Формирование ценностного отношения личности ребенка к себе, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.
Компоненты воспитания
Когнитивный — гендерное самосознание: «Я знаю, что я девочка/мальчик».
Эмоциональный — гендерная идентичность (переживания): «Я чувствую себя девочкой/мальчиком».
Поведенческие роли — гендерные роли и особенности поведения (поступки): «Я веду себя как девочка/мальчик»
Дифференцированные представления-«Мы – разные»
Девочки
Требуют спокойной обстановки,
последовательно выстроенной деятельности.
Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения.
Лучше адаптируются; нацелены на общение.
Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими людьми.
Психологический портрет
Девочек чаще привлекают домашние дела.
Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.
У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено.
Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.
Девочки
Мальчики
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке.
В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы.
Девочки
Мальчики
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.
Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.
В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям.
Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно.
Девочки
Мальчики
Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.
Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.
Девочки
Мальчики
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их гендерного развития родители могут найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола с целью становления у них позитивной идентичности, способствующей их дальнейшей успешной социализации.
Гендерное воспитание
А с четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.