"Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя"
Оценка 4.9

"Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
26.04.2020
"Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя"
психол. аспекты.docx

МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»

 

 

 

 

 

 

« ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

И

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учителя начальных классов

                                                          КНЫШОВОЙ    М. Е.

 

 

 

2020 год

         Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет учитель и классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается деятельность классного руководителя.

         Этой проблеме посвящено очень много публикаций и книг, особенно 6летним первоклассникам. Меняется время, социальная среда, жизненные приоритеты, меняются сами дети, с которыми приходится работать учителю и классному руководителю. Меняются и акценты обучения, развития и воспитания. В связи с этим меняются и особенности, которые должен учесть учитель в своей работе.

         В этом учебном году я работаю в 3 классе. Поэтому я подробно остановлюсь на особенностях развития 3классников.

         Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отличают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

         Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит «скачок» в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

         Новые способности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим». Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психологическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением.

         Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми, в беседе с родителями.

         Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие дети имеют лучшие показатели развития внимания.

         Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания; а обучение чтению – с устойчивостью внимания.

         Таким образом, развивая различные свойства внимания можно повысить успеваемость по разным учебным предметам. Объём внимания очень плохо поддаётся влиянию, но даже он увеличивается в 2,1 раза за начальную школу. Распределение, переключение и устойчивость можно и нужно у ребёнка тренировать.

         Для успешности в учёбе необходимо развивать память младших школьников. Наиболее распространённый приём запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако, при возрастающем объёме учебного материала, он перестаёт себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы. Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приёмы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью.» (Л.Н.Толстой) В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

         Важная роль в работе с детьми принадлежит и развитию мышления. Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, необходимо учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и др.) Не следует забывать и о качественном своеобразии мышления в младших классах.

         Несмотря на интенсивное развитие понятийного мышления большинство детей до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

         А теперь о развитии интереса к чтению.

         К 3 классу у детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Одни читают охотно и много, другие читать не любят. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребёнка с книгой. Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребёнка. Если есть проблемы с речью, нужно обратиться к логопеду.

         Специалисты по проблемам детского чтения утверждают, что для улучшения навыка чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок, получающий эмоциональную поддержку взрослых, уверенный в себе, легче обучается всему, не только чтению.

         Между тем, многие 3классники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей

(взрослых).

         В заключении выступления, могу порекомендовать книгу Овчаровой «Практическая психология в начальной школе», с помощью которой можно проводить диагностику психологических процессов, проводить занятия и упражнения по развитию этих процессов, коррекции поведения.

         Хорошие советы и рекомендации, а именно особенности развития и воспитания 6летних 1классников, содержатся в спецвыпусках газеты «Начальная школа» №№ 13,14 за 2007 год по программе «Начальная школа ХХΙ века» (система Виноградовой), которые будут интересны учителям начальных классов, работающим в1х классах и по другим программам.

В современном мире по этой теме советы и рекомендации можно найти и в Интернете, но к ним нужно подходить критически, искать достоверные источники


 

МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» «

МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» «

Маленький человек идёт в школу

Маленький человек идёт в школу

Приёмы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию

Приёмы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020