Психологическая служба в системе образования, задачи, структура, функции
Оценка 4.8

Психологическая служба в системе образования, задачи, структура, функции

Оценка 4.8
pptx
17.03.2023
Психологическая служба в системе образования, задачи, структура,функции
Семинар 12. .pptx

Психологическая служба в системе образования, задачи, структура, функции

Психологическая служба в системе образования, задачи, структура, функции

Психологическая служба в системе образования, задачи, структура, функции

Подготовила Мотовилова Алина Львовна

План Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования;

План Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования;

План

Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования;
Квалификационные требования, права, обязанности и этическая позиция психолога в образовательном учреждении;

Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования

Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования

1. Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования

Психологическая служба в системе образования Российской Федерации и многих других государств мира создана и функционирует для того, чтобы обучение и воспитание детей велись с учетом имеющихся научно-психологических знаний.
Основными ее работниками являются специалисты, окончившие высшие учебные заведения по специальности «Психология» или «Педагогика и психология». Они принимают участие в решении проблем, касающихся жизни ребенка, практически с момента его рождения и как минимум до окончания школы.

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей и их использование в обучении и воспитании

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей и их использование в обучении и воспитании

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей и их использование в обучении и воспитании.
При работе с одаренными детьми перед психологом встает задача раннего выявления задатков и превращения их в высокоразвитые способности.

Еще одна сложная задача психологической службы в образовании состоит в том, чтобы постоянно контролировать соответствие процессов обучения и воспитания природным и социальным закономерностям психического развития…

Еще одна сложная задача психологической службы в образовании состоит в том, чтобы постоянно контролировать соответствие процессов обучения и воспитания природным и социальным закономерностям психического развития…

Еще одна сложная задача психологической службы в образовании состоит в том, чтобы постоянно контролировать соответствие процессов обучения и воспитания природным и социальным закономерностям психического развития детей.
Практический психолог, работающий в образовательном учреждении, должен с научных психологических позиций оценивать содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждениях, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста

Психопрофилактика - выявлением и устранением факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического развития ребенка

Психопрофилактика - выявлением и устранением факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического развития ребенка

Психопрофилактика- выявлением и устранением факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического развития ребенка.
Решая эту задачу, он опирается на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь тех, которые представлены в патопсихологии и дефектологии как пограничных между психологией и медициной научных дисциплинах.

Следующая задача, решаемая психологической службой в системе образования, состоит в прямой психологической помощи участникам образовательного процесса : ученикам, учителям, родителям и представителям администрации

Следующая задача, решаемая психологической службой в системе образования, состоит в прямой психологической помощи участникам образовательного процесса : ученикам, учителям, родителям и представителям администрации

Следующая задача, решаемая психологической службой в системе образования, состоит в прямой психологической помощи участникам образовательного процесса: ученикам, учителям, родителям и представителям администрации.
Психологическая служба обеспечивает дополнение и обновление имеющихся у педагогов и руководителей образовательных учреждений психологических знаний, быстро устаревающих и утрачивающихся.

Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний – педагогами, дефектологами, врачами, юристами – различных вопросов, касающихся судеб детей, существенно…

Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний – педагогами, дефектологами, врачами, юристами – различных вопросов, касающихся судеб детей, существенно…

Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний – педагогами, дефектологами, врачами, юристами – различных вопросов, касающихся судеб детей, существенно отличающихся от своих сверстников и требующих к себе особого внимания и специфических форм педагогической работы.
Создать такую учебную программу – облегченную, но ускоренно развивающую – значительно сложнее, чем разработать специальную усложненную развивающую программу для одаренных детей. Поэтому на практике психологи больше задействованы в работе с отстающими в психическом развитии детьми, чем с теми, кто опережает сверстников.

Иногда в работе с детьми возникают проблемы, от решения которых напрямую зависит дальнейшая судьба ребенка

Иногда в работе с детьми возникают проблемы, от решения которых напрямую зависит дальнейшая судьба ребенка

Иногда в работе с детьми возникают проблемы, от решения которых напрямую зависит дальнейшая судьба ребенка. Это вопросы, касающиеся возможности или невозможности продолжения его обучения в обычной школе из-за серьезных, педагогически некомпенсируемых умственных нарушений, а также вопросы, связанные с другими случаями проведения медико-психологической экспертизы детей.
В таких ситуациях основная задача практического психолога – дать ответственное и квалифицированное экспертное заключение о ребенке, которое при определении его судьбы принимается в расчет наряду с мнениями других специалистов.

Структура психологической службы в системе образования многоуровневая, как и сама эта система

Структура психологической службы в системе образования многоуровневая, как и сама эта система

Структура психологической службы в системе образования многоуровневая, как и сама эта система.
На федеральном уровне (министерств и ведомств) могут вводиться должности главных психологов или создаваться специальные отделы, ведающие работой психологической службы.
Региональный уровень представлен областными, краевыми и республиканскими научнометодическими центрами психологической службы, которые обеспечивают руководство ею в масштабах субъекта РФ.
Муниципальный уровень представляют подразделения психологической службы при городских и районных органах управления образованием, которые организуют и координируют деятельность практических психологов, работающих непосредственно в образовательных учреждениях.

Четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога: психодиагностика; психологическое консультирование; психопрофилактика; психологическая коррекция

Четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога: психодиагностика; психологическое консультирование; психопрофилактика; психологическая коррекция

Четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога:
психодиагностика;
психологическое консультирование;
психопрофилактика;
психологическая коррекция.

Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка

Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка

Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка.
В процессе психодиагностики основными задачами психолога становятся оценка и квалифицированная психологическая характеристика индивидуальных особенностей и поведения детей и взрослых в системе образования, опирающаяся на достоверные и надежные данные.
Проводя психодиагностические процедуры, психолог должен знать не только технику их применения, но и теории, в рамках которых они были первоначально созданы и в дальнейшем совершенствовались.

Психологическое консультирование состоит в выработке психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования

Психологическое консультирование состоит в выработке психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования

Психологическое консультирование состоит в выработке психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования.
Эти рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практической реализации. Рекомендации и советы могут также вытекать из результатов беседы психолога с теми, кто нуждается в консультативной помощи.
К психологическому консультированию относится также работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Психопрофилактика связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка: отставания, задержек в развитии, появления нежелательных черт характера, дурных привычек…

Психопрофилактика связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка: отставания, задержек в развитии, появления нежелательных черт характера, дурных привычек…

Психопрофилактика связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка: отставания, задержек в развитии, появления нежелательных черт характера, дурных привычек и наклонностей.
Для проведения данной работы психолог должен знать возможные причины возникновения подобных явлений, уметь вовремя заметить и устранить их.
Этой цели, в частности, служит психологическая подготовка педагогов и родителей, в ходе которой их обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии

Психологическая коррекция предполагает оказание психологом прямого воздействия на клиента с целью исправления недостатков, изменения их психологии и поведения

Психологическая коррекция предполагает оказание психологом прямого воздействия на клиента с целью исправления недостатков, изменения их психологии и поведения

Психологическая коррекция предполагает оказание психологом прямого воздействия на клиента с целью исправления недостатков, изменения их психологии и поведения.
Для этого психолог должен профессионально владеть психотерапией, разными видами тренингов, приемами гипнотического внушения, а также быть способным оказывать внушающее воздействие на клиента.

Квалификационные требования, права, обязанности и этическая позиция психолога в образовательном учреждении

Квалификационные требования, права, обязанности и этическая позиция психолога в образовательном учреждении

2. Квалификационные требования, права, обязанности и этическая позиция психолога в образовательном учреждении

Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами и быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике.
Специализация в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях.
Для проведения мероприятий по психокоррекции психолог должен хорошо владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками.

Особое положение практического психолога среди работников образования как главного лица, защищающего интересы ребенка, порождает несколько иное соотношение прав и обязанностей по сравнению с остальными педагогами

Особое положение практического психолога среди работников образования как главного лица, защищающего интересы ребенка, порождает несколько иное соотношение прав и обязанностей по сравнению с остальными педагогами

Особое положение практического психолога среди работников образования как главного лица, защищающего интересы ребенка, порождает несколько иное соотношение прав и обязанностей по сравнению с остальными педагогами.
Для практического психолога характерен приоритет обязанностей перед правами, долга – перед личными интересами. Многие из прав психолога одновременно являются обязанностями, поскольку одно не может быть реализовано без другого

Психолог обязан и одновременно имеет право: активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-то из лиц, ответственных за его обучение и воспитание; принимать самостоятельные профессиональные…

Психолог обязан и одновременно имеет право: активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-то из лиц, ответственных за его обучение и воспитание; принимать самостоятельные профессиональные…

Психолог обязан и одновременно имеет право:
активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-то из лиц, ответственных за его обучение и воспитание;
принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах своей компетенции;
вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не способствуют развитию ребенка и тем более, если они наносят ему вред;
добиваться от администрации образовательного учреждения, руководителей органов народного образования, педагогов и родителей всяческого содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений, касающихся его судьбы;
лично участвовать в проведении медико-психологических, дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований детей и лиц, связанных с их обучением и воспитанием.

Права практического психолога могут быть защищены юридически, социально и морально

Права практического психолога могут быть защищены юридически, социально и морально

Права практического психолога могут быть защищены юридически, социально и морально. Юридическая защита предполагает существование законов и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими участниками образовательного процесса.
Основным таким нормативным актом в Российской Федерации является Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636.
Социальная защита прав практических психологов осуществляется организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования состоит в их поддержке общественным мнением

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования состоит в их поддержке общественным мнением

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования состоит в их поддержке общественным мнением. Моральные правила поведения практического психолога образования составляют этический кодекс, предписывающий ему определенную этическую позицию. В развитых странах, где психологическая служба в системе образования существует давно, выработаны свои этические кодексы специалистов данного профиля, в России же он еще находится на стадии формирования.
Этический кодекс необходим практическому психологу по той причине, что далеко не все проблемы, с которыми он сталкивается, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в виде юридических норм, регламентирующих поведение в той или иной ситуации. Психологу, работающему в сфере образования, часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств.

Этическая позиция практического психолога базируется на задающих моральные принципы всему человечеству философии, религии, культуре, обычаях, традициях, идеологии и политике

Этическая позиция практического психолога базируется на задающих моральные принципы всему человечеству философии, религии, культуре, обычаях, традициях, идеологии и политике

Этическая позиция практического психолога базируется на задающих моральные принципы всему человечеству философии, религии, культуре, обычаях, традициях, идеологии и политике.
Этическая позиция психолога в образовательном учреждении в первую очередь состоит в следующем: он обязан защищать права и интересы ребенка, всегда оставаясь на его стороне, даже перед его родителями, что бы ребенку при этом ни инкриминировалось.
Он не должен принимать участие в деятельности, которая ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность, и при этом обязан информировать свое руководство и профессиональное объединение о замеченных им случаях нарушения прав ребенка другими лицами.

Этический кодекс предписывает психологу образовательного учреждения и определенные нормы поведения

Этический кодекс предписывает психологу образовательного учреждения и определенные нормы поведения

Этический кодекс предписывает психологу образовательного учреждения и определенные нормы поведения.
Психолог обязан контролировать свои эмоциональные проявления и не позволять себе таких проявлений, которые могут быть неоднозначно истолкованы клиентом.
При работе с ребенком не следует делать резких движений и очень громко говорить.
Ситуация общения с психологом не должна вызывать у ребенка дополнительного эмоционального напряжения, напоминать экзамен или воспитательную беседу.
Психолог должен хорошо представлять переживания детей того или иного возраста, иметь максимально полное представление об эмоциональной и духовной жизни ребенка.

Психолог образовательного учреждения участвует в педсоветах и комиссиях, на которых обсуждаются личность ребенка, особенности его поведения и развития

Психолог образовательного учреждения участвует в педсоветах и комиссиях, на которых обсуждаются личность ребенка, особенности его поведения и развития

Психолог образовательного учреждения участвует в педсоветах и комиссиях, на которых обсуждаются личность ребенка, особенности его поведения и развития.
При столкновении со сложными случаями, выходящими за рамки компетенции психолога, он должен переадресовать ребенка смежным специалистам – детскому психоневрологу, невропатологу или психиатру, при необходимости направить его в консультативный или коррекционный центр.

Чтобы организация психологической службы школы носила системный характер, должны учитываться следующие принципы : принцип системного целеполагания состоит в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более…

Чтобы организация психологической службы школы носила системный характер, должны учитываться следующие принципы : принцип системного целеполагания состоит в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более…

Чтобы организация психологической службы школы носила системный характер, должны учитываться следующие принципы:
принцип системного целеполагания состоит в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более общей системы «школа».
принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на целое, как на систему.
принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога в структуре психологической службы школы.

принцип достаточной ограниченности касается выбора диагностических методик и создания в данной конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности. принцип…

принцип достаточной ограниченности касается выбора диагностических методик и создания в данной конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности. принцип…

принцип достаточной ограниченности касается выбора диагностических методик и создания в данной конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности.
принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психологов, учителей и администрации основана не просто на сумме активности, но на взаимосодействии их как элементов школьной системы.
принцип развития является центральным системообразующим компонентом.

Этапы работы психологической службы:

Этапы работы психологической службы:

Этапы работы психологической службы:
На первом этапе происходит исследование по возможности всех учащихся школы с помощью ранее отобранных экономичных психодиагностических методик. Организационную сторону процесса проведения экспресс-диагностики в масштабах школы обеспечивает один из заместителей директора.
Одновременно с проведением процедуры психодиагностики проходит серия психолого-педагогических семинаров для учителей школы. Обычно таких семинаров бывает 4—5. Цель этих занятий ввести педагогов в курс проводимой работы, описать основные направления исследования учащихся, дать характеристику применяемым методикам, коротко рассмотреть психологию диагностируемых свойств, качеств, процессов.
По окончании диагностической работы проводится обработка и анализ полученных результатов. Данные по каждому из учащихся заносятся в специальные психологические карты класса. Психологические карты обычно находятся в психологическом кабинете.

Когда результаты проанализированы психологом и заполнены психологические карты по всем обследованным классам, начинается наиболее важный и существенный этап — этап совместной работы психологов и педагогов…

Когда результаты проанализированы психологом и заполнены психологические карты по всем обследованным классам, начинается наиболее важный и существенный этап — этап совместной работы психологов и педагогов…

Когда результаты проанализированы психологом и заполнены психологические карты по всем обследованным классам, начинается наиболее важный и существенный этап — этап совместной работы психологов и педагогов по анализу полученных результатов. Организационно это выглядит следующим образом:
Составляется график индивидуальной (в диаде «психолог —классный руководитель») работы по всем классам. В процессе анализа результатов диагностики, отраженных в психологических картах, классный руководитель при помощи психолога определяет психологический климат класса и разрабатывает педагогическую стратеги индивидуального подхода к тому или иному ученику, а также тактику взаимодействия на межличностном уровне и с классом в целом.
На следующем этапе аналогичная работа проводится в диаде «психолог — учитель-предметник».

Результаты психодиагностики учащегося в психолого-педагогическом аспекте могут обсуждаться с его родителями как по их собственному желанию, так и по просьбе психолога

Результаты психодиагностики учащегося в психолого-педагогическом аспекте могут обсуждаться с его родителями как по их собственному желанию, так и по просьбе психолога

Результаты психодиагностики учащегося в психолого-педагогическом аспекте могут обсуждаться с его родителями как по их собственному желанию, так и по просьбе психолога. Понятно, что в данном случае имеет место не просто обсуждение, а психологопедагогическое консультирование родителей.

Результаты работы в обобщенном виде сообщаются на родительских собраниях, а также обсуждаются на педагогическом совете школы.

Контрольные вопросы Какая задача встает перед психологом при работе с одаренными детьми?

Контрольные вопросы Какая задача встает перед психологом при работе с одаренными детьми?

Контрольные вопросы

Какая задача встает перед психологом при работе с одаренными детьми?
При столкновении со сложными случаями, выходящими за рамки компетенции психолога, что он должен сделать?
В чем состоит этическая позиция психолога в образовательном учреждении в первую очередь?

Какая служба, в системе образования создается и функционирует, для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний?

Какая служба, в системе образования создается и функционирует, для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний?

Какая служба, в системе образования создается и функционирует, для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний?
А) военная служба:
Б) гуманитарная служба;
В) психологическая служба;
Г) медицинская служба;
Предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка, в том числе тестами:
А) психодиагностика;
Б) психотерапия;
В) психогигиена;
Г) психопрофилактика;

Психолог, в частности, обязан (и имеет право) (выберите лишнее):

Психолог, в частности, обязан (и имеет право) (выберите лишнее):

Психолог, в частности, обязан (и имеет право) (выберите лишнее):
А) активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-либо из лиц, ответственных за его обучение и воспитание;
Б) не вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не способствуют развитию ребенка и тем более наносят ему вред;
В) принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах своей компетенции;
Г) лично участвовать в проведении медико-психологических, дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучением и воспитанием

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2023