Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Оценка 4.6
Занимательные материалы +5
doc
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл
03.03.2019
Цели и задачи мероприятия:
- учить старшеклассников распознавать синдром третьей четверти и отличать его от простых капризов или временной усталости;
- формировать у обучающихся навыки владения своим эмоциональным состоянием;
- оказывать помощь обучающимся в умении выдерживать самую долгую и трудную четверть в учебном году, приучать самостоятельно контролировать правильный режим дня;
- реализовать педагогическую позицию: понимание, поддержка, интерпретация событий.
синдром 3.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска
Тамбовской обл.
Гостиница для обучающихся
2017 2018 уч. г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ «КАК СПРАВИТЬСЯ С
УСТАЛОСТЬЮ В 3ЕЙ ЧЕТВЕРТИ»
Практикум для старшеклассников
Цели и задачи:
учить старшеклассников распознавать синдром третьей четверти и отличать его
от простых капризов или временной усталости;
формировать у обучающихся навыки владения своим эмоциональным
состоянием;
оказывать помощь обучающимся в умении выдерживать самую долгую и трудную
четверть в учебном году, приучать самостоятельно контролировать правильный режим дня;
реализовать педагогическую позицию: понимание, поддержка, интерпретация
событий.
Проведение: 15 января 2018 г.
Ответственный: воспитатель И.В. Мокшанова I.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Добрый день, уважаемые старшеклассники!
Закончились зимние каникулы. Началась третья четверть.
Ох, уж эта третья четверть! Самая длинная, тягучая, как тянучка, бесконечная и
утомительная. Третья четверть самая тяжёлая по многим причинам. Вновь в 7 утра
нужно просыпаться, вставать, а на улице темно и холодно. Опять в школу, опять уроки,
контрольные… Трудностей хватает. Тем более, если успеваемость в 1ом полугодии
«подкачала». Учителя часто нагнетают обстановку, обращают внимание на двойки и грозят
проблемами во втором полугодии. Начинается бешеная гонка и куча заданий на дом.
Поэтому неудивительно, что начинаешь испытывать переутомление. У некоторых
школьников может даже портиться характер, а от желания идти в школу не остаётся и
следа. Всё это психологи называют синдромом третьей четверти у школьника.
Существует достаточно способов справиться с синдромом третьей четверти.
Важно лишь понять принцип действия средств, о которых сегодня и пойдёт разговор:
нейтрализовать отрицательные воздействия окружающей среды и поддержать своё
психоэмоциональное состояние.
Как же пережить третью четверть с наименьшими потерями для самочувствия и
настроения? Попробуем сделать всё, чтобы учёба не стала стрессом для вас.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Итак, какие же трудности могут подстерегать вас в этот период?
1. Сложности в учёбе
В старших классах произошла резкая смена критериев оценки ваших знаний.
Требования педагогов увеличились, сложность изучаемого материала возросла. Поэтому
ктото из вас и «скатился» на четвёрки или даже тройки.
Что можно сделать в данном случае?
Прежде всего, обратите внимание на те предметы, которые сложнее всего вам
даются. Проанализируйте замечания, которые делают педагоги в связи с изменившимися
требованиями к успеваемости.
Проанализируйте, какие оценки были за 1е полугодие и по каким предметам: где
порядок… а где надо подтянуть? Нарисуйте план у себя в голове или на листе бумаги:
поанглийскому, допустим, у вас вон как много пятёрок! А вот математикой в этом
полугодии следует почаще заниматься… Стоит поднажать!
Возможно, вам потребуются дополнительные консультации учителей. Обратитесь
за помощью к учителю или однокласснику, который успевает по данному предмету,
выполните под их руководством несколько заданий в соответствии с новыми правилами. Но не волнуйтесь, не переживайте и не падайте духом. Не рассматривайте плохие
оценки, как трагедию.
В самом начале четверти чуть мягче с домашним заданием. Если почувствовали,
что переутомляетесь, то лучше делать уроки на 70 процентов. Ничего страшного, если из 7
заданий сделаете 5.
Выполнению домашнего задания рекомендуется уделять определенное время: в 9
11ых классах до 4 часов. Самое подходящее время для выполнения домашнего задания
с 15 до 18 часов.
Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий.
Первым попробуйте сделать тот урок, который вам больше нравится. Таким
образом вы создадите ситуацию успеха. Займётесь тем, что вам нравится, у вас хорошо
получится и вы будете делать всё остальное с настроем, что вы всё можете и всё у вас
получится!
Делайте перерыв между уроками. Сделали русский прогулялись за хлебом.
Сделали математику и английский попрыгали и поиграли.
Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь
они тоже сильно утомляют мозг и глаза, отнимают силы, так что с ними лучше
поосторожней.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
2. Дозирование информации
Иногда синдром третьей четверти может быть следствием переизбытка
информации вокруг вас. Для того, чтобы вовремя сбросить с себя этот груз и расслабиться,
нужно научиться вовремя отключаться. Для этого нужно сесть или лечь и закрыть глаза на
35 минут. Так мозг достаточно эффективно восстанавливается, а уставать вы будете
значительно меньше.
Давайте выполним это упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ
Для того, чтобы дозировать информацию, не выполняйте несколько дел
одновременно на постоянной основе: не следует одновременно делать уроки, слушать
музыку, говорить по телефону и пытаться смотреть телевизор. Такая обстановка ведёт к
сильному информационному стрессу и истощению нервной системы.
3. Больше спишь больше знаешь
Сон очень важен: не меньше 9 10 часов. Пораньше ложитесь, ведь самый
эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) до полуночи. Пробуждайтесь с запасом. Прозвенел будильник, но у вас есть ещё пять минут
поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом
душ, завтрак.
Если не можете проснуться, пропустите первый урок и поспите. Объясните
проблему учителю.
4. Физическая активность
Делу время – потехе час. Причём прошу обратить внимание именно на вторую
часть пословицы! Жизнь не ограничивается школьными уроками, периодическая смена
деятельности, ритма, «декораций» и впечатлений будет в этот период как нельзя кстати.
Мозгу, который всё время учится, нужен кислород. А кислород это движение и воздух.
Если совместить совсем здорово!
Существует такой парадокс – чем больше мы двигаемся, тем больше энергии
внутри нас сублимируется. Конечно же, лучше бегать, прыгать и танцевать на свежем
воздухе, но и занятия в спортзале или дома тоже прекрасный способ справиться
с синдромом третьей четверти.
Подросткам необходимо в день проходить и пробегать не менее 7 километров.
Примерно 3 километра из них должны преодолеваться во время пребывания в школе.
Делаем вывод активные игры на перемене в спортзале!
Свежий воздух – это светлая голова. Гулять на свежем воздухе нужно обязательно
не менее 22,5 часов в день. В идеале три часа в день. Причём лучше, если последняя
прогулка будет происходить прямо перед сном. Прогулки перед сном снимают
перенапряжение и дарят здоровый крепкий сон.
Не отлынивайте от физических нагрузок: спортивные секции, воскресные походы
на лыжах или коньках, поездки за город – арсенал средств велик, нужно только желание.
Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гулянье каток, лыжи, горки.
Лыжные прогулки, вылазки на каток, снежки и снеговики, походы в театры и в гости
вдохновят и на учебные подвиги тоже.
Обязательна ежедневная утренняя гимнастика. Очень желательно обтирание
холодной водой. При неполадках с позвоночником, особенно при остеохондрозе, займитесь
плаванием, посещайте бассейн.
ИГРА С МЯЧИКОМ
При наличии проблем со зрением делайте гимнастику для глаз.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ
Все эти усилия в дальнейшем окупятся сторицей. Да даже простая работа по дому
хороша в качестве разрядки и простейшей гимнастики. Именно поэтому не увиливайте от
домашних обязанностей. 5. Точечный массаж
О пользе точечного массажа для активизации внутренних резервов организма
известно уже давно. Проводите такой массаж для бодрости и хорошего настроения.
Выполним несколько упражнений.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА
1) Зажмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами левой руки.
Кончиком большого пальца сильно надавите и интенсивно разомните среднюю часть
мизинца.
2) Теперь сожмите мочки ушей между подушечками большого и указательного
пальцев и также разомните их.
6. Достаточное количество жидкости
Достаточное количество жидкости (а, точнее, чистой воды) необходимо для
нормального энергетического обмена. Кроме того, недостаток воды приводит к
нарушениям доставки кислорода к тканям и клеткам. Как итог – упадок сил и потеря
работоспособности.
Чтобы этого не произошло, необходимо выпивать не менее 2л жидкости в день (в
жару больше). Причём, речь идёт не о газировке, соках, чае или кофе, а о чистой воде.
Сладкая газировка, чай и кофе, наоборот, могут привести к обезвоживанию и усилить
жажду. А усвоение жидкости из таких напитков намного меньшее, чем из чистой воды. Для
сравнения, по количеству усвоенной жидкости:
250 мл зелёного чая эквивалентны 230 мл воды,
250 мл чёрного или травяного чая, а также, сладкой газировки эквивалентны 150
мл воды.
7. Здоровое питание
Питание – главный источник энергии для любого человека. Поэтому, чтобы
уменьшить у вас признаки синдрома третьей четверти, к вопросу питания нужно подойти
со всей ответственностью.
Вопервых, завтрак. Это самая важная часть дневного рациона. Непременным
атрибутом правильного завтрака для школьника с синдромом третьей четверти должны
стать натуральные соки, свежие овощи и фрукты, каши и творог. Вместо кофе лучше пить
какао – кофеин из кофе не даёт энергию надолго, быстро истощая нервные клетки. Кофе
заставляет почки, желудок и сердце работать в усиленном режиме, буквально изнашивая
организм. А вот какао воздействует мягко – оно даёт энергию надолго, снимает стресс,
успокаивает, утоляет голод и восстанавливает силы. Идеально с утра съесть «завтрак
отличника» кашу с мёдом и сухофруктами. Что касается выбора еды, то здесь действует принцип: чем меньше консервантов
и канцерогенов, тем лучше. Употребляйте в пищу рыбу, нежирное мясо, морепродукты,
орехи, творог, курагу, оливковое масло и другие продукты, стимулирующие мозговую
деятельность.
8. Витамины
Фруктыовощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с
родителями, обратитесь с мамой к врачу, чтобы он назначил вам поливитамины. Врач
поможет подобрать комплекс витаминов. Очень важен витамин С, который не только
борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки
и Омега3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6,
В12).
9. Нетрадиционные методы против синдрома третьей четверти
Восстановить нервную систему и снять эмоциональное напряжение можно И с
помощью нетрадиционных способов. Одним из таких способов является ароматерапия.
Если синдром третьей четверти у вас прогрессирует, а уроки делать всё равно надо –
можете воспользоваться (обязательно под наблюдением взрослых!) и таким методом:
закройте окна и двери в комнате, в которой находитесь, налейте чутьчуть воды в
аромакурительницу и зажгите под ней свечку. Попросите когол. из взрослых капнуть в
воду 23 капли эфирного масла (или разных эфирных масел) и оставьте аромакурительницу
гореть в течение 10 минут. Постепенно время сеанса ароматерапии можно увеличить до 30
минут.
Восстанавливать силы и снизить симптомы синдрома третьей четверти у
школьников помогают следующие виды эфирных масел: масло базилика, мяты, нероли,
илангиланга, имбиря, гвоздики, можжевельника, мелиссы, мирта, вербены и некоторых
других.
ПРОВЕДЕНИЕ СЕАНСА АРОМАТЕРАПИИ
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Подведение итога
В это предвесеннее время многие ощущают недостаток энергии и сил. У взрослых
это называется выгоранием, а у детей это часто называют ленью. Усталость может быть
временным явлением, которое пройдёт через пару дней, а может стать хронической,
которая требует немедленного лечения. Наша внутренняя энергия, как и любая другая,
должна постоянно находиться в движении. Чтобы получить, нужно отдать.
Признаки школьной усталости:
Нет сил ни на что.
Теряется интерес не только к учёбе, но и к любимым играм. Плохой аппетит.
Снижается успеваемость даже по любимому предмету.
Вечером вам трудно заснуть, а утром тяжело проснуться.
Всё время болеете, жалуетесь на плохое самочувствие, не вылезаете из
соплей.
Появилась плаксивость или агрессивность, часто обижаетесь.
Итак, если вы чувствуете, что устали, лучше пропустите школу (одиндва дня). И
не слушайте тех, кто говорит, что таким образом вырабатывается воля и формируется
дисциплина. Напротив, если вы устали, школьная учёба вам не пойдёт впрок. Поговорите с
мамой, вызовите педиатра, попросите, чтобы он дал вам справку, которая позволит вам
передохнуть пару дней. Повод вполне достойный усталость, депрессия.
Если вы просто отоспитесь, подпитаетесь витаминами, укрепите иммунитет, то
пропущенные несколько дней вы быстро наверстаете, и заниматься дальше станете с
большим усердием. И, конечно, ни в коем случае нельзя становиться симулянтами (такое,
увы, часто случается).
Смею надеяться, что вам, уважаемые старшеклассники, помогут эти советы. Пусть
третья четверть у вас будет лёгкой, как пушинка, творческой и радостной, как любое
прожитое мгновение! Спасибо за работу и внимание. До новых встреч!
2. Рефлексия
Тест, с помощью которого можно определить характер усталости
Ответьте на несколько нижеприведённых вопросов «да», «нет», «не знаю»:
1. Вы резко стали допускать глупые ошибки при выполнении письменных
домашних заданий?
2. Вы ложитесь спать значительно раньше, чем прежде?
3. Вы жалуетесь на частые головные боли, особенно во второй половине дня?
4. Вы стали плаксивыми и вялыми?
5. Вы стали замкнутыми, подолгу сидите погружёнными в свои мысли, ничего не
делая или бессмысленно перекладывая предметы?
6. Вы резко начали делать уроки быстро и не в полную силу (чтобы отстали) или
вовсе не садитесь за задания?
7. Ваш характер сильно испортился: вы хамите, дерзите, сильно обижаетесь на
критику? 8. Вы стали хуже реагировать на обращения к вам и часто как будто не слышите
окружающих вас людей?
9. Вы стал рисовать, в основном, в тёмных тонах?
10. Вы стали чаще болеть?
11. У вас появились синяки под глазами?
12. Вы начали сидеть на стуле только в одной позе: одна нога под себя, голова
опирается на руку?
13. Вы стали часто менять почерк при письме?
14. Вы стали прогуливать уроки?
Теперь присвойте своим ответам очки. За все «да» 3 очка, за все «нет» 0 очков,
за все «не знаю» 1 очко.
Интерпретация:
Если вы набрали меньше 7 очков – не беспокойтесь, у вас просто временная
усталость.
Если диапазон количества ваших очков – от 7 до 14 – можно говорить о вашей
усталости и необходимости частичного снижения к себе требований.
Количество очков от 14 до 41 говорит о синдроме третьей четверти у вас и
необходимости обратиться к специалисту.
Используемые источники:
1) Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Е.Г., Трошихина
Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003;
2) Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2е
изде) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2004;
3) Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. – М.: Просвещение,
1989;
4) Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность – диагностика,
профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006;
5) Немов Р.С. Психология. Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. В
3 кн. Кн.2. Психология образования. – 2е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС,
1995;
6) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика. – М.: Московский психологосоциальный
институт; Воронеж: НПО Модэк, 2000; 7) Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.
Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991;
8) https://posobie.info/Deti/Rebenok_ot_7/;
9) https://schoolotzyv.ru/news;
10) http://shkolabuduschego.ru/roditelyam/kakpomochrebenkuvuchebe.html.
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Психологическая консультация-практикум для старшеклассников "Как справиться с усталостью в 3-ей четверти"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.