Психологическая помощь в кризисных ситуациях

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях, говорит о том, что кризисная ситуация - это любое отклонение от привычного режима функционирования системы человека или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции и характеризуются необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствии.Психологическая помощь в кризисных ситуациях, говорит о том, что кризисная ситуация - это любое отклонение от привычного режима функционирования системы человека или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции и характеризуются необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствии.
Иконка файла материала ==Психологическая помощь в кризисных ситуациях.doc
Психологическая помощь в кризисных ситуациях Понятие кризисной ситуации  Кризисная ситуация  ­ это любое отклонение от привычного режима функционирования системы человека   или   отдельного   ее   элемента,   вызывающее   стрессовые   реакции   и   характеризуются необходимостью   принятия   нестандартных   решений,   мобилизации   личностного   потенциала   и наличием как отрицательных,  так и положительных последствии. Кризисное состояние ­ явление, характеризующееся признаками необратимости отдельных  процессов, вызванных кризисной ситуацией, требующих более масштабного вмешательства с целью  предупреждения их перерождения в кризис. Стадии развития кризисного процесса  Кризисное состояние – это состояние или период, характеризующееся переживаниями  клиента, при невозможности разрешения трудных жизненных ситуациях. Кризисное состояние  характеризуется течением и выходом  Стадии развития кризисного процесса.  Кризис проходит 3–4 стадии:  ­ шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий),  ­   осознание   действительности   и   поиск   смысла   (гнев,   чувство   несправедливости,   попытки «разрушить реальность»),  ­ острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии),  ­ реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). Выделяют следующие стадии кризисного состояния (Амбрумова А. Г., Полеев А. М., 1986):  ­ "психического шока": период дезорганизации психической деятельности длительностью до трех суток с момента получения психотравмы;  ­ дезорганизации: период "проживания" психотравмы длительностью от суток до двух недель;  ­   демобилизации;  период   полного   осознания   создавшейся   ситуации,   ее   безысходности (невозможности   восполнения   потери   и   т.   д.))   что   часто   служит   триггером   формирования депрессивных расстройств длительностью от нескольких суток до нескольких недель;  ­ адаптации ("принятия" создавшейся ситуации): период рационализации психотравмы, включения ее   (или   ее   последствий)   во   внутриличностную   картину   мира,   а   также   разрешения психотравмирующей ситуации длительностью в несколько недель;  ­ восстановления: период нормализации психической деятельности длительностью до нескольких месяцев.  Наиболее суицидоопасными являются стадии дезорганизации и демобилизации.    Основные принципы социальной работы с КС, применяемые на практике, могут быть суммированы в следующие положения. 1. Индивид (или семья, группа, сообщество) подвержен периодам усиления внутреннего и внешнего  стресса, что нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса с окружающей  средой. Такие ситуации обычно вызываются неким травмирующим событием, которое м.б. как  внешним ударом, так и внутренним все более усиливающимся напряжением. Событие может быть  единичным катастрофи­м происшествием или серией небольших неудач. 2. Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит ч­а в уязвимое  положение, что находит проявление в усилении напряжения и беспокойства. В попытке вновь  достичь равновесия ч­к проходит несколько стадий. 1) предпринимается попытка использовать  собственные привычные методы решения проблем. 2) Когда это не помогает и беспокойство  усиливается, то мобилизуются ранее не использовав­я резервные методы преодоления. Однако, если проблема и после этого сохраняется и ее невозможно решить, уклониться от ее решения или  переформулировать, напряжение продолжает возрастать до предела.3. В этот момент какой­нибудь фактор может стать "последней каплей", приводящей индивида в  состояние активного кризиса, сопровождается дезорганизацией и прекращением сопротивления.  Затем следует период постепенного восстановления вплоть до достижения вновь состояния  равновесия.  4. В период развития КС индивид может воспринимать первоначальное и последующие  травматическое события либо как угрозу своим инстинкт­м потребностям, личностной автономии и  благополучию, либо как потерю себя. своих атрибутов (роли или статуса) или своих способностей,  либо он стоит перед задачей выживания, роста или совершенствовании 5. Каждая из этих ситуаций вызывает соответствующую эмоц­ю реакцию, которая отражает  субъективную значимость события для индивида. Угроза влечет за собой усиливающееся состояние  беспокойства; "потеря себя" усиливает изначальные ощущения депрессии, депривации и скорби: в  то же время постановка задачи выживания вызывает умеренное возрастание беспокойства плюс  пробуждение надежды и ожидания, стимулируя таким образом новые усилия для решения  проблемы. 6. Хотя КС не явл­ся ни болезнью, ни патологией и отражает реальную борьбу индивида с текущей  стрессовой ситуацией, она может оказаться связанной с ранее неразрешенными или лишь частично  разрешенными конфликтами, порождая в результате неадекватную реакцию. Вмешательство в  такую ситуацию может предполагать разрешение настоящих трудностей, преодоления прежних  конфликтов или разрушения связи между ними и нынешним стрессом. 7. Продолжит­ть времени между случившимся несчастьем и выходом из КС широко варьируется и  зависит от тяжести травмир­го события, реакции индивида, природы и сложности задач, которые  должны быть решены, имеющихся ресурсов и средств для разрешения конфликта. Однако  фактически состояние активного дисбаланса ограничено во времени и обычно продол­ся до 4­6  нед., пока отыскивается некоторая приемлемая форма разрешения ситуации. 8. Каждая специфическая КС (н­р, как смерть любимого ч­а или ситуация, в которой ч­к стал  жертвой насилия) влечет за собой специф­ю последоват­ть состояний, которые могут быть заранее  предсказаны и реакция на которые может быть спланирована. Определение того, и каком  конкретном состоянии на пути к новому балансу произошла "фиксация" индивида, может дать ключ к пониманию того, где индивид "застрял" и что лежит за его неспособностью справиться с  ситуацией. 9. В период осознания и прояснения КС люди особенно чувствительны к помощи. Привычные  защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и ч­к  становится более открытым для внешних влияний. Миним­е усилие в этот период часто может дать  макс­й эффект, и соответст­м образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию  эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоц­й восприимчивости 10. В течение фазы восстановления могут появиться новые механизмы разрешения конфликта и  развиваться новые адаптивные способы, которые помогут ч­у в будущем более эффективно  справиться с такой же или подобной ситуацией. Основные техники психотерапии в кризисной ситуации  Психотерапевт­я помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется К. п/т­й. Три метода КПТ: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации,  необходимое для разрешения ситуации. Схематично эти задачи могут быть представлены в виде  следующей программы. 1. Кризисная поддержка ­Установление психологического контакта. ­Раскрытие суицидоопасных переживаний. ­Мобилизация личностной защиты. ­Заключение договора на преодоление кризисной ситуации. 2. Кризисное вмешательство ­Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы. ­Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения  психологического кризиса.­Коррекция неадаптивных установок. ­Активизация установки на разрешение кризисной ситуации. 3. Повышение уровня адаптации ­Тренинг неопробованных способов адаптации. ­Выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок. ­Введение новых значимых других для поддержки и помощи в продолжении тренинга навыков  адаптации после окончания психокоррекционной работы. КП/Т может осущ­ся в индивид­й, семейной и групп­й формах. Методы п/т должны  соответствовать типу кризиса; индивид­я терапия должна сочетаться с групповой, ближайшие  задачи (выход из кризиса) — с отдаленными целями (повышение адаптац­ возможностей личности).  В одних случаях достаточно купировать стресс­е состояние и найти наиболее успешный выход из  ситуации, в других необходима глубинная коррекция системы мотивации, направл­ти, цен­х ориент­ и, обеспеч­е профил­ки образ­я конфликтно­стрессовых ситуаций в дальнейшем, так как есть  опасность рецидивов.    Проблемы, связанные с профессиональной деятельностью и их решение (8, 35) Факторы, обусловившие кризис 1.Кризис учебно­профессиональной ориентации (14­15 до 16­17 лет) ∙ Неудачное формирование профес­х намерений и их реализация. ∙ Несформированность "Я­концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со  смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.) ∙ Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…) Способы преодоления кризиса ∙ Выбор професс­го учебного заведения или способа профессиональной подготовки ∙ Глубокая и систематическая помощь в профес­м и личностном самоопределении 2. Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном  заведении) ∙ Неудовл­ть профес­м образованием и профес­й подготовкой ∙ Перестройка ведущей деят­ти (испытание студента "свободой" по сравнению со школ­и огранич­ ми). Зарабат­е денег, что факт­ки позволяет говорить о ведущей деят­ти для мн­х студентов ∙ Изменение социально­экономических условий жизни. У студента денег "объективно" больше, чем у старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, т.к. резко возрастают Способы преодоления кризиса ∙ Смена мотивов учебной деятельности. Во­первых, это большая ориентация на предстоящую  практику. Во­вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у  студента имеется какая­то идея, интересная для него проблема, цель… ∙ Коррекция выбора профессии, специал­ти, факультета. лучше, если у студента в течение первых 2­ 3 лет обучения имеется возмож­сть = сориентир­ся и уже после выбрать специализацию или  кафедру ∙ Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п. 3. Кризис профес­й адаптации ∙ Трудности профес­й адаптации (особенно в плане взаимоотн­й с разновозр­ми коллегами, новыми) ∙ Освоение новой ведущей деят­и – профес­й ∙ Несовпадение профес­х ожиданий и реальной действит­ти Способы преодоления кризиса ∙ Активизация профес­х усилий. Рекомендуется в первые месяцы работы проверить себя и поскорее обозначить "верхний предел" ("верхнюю планку") своих возможностей ∙ Корректировка мотивов труда и "я­концепции". Основой такой корректировки является поиск  смысла труда и смысла работы в данной организации ∙ Увольнение, смена специальности и профессии ­ нежелательный для данного этапа способ.  «Слабак» Кризис профессионального роста (23­25 лет)∙ Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это  усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников. ∙ Потребность в дальнейшем повышении квалификации ∙ Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей Способы преодоления кризиса ∙ Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет ∙ Ориентация на Карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что  стремится быть лучше, чем он есть на самом деле. ∙ Смена места работы, вида деят­ти на данном этапе уже допустимы, т.к. молодой работник уже  доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. профес­е  самоопределение фактически продолж­ся, только уже в рамках выбранной сферы деятельности ∙ Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе.  Кризис профессиональной карьеры (30­33 года) ∙ Стабилизация профес­й ситуации ∙ Неудовлетворенность собой и своим профес­м статусом ∙ Ревизия "я­концепции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. ∙ Способы преодоления кризиса ∙ Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых  предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. ∙ Освоение новой специальности и повышение квалификации ∙ Уход в быт, семью, досуговые занятия, соц­я изоляция и т.п., которые являются своеобр­й  компенсацией неудач на работе=не самыми лучшими способами преодол­я кризисов на данном  этапе Кризис социально­профессиональной самоактуализации (38­42 года) ∙ Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профес­й ситуации ∙ Коррекция "я­концепции" также связанная часто с изменением ценностно­смысловой сферы ∙ Недовольство собой, своим социально­профессиональным статусом ∙ Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья ∙ Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы Способы преодоления кризиса ∙ Переход на инновационный уровень выполнения деят­и (творчество, изобретательство,  новаторство). ∙ Сверхнормативная социально­профес­я деят­ть, переход на новую должность или  работу. Если в этом возрасте не осмелится реализ­ть свои замыслы, то всю последу­ю жизнь он  будет сожалеть ∙ Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Кризис угасания профессиональной деятельности (55­60 лет, т.е. последние годы перед  пенсией) ∙ Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли ∙ Сужение социально­профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с  новыми технологиями) ∙ Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья Способы преодоления кризиса ∙ Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности. Здесь  увлечение хобби, досуговыми радостями или хозяйством вполне может рассматриваться как  желательный способ ∙ Социально­психологическая подготовка к новому виду жизнедеят­ти Кризис социально­псих­й адекватности (65­70 лет, т.е. первые годы после выхода на  пенсию) ∙ Новый способ жизнедеят­ти, главной особенностью которого является появление большого  количества свободного времени. ∙ Сужение финансовых возможностей. ∙ Социально­психологическое старение, ∙ Утрата профес­й идентификации∙ Общая неудовлетворенность жизнью ∙ Чувство своей "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно  тяжелым фактором старости. ∙ Резкое ухудшение здоровья Способы преодоления кризиса ∙ Организация социально­экономической взаимопомощи пенсионеров ∙ Вовлечение в общественно­полезную деятельность ∙ Социально­психологическая активность. ∙ Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное ­ чтобы старик, точнее ­  пожилой человек ­ смог почувствовать свою "полезность"). Помощь психолога в ситуации изменения социального статуса или общественного  отвержения(36) Психологическая помощь(ПП) и ее отдельным членам в ситуации рождения ребенка с  ограниченными возможностями или ребенка­инвалида В последнее время набл­ся увеличение  числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной  адаптации, нарушениями в эмоционально­личностной сфере и др., что делает необходимым  рассмотрение особенностей организации пс­й помощи семьям с подобными проблемами. Целесообразной является организация комплексного подхода к диагн­й и коррекц­й работе с  такими детьми, привлечение разнообразных специалистов (логопедов, педагогов, дефектологов и  психоневр­в). В то же время эффект­ть ПП семье с «проблемным» ребенком во многом опред­ся  психотерапевт­м компонентом работы с семьей. Содержание ПП семье с «проблемным» ребенком  включает следующие моменты: 1. Выявление факта нарушения. 2. Информирование родителей и направление ребенка к специалистам нужного профиля  (психиатру, педиатру, неврологу, дефектологу, логопеду и др.). 3. Психотерапевтическая работа с родственниками ребенка. Эффект­ть ПП семье, по мнению Семаго, зависит от готовности родителей воспринимать и  усваивать сообщаемую специалистом инф­ю. Если семья продолжает отрицать факт наличия  проблемы или ее члены находятся под влиянием сильных аффектов, то все попытки проинфор­ть  родителей о необход­ти тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка могут оказаться  преждеврем­ми. Задачами психолога являются: 1. Создание условий для адекватного восприятия родителями ситуации, связанной с отклонениями  в развитии их ребенка, псих­й готовности к длит­й работе по его развитию, коррекции и  воспитанию. 2. Проработка испытываемого родителями чувства вины, преодоление стрессового состояния и  достижение эмоциональной стабильности членов семьи. Для эффект­го решения задач консульт­я необходима оценка характера реагирования данной семьи  на имевшие место в ее развитии кризисы, а также способов их преодоления как ресурсов данной  семьи. Специфика оказания ПП семье с проблемным ребенком закл­ся в том, что, как правило, семья  приходит на консультацию вынужденно, по рекомендации специалиста, предположившего наличие  нарушений в развитии у ребенка. В большинстве случаев это означает отсутствие добровольности и,  следовательно, недостаточность собственной мотивации на получение ПП. В ряде случаев родители  скрывают (сознательно или неосознанно) неблагоприятные особенности в развитии ребенка, что  представляет дополнит­е сложности для объективной диагностики уровня его развития. Поэтому в  случае работы с семьей проблемного ребенка необходимо повышать мотивацию родителей на  длительное взаимодействие с психологом для получения необходимой помощи. Обычно за помощью к психологу обращается тот член семьи, на которого возложен уход за  тяжелобольным. Попытка решения собственных проблем обусловлена большой физической и псих­й нагрузкой, наличием значит­го числа связанных с ситуацией личных и межличностных затруднений  и вызвана необходимостью планирования дальнейшей жизни (социальной, профессиональной,  личной).ПП может включать в себя решение следующих задач: 1. Информ­е обратившегося члена семьи о характере болезни либо перенаправление его к  специалисту, который сможет квалифиц­но объяснить, что за диагноз поставлен больному, как  развивается болезнь и как нужно вести себя с таким больным. 2. Поддержка, заключающаяся в том, что психолог старается выслушать и понять клиента, учитывая специфику его ситуации. Если последний хочет оставить больного члена семьи или решается  разорвать отношения (н­р, муж хочет уйти из семьи с реб­м­инвалидом), поместить больного в  специальное лечебное учреждение, то он может испытывать чувства вины, стыда, моральное  давление со стороны окруж­х и др. членов семьи. Задача консультанта — помочь клиенту  разобраться в своих чувствах и переживаниях и поддержать его решение по поводу данной  ситуации, не оказывая давления и не используя социально одобряемые нормы и стереотипы. 3. Обсуждение таких спец­х вопросов, как приемлемые способы взаимодействия с больным и  обращение с собственными чувствами, возникающими в ответ на возможные реакции больного.  Целесообразно начать с выявления ожиданий клиента от больного и, в случае необходимости,  произвести их коррекцию в соответствии с характером и тяжестью заболевания. Необходимо  обсудить обязанности, которые можно поручить больному, что позволило бы ему оставаться  включенным в семейную систему, приспособиться к болезни и продолжать функционировать как  член семьи. Особенности выбора стратегии и помощи в зависимости от типа кризисной ситуации и  степени ее сложности (48) + Кризисная терапия представляет собой следующие  основные положения: ­ не существует специальных кризисных  технологий и практик;          ­ кризисная помощь исключает применение  психофармакологии;          ­ основная стратегия помощи личности и группе в  кр­м сост­и в главном закл­ся  в техниках (работа со  страха, мыслями «Я не в себе…», чувстве вины,  переживание «неполноценности» и т.п.),  направл­х на  рост осознания  того факта, что то, что сейчас  происходит – нормально, правильно и полезно,          ­ основная тактика при работе с экзист­ми КС –  поддержка, осознавание и проживание чувств.          Отсутствие специфических «кризисных технологий и техник» в психотерапии связано с  уникальностью переживания каждым ч­м экзист­х и возр­х кризисов. Особенность закл­ся еще в  том, что требуются психотехнологии, которые могут работать одновр­но на когнит­м  (осознаваемом) уровне и глубинном (неосозн­м), где доступ возможен только через символику и  метафоры. Поэтому хорошие результаты дают техники арт­терапии и др. В кризисных ситуациях К   сожалению,   очень   часто   люди   оказываются   в   сложных   жизненных   условиях:   они   получают психологические   травмы,   испытывают   кризис.   Такие   ситуации   требуют   профессиональной психологической помощи. Психологическая   помощь   в   кризисных   ситуациях  отличается   от   обычной   консультации психолога. Она направлена на то, чтобы дать человеку возможность выразить свое состояние, не замыкаться   в   себе   и   помочь   пережить   и   преодолеть   этот   кризис.   Основной   задачей   такой психологической помощи является выход из травмирующей ситуации без потерь для здоровья. Причинами возникновения кризисной ситуации могут быть семейные конфликты, увольнение с  работы, разного рода насилие (физическое, психическое или сексуальное); а также произошедшая  катастрофа, террористическая атака или стихийное бедствие.Психологическая помощь в кризисных ситуациях направлена на то, чтобы помочь человеку  выразить свои болезненные переживания, которые насыщены самыми разнообразными эмоциями,  такими как страх, безысходность, чувство вины, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Психологическая помощь в кризисных ситуациях имеет свои особенности. Связаны они с тем, что  специалист, работающий с кризисом, должен обладать достаточной профессиональной подготовкой  и собственной стрессоустойчивостью, поскольку без специальных навыков постоянная работа с  горем и болью других людей ведет к профессиональному выгоранию. Психологическая помощь в кризисных ситуациях включает в себя:     помощь человеку в проговаривании случившегося; помощь в выражении чувств по поводу случившегося; работу с принятием ситуации; поддержку человека в процессе проживания кризисной ситуации. Психологическая помощь в кризисных ситуациях является одним из важнейших  направлений работы специалистов психологического центра «Респект».|   "День за днем" ­ 5 сентября  Голос совести Что такое постоянное чувство неудовлетворенности,  беспокойства, ­ обычное наше чувство, ­ как не заглушедный голос совести, говорящей в нас,  помимо нашего сознания, и часто, ломимо нашей воли, о неправде в нашей жизни. И пока мы живем  наперекор данному нам светлому закону, ­ этот голос не умолкнет, так как это голос самого Бога в  нашей душе... Читать полностью...                                                                     Голос совести  Что такое постоянное чувство неудовлетворенности, беспокойства, ­ обычное наше чувство, ­ как  не заглушедный голос совести, говорящей в нас, помимо нашего сознания, и часто, ломимо нашей  воли, о неправде в нашей жизни. И пока мы живем наперекор данному нам светлому закону, ­ этот  голос не умолкнет, так как это голос самого Бога в нашей душе. Обратное же, то редкое чувство  полной удовлетворенности, полноты и радости, ­ есть радость соединения божест­веного начала  нашей души с общей гармонией и божественной сущностью мира.  Хорошо ли я понимаю, отчего во мне может возникать чувство неудовлетворенности?  Боже, помоги мне быть последовательным в перестройке моей жизни, чтобы мир и душевный покой  уже больше никогда не покидали ее.  Сегодня, чувствуя в себе душевный покой, я не забуду поблагодарить за это Бога: Боже, помоги мне сегодня остаться трезвым ЧТО ДЕЛАТЬ? Настоящая помощь алкоголику начинается с жены, родителей, а для этого надо отказаться от борьбы и пособничества. Самое сложное – понять, что ваш муж/сын/дочь всё равно будут делать так, как считают нужным, и изменить алкоголика не в ваших силах. В ваших силах сделать шаг к выздоровлению ваших близких. Первое, что вы должны сделать: это научиться отделять человека от его болезни, т.е. любить мужа/ сына / дочь, но ненавидеть болезнь. Китайская мудрость гласит: «Чтобы держать, нужна сила, чтобы отпустить, нужна мудрость». Любить – это не значит, всё делать   за   другого   человека.   Любить   –   значит   уважать   право   человека   на   собственную   судьбу. Каждый   человек  индивидуален  и   он  пришёл  в  этот  мир,   чтобы   пройти  свой  собственный   путь развития от начала до конца. А многие жены, родители берут на себя полную ответственность за его выздоровление,   тем   самым,   лишают   его   возможности   бороться   за   жизнь.   Когда   прекращается гиперопека со стороны жены, родителей, то у наркомана/алкоголика чаще всего появляется страх засвоё   дальнейшее   существование   и   возникает   шанс   реально   искать   путь   к   выздоровлению.   Мы понимаем, что сейчас будет буря протеста, Вы и не обязаны так поступать, но мы точно знаем, что многие зависимые решили что­то предпринять для своего выздороавления только тогда, когда им пришлось самим нести ответственность за последствия своей болезни. А вот вам и второй совет. Не принуждайте наркомана/алкоголика лечиться, т.к. те, кто лечится под нажимом, имеют во время терапии лишь одну цель: успокоить родственников. А после выписки из больницы, реб.центра первое, что он сделает и чаще всего в первый же день, неделю, месяц побежит за дозой/бутылкой. Есть хорошая поговорка: "Лошадь можно привести к водопою. Но заставить пить ­ не возможно!!!" Третье – не ввязывайтесь в бесконечные, изматывающие пререкания по поводу образа жизни вашего мужа/ сына /дочери, их друзей и знакомых. Тем самым, Вы увеличиваете "пропасть" между Вами и близким   человеком.  Ваша  главная  сейчас  задача  – начинать  самим  выздоравливать,   так как  вы живёте в состоянии хронического стресса. Семья алкоголика может выздоравливать даже в тех случаях, когда алкоголик не лечится. В этом может помочь "жёсткая любовь" из программы "12 Шагов"   Если   ваш   ребенок   (или   иной   близкий)–   алкоголик/наркоман   Жесткая   любовь   Близкие, живущие рядом с человеком, пристрастившимся к алкоголю/наркотикам, реагируют, на изменение его   поведения   обычно   одинаково:   обиды,   гнев,   чувство   виновности,   нервные   срывы,   ощущение бесполезности и бессилия. Чувство вины Вся   семья   алкоголика/наркомана   выбита   из   нормальной   колеи   жизни   и   страдает.   Обычно родители ощущают ответственность за состояние ребенка и задают себе вопросы: "Где упустили? В чем   наша   ошибка"?   Вопросы   правомерные,   но   даже   ответив   на   них,   вы   не   найдете   выхода   из ситуации. Самому же алкоголику/наркоману выгодно, что вы ощущаете себя виновными, и он/она так же прилипают к этой мысли: "Это вы во всем виноваты ­ никогда не понимали меня! Вы всегда только стремились подавлять меня, командовать, унижать (или вам не было дела до меня и т.)." И все это еще больше усиливает чувство вины родителей (или супругов). Гнев. Все в семье становятся раздражительными.   Нет   ничего   удивительного,   что   обычно   уравновешенные   и   здравомыслящие взрослые   под   влиянием   резко   изменившегося   поведения   своего   ребенка,   начинают   говорить   и совершать   поступки,   ранее   им   не   свойственные.   В   период   психического   срыва   люди   могут действовать   как   буйные   сумасшедшие.   Родители   могут:   упрекать,   угрожать,   обзывать,   ругать, упрашивать,   даже   бить.   Но   ни   одно   из   этих   средств,   конечно,   не   идет   на   пользу   ситуации. Наркоман/алкоголик только ощущает угрозу и неприятие его близкими; эти чувства добавляют ему смятения к больному состоянию.                                               Вредящая защита своего ребенка С целью защитить и уберечь от лишних неприятностей многие родители сами раздают долги, сделанные алкоголиком/наркоманом, звонят в школу или на работу и придумывают причины его отсутствия, лгут на звонки по телефону. Родители боятся, что алкоголик / наркоман навредит своей жизни, потому они пытаются вмешаться и исправить его поступки, исходя из лучших намерений. Возможно,   многие,   в   первую   очередь,   думают   и   о   своей   репутации.   Многие   делают   все   это, движимые чувством виновности. Другим невыносимо видеть сына/дочь страдающими. Награды за плохое поведение Когда алкоголика/наркомана спасают и заглаживают его ошибки, именно этим родители усиливают его склонность продолжать поведение, являющееся основной причиной его беды.   Ведь   за   свое   плохое   поведение   он   получает   вознаграждение   ­   сначала   в   виде   кайфа   от алкоголя /наркотика, а потом еще и облегчение всех последствий ­ на работе все улажено, долги ­ отданы, проданные вещи заменены новыми.  Таким  образом "заботливые  "родители сделали  все, чтобы ребенок не столкнулся с результатом своего поведения и не сделал бы выводов. Ребенок, которого постоянно прощают за то, что он/она пропускает, а потом и теряет работу/учебу за то, что не несет обязанности по дому, то, что теряет (а потом и ворует) деньги или вещи ­ такой ребенок практикует в своей семье быть безответственным, непригодным к жизни в обществе. Уходит любовь В семье, где нарастает пристрастие к алкоголю, наркотикам, ощущается уменьшение чувств любви. Мы ­ только люди, поэтому зачастую, любовь ваша обусловлена. Если любовь не вознаграждаетсяожидаемым, она угасает. Любовь живет любовью. Если же в ответ на любовь нет ничего хорошего, она становится горечью. Нужна жесткая любовь Когда наркотики (включая и алкоголь) становятся для   употребляющих   их,   важнее   по   значению,   чем   его   близкие,   чувство   любви   подвергается испытанию   и,   к   сожалению,   зачастую,   злоупотребления   постепенно   убивают   любовь.   Родители алкоголиков/наркоманов, уже осознавшие губительность своего поведения пособничества, выявили альтернативу такому поведению, это "жесткая любовь". Любить своего ребенка жесткой любовью, значит заботиться о нем настолько, чтобы уметь сказать ему "нет!" в ответ на злоупотребление, не вредить ему, но быть готовым обидеть обидчика. Твердая любовь говорит алкоголику/ наркоману: "Все, хватит. Мы отказываемся вытаскивать тебя из проблем, которые ты создаешь себе сам; мы тебя любим и потому говорим тебе: хочешь страдать ­ страдай. Не хочешь ­ ищи путь спасения". Когда родители найдут в себе силы и терпение осуществлять жесткую любовь, начинается несение ответственности каждым за себя, и, следовательно, процесс оздоровления. Это единственный шанс на избавление от болезни – алкоголизма/наркомании, которой поражены все члены семьи, в той или иной   степени.   Чтобы   родственники   смогли   лучше   понять   сущность   этой   болезни,   я   предлагаю прочитать символическое письмо алкоголика своим родственникам: МОИМ БЛИЗКИМ Я   болен   зависимостью.   В   одиночку   с   этой   болезнью   мне   не   справиться.   Мне   нужна   ваша помощь, и поэтому я прошу вас: Не позволяйте мне обманывать вас. Принимая мою ложь за правду,   вы   поощряете   меня   лгать   дальше.   Посмотреть   правде   в   лицо   может   оказаться больно,   но,   пожалуйста,   сделайте   это.   Не   поддавайтесь   на   мои   уловки,   с   их   помощью   я пытаюсь избавиться от ответственности за самого себя. И к тому же, перехитрив вас, я могу потерять уважение к вам. Когда я не трезв – не читайте мне нотаций, не пытайтесь ругать или хвалить меня, обвинять или спорить со мной. Даже если от этого вам станет легче, ситуация   только   ухудшится.   Не   верьте   моим   обещаниям.   Я   раздаю   их,   чтобы   оттянуть расплату. И не идите на уступки, если мы о чём­то уже договорились. Нервничая и срываясь из­за меня, вы губите себя, а значит, теряете возможность мне помочь. Даже из страха за меня   не   делайте   того,   что   должен   делать   я   сам.   Не   старайтесь   скрыть   от   других   мои проблемы с алкоголем и не пытайтесь сгладить их последствия – это лишь продлит мою болезнь. А самое главное – не обманывайте себя, как это пытаюсь сделать я. Зависимость – моя болезнь – будет усиливаться, пока я не прекращу пить. А чтобы остановиться, мне нужна помощь   врача,   психолога,   выздоравливающего   алкоголика,   помощь   Бога.   Одному   мне   не справиться.   Я   ненавижу   себя,   но   я   люблю   вас.   Если   вы   не   поможете   мне   –   я   погибну. Пожалуйста, помогите! Ваш больной родственник, друг или просто знакомый. В большинстве семей, в которых проживают больные с химической зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость (об этом я уже писала выше). Когда говорят о низкой эффективности лечения больного с химической зависимостью, то часто сетуют на то, что "больной вернулся в ту же среду". Действительно, среда может способствовать рецидиву болезни, особенно внутрисемейная   среда.   Химическая   зависимость   —   семейное   заболевание,   поэтому   помощь необходима как больному, так и родственникам, проживающим совместно с ним. Автор: Малкина­Пых И.   ОТ АВТОРА На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально  захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и  чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что  недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во  внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание,  реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек так или иначе психологически  вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд  этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим  психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном  восприятии. Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и  психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций,  понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и  мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер  психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее  интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей  личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий. На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими  ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное  общение. На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная  эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений.  При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с  изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют  формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие  выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих  впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно  снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям. При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует  принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда  кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не  только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность,  распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями  предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально  определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на  производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические  процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными  становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей,  побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность  оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы  эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической  практики. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой справочник по теории и методам  оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремальной ситуации,  так и на отдаленных этапах. Поэтому книга содержательно состоит из двух частей: первая глава  посвящена работе психолога в очаге экстремальной ситуации. Она включает не только известные на сегодняшний день техники психологического вмешательства  (например, такие, как дебрифинг), но и набор рекомендаций по выживанию в экстремальных  ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Нам показалось важным  включить эти разделы в справочник, поскольку этими навыками, безусловно, должен владеть  психолог, работающий в очаге экстремальной ситуации. Другие главы справочника посвящены описанию методов психологической работы с отдаленными  последствиями экстремальных ситуаций. Эти ситуации характеризуются прежде всего  экстремальным воздействием на психику человека, вызывающими у него травматический стресс,  психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в  посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная  реакция на сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью ситуации. Общие закономерностивозникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретно травматические события  послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, хотя в психологической  картине ПТСР специфика травматического стрессора (военные действия, насилие и т.д.),  несомненно, находит отражение. Однако главным является то, что эти события носили  экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали  интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности. Глава 2 посвящена рассмотрению вопросов диагностики ПТСР, а глава 3 – описанию некоторых  моделей и техник психотерапии, хорошо зарекомендовавших себя при работе с данным  расстройством. Главы 4–8 посвящены рассмотрению конкретных случаев экстремальных ситуаций, наиболее часто  приводящих к возникновению ПТСР, таких, как: насилие над женщинами и детьми, участие в боевых действиях, переживание острого горя (утраты), суицидальное поведение. Каждая глава построена  таким образом, что большую часть занимает описание конкретных техник психотерапии ПТСР, в  первую очередь в виде групповых тренингов. Глава 9 посвящена вопросам вторичной травматизации людей, работающих с травмой – психологов,  спасателей, ликвидаторов. Владение навыками психологической само­ и взаимопомощи в условиях  кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение для специалистов службы экстренной  психологической помощи – не только в целях предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстро реагировать в  чрезвычайных ситуациях. Справочник предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов, работающих как  непосредственно в экстремальных ситуациях, так и с их отдаленными последствиями. Это не  учебник по теории и не исследование. Этот справочник, в первую очередь, сборник техник, точнее –  упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей  практической работе. Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для  самостоятельного использования людьми, не имеющими психологического образования. Занятия  проводятся под руководством терапевта, и только после того, как какая­либо техника будет  освоена, их можно выполнять и самостоятельно, например – в виде домашнего задания.  ПРЕДИСЛОВИЕ Чрезвычайные ситуации получают в современных социально­политических условиях все более  широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф,  стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к  психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков,  социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который  включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или  пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы  психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии. Значительное внимание уделяется в психологической литературе выявлению, психологическому  анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв  экстремальных происшествий. В частности, психологические феномены, возникающие в условиях  воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием  посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства,  Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие  воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти  состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных  переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в  этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают  дезорганизующее воздействие на интеллектуально­мнестическую деятельность человека, затрудняя  процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие,  как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности,правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из  стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования  человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей­психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных  ситуациях. В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием  экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного поведения, как  алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь  или наркотик могут использоваться в качестве релаксирую­щих средств, позволяющих снять или  частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Чрезмерный стресс  может влиять и на витальные (жизненные) функции, такие, как сексуальное поведение или питание.  Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые эмоционально­негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и  нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей­психиатров. Между тем  подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью  личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью  дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах. Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными,  что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не  может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений – когда  личностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым  воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алкоголем,  лекарственными препаратами. Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также  и разнообразные психосоматические расстройства. Психологи активно исследуют причины  возникновения так называемых психосоматических заболеваний, при которых наибольшее значение  имеют именно психологические факторы. Такие соматические страдания, как язвенная болезнь  желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертония или  ишемическая болезнь сердца, – часто возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств на фоне  длительных и интенсивных состояний гнева, ярости, злости или страха, отчаяния, депрессии и  печали. Таким образом, лица, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача. Психология экстремальных ситуаций имеет как свой теоретический аспект, связанный с изучением  особенностей психического функционирования в кризисе, так и практическое приложение, которое  определяется необходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в критических  ситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений  поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию  психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь  разрушительное воздействие как на психические, так и на соматические функции человека.  Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных  ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных  последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи  пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в  экстремальных ситуациях. В справочнике практического психолога, посвященном экстремальным ситуациям, который  предлагается вашему вниманию, раскрываются как теоретические аспекты, позволяющие понять  специфику этих ситуаций, их значение для человека, так и практические, прикладные аспекты: автор предлагает конкретные способы преодоления травматического стресса, конкретные формы  поведения, позволяющие справиться с чрезвычайными ситуациями. Тут также приводятся  конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но  также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным. Соловьева С.Л., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики Санкт­Петербургской государственной Медицинской академии им. И.И. МечниковаМатериал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь