Взаимосвязь межличностных отношений и самооценки личности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основания исследования взаимосвязи межличностных отношений и самооценки личности………………………5
1.1. Понятие межличностных отношений и его характеристика…….………..5
1.2. Понятие самооценки и его характеристика…………………………..…..10
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных отношений и самооценки личности …………………………………...……18
2.1. Программа эмпирического исследования…………………………………18
2.2. Анализ результатов измерения самомониторинга……………………….19
2.3. Анализ результатов исследования субъективной оценки межличностных отношений………………………………………………...…………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………...28
Литература………………………………………………………………...…….30
Приложения……………………………………………………………………..31
Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Проблемой межличностных отношений в юношеских группах серьезно занимались следующие ученые: Ольшанский Ю.В., Прихожан А.М., Бим-Бад Б.М., Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б., Столяренко Л.Д., Кон И.С., Ефимкина Р.П. и др.
Цель курсовой работы: изучить особенности межличностных отношений в юношеском возрасте и выявить влияние статусного положения юношей и девушек в группе сверстников на формирование уровня их самооценки личности
Объект исследования: межличностные отношения в юношеском возрасте.
Предмет исследования: психологические особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
Гипотеза: существует взаимосвязь среди самооценки межличностных отношений и уровнем самооценки личности. Чем выше будет уровень самооценки, тем ниже осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «межличностные отношения» и дать психолого-педагогическую характеристику понятия самооценки.
2. Выявить особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в юношеском возрасте.
3. Подготовить и провести исследование межличностных отношений и самооценки юношей и девушек, позволяющее подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
социометрия, методика изучения самомониторинга А.М. Снайдера и методика субъективной оценки межличностных отношений С.В. Духновского.
Глава 1. Теоретические основания исследования взаимосвязи межличностных отношений и самооценки личности
1.1. Понятие межличностных отношений и его характеристика
Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Если исключить все это из жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова.
Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека [5, с.21].
Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности [13. с. 114].
Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в современной науке еще недостаточно разработаны.
Отражением же этих объективных взаимоотношений между членами группы и являются субъективные межличностные отношения.
Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием [5. с. 32].
Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).
Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.
Поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.
Формирование межличностных отношений.
Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти. Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред. В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.
Виды межличностных отношений
Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.
С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными.
Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому [5, с.73].
По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные.
Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.
С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные.
В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.
Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.
С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.
Эмпатия как механизм развития межличностных отношений— это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие — эмоциональный и когнитивный процесс. Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.
В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).
Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование [5, с.116].
Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.
1.2. Понятие самооценки и его характеристика
В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля.
Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков [6,с.23] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [12, с.91].
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность [3, с.32].
Вид самооценки - это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо [12, с.82].
Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное [10, с.27].
Психиатры часто говорят о том, адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя [6, с.43].
Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором - безынициативность, трудность общения с другими [9, с.110].
Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.
Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким - это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.
Основными механизмами формирования самооценки являются:
а) усвоение оценок других людей. По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаем много нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и как мы ведем себя с ними [12, с.39].
б) социальное сравнение, то есть сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теория социального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальные существа, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающие себя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя когда сравниваем себя с другими.
Как правило, мы предпочитаем сравнение себя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точно поставить диагноз себе.
Выделяют также восходящее и нисходящее социальное сравнение. Восходящее сравнение - это сравнение себя с теми, у кого соответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогает определить нам стандарт или идеал. Нисходящее социальное сравнение - сравнение себя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать у нас комфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение. Когда мы сравниваем себя с другими, наша самооценка растет, если мы обнаруживаем в них какие-либо отклонения - эффект контраста. Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на нас, практически равен нам, наша самооценка растет в том случае, если мы находим в этом человеке что-то очень хорошее - эффект ассимиляции. Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень его самооценки падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Из этого также следует, что успех в своей группе на фоне относительных неудач окружающих могут стать более серьезной основой для повышения уровня самооценки, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе [12, с.14].
в) смысловая интерпретация жизненных переживаний.
г) теория самосознания. Состоит в том, что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают и сравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями [9, с.54]. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик. Также имеет значение, какие положительные и отрицательные качества, с точки зрения конкретного человека широко распространены, а какие являются относительно редкими. Самая низкая самооценка обнаруживается у людей, считающих что «идеальные» качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристики относительно редки.
Хотя люди обычно применяют один и тот же критерий для оценки себя и других, они часто более строги к самим себе. В формировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренние переживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человеком или плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным очень зависит и от того, что оно сам о себе знает, а не только от его престижа в обществе. Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротических фантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, или обладать детскими желаниями, о которых он стыдится поведать даже самым близким своим друзьям. Поскольку другие не обнаруживают своих внутренних склонностей, у каждого создается впечатление, что только он и некоторые другие неприспособленные индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках. Он не понимает того, что такие импульсы на самом деле достаточно широко распространены [10, с.76].
Самооценка - динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, системы материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности [3, с.117].
Подробно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот. По мере того, как вырабатываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакции других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли успокоят уговоры его друзей. Как только сформируется определенный уровень самооценки, появляется тенденция его к самоподкреплению. Все, что истолковывается как угроза самооценке, которой придерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестам окружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, они должны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить самооценку, обычно прикладываются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активируются некоторые типичные шаблоны поведения - защитные механизмы. Они позволяют человеку сохранить чувство личной ценности в своих собственных глазах.
Таким образом, каждый человек участвует в комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играет несколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляют собой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формирования его самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большой степени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не может позволить себе их разочаровывать [6, с.23].
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных отношений и самооценки личности
2.1. Программа эмпирического исследования
Предмет исследования: оценка межличностных отношений, диагностика самооценки
Объект: молодежь; 25 человек.
Характеристика выборки: студенты в возрасте от 18 до 21 года (12 юношей и 13 девушек; 25 человек)
Цель исследования: выявление уровня самопрезентации молодежи, оценка межличностных отношений.
Цель достигалась через решение следующих задач:
- выявить степень самооценки
- установить причины дисгармонии межличностных отношений
- определить взаимосвязь самооценки личности и уровня межличностных отношений
- сделать выводы о результатах проведенного исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь среди самооценки межличностных отношений и уровнем самооценки личности. Чем выше будет уровень самооценки, тем ниже осознаваемые взаимосвязи между людьми
Методики эмпирического исследования:
1.Тест самомониторинга А.М. Снайдера [11]
Данная методика помогает определить уровень контроля в процессе общения личности с другими людьми. Опросник состоит из 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации, которые следовало оценить как верные или неверные для себя.
Данная методика позволила нам выявить, насколько выражен коммуникативный самоконтроль у каждого из респондентов, что соответствует поставленной гипотезе.
2. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского[5].
Цель: определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.
Методика исследует напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.
Математико-статистические методы обработки данных:
Математико-статистические методы обработки данных: математико-статистическая обработка данных осуществлялась с использованием статистического пакета STATISTIСA 8.0; проводился корреляционный анализ Пирсона и сравнение двух несвязных выборок непараметрического критерия Манна – Уитни., шкала измерения самомониторинга была создана для эмпирического исследования этого процесса (Self-MonitoringSkale).
2.2. Анализ результатов измерения самомониторинга
Исследование самопрезентации связано с пониманием базовой человеческой потребности в общении и значимости формирования благоприятного впечатления о себе.
Данное исследование связано с пониманием базовой человеческой потребности в общении и значимости формирования благоприятного впечатления о себе.
С целью выявления уровня самопрезентации у студентов, были получены данные по 25-ти респондентам, среди которых 13 женщин и 12 мужчин в возрасте 18-21 года.
Шкала измерения самомониторинга (Self-MonitoringSkale). представляет собой набор из 18 высказываний, которые касаются личного поведения. Они построены по принципу «правда — ложь» (Приложение 1). По мнению автора, с помощью шкалы самомониторингавыявляются значительные различия в самоконтроле и экспрессивном поведении. Основное назначение шкалы самомониторинга — диагностика индивидуальных различий в управлении впечатлением, выявление гибкости (лабильности) поведения во взаимодействии с другими людьми. Гибкость поведения достигается за счет способности адекватно воспринимать состояние и поведение партнера по общению, постоянно контролировать и изменять собственное поведение с учетом полученной о человеке информации и требований коммуникативной ситуации.
Результаты представлены в сводной таблице 1 (Приложение 2)
Сравнительный анализ СМ респондентов и среднее значение по выборке (9,92) показал, что можно выделить 3 эмпирические группы респондентов:
I группа (высокий уровень СМ) от 11 до 15 баллов- в нее вошло 9 человек, что составило 36% от общего количества
II группа (средний уровень СМ) от 6 до 10 баллов- в нее вошло 12 человек, что составило 48 % от общего количества
III группа ( низкий уровень) от 6 до 7 баллов- в нее вошло 4 человека, что составило 16 % от общего количества
Среднее значение в 3 группах разного уровня СМ
В исследовании установлено, что уровнем, самомониторинга выше среднего значения обладают 9 человек, что составляет 36% от общего числа респондентов.
Индивиды с высоким уровнем самомониторинга намного лучше способны намеренно выражать и передавать широкий спектр эмоций вербальными и невербальными средствами, чем те индивиды, у которых оценки по шкале самомониторинганизкие. По сравнению с индивидами с низким уровнем самомониторинга, они могут эффективно и убедительно демонстрировать сложные черты характера и поведенческие реакции, такие как настороженность, замкнутость, интровертированность. А затем «изображать» себя уже дружелюбными, открытыми, экстравертированными.
Средним уровнем самомониторинга обладают большинство респондентов– 12 из 25, что составило 48%
Такие люди особенно чувствительны к экспрессивным реакциям и самопрезентации других; они умеют учитывать специфику данной социальной ситуации и осуществляют контроль и управление собственной вербальной и невербальной самопрезентацией с учетом этих факторов. Такие люди готовы модифицировать свое поведение, демонстрируют значительную вариативность поведения, используя большое количество поведенческих стратегий для того, чтобы получить позитивные результаты в любом социальном взаимодействии; они адаптивны, гибки и прагматичны. Этим людям свойственна социальная смелость, активность; они более жизнерадостны, разговорчивы, подвижны, дипломатичны в отношениях с окружающими. При стремлении создать благоприятное впечатление о себе демонстрируются только лучшие качества.
Низким уровнем самомониторинга обладают 4 респондентов, что соответствует 16%.
Такие люди не столь внимательны к социальной информации, являются менее гибкими в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Их поведение управляется — в функциональном смысле — внутренним эмоциональным состоянием. Они выражают себя так, как чувствуют; их поведение не реализуется в самопрезентации, созданной соответственно данной конкретной ситуации. Во взаимодействии с другими могут проявляться прямолинейность, сдержанность в контактах, демонстрируется поведение, соответствующее собственным установкам, ценностям, упорство в отстаивании своего мнения. Люди с низким уровнем самомониторинга самодостаточны по натуре, в меньшей степени подвержены влиянию ситуации, принципиальны, откровенны.
Таким образом, большинство респондентов обладают средним уровнем самопрезентации.
2.3. Анализ результатов исследования субъективной оценки межличностных отношений
С целью оценки межличностных отношений среди студентов была выбрана методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского, которая представляет собой опросник из 40 вопросов+ ключ к опроснику (приложение 3)
Была сделана та же выборка респондентов – 25 студентов (13 женщин и 12 мужчин) в возрасте 18-21 год.
После проведения методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С.В. Духновского и обработки результатов нами были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики «Субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений»
|
Напряженность |
Отчужденность |
Конфликтность |
Агрессия |
|
|||||
1 Полещук В-18л-Ж |
7 |
4 |
5 |
7 |
|
|||||
2 Коровкина Н.-21 г.- Ж |
10 |
8 |
7 |
8 |
|
|||||
3 Костюченко Р. 21 г. Ж |
10 |
9 |
7 |
8 |
|
|||||
4 Дмитриева Л. 19 л.- Ж |
5 |
7 |
6 |
6 |
|
|||||
5 Сизова Н. 21 г. Ж |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
|||||
6 Недорезова О. 18 л.Ж |
5 |
8 |
4 |
8 |
|
|||||
7 Бабич А. 18 л. Ж |
5 |
5 |
5 |
2 |
|
|||||
8 Демидик С.- 20 л. Ж |
7 |
6 |
6 |
6 |
|
|||||
9 Егорова Г. 21г. Ж |
5 |
6 |
7 |
4 |
|
|||||
10 Бондарева И. 21г. Ж |
5 |
6 |
6 |
7 |
|
|||||
11 Артеменко Л. 20л Ж. |
5 |
4 |
6 |
6 |
|
|||||
12 Гаврилова М. 19л. Ж |
3 |
5 |
7 |
7 |
|
|||||
13 Шемякина М. 20 л. Ж |
3 |
5 |
7 |
5 |
|
|||||
14 Середа Е. 20 л. М |
5 |
6 |
5 |
7 |
|
|||||
15 Данилов Д. 21г. М |
5 |
8 |
6 |
7 |
|
|||||
16 Данилюк В. 18 л. М |
5 |
5 |
8 |
8 |
|
|||||
17 Москвин И. 20 л. М |
6 |
5 |
4 |
8 |
|
|||||
18 Шкробко Ж. 19 л. М |
6 |
10 |
3 |
6 |
|
|||||
19 Иванов О. 19 л. М |
9 |
8 |
10 |
9 |
|
|||||
20 Логинов М. 21г. М |
4 |
5 |
7 |
5 |
|
|||||
21 Черкашин Л. 21 М |
2 |
8 |
6 |
5 |
|
|||||
22 Заставин Н. 21г. Ж |
6 |
8 |
4 |
5 |
|
|||||
23 Дуванов М. 20 л. М |
5 |
4 |
5 |
6 |
|
|||||
24 Одинцов Г. 20 л. М |
7 |
5 |
6 |
5 |
|
|||||
25 Шакиров Н. 19 л. М |
5 |
5 |
5 |
8 |
|
|||||
|
Сумма |
144 |
161 |
151 |
162 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
1.СОМО – Н (напряженность межличностных отношений): отражение эмоционального беспокойства, дискомфорта, выражение сложности (трудности) отношений. При переводе «сырых» баллов в стандартные, получившийся результат – 1-2 стена, что соответствует низким значениям. Это интерпретируется как поверхностный характер межличностных контактов, возможно, без достаточной осознанности действительного отношения друга (подруги). Также нужно отметить, что по критерию межгрупповых эффектов, восприятие напряженности отношений в зависимости от курса увеличивается –
более высокие значения у четверокурсников (p=0,33, отражение достоверности различий (p≤0,05)).
2. СОМО – О (отчужденность между субъектами отношений): психологическая дистанция, холодность, отсутствие близости. Стандартные баллы: 1 и 2 (низкие значения). Такой результат может представляться как зависимость от друга (подруги) в целях избегания чувства одиночества (особенно характерно для студентов; p=0,001, что указывает на значимые различия в отношении этнокультурной принадлежности (р≤0,001). По сведениям анкеты, на вопрос «Для человека важно обрести друга/подругу», выбор варианта «потому, что помогает не чувствовать себя одиноким» среди студентов достигает 90-92%.
3. СОМО – К (конфликтность в отношениях): противостояние, противоборство, сопровождающиеся негативными эмоциями. При переводе в стены показатель равняется 3 и 4 (низкие значения, с тенденцией к средним). Результат описывается как компромиссное поведение, ориентация на сотрудничество, чрезмерное дружелюбие, избегание конфронтации (возможно отсутствие серьезных противоречий).
4. СОМО – А (агрессия в отношениях): доминирование, стремление к контролю, эксплуатации, проявляющихся в различных формах агрессии и враждебности. Для 1 курса студентов стандартный балл равен 3 (низкие значения) – это мягкость, альтруистичное отношение к друзьям (возможно негативные тенденции контролируются). Для 1 курса результат 4 стена (средние значения) – дружелюбие, искренность и открытость, позиция в отношении друга (подруги) – «на равных».
5. Индекс дисгармоничности отношений: отсутствие согласия (гармонии, благополучия, единства), удаляющие чувства (неприязнь, одиночество, вина, обида, зависть и т.д.), неудовлетворенность отношениями. По нормативной таблице для итогового балла опросника СОМО получившийся результат – 1 и 2 стена (низкие значения; особенно для 1 курса учащихся).
В интерпретации указывается на гиперболизированную выраженность сближающих чувств (дружелюбие, признательность, уважение, добросердечие, единение и др.), как один из вариантов – это нежелание замечать трудности в
отношениях с друзьями, созависимость (симбиоз), что также может отражать неудовлетворенность, отсутствие психологической суверенности.
Рассмотрим получившиеся данные по методике, определяющей субъективную оценку межличностных отношений (СОМО). Полученные результаты были оформлены в виде таблицы.
Таблица 2
Значения |
напряженность в отношениях |
отчужденность в отношениях |
конфликтность в отношениях |
агрессия в отношениях |
общая картина |
молодежь, испытывающая внутри личностный конфликт |
|||||
высокие |
46% |
12% |
37% |
16% |
30% |
средние |
48% |
72% |
48% |
63% |
64% |
низкие |
6% |
16% |
9% |
21% |
6% |
Из табличных данных видно, что самые высокие показатели в группе испытуемых по шкалам "конфликтность"(46% по высокому уровню) и "напряженность в отношениях" (57% по высокому уровню). Это говорит о том, что у молодежи, испытывающей внутри личностные конфликты, в межличностном общении присутствуют противоречия, противоборства между окружающими их людьми. При этом не всегда эта картина соответствует реальности, а только лишь их субъективным переживаниям. В своих отношениях каждый ориентируется на свои интересы, стремиться навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Доминирование средних значений по шкалам "агрессия" (63% по среднему уровню) и "отчужденность" (72% по среднему уровню) свидетельствуют, что среди молодежи группы отсутствуют такие тенденции личности как присутствие намерения подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Стремление обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и невербальной форме).
Кроме того, молодежи свойственно в межличностных отношениях стремление занять позицию «на равных», присутствует амбивалентные тенденции: с одной стороны они стараются проявлять дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях, а с другой - неумение эффективно и правильно выстраивать отношения таким образом, чтобы эта цель была достигнута.
Анализируя общие показатели (доминируют средние значения – 64%), видим, что в целом коммуникативными особенностями молодежи носят относительно стабильный, открытий характер, присутствуют как сближающие чувства так и удаляющие (одиночество, неприязнь, раскаяние, вина, стыд и др.).
Для наглядности полученные результаты по методике СОМО представим в виде диаграмм:
Рисунок 1. Результаты по СОМО группы испытуемых
Из рисунка 1 можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладет отчужденность в отношениях, агрессия.
Заключение
Итак, в первой части курсовой работы на основании теоретического анализа литературы по проблеме особенностей межличностных отношений, мы выяснили следующее.
Межличностные отношения – это особая связь человека с другими людьми. Эти отношения специфичны для человека и определяются тем, что он наделен разумом и чувствами, влияющими на взаимосвязи, взаимодействия с другими людьми.
В основе межличностных отношений лежат чувства, которые можно условно разделить на две группы: чувства, сближающие людей, порождающие готовность к совместным действиям, общению, и чувства, разъединяющие людей, когда не возникает желания сотрудничать, взаимодействовать, общаться с другой стороной.
Особенности поведения человека в коллективе, в малой группе, результаты его работы, его деятельности или стиль общения вызывают со стороны окружающих определенные реакции, чувства. Таким образом, формируется отношение членов коллектива к человеку – негативное, позитивное или равнодушное.
Межличностные отношения играют большую роль в жизни человека. Люди не просто общаются, совместно действуют, они оказывают влияние друг на друга, учатся оценивать свои поступки, усваивают определенные правила поведения. В процессе межличностных отношений у людей могут вырабатываться и положительные и отрицательные качества.
Необходимым условием гармонических отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие, выступает его самооценка. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя необъективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной: если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: существует взаимосвязь среди самооценки межличностных отношений и уровнем самооценки личности. Чем выше будет уровень самооценки, тем ниже осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Целью эксперимента явилось проведение исследования уровня самооценки юношей и девушек 18-21 года и оценка межличностных отношений среди студентов.
Результаты проведенного экспериментального исследования, которые отражены во второй части курсовой работы, позволили нам сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась, т.к. согласно этим результатам, чем выше статус испытуемого в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.
Литература
1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме – М., 2004 - 558с.
2. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. - М., 1996, 421 с.
3. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ. Сер.14, Психология, 1990, №2, с.24 – 48.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2006 - 528 с.
5. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психолога образования : учебное пособие. Курган : Изд-во КГУ, 2016- 190 с.
6. Молчанова О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? //Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006, Т. 3, №2, с. 23 - 51
7. Немов Р. С. Психология. Книга 1. –М., 2003.
8. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 2006,- 479 с.
9. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб., 2006,- 255 с.
10. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2.
11. Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / Д. Снайдер. - М: Педагогика, 2010. – 176 с.
12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007.- 607 с.
13. Шибутани Т. Социальная психология – М., 1999. - 539 с.
Приложение 1
Текст опросника А. М. Снайдера
1. Мне трудно подражать поведению других людей.
2. На встречах, вечеринках, в компании я не пытаюсь сделать или сказать то, что должно нравиться другим.
3. Я могу защищать только те идеи, в которые верю сам.
4. Я могу импровизировать речь даже по такой теме, в которой совсем не разбираюсь.
5. Я думаю, что у меня есть способность оказывать впечатление на других людей и развлекать их.
6. Я, вероятно, мог бы стать хорошим актером.
7. В группе я редко являюсь центром внимания.
8. В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя самым разнообразным образом.
9. Вряд ли я достигаю успеха тогда, когда пытаюсь понравиться другим людям.
10. Я не всегда тот человек, каким кажусь другим людям.
11. Я не изменю своего мнения или поведения, чтобы понравиться другим людям.
12. Я согласился бы быть тамадой на вечеринке.
13. Я никогда не был удачен в играх, требующих импровизации.
14. Мне трудно изменить свое поведение, чтобы соответствовать определенной ситуации или подстроиться под определенного человека.
15. На вечеринках или в компании я предоставляю другим людям возможность рассказывать шутки и анекдоты.
16. Я чувствую себя немного скованным в группах и компаниях, не могу в полной мере выразить себя.
17. Я могу смотреть в глаза другому и невозмутимо лгать, если это надо для дела.
18. Я могу обмануть других людей тем, что кажусь дружелюбным по отношению к ним, когда в действительности они мне вовсе не симпатичны.
Приложение 2
Таблица 1
Результаты теста самомониторинга А. М. Снайдера
Номер вопроса, возраст, пол п/п Респонденты ФИ, возраст, пол |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Сумма |
1 Полещук В-18л-Ж |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
15 |
2 Коровкина Н.-21 г.- Ж |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
8 |
3 Костюченко Р. 21 г. Ж |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
9 |
4 Дмитриева Л. 19 л.- Ж |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
10 |
5 Сизова Н. 21 г. Ж |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
6 Недорезова О. 18 л.Ж |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
8 |
7 Бабич А. 18 л. Ж |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 |
8 Демидик С.- 20 л. Ж |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
9 Егорова Г. 21г. Ж |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
6 |
10 Бондарева И. 21г. Ж |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
11 Артеменко Л. 20л Ж. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
10 |
12 Гаврилова М. 19л. Ж |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
13 Шемякина М. 20 л. Ж |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
10 |
14 Середа Е. 20 л. М |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
15 Данилов Д. 21г. М |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
8 |
16 Данилюк В. 18 л. М |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
8 |
17 Москвин И. 20 л. М |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
15 |
18 Шкробко Ж. 19 л. М |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
8 |
19 Иванов О. 19 л. М |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
11 |
20 Логинов М. 21г. М |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
12 |
21 Черкашин Л. 21 М |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
22 Заставин Н. 21г. Ж |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
6 |
23 Дуванов М. 20 л. М |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
11 |
24 Одинцов Г. 20 л. М |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
8 |
25 Шакиров Н. 19 л. М |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
12 |
Приложение 3
Стимульный материал. (Опросник СОМО Духновского)
1.Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отношений с людьми.
2. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту.
3.Если я не одобряю поведение другого человека, то даю ему это почувствовать.
4.Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так.
5. Я стараюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми.
6.Я всегда отстаиваю свою точку зрения.
7.Я часто бываю не согласен с людьми.
8.Отношения с другими людьми часто беспокоят меня.
9.Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной.
10.Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей.
11. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик.
12.Я не ищу близости с другими людьми.
13.Я чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели.
14.Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю. 15.Меня устраивают формальные отношения с другими людьми.
16.Я не чувствую согласия в отношениях с людьми.
17. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной. 18.Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми. 19.В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть.
20.Мне трудно идти на уступки другому человеку.
21.Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне.
22.Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями.
23.Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми.
24. У меня бывают разногласия с другими людьми.
25.Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть «слабые места» друг друга.
26.В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга.
27.У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко.
28.Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми.
29.Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
30.У меня появляется желание прекратить отношения.
31.Я сомневаюсь в искренности других людей в отношениях со мной.
32.Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми.
33.Я бываю грубоват в отношениях с людьми.
34.Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми.
35.Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение.
36.Я чувствую «недосказанность» в отношениях с людьми.
37.Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми.
38.У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.
39.Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня.
40. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «почему так происходит?», «зачем все это?»
Ключ к опроснику СОМО
Нормативная таблица перевода «сырых» баллов в стандартные (стены) для мужской выборки
Шкалы СОМО |
Стены |
|||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Н |
17 |
18-23 |
24-29 |
30-35 |
36-41 |
42-47 |
48-53 |
54-59 |
60-65 |
66 |
О |
18 |
19-24 |
25-30 |
31-36 |
37-42 |
43-48 |
49-54 |
55-60 |
61-66 |
67 |
К |
15 |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56 |
А |
16 |
17-21 |
22-26 |
27-31 |
32-36 |
37-41 |
42-46 |
47-51 |
52-56 |
57 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Нормативная таблица перевода «сырых» баллов в стандартные (стены) для женской выборки
Шкалы СОМО |
Стены |
|||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Н |
16 |
17-22 |
23-28 |
29-34 |
35-40 |
41-46 |
47-52 |
53-58 |
59-64 |
65 |
О |
20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56-60 |
61 |
К |
13 |
14-18 |
19-23 |
24-28 |
29-33 |
34-38 |
39-43 |
44-48 |
49-53 |
54 |
А |
14 |
15-19 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
50-54 |
55 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.