Психологические основы умственной деятельности.
Познавательная деятельность протекает в двух видах: восприятие
(сенсорная и практическая форма) и мышление. Они представляют собой
разные стороны познания, которые различаются объектами (что познается) и
средствами, внутренними механизмами (как осуществляется познание).
Поэтому познавательные способности делятся:
а) сенсорные способности - это восприятие предметов и их внешних
свойств, что больше способствует формированию эмпирического
мышления;
б) интеллектуальные способности - выявление скрытых свойств
предметов, их связей и отношений, что влияет на формирование
теоретического мышления.
При чувственном восприятии, в основном, познаются внешние свойства
предметов (величина, цвет, форма, положение в пространстве). Они
отражаются в сознании в виде представлений и образов. Наивысшей формой
отражения является теоретическое мышление, которое является средством
познания внутренних свойств предметов и связей между ними:
количественных, временных, причинно-следственных, пространственных.
Результаты мышления влияют на развитие психических процессов: каково
мышление у ребенка - такова его психика.
Восприятие и мышление тесно связаны между собой. Восприятие - это
основа для развития мышления. В свою очередь, мышление совершенствует
и кристаллизует восприятие. Поэтому для обеспечения полноценного
умственного развития ребенка необходимо одинаково заботиться как о
развитии восприятия, так и мышления.
В учебной деятельности происходит не только научение, но и
воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания,
умения и навыки, но формируются, закрепляются определенные качества
личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера
и т.д.
Основное содержание воспитательной работы в начальных классах
связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных
интересах, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и
саморазвитии. Все это закладывается уже с дошкольного возраста и зависит
от окружающей среды и активности самого ребенка.
В конце младшего школьного возраста закрепляется потребность в
достижении успехов и потребность избегания неудач. Дети начинают
различать способности и прилагаемые усилия и понимают, что их успехи
зависят от старания. Большое влияние на осознание личностных и
внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки,
даваемые им взрослыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.