ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Оценка 4.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ

Оценка 4.8
docx
22.06.2022
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.docx

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации, обучения и воспитания, став взрослыми подростки оказываются  неподготовленными к взрослой, самостоятельной  жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях, стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Из опыта практической работы психолога и других специалистов отделения реабилитации с данной категорией детей, отмечены положительные результаты в коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной сфере «особенных детей». Положительные результаты дали практические занятия по сказкотерапии. В своей дальнейшей работе Отделение продолжает практику реабилитационной работы с детьми с ОВЗ посредством арт - терапии и сказкотерапии в том числе.

Занятия по сказкотерапии являются методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры происходит воспитание ребёнка, лечится душа, даются знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы.

Принимая участие в сказко-терапевтическом занятии, ребенок инвалид становится более подготовленным к различным жизненным ситуациям, обучается способам решения проблем.

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

 

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый психолог. Сказка корректирует характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах. Семейные теле- и радиоканалы включают в свои передачи сюжеты о значении сказок в развитии ребенка. Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего,ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и психолог - эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие ребенка к терапевтическому процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», с подростками «группы риска», но и с детьми с ограниченными возможностями.

 

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии. Активно используется в работе психолога для решения многочисленных проблем в жизни ребенка. Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента. Во время игры, ребенок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребенку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребенок может ощутить, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Погружение в сказочный мир позволяет ребенку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребенок привыкает пользоваться лишь небольшим объемом слов, интонацией и выражений. В такой ситуации объем используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребенка маловыразительным и скучным. Напротив, на занятиях сказкотерапии ребенок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами.

Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере можно ненавязчиво научить ребенка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Под влиянием сказкотерапии ребенок корректирует свое поведение мягко и без потрясений. Проживая сюжет сказки, ребенок преодолевает барьеры общения с другими детьми, находить адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам. После курса сказочной терапии и комплекса других мер арт-терапии, ребенок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.

Цель: создание условий для социальной адаптации, оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Задачи:

Формирование социальной компетентности (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия) посредством сказки, формирование психологического и физического здоровья детей с ОВЗ и детей- инвалидов.

Развитие интереса к своей личности: раскрывать свое «Я», повышать самооценку.

Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка - инвалида, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Овладение рефлексивными умениями.

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Формы работы со сказкой: сочинение сказок, рисование сказок, придумывание сказки на новый лад, обыгрывание сказок.

Технологии, используемые в работе:  арт-терапия, игротерапия, куклотерапия, личностно-ориентированная, цветотерапия, логоритмика, цветотерапия, музыкотерапия, кинезеология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор

Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире

Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2022