва: Мир, 1971. – С. 13-19. – URL: http://www.bio.bsu.by/phha/downloads/delgado_mozg_i_soznanie.pdf

 

Научные статьи:

1. Мишина Г.А. Новообразование кризиса новорожденности «пра-мы» как источник личностного развития / Г.А. Мишина, А.А. Баева // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. Психология. Педагогика. Образование. – 2018. – № 1. – С. 117–126. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoobrazovanie-krizisa-novorozhdennosti-pra-my-kak-istochnik-lichnostnogo-razvitiya

 

Справочная литература:

1. Рошко Г.Н. Детская психология в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Рошко. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 25. – URL: http://window.edu.ru/resource/920/71920/files/089.pdf

 

Основным психологическим новообразованием периода новорожденности является индивидуальная психическая жизнь ребенка в тесном взаимодействии с матерью (психологический феномен "пра-МЫ").

Жизнь присуща ребёнку уже в период эмбрионального развития. Новым в период новорождённости является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием; жизнью, вплетённой в социальную жизнь других людей. Эта индивидуальная жизнь является психической жизнью.

 

Понятно, что психическая жизнь новорожденного отличается от развитой психики взрослого и ребёнка более старшего возраста:

· Из неё пока что исключены сознание, интеллектуальные (познание внешних предметов) и волевые процессы (сознательное хотение или стремление). 

· Преимущественно психическая жизнь новорождённого связана с подкорковыми центрами (деятельность которых связана с инстинктами, эмоциями), так как у него недостаточно зрелая кора головного мозга. У новорожденного в основном обнаруживаются различные эмоциональные психические состояния (радости, горя, испуга, удивления) и инстинктивные движения, связанные с голодом, жаждой, насыщением, удовлетворением и т. д. Хотя это и примитивные, но психические проявления. Таким образом, у новорожденного преобладают чувственно-эмоциональные состояния (сплав эмоций и ощущений, ощущения ребёнка эмоционально окрашены, о чём свидетельствует его общий вид, выражение лица, характер крика).

· Новорожденный не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных предметов. Всё окружающее он переживает только как субъективное состояние.

 

Психическая жизнь новорожденного носит все типические черты новообразований критических возрастов, т. е. это переходные новообразования, утрачивающие своё самостоятельное существование и входящие в состав психического новообразования более высокого порядка.

 

 

Вопросы для самопроверки.

 

 

 

1.  В чём проявляется взаимосвязь развития органов чувств новорождённого и коры больших полушарий головного мозга?

 

 

2.   Новорожденный двигает ручками, ножками, головкой, всем телом. Объясните это явление. Как мама должна одевать малыша в связи с этим?

 

 

 

 

 

Тесты для самопроверки

 

 

1. Если подставить ладонь к ступням новорожденного, то ребёнок будет упираться в эту ладонь. Этот рефлекс называется:

а) рефлекс опоры;

б) рефлекс Моро;

в) рефлекс Галанта;

г) рефлекс Робинзона.

 

2. Комплекс оживления – это

а) первая реакция ребёнка на игрушку;

б) первая двигательная реакция ребёнка;

в) первая социальная реакция ребёнка, обращённая на взрослого;

г) реакция ребёнка на удовлетворение его физиологических потребностей.

 

3. Жизнь ребёнка обеспечивается с момента рождения:

а) развитием ориентировки в окружающем мире;

б) включением в работу органов чувств;

в) безусловными рефлексами;

г) условными рефлексами.

 

4. Продолжительность периода новорожденности:

а) с рождения до окончания 10-х суток;

б) с рождения до 15-го дня;

в) с рождения до 28-го дня;

г) с рождения до 30-го дня.

 

 

5. Физиологическая убыль массы тела доношенного новорожденного ребёнка составляет:

а) 20-25 %;

б) 15-20 %;

в) 10-15 %я;

г) 5-8 %.

 

6. К какому возрасту после рождения обычно физиологическая убыль веса прекращается и сменяется его повышением:

а) 3-4 день;

б) 7-8 день;

в) 14-15 день;

г) 20-21 день;

д) 1 месяц.

 

7. Период новорожденности относится к периоду:

а) интранатальному;

б) раннему фетальному;

в) позднему фетальному;

г) неонатальному.

 

8. Для здорового доношенного новорожденного характерны следующие безусловные рефлексы, кроме:

а) ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина);

б) верхний хватательный рефлекс (Робинзона);

в) рефлекс Россолимо;

г) рефлекс рефлекторного спонтанного ползания (Бауэра);

д) рефлекс Бабинского.

 

 

9. Основными причинами физиологической потери массы тела у новорожденных являются, кроме:

а) становление лактации у матери;

б) потеря воды через кожу и лёгкие при дыхании;

в) отсыхание пуповинного остатка;

г) удаление сыровидной смазки;

д) выделение мекония и мочи.

 

10. Основное новообразование периода новорожденности – это:

а) переход из внутриутробного развития в социум;

б) полная биологическая беспомощность;

в) формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии со взрослыми;

г) переход к раннему возрасту.

 

 

Задание.

Подведение личного итога занятия:

 

 

· В чём стали осведомлённее? Какую пользу получили от этого занятия? Какие мысли, чувства, идеи вызвало у вас содержание этого занятия?

 

 

· Возникло ли у вас желание продолжить в той или иной форме начатое на занятии после него? Что именно и как?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

План 1. Своеобразие ситуации развития ребёнка в период новорожденности

План 1. Своеобразие ситуации развития ребёнка в период новорожденности

Период новорожденности характеризуется недостаточным развитием защитных систем, поэтому дети этого возраста чувствительны к болезням

Период новорожденности характеризуется недостаточным развитием защитных систем, поэтому дети этого возраста чувствительны к болезням

Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб

Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб

URL: http://association-dcp.ru/wp-content/uploads/2015/01/metod_3_chast_2

URL: http://association-dcp.ru/wp-content/uploads/2015/01/metod_3_chast_2

URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem

URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem

Задание. Укажите примеры безусловных рефлексов согласно следующей классификации :

Задание. Укажите примеры безусловных рефлексов согласно следующей классификации :

Задание. Согласны ли вы с нижеприведённым утверждением?

Задание. Согласны ли вы с нижеприведённым утверждением?

РАННИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ

РАННИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Е.А. Осадчая. – Орёл: Изд-во ОГУ

Е.А. Осадчая. – Орёл: Изд-во ОГУ

URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem

URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem

Ориентировочный рефлекс, связанный со слуховым (появляется на 2-4 неделе жизни) и зрительным (появляется на 3-5 неделе жизни) сосредоточением (это первая телесно-поведенческая форма самостоятельности ребёнка)

Ориентировочный рефлекс, связанный со слуховым (появляется на 2-4 неделе жизни) и зрительным (появляется на 3-5 неделе жизни) сосредоточением (это первая телесно-поведенческая форма самостоятельности ребёнка)

Выработка условных рефлексов зависит от следующих условий: 1) какое подкрепление используется (самое сильное – пищевое); при этом условный стимул должен слегка опережать безусловный раздражитель; 2)…

Выработка условных рефлексов зависит от следующих условий: 1) какое подкрепление используется (самое сильное – пищевое); при этом условный стимул должен слегка опережать безусловный раздражитель; 2)…

Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): учеб

Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): учеб

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ КАК ПЕРВАЯ

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ КАК ПЕРВАЯ

Справочная литература : 1.

Справочная литература : 1.

Л.С. Выготский назвал ситуацией "МЫ"

Л.С. Выготский назвал ситуацией "МЫ"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

Образование. – 2018. – № 1. –

Образование. – 2018. – № 1. –

Новорожденный не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных предметов

Новорожденный не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных предметов

Тесты для самопроверки 1

Тесты для самопроверки 1

Физиологическая убыль массы тела доношенного новорожденного ребёнка составляет : а) 20-25 %; б) 15-20 %; в) 10-15 %я; г) 5-8 %

Физиологическая убыль массы тела доношенного новорожденного ребёнка составляет : а) 20-25 %; б) 15-20 %; в) 10-15 %я; г) 5-8 %

Основными причинами физиологической потери массы тела у новорожденных являются, кроме : а) с тановление лактации у матери ; б) п отеря воды через кожу и…

Основными причинами физиологической потери массы тела у новорожденных являются, кроме : а) с тановление лактации у матери ; б) п отеря воды через кожу и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022