Психологические особенности написания истории нашей alma mater -- перспективной школы № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга при недостаточном количестве источников.
Оценка 4.6

Психологические особенности написания истории нашей alma mater -- перспективной школы № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга при недостаточном количестве источников.

Оценка 4.6
Домашнее обучение
pdf
МХК +1
СCУЗ, ВУЗ
01.02.2020
Психологические особенности написания истории нашей alma mater -- перспективной школы № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга при недостаточном количестве источников.
Психологические особенности написания истории нашей alma mater -- перспективной школы № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга при недостаточном количестве источников.
naimark.e.a._01_06.2015 школа 80.pdf

 

 

 

Наймарк Е.А.

ДПО «Учитель-про» 

Россия, г. Санкт-Петербург

 

DOI:10.18411/2015-06-2-1-17-19

Психологические особенности написания истории нашей alma mater --

перспективной школы № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга при недостаточном количестве источников.

К 20-летию присвоения гимназического статуса нынешней школе № 80 с углубленным изучением английского языка  Петроградского района

При недостаточном количестве источников, не допуске в архивы, историю своей родной школы № 80, в который получили полное среднее образование, писать невероятно сложно. Однако если преодолеть существенные затруднения в творчестве, методе наблюдения, можно сделать убедительные выводы.

Итак, когда Вы пишете историю своей родной школы, все психологически должно «работать на Вас». Поэтому в последний момент мы получили в районном отделе образования некую архивную справку-название Приказа районного отдела народного образования № 23 от 01.02.1995 года под названием «О присвоении статуса школа-гимназия» школе № 80. Наша alma mater лишилась статуса в период с 1999 по 2000 год. Для получения соответствующей лицензии, аккредитации программ школы высокого гуманитарного научного уровня, надо проходить тестирования и процедуру лицензирования, аккредитации, утверждать программы по английскому, французскому, немецкого языков, преподавать авторские научно обоснованные факультативы по модели учебно-производственного комбината. 

Одна из главных публицистических книг-мемуаров, которая повлияла на нас в последнее время--это работа одного из наших научных руководителей филолога, замечательного литератора Н.В. Мозженко под названием «Окно в колодец» (СПб: ООО «Р-КОПИ», 2014). Автор пытается вспомнить максимальное количество легендарных, заслуженных учителей нашей школы, дает наброски человеческих образов-натур, которые создавали атмосферу «жизненности» в школе: завуч Жэмэ, Светлана, Ольга, Полина, Витек и другие персонажи. Н.В. Мозженко излагает:

«Итак, что же я написала?

Мемуары? Автобиографическое   повествование?   Художественные рассказы? 

Проработав 50 лет учителем литературы и даже городским методистом, я не могу определить жанр этой странной и неровной книжки.

Одно ясно: нам, бывшим учителям восмидесятой английской, свойственна ностальгия по нашей профессии, по родной школе. По ученикам, с которыми мы, бывает, дружны до сих пор. И, думается мне, что написанное – это свидетельство глубинной связи с альма-матер, это признание в любви всем тем, кого послало мне Провидение на многотрудном пути самотворчества.

В мире, который я пыталась воспроизвести, есть своя иерархия. Если я пишу о ком-то стопроцентную правду, то имя героя остается неизменным (Татьяна Ивановна Самсонова, например). Есть домысел—изменяю фамилию или отчество (таков Владимир Сергеевич Бессель). А образ Полины-это характер-обобщение. Но факты-все или почти все-подлинные.

Так что книжка это-художественно осмысленное продолжение истории училищного им. А.С.Пушкина во второй половине ХХ века». Н.В. Мозженко вспоминает, что она опасалась шизофренической профессиональной усталости мозга, конфликтов, суицидов, ей много пришлось пережить и успехов и крахов. На наш взгляд, она опасалась, как и нам приходится бояться, в школе уличных ссор, стычек, вроде того, как она в транспорте заснула и случайно во сне съела немного клубники из корзинки на коленях у пенсионера, так после этого ее весь салон позорил, какая она неадекватная сумасшедшая, наш автор тогда еле выбежала, а потом извинилась перед пожилым мужчиной, постучав ему в окно. Для нас труд Н.В. Мозженко -- это «отсыл» к гимназическому прошлому нашей школы с международными обменами, НИР в форме экзаменов. Автор оставила воспоминания и на сайте гимназии № 528, где она сейчас работает, об уникальных Пушкинских турнирах с участием нашей школы. 

Приведем данные из нашей прошлогодней статьи в электронном журнале «Экономика и социум». В школе № 80 всегда стремились к объективности, даже в годы сталинских репрессий. О проблеме уникального личностного воспитания писали исследователи, публицисты, писатели, авторы воспоминаний. Наиболее ярко написал об этом ученый С.Е. Глезеров. В сравнении с трудом Н.Ф. Дунаевской и рядом книг по истории образования, северной столицы и педагогики,на нас, наряду с «Окном в колодец» Н.В. Мозженко очень повлияла повесть М.С. Панича М.С. «Такие мальчики». Конструктивному написанию статей со школьниками мешает то, что нынешний директор школы Ю. В. Козырев и завуч Н.Ю. Сидорова отказались признавать многолетние мотивированные многотрудно выстроенные деловые коммуникации с alma mater, нашу работу в 2003-2004 учебном году краеведом в родной школе и наши авторские требования освоить учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой, а также образовательные краеведческие программы других авторов, писать творческие работы. 

В 1906 году для постройки Училищного дома на Большой Оружейной ул, 14 (ул. Мира, 18 – ныне), был избран молодой талантливый архитектор И.И. Яковлев. Надо отметить, что И.И. Яковлев был успешен, он спроектировал училищные дома им. М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. В построенном Училищном Доме имени А.С. Пушкина действовал храм Введения в Храм пресвятой Богородицы, где стояли 17 икон. После революции святыни были розданы. 

Возглавила школу директор А.Ф. Докучаева. Экзамены успешно держались наравне с известным Училищным домом имени Петра Великого (ныне-Нахимовское училище). В 1916 году Училищный Дом имени А.С.

Пушкина закрыли, здание отдали под лазарет, по сведениям С.Е. Глезерова, Н.Ф. Дунаевской, после революции тут располагалась районная продовольственная управа, Н.К. Алексеева исследовала, что здесь располагалась Единая трудовая школа, мы считаем, что нельзя утверждать определенно о статусе учебного учреждения. В 1923-м открылась Трудовая школа № 180 (срок обучения — 5 лет). С 1927 года было введено 7 летнее обучение, школа получила статус фабрично-заводской. Было заключено соглашение с заводом «Электрик». 

Вторая мировая война и Блокада унесли сотни жизни «людей школы». На ул. Мира, 18 стал работать госпиталь. Война разделила жизнь ветеранов пополам. Мудро о них сказано: «Помните павших, это нужно не им, а Вам, оставшимся». Список погибших  занимает видное место в школе. В 1945-1955 годах школа стала называться средней школой № 67, в 1956-1961 годах — интернатом № 6. Постепенно образование с 5-летнего, 7-летнего приближалось к 10-летнему. 

Мы прочитали немало литературы по истории и культуре СанктПетербурга, порядка 100 опубликованных работ по истории школы № 80, исследовали немалое количество интернет-источников (Статья «Школа № 80 (Санкт-Петербург)» в свободной энциклопедии «Википедия», опубликованные письма учеников нашей школы, замечательных личностей-героев И.Ф. Уткиной и Г.Г. Эпштейна на городском виртуальном портале-статья «Искра и Зорька»  от 2007 года (http://gorodskoyportal.ru/)). Одни из самых порядочных и сильных работ-небольшая книга Н.Ф. Дунаевской «Первая образцовая школа» и ее статья, которая впервые показывает повседневность школ сталинской эпохи. Для более фундаментального исследования принципиальным видится изучение литературы по истории Училищных домов в Интернете и Российской национальной библиотеке, работа в Санкт-Петербургском историческом архиве, архиве кинофотодокументов и в некоторых отделах архива литературы и искусств, в архиве школы № 80.

Для бесед с вспоминающими авторами, надо «собрать весь свой темперамент», всю свою сконцентрированность, красноречие, самооценку собственного педагогического и воспитательного опыта. Основной критерий отбора воспоминаний: конкретные факты и оценочные суждения. В школе № 80 появились новые «звезды» среди преподавателей, педагогов. Особенно тепло учащиеся и выпускники отзываются об историке, руководителе музея Ольге Юрьевне Марчук и ряде замечательных наставников. Вот что пишет одна правильная выпускница на анонимном блоге сайта «Школы Санкт-Петербурга» http://www.shkola-spb.ru/anglijskij-yazyik/80-shkola-s-uglublennyim-izucheniemanglijskogo-yazyika/: «Мне было интересно заниматься на уроках истории Ольги Юрьевны Марчук, у нас было много докладов, пересказов, эссе (…) графических конспектов уроков». 

Вспоминает постоянная участница походов, подруга активнейших членов туристического клуба школы наша одноклассница Анна Силина (выпуск 1999 года): «Это было мое счастливое детство и юность, во многом благодаря именно этим людям, учителям. Историк Борис Владимирович Неупокоев умеет донести и рассказать историю как интересный фильм, хотелось слушать и слушать, что было дальше. Математик Наталья Алексеевна Цуринова, как вторая мама, строгая и заботливая, будет сидеть с тобой до вечера, пока не поймешь, еще и булочками накормит». Можно вспомнить, на наш взгляд, еще и ответственного классного руководителя, учителя труда, географии Галину Владимировну Пичугину.

В нашу школу особый отбор. Она десятилетиями обеспечивает одни из самых достойных выпусков для поступления в ведущие университеты СанктПетербурга. Не зря здесь учатся дети профессоров, потомки дворян. Это элитная, престижная школа. Поэтому, основываясь на штатное и внештатное сотрудничество и на сайте школы и в социальной сети «Вконтакте» надо разместить информацию об истории школы-гимназии № 80, а также открыть отдельный исследовательский блог - банк сведений по истории нашей alma mater, центр обсуждения их для постоянного дополнения сведений ведущих сайтов, статей. Настоящее информирование будет полезно и может существенно демократизировать наше общество.

 

Список используемых  источников информации

 

1.    Алексеева Н.К. Тезисы к реферату на тему «Училищный Дом им. А.С. Пушкина». // Моя Петроградская сторона. Лучшие работы по краеведению участников конкурса школьников Петроградского района. С.179.

2.    Вишнякова-Вишневицкая А. Моя петербургская родословная // Моя Петроградская сторона. Люди Петроградской стороны… вчера… сегодня… завтра. СПб., 1998. С. 184-192.

3.    Глезеров С.Е. Свобода личности выше догм. Так было заведено в Первой образцовой школе (статья)// www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10291587@SV_Articles//Выпуск газеты «СанктПетербургские-ведомости» № 170  от  07.09.2012, Просмотр 12:12:12 в 12:00.

4.    Дунаевская Н.Ф.  Первая образцовая школа РСФСР. СПб.:2012, Дунаевская Н.Ф. Ленинградские мальчики защищали Сталинград //Вестник ветерана — № 1 — 2000.

5.    Исаченко В. «Он строил училщные дома»//Блокнот агитатора — 1982 — № 2. С. 49–56.

6.    История, методология и практика современного образования в России:  Монография; [под ред. Н.П. Ходаковой]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.

7.    Мозженко Н.В. Окно в колодец. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2014. С. 3 (оборот обложки).

8.    Принятие решений в системе образования: Монографический сборник. Под общей редакцией С.В. Ивановой. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр АНОО "ИЭТ" – 2014.

9.    Центральный государственный исторический архив (Санкт-Петербург). ЦГИА. Ф. 217. Оп. 1. Журнал 46, Д. 240, Л. 243.

10. Церковь Введения во храм пресвятой Богородицы при Училищном доме имени А. С. Пушкина // Святыни Петербурга. Спб.: 2010.

 

Наймарк Е.А. ДПО «Учитель-про»

Наймарк Е.А. ДПО «Учитель-про»

Одна из главных публицистических книг-мемуаров, которая повлияла на нас в последнее время--это работа одного из наших научных руководителей филолога, замечательного литератора

Одна из главных публицистических книг-мемуаров, которая повлияла на нас в последнее время--это работа одного из наших научных руководителей филолога, замечательного литератора

На наш взгляд, она опасалась, как и нам приходится бояться, в школе уличных ссор, стычек, вроде того, как она в транспорте заснула и случайно во…

На наш взгляд, она опасалась, как и нам приходится бояться, в школе уличных ссор, стычек, вроде того, как она в транспорте заснула и случайно во…

М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Н.Ф. Дунаевской «Первая образцовая школа» и ее статья, которая впервые показывает повседневность школ сталинской эпохи

Н.Ф. Дунаевской «Первая образцовая школа» и ее статья, которая впервые показывает повседневность школ сталинской эпохи

Галину Владимировну Пичугину.

Галину Владимировну Пичугину.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020