ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Оценка 4.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
психологическая работа +1
4 кл
26.03.2017
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.
диагностика ребенка для перехода в среднее звено.docx
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню   развития   произвольности   психических   процессов   и   способности   к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками   определяется   тем,   насколько   он   способствует   общему   развитию школьников. Однако этот уровень развития учащихся 10 ­ 11 лет далеко не одинаков: у одних   он   соответствует   условиям   успешности   их   дальнейшего   обучения,   у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей,  возникающих  не только у школьников, но и у педагогов. Первая трудность ­ психологическая. Для   предупреждения   возможных   негативных   явлений   необходимо выявление   потенциальной  «группы   риска»,  т.е.  тех   учащихся,  чьё  дальнейшее обучение   будет   связано   с   определёнными   трудностями;   и   которые   будут нуждаться в психолого­педагогической поддержке. Ниже   приводится  комплекс   методик   психологической   диагностики готовности   учащихся   начальной   школы   к   переходу   в   среднюю   ступень Уфимцевой Л.П., доктора психологических наук г. Красноярска. Этот комлекс отражает   сформированности   основных   психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения: степень   ­ произвольности; ­ саморегуляции; ­ теоретического (понятийного) мышления; ­ учебно­познавательной мотивации. Диагностика сформированности саморегуляции. Фронтально   для   всего   класса   на   10   минут   даётся   задание:   писать   на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1­1­1­1­ и т.д.), делать в каждой строке перенос, не «заезжать» на поля, писать не на каждой строчке, а через одну. Оценка результатов: высокий уровень ­ ученик принимает все правила и удерживает   их   в   полном   объёме   в   процессе   самостоятельной   деятельности; работает   сосредоточенно,   не   отвлекаясь;   по   окончании   работы   в   ответ   на предложение   найти   ошибки   тщательно   проверяет   сделанное;   средний   уровень ­ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно (чаще забывает   делать   перенос),   ошибок   не   замечает;   в   конце   работы   в   ответ   на предложение   проверить   ограничивается   беглым   просмотром;   низкий   уровень 1 ­ученик принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается. Диагностика сформированности произвольного внимания. Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определённое время (10 минут) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить). Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над нами расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты. На стоу лежала карта нашего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. В лесной чаще было тихо и прохладно. Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок:   высокий ­ не заметили 1­2 ошибки; средний ­ не заметили 3­4 ошибки; низкий ­ не заметили 5 и более ошибок. Диагностика речевого развития. Цель методики: выявить особенности речевого развития детей.   Задачи:  на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнем речевого развития.  Материал: короткие рассказы.  Ход   работы.  Учащимся   предлагается   внимательно   прослушать   текст   и пересказать. Анализ результатов. Обратить внимание на следующее. Особенности   восприятия   и   понимания   текста   (насколько   внимателен ребёнок   при   чтении   текста;   степень   его   заинтересованности,   вовлечённости   в работу, просит ли он повторить текст). Особенности пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу   после   прочтения,   после   повторного   прочтения,   сколько   раз   пришлось повторить   текст);   пересказывает   самостоятельно   или   пришлось   оказывать помощь;   задаёт   ли   ребёнок   уточняющие   вопросы;   с   чего   начинает   пересказ, насколько он подробен, имеются ли отклонения от темы, наличие комментариев. Нужно   отметить   скорость   речевого   высказывания,   построение   предложений (насколько   они   просты   или   сложны,   какие   наиболее   часто   встречаются), многословен пересказ или нет; имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексики следует отметить, осуществляется ли пересказ «своими словами»,  насколько  богат  словарный  запас   ребёнка  или  же  пересказ  ведётся 2 близко к тексту, по линии его упрощения. Требуется выявить, воспринимает ли он метафору, как он её понимает, владеет ли ею сам. Особенности   отношения   к   смысловому   содержанию   текста,   степень адекватности   понимания   смысла,   эмоциональное   отношение   к   смыслу   текста, нравственное и эстетическое суждение о нём. Если   испытуемый   затрудняется   выполнить   пересказ,   то   задаются дополнительные вопросы, например: «О чём этот рассказ?», «О ком говорится в нём?»,   «Что   удалось   запомнить   из   данного   рассказа?»   После   называния основного персонажа рассказа можно спросить, что и как персонаж сделал, что у него из этого получилось. Если ученику удалось без подсказок быстро пересказать текст, желательно спросить его о смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать. К высокому уровню необходимо отнести детей, успешно справившимися с пересказом   текста,   пересказ   осуществляется   без   повторного   прочтения; обошёлся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими   словами;   речь   громкая,   отчётливая;   предложения   строятся   логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста. К   среднему   уровню  можно   отнести   детей,   сумевших   пересказать   текст после   повторного   прослушивания   и   с   помощью   взрослого.   Для   этой   группы характерно   активное   отношение   к   предлагаемой   задаче.   Выполнением   задачи можно   считать   состоявшийся   пересказ   от   начала   до   конца   при   внятном произнесении логически правильно построенных фраз. К   низкому   уровню  относятся   дети   с   пассивным   отношением   к   задаче. После   нескольких   предъявлений   текста   самостоятельный   пересказ осуществляется   с   трудом,   с   большой   помощью.   Можно   наблюдать   невнятное бормотание, отказ от пересказа («Я не могу», «У меня не получится»). Диагностика сформированности понятийного мышления. Определение существенных признаков понятий.  Найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Подчеркни эти слова. Чтение (слово, глаза, книга, печать, очки) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор) Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф) Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона) Сравнение понятий. Определить, что между словами общего (очень коротко, из 3­4 слов). Дождь­град,   сумма­произведение,   нос­глаза,   водохранилище­канал, предательство­трусость. Какое лишнее? Подчеркни его. Исключение понятий. 3 Дуб, дерево, ольха, ясень. Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий. Дождь, снег, осадки, иней, град. Запятая, точка, двоеточие, союз, тире. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание. Смысловое соотнесение понятий.  Два первых слова находятся в определённой связи. Третье и одно из пяти слов, приведённых  ниже, находятся в такой же связи. Найди и запиши это 4 слово. Волк: пасть = птица: ? (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение) Птица: гнездо = человек: ? (люди, рабочий, птенец, дом, разумный) Холодно:   горячо   =   движение:   ?   (взаимодействие,   покой,   мяч,   трамвай, идти) Война:   смерть   =   тепло:   ?   (дыхание,   жизнедеятельность,   вещество, температура, гибель) Роза:   цветок  =   газ:   ?  (кислород,  дыхание,  горение,  состояние   вещества, прозрачный) Оценка результатов. За каждый правильный ответ ­1балл. Высокий ­ 20 ­ 16 баллов, средний ­ 15 ­ 11, низкий ­ меньше 10 баллов. Диагностика мотивационной сферы. Отношение к учению. Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы анкеты и ответь на каждый вопрос». Что ты считаешь самым важным в школе? Почему? Какой день недели ты больше всего любишь? Почему? Что в школе для тебя самое интересное? Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы? Что в школе для тебя самое неинтересное? А что самое неприятное? Почему? Высокий  ­   общее   положительное   отношение   к   школе,   доминирование познавательных   интересов,   отсутствие   отрицательных   переживаний;  средний  ­ при общем положительном отношении к школе, доминировании познавательных интересов всё же выявлены области отрицательных переживаний; низкий ­ общее отрицательное   отношение   к   школе,   доминирование   внеучебных   интересов, отрицательные переживания. Мотивы учебной деятельности. Инструкция:  «Внимательно   прочитай   анкету   и   подчеркни   только   те пункты,   которые   соответствуют   твоим   стремлениям   и   желаниям.   Помни,   что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов». 1. Учусь потому, что на уроках интересно. 4 2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки. 3. Учусь потому, что хочу больше знать. 4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать. 5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям. 6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей. 7. Учусь потому, что нравится учиться. 8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи. 9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки. 10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим. 11. Учусь потому, что узнаю много нового. Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы: Познавательные (1, 7, 11 вопросы). Социальные: ­ широкие социальные (3, 4) ­ узкие социальные (6, 10) ­ избегание неприятностей (2, 9) ­ ориентация на одобрение (5, 8) Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов. Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе и сформированности учебных мотивов. Высокому   уровню  соответствует   высокий   уровень   общего   отношения   к школе и преобладание познавательных мотивов учения. Среднему   уровню  ­   средний   уровень   общего   отношения   к   школе   и преобладание социальных мотивов учения. Низкому   уровню  ­   низкий   уровень   общего   отношения   к   школе   и преобладание   социальных   мотивов   учения   (   в   основном   преобладает   мотив «избегание неприятностей». Общий вывод по результатам диагностики. На   основании   анализа   сформированности   всех   психологических новообразований   делается   общее   заключение   о   готовности   10   ­11­   летнего ребёнка к переходу на II ступень школьного обучения. Высокая   готовность  ­   ученик   выполнил   все   предложенные   задания   на высоком уровне; Средняя  ­ ученик выявил либо средний уровень сформированности всех новообразований возраста; либо низкий уровень сформированности одного­двух  новообразований при высокой сформированности остальных; Низкая  ­   ученик   выявил   низкий   уровень   сформированности   всех новообразований возраста. 5 Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего   школьника   позволит   индивидуализировать   или   дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого­ педагогическую поддержку. Принято   считать,   что   младший   школьник,   становясь   учеником   среднего звена, испытывает  сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику   любовь   к   учёбе.   Но   с   пятиклассниками   такая   работа,   как правило не ведётся. Младшие   школьники,   привыкшие   к   «своему   учителю»,   к   его   манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя   едва   ли   не   с   полуслова),   сталкиваются   в   средней   школе   с   таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе   учитель   говорил   быстро,   темпераментно,   то   теперь   его   выпускникам сложнее воспринимать  медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам   нужно   время.   Порой   этот   процесс   может   занять   не   один   месяц. Учителю­предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени, а порой, что скрывать, нет и желания. Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической   совместимости   со   своим   учеником,  ведь   это   в   значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий   и   не   всегда   удачный,   ведь   сюда   переходят   уже   сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями. Ещё   одна   проблема:   обучение   по   обновлённым   системам   и   комплектам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века», система Д.Б.Эльконина ­   В.В.Давыдова   проводится   только   в   начальной   школе,   в   средней   ­нет продолжения. Из четвёртых классов в пятый перейдут дети, которые обучались по обновлённым традиционным системам обучения и по системам развивающего обучения. Таким образом, в основную школу уже в массовом порядке придут другие ученики, не те, к которым привыкли учителя ­предметники. Эти дети по­ другому усваивали содержание, они привыкли к другому построению процесса обучения, к другим отношениям и к другой оценке их труда. Нескоординированность требований программы выпускников 4 и 5 классов, отсутствие преемственности в самом важном ­ в программах и, как следствие, в 6 учебниках   ­   вот   корень   проблемы   снижения   успеваемости   учащихся.   Хотя наличие комплекта учебников ­ это важная составляющая преемственности, но не решающая. На первый план выходят отношения, в которых протекает учебная деятельность:  построение   процесса   учения  школьников   как   самостоятельного, так   и   творческого.   Именно   по   системе   Л.В.   Занкова   созданы   учебно­ методические   комплекты   для   5   ­   6   классов,   которые   обеспечивают преемственность   ­   взаимосвязь   разных   этапов   обучения   на   базе   единых психолого­педагогических   характеристик.   На   всех   этапах   действуют   единые цели,   задачи,   дидактические   принципы,   типические   свойства   методической системы,   модифицируясь   с   учётом   возрастных   особенностей   учеников,   их интересов и потребностей. Все эти составляющие реализуются в содержании, в построении   процесса,   в   характере   отношений,   в   системе   изучения результативности   и   в   организационных   формах.   Безусловным   достижением современного   обучения   в   5   классе   является   существенное   обогащение   его содержания.   Те   знания,   которые   ученик   получил   в   начальной   школе закрепляются и ещё более углубляются в основном звене школы. Для   того   чтобы   ученик   на   всех   этапах   учёбы   находился   в   единой педагогической   среде,   чтобы   в   школах   была   снята   проблема   разорванности образования, а осуществлялась непрерывность и преемственность, необходимо, отмечает Н.В.Нечаева, чтобы: учителя­предметники, которые будут принимать 5 класс, заблаговременно изучили программу, учебники и методики для начальных классов и для среднего звена по предмету, ответили на вопрос, с какого старта начнут   использовать   возможности   своего   учебного   предмета   для   дальнейшего развития,   обучения   и   воспитания   учеников.   Ориентирами   могут   служить сравнительные   (с   1   по   4   класс)   результаты   успешности   обучения   и   развития школьников, которые передаст учитель начальных классов, а также проверочные работы, проведённые в начале года. Каждому   учителю­предметнику   необходимо   учитывать   психологическую аксиому о неравномерном развитии человека. Подхватите совет Л.С. Выготского: при   изучении   результативности   обучения   учитывать   не   только   абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным   образом,   успешность   относительную   (продвижение   ученика   по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная  успешность будет совпадать с абсолютной. Узнав уровень развития и сформированности предметных знаний, умений и навыков   новых   учеников,   нужно   привести   в   соответствие   с   этим   уровнем программу  и  учебники, по   которым  предпочитают  работать  учителя  среднего звена,   если   это   не   занковская   система.   Исключить   дублирование   программы начального обучения ­ повторение пройденного. Начинать нужно сразу с нового материала,   его   изучение   невозможно   без   привлечения   уже   известного.   Новое знание открывается учеником в результате его сопоставления, сравнения с уже 7 известным. Дидактический принцип системы общего развития ­ быстрый темп изучения материала ­ является результатом качественного изменения процесса учения. Нужно: По договорённости практиковать  взаимопосещение уроков 4 ­ 5классов. Что это даст? Будущие учителя­предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 класса познакомится с методикой проведения уроков специалистом. При этом каждый выскажет своё мнение об уроке коллеги (разумеется, в дружеской форме). Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели пару уроков своего предмета, т.е. провести кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с детьми! Совсем не лишена правильности мысль, что класс каждого конкретного учителя начальных классов будет «наследовать» конкретный учитель средней школы. Полугодовые   и   годовые   контрольные   работы   в   4   классе   желательно составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса. 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017