По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2% до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 5 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.
Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме.
Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Ребенок встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто бывает болтлив.
6. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
7. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
8. Часто мешает другим, пристает к окружающим, например, вмешивается в беседы или игры.
I. Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации своей деятельности.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив в повседневной действительности.
8. Отвлекается на посторонние стимулы
II. Двигательная расторможенность
1. Суетлив, не может сидеть спокойно.
2. Вскакивает с места без разрешения.
3. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
4. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
5. Очень говорлив.
6. Не может играть в тихие игры, отдыхать.
III. Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
5. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.