Психологические аспекты в обучении детей коррекционных классов
Оценка 4.8

Психологические аспекты в обучении детей коррекционных классов

Оценка 4.8
docx
05.11.2020
Психологические аспекты в обучении детей коррекционных классов
психологические аспекты в обучении.docx

ГОУ РК «Республиканский центр образования»

г.Сыктывкар Республики Коми

Учитель  русского языка и литературы Истомина Ольга Егоровна

 

Психологические аспекты в обучении детей коррекционных классов

Исследования последних лет свидетельствуют о возрастании нагрузок на нервную систему и психику человека. Все особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний.

Педагогика и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагог должен знать человека и его особенности, законы психического деятельности и развития  личности.

Термин «психологическое здоровье»  относят к  благополучной личности в целом, а «психическое здоровье» - это нормальная работа отдельных психических процессов и механизмов.

Педагог может, самостоятельно наблюдая за поведением учащихся, выявить психологически нездоровую личность:

1.      Защитная агрессивность (внутреннее напряжение  обусловливает повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Такие дети обычно вызывают недовольство учителя.

2.      Демонстративная агрессивность (мешают вести уроки, вызывают недовольство учителя, что приводит к снижению учебной мотивации).

3.      Компенсаторная агрессивность (позволяет показать собственную силу и значимость).

4.      Страх самовыражения.

5.      Инфантильная позиция, социальная незрелость.

6.      Устойчивый комплекс неполноценности.

С точки зрения медицины все эти дети – «лица с ограниченными возможностями здоровья».

Сегодня много детей, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», а наши учащиеся нездоровы и психически, и психологически.

«У детей с задержкой психического развития и детей- олигофренов наблюдается недостаточность положительных переживаний, в то же время у них сильнее развиты эмоции страха и гнева, что неблагоприятно влияет на их поведение» (Хасай Алиев)

Эффективность работы современного учителя во многом определяют и психологическая, и даже психотерапевтическая составляющие.

Каковы же педагогические условия, способствующие сохранению психологического здоровья учащихся?

-психологический климат в классе, на уроке, взаимоотношения на уроке:

-между учителем и учениками (комфорт – напряжение;  сотрудничество – авторитарность; индивидуальные – фронтальные; учет возрастных особенностей достаточный – недостаточный)

-между учениками (сотрудничество – соперничество; дружелюбие – враждебность; заинтересованность – безразличие; активность – пассивность)

-наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, небольшое стихотворение, музыкальная минутка, физминутка, использование цвета и т.д.

-стиль педагогического общения учителя с учащимися;  

-характер проведения опросов, проблема оценок и т.д.

Умственно отсталого ребенка радует получение всякой отметки (не обязательно пятерки), за исключением двойки.

Чем больше отметок поставит учитель, тем с большим воодушевлением будет трудиться ученик. Нельзя, чтобы учитель забывал поставить отметку, откладывая ее на неопределенное время.

Отметка должны следовать непосредственно за ответом ученика. В отдельных случаях учитель может сразу отметку не поставить, но предупредить ученика, что тот должен через некоторое время дополнить свой ответ, оформить работу в тетради и т.п. Иногда учитель предупреждает двух, трех учеников, что будет наблюдать за их работой в течение всего урока, и поставит в конце занятия отметку.

 Перечисленные и  другие аналогичные и факторы - это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым  можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить систему общего образования в здоровьесберегающую.

Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.

Метод наблюдения за деятельностью ребенка.

Метод беседы. Беседа предполагает получение  информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами).

Метод экспериментального изучения ребенка.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:

- простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

- одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, "хорошо", "дальше";

- вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

- наводящие вопросы;

- подсказка, совет действовать тем или иным способом;

- демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;

- обучение тому, как надо выполнять задание.

Как создать условия для становления психологически здоровой личности:

-просьба вместо требования и приказа;

-убеждение вместо агрессивного словесного воздействия;

-организация вместо жесткой дисциплины;

-компромисс вместо конфронтации;

-доброжелательное прикосновение;

-подбадривание;

-снятие напряженного состояния;

-защита и др.

«У каждого ребёнка своя особая миссия. Это значит, что каждый ребёнок есть неповторимость и наделён от природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей» (Ш. Амонашвили )

Психологическое изучение личностных особенностей детей  с психическими заболеваниями позволяет раскрыть возможности   ребёнка, его индивидуальные особенности, установить контакт с ним, обеспечить индивидуальный подход.

В психолого-педагогической характеристике, общей для всех олигофренов, отмечается отсутствие познавательных интересов, малая любознательность, низкий уровень обучаемости, быстрая утомляемость, раздражительность.

Дети, страдающие шизофренией, бывают беспомощными при выполнении простейших заданий и отказываются от работы, им «неохота» думать.

При ревматическом поражении нервной системы наблюдается суетливость, двигательное беспокойство. Детям нельзя делать резких замечаний, т.к.  состояние ребенка может ухудшиться. Необходимо дать ребенку отдых, сменить вид деятельности. В общении с такими детьми нужно доброе, ровное отношение и огромное терпение.

 Все эти особенности психических процессов детей с нарушением интеллекта влияют на характер протекания их деятельности. У них отмечается несформированность навыков учебной деятельности, и это важно учитывать при планировании учебного материала.

 

 Процесс обучения умственно отсталых детей имеет существенную специфику.

 Она проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения.

Поскольку  у таких  детей отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они быстро устают, то требуется  включение в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций.

Память у наших  детей характеризуется сужением объема запоминаемого материала, замедленным темпом запоминания, поэтому в коррекционных классах учащиеся нуждаются в многократном повторении – до 10-15 раз за урок.

Для таких детей характерна узость объема восприятия. Нормальный школьник видит не один предмет, а до 10-12 соседних, а наши дети видят лишь один объект, который находится в поле их зрения. Они не могут одновременно делать два дела.

Особые трудности  возникают при обобщении предметов и явлений (они плохо понимают тексты со скрытым смыслом, пословицы, загадки, они не понимают юмора, поэтому учителям это тоже надо учитывать.

У  умственно отсталых детей наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, крайне беден активный словарь, поэтому важно постоянно побуждать их к речи, расширять словарный запас.

Учащиеся не всегда достаточно четко представляют, насколько успешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оценивают свои знания, умения.

При оценивании наши учителя реализуют принцип относительной успешности: оценивать не конечный результат, а процесс его получения.

 

Все педагоги нашего отделения   соблюдают этические правила на основе принципа «Не навреди!» :

Не унижайте своих учеников, а чаще отмечайте их достоинства и успехи.

Не конфликтуйте с учениками, а приобщайте их к сотрудничеству .

Не жалуйтесь на ученико , а ищите выход из любой самой сложной ситуации.

Не относитесь предвзято-негативно к своим ученикам.

Не разглашайте секретов ваших учеников, если они их вам доверяют.

Не перегружайте учеников непосильными для них задачами и заданиями.

Мы все стараемся выявить у детей способности, интересы, склонности, ищем новые формы работы с детьми, например,   общешкольные  мероприятия в РПБ, в которых участвуют учащиеся  не только  учащиеся  общеобразовательных  классов, но  и коррекционных классов.

  Каждый учитель ведет свою страничку по предмету, и все это, конечно, в игровой форме.   Создаем праздничную атмосферу, оформляем класс, используем музыку, видеопроектор, рисуем, решаем ребусы, проводим физминутки, релаксацию и т.д.

Такие мероприятия способствует творчеству, поддерживают состояние психологического комфорта, детям они очень нравятся, все активно участвуют  в них.   

Цели:

Формирование умений устанавливать связи между предметами, явлениями, событиями, разъяснение их роли в практической жизни.

 Развитие внимания, восприятия, памяти, логического мышления, воображения, творческого мышления.

 Воспитание собранности, внимательности, наблюдательности, коммуникативности, находчивости, сообразительности.

Задачи:

 Организовать доброжелательную творческую обстановку, где ребята могут свободно выражать свои мысли, активно работать.

 Создать ситуацию «успеха», необходимые условия для самостоятельной работы учащихся.

 Принципы: здоровьесберегающий, личностно-возвышающий, «педагогического оптимизма» и др.

Методы: демонстрация, иллюстрация, рассказ, эвристическая беседа, поисковая деятельность, групповая дискуссия, коллективное творчество и др.

 

Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит педагогу, а влияние педагога на своих воспитанников реализуется в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности, психологического здоровья, уровня любви и авторитета.

Функции, которые выполняет педагог при проведении коррекционно-развивающей работы, сво­дятся к следующим: а) объяснять, б) помогать, в) контролировать. Кроме того, взрослый стимулирует активную умственную деятель­ность ребенка.

 

Использованные интернет-источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/12/08/korrektsionnaya-rabota-s-uchashchimisya-kak-vazhnyy-aspekt

http://wiki.1vc0.ru/knigi/rubinshtejn-s-ya-eksperimentalnye-metodiki-patopsixologii-1999-g.html

https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4165

http://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/571408-1-artemeva-psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-razvitiya-lic-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-kratkiy-konspekt-l.php

https://www.uchportal.ru/publ/16-1-0-4522


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОУ РК «Республиканский центр образования» г

ГОУ РК «Республиканский центр образования» г

Каковы же педагогические условия, способствующие сохранению психологического здоровья учащихся? -психологический климат в классе, на уроке, взаимоотношения на уроке: -между учителем и учениками (комфорт – напряжение;…

Каковы же педагогические условия, способствующие сохранению психологического здоровья учащихся? -психологический климат в классе, на уроке, взаимоотношения на уроке: -между учителем и учениками (комфорт – напряжение;…

Как создать условия для становления психологически здоровой личности: -просьба вместо требования и приказа; -убеждение вместо агрессивного словесного воздействия; -организация вместо жесткой дисциплины; -компромисс вместо конфронтации;…

Как создать условия для становления психологически здоровой личности: -просьба вместо требования и приказа; -убеждение вместо агрессивного словесного воздействия; -организация вместо жесткой дисциплины; -компромисс вместо конфронтации;…

При ревматическом поражении нервной системы наблюдается суетливость, двигательное беспокойство

При ревматическом поражении нервной системы наблюдается суетливость, двигательное беспокойство

Все педагоги нашего отделения соблюдают этические правила на основе принципа «Не навреди!» :

Все педагоги нашего отделения соблюдают этические правила на основе принципа «Не навреди!» :

Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит педагогу, а влияние педагога на своих воспитанников реализуется в процессе педагогического общения и деятельности

Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит педагогу, а влияние педагога на своих воспитанников реализуется в процессе педагогического общения и деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020