Методическая разработка семинара-практикума МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОСТОРАМ ФГОС
Оценка 4.7

Методическая разработка семинара-практикума МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОСТОРАМ ФГОС

Оценка 4.7
Педсоветы +1
pdf
преподавание
Взрослым
20.09.2020
Методическая разработка семинара-практикума МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОСТОРАМ ФГОС
Нетрадиционная подача структуры НОД по ФГОС
семинар Морское путешествие по просторам ФГОС.pdf

Семинара – практикума «Морское путешествие по просторам ФГОС»

Зима… Холодно… А так хочется закрыть глаза о казаться на берегу теплого, ласкового моря… А почему бы и нет…  Мы предлагаем  вам отправиться в морское путешествие к тѐплым берегам чудо - острова.

Перед началом путешествия произнесем клятву  дружбы и верности команде. Все участники становятся полукругом и произносят клятву:

«Клянусь, что на моей палубе (в группе) дисциплина будет крепче морского узла. 

Клянусь зорко следить за подрастающими матросиками во время плаванья по просторам нашего сада. 

Клянусь вовремя сдавать все бумаги для заполнения судового журнала.

Клянусь делиться опытом старого морского волка с юнгами

Клянусь бесстрашно бороздить море под названием ФГОС. 

Клянусь идти по верно заданному курсу».

Затем все получают билеты и занимают свои места.

Музыка: шум моря, чаек.

Итак, друзья, вперед! Отдать швартовы! Отплываем. (Гудок)  Видео моря.

Мы с вами уже далеко, берега не видно, кругом океан.

Прямо по курсу чудо – остров… 

Все уже предвкушают, какие интересные приключения ждут нас на берегу. Неожиданно прибрежные рифы пропарывают обшивку корабля, и он начинает стремительно тонуть. У нас есть только 10 минут, чтобы, закрыть пробоины теоретическими знаниями о ФГОС… Вы готовы… Тогда вперед…

Педагоги отвечают на вопросы… 

Кажется корабль на плову… Можно выходить на берег… Посмотрите какая красота вокруг экзотические деревья, кустарники и цветы невиданной красоты… Что это, Людмила Анатольевна? Никогда не думала, что бывают методические лианы ФГОС, посмотрите, это же настоящая методическая копилка для современного педагога… Людмила Анатольевна, расскажите о них…

Проверка ответов по тесту. 

Берем один образец для посадки на нашей горной земле… (берет ментальную карту «Теоретически знания ФГОС»)

Самое время осмотреть остров, чтобы знать, к чему нам надо быть готовым. Встаньте друг за другом. Отправляемся в путь! Повторяйте за нами движения…

Физминутка «Чудо – остров»

Внимание!!! Впереди непроходимое болото… Через него можно пройти только по педагогическим камням. А камни – головоломки могут выдержать  только 2 человека при переходе …Нам нужно распределиться на пары, и решить педагогическую задачу на камне…  Каждой паре на принятие решения и выполнение действия отводится минута. От вашей находчивости, педагогического мастерства, зависит жизнь команды.

Педагоги ищут камни – головоломки. Решают педагогические ситуации и переходят на берег (садятся на стулья).

Отлично! Каждый из вас показал себя настоящим мастером своего дела…  Посмотрите….А где наш корабль? Его украли пираты… Ну ничего… На острове много волшебных деревьев, а значит мы сможем сами построить еще один…Начнем? Корабль наш необычный будет – педагогический. А чтобы узнать с чего начать, и чем закончить, предлагаю послушать методические рекомендации.

Сегодня будем говорить о требованиях к организации и проведению занятия, опираясь  на основные положения стандарта. Тема для нас очень важна, потому что занятие продолжает оставаться основной формой  организации воспитательно-образовательного процесса.  

Образование включает в себя три процесса: обучение, воспитание, развитие.  

Какой из них был  ведущим до Стандарта  и что прописано по этому поводу в стандарте? Каким было взаимодействие воспитателя с детьми на занятии?   

Много лет мы использовали учебно-дисциплинарную модель взаимодействия. Доминирующий способ взаимодействия – прямое воздействие на ребенка, вопрос – ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия.  

Стандарт предлагает использовать личностно-ориентированную педагогику, где построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.  

Поэтому меняются и способы достижения результата: сотрудничество, поддержка, обсуждение. Диалог и формы организации: стандарт предлагает  заменить фронтальные занятия по принципу урока на преимущественно, детские виды деятельности.  

Поэтому, если вернуться к поставленным выше вопросам, то целью образования при традиционной системе были знания и ведущим был процесс обучения, то в Стандарте ведущими являются процессы развития и воспитания.  

А как развивать и воспитывать? Конечно в первую очередь в ООД… Что такое Непосредственно-образовательная деятельность (ООД)?

это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности  игровой  двигательной  коммуникативной  продуктивной  музыкально-художественной

 познавательно-исследовательской  чтение художественной литературы

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: В раннем возрасте (1 год - 3 года):

ü предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

ü экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

ü общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

ü самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

(ложка, совок, лопатка и пр.,

ü восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как:

ü игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

ü коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

ü познавательно-исследовательская (исследования     объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

ü восприятие художественной литературы и фольклора,

ü самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

ü конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

ü музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах,

ü двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Каким образом осуществляется ООД? И на что она направлена?

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Эти виды деятельности ребѐнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жѐстких норм и правил. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие) даѐт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи.

«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность  

«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чеголибо, имеющего определѐнную ценность для ребѐнка

«Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними  

«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребѐнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребѐнком с помощью поисковых действий

«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путѐм, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса  

«Мастерская» - форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.)  

Ø Самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем

Ø Самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит

Ø Работа детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема работы  

Ø Обязательное доведение работы до завершения, до получения задуманного результата

Организация мастерской возможна в ходе специально организованной образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием), а также в ходе режимных моментов.

Человек,  прежде всего,  существо социальное – поэтому в любой форме и в частности, на занятии,  нас, прежде всего, должен интересовать  характер взаимодействия взрослых и детей (субъектов образования). Давайте посмотрим, что такое взаимодействие?

Взаимодействие в образовательном процессе - взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

Перед вами две схемы взаимодействия…

На какой схеме представлено  взаимодействие по ФГОС? (1)

 

 

Добиться такого взаимодействия (1.) возможно только в том случае, если ребенок на занятии находится в позиции субъекта.  

Позиция субъекта предполагает  участие ребенка в выборе содержания, средств решения познавательных задач, при условиях возможности выбора ребенком          деятельности,               проявления          инициативы,        творчества, самостоятельности.

 

 включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

 добровольное          присоединение    детей          к        деятельности       (без психологического и дисциплинарного принуждения);

*   свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовател ьной деятельности (при соответствующей организации пространства);

*   открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

 

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

 

*   стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

*   рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа

(от отдельного места  за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);  отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

 

Структу ра

занятия до

ФГОС

Структура занятия, НОД по ФГОС

Ориентировка в деятельности  

1.                 Мотивация (создание игровой мотивации, проблемной ситуации для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре. Педагог должен решить 2 задачи. С одной стороны предоставить детям «свободу выбора» предстоящей деятельности, а с другой - своим мастерством увлечь детей за собой.

2.                 Определение цели.  

Цели занятия обязательно должны рассматривать вопросы развития и воспитания детей,  и они должны быть главными. Задачи не надо ставить глобальные, а очень конкретные, которые можно реализовать в рамках данного занятия. Нельзя ставить воспитательную задачу так  «нравственное воспитание детей», потому что в рамках 1 занятия эту задачу не выполнишь.  

3.                 Определение необходимых действий:  

Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество  и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций) 

 

Исполнительский этап  

Педагог равноправный участник, предлагающий все возможные способы реализации.

В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это

требование  

В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега  отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)  

На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов (отличительная особенность занятия по ФГОС ДО - активная речевая деятельность детей) Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»   

Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии  и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии).

Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

Завершающий этап остается открытым.  

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.  

Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку,  анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное -  это не забывать о мотивации

(которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

 

 

Самое сложное, на мой взгляд, в организации занятия – это мотивация детей на деятельность. Давайте несколько минут отведем этому. Какие виды мотивов могут быть:

Ø мотивы оказания помощи;

Ø мотивы состязания или соревновательности;

Ø проблемная ситуация как мотив;

Ø мотив типа «принесли стихотворение, но я не все в нем поняла», поможете разобраться»

Мотивировать или поддерживать интерес по ходу занятия можно разными приемами:

ü прием «проталины» (часть текста растаяла);

ü прием эмоционального чтения текста по ролям;

ü прием подбора интересных текстов, где есть проблемные вопросы, текст,  где в конце возможны рассуждения слушателей.

 

Критерии оценки ООД (занятия) по ФГОС ДО

1.     Структура ООД (тема, цель и задачи приоритетной образовательной области, цели и задачи, реализуемые в интеграции образовательных областей, виды и формы детской деятельности, итоговый образовательный результат, оборудование для педагога, детей, литература).

2.     Деятельностный подход (организация детских видов деятельности в совместной и самостоятельной деятельности детей, отсутствие учебной модели).

3.     Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

4.     Соответствие принципам развивающего обучения (учет зон ближайшего и актуального развития).

 

 Наш корабль готов! Можно отправляться в путь!!!

Музыка. Шум моря…

Сегодня у нас был очень трудный день. Произошла масса событий, в которые помогут вам передать свое педагогическое мастерство детям... 

Хотелось бы поблагодарить вас за участие в нашем путешествии и узнать, какое впечатление произвело оно на вас. Скажите какое название нашему чудо – острову вы сегодня дали? И почему?

 

 

Семинара – практикума «Морское путешествие по просторам

Семинара – практикума «Морское путешествие по просторам

Физминутка «Чудо – остров» Внимание!!!

Физминутка «Чудо – остров» Внимание!!!

Стандарте ведущими являются процессы развития и воспитания

Стандарте ведущими являются процессы развития и воспитания

Каким образом осуществляется ООД?

Каким образом осуществляется ООД?

Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чеголибо, имеющего определѐнную ценность для ребѐнка «Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на…

Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чеголибо, имеющего определѐнную ценность для ребѐнка «Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на…

Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путѐм, анализировать его…

Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путѐм, анализировать его…

Взаимодействие в образовательном процессе - взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности

Взаимодействие в образовательном процессе - взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности

Структу ра занятия до ФГОС

Структу ра занятия до ФГОС

Исполнительский этап Педагог равноправный участник, предлагающий все возможные способы реализации

Исполнительский этап Педагог равноправный участник, предлагающий все возможные способы реализации

Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат…

Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат…

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020