Психологические особенности спортивного соревнования по настольному теннису
Кириллова Наталия Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
г. Мичуринск Тамбовская область, Россия
Аннотация: в статье изложен взгляд на соревнование с точки зрения психологической нагрузки на игрока, что актуально для воспитания моральных и волевых качеств личности.
Статья рассчитана на тренеров по настольному теннису , работающих в группах начальной подготовки в спортивных клубах и секциях.
Ключевые слова: соревнование, соревновательные ситуации, предстартовое состояние.
Соревнования - это главное в спорте. Спортивное соревнование представляет собой своеобразный «экзамен» для спортсменов, на котором они должны продемонстрировать то, что наработано ими на тренировках. Соревнования по настольному теннису имеют свои специфические особенности - маленькая игровая площадка, большая скорость перемещения, розыгрыш очка скоротечен, что повышает его значимость и т.д. Все это накладывает отпечаток на состояние и поведение спортсмена. Соревнования, будучи яркими, броскими, зрелищными, рекламными, затмевают собой неизмеримо более длительный путь подготовки к ним, путь не просто продолжительный, но часто тяжелый и монотонный.
Не так уж редки случаи, когда хорошо подготовленный игрок, выйдя к столу на соревнованиях, словно забывает многое из того, что знает и умеет, он рассеян, допускает ошибки, от которых вроде бы уже давно избавился на тренировках. И проигрывает игроку менее квалифицированному, но проявившему больше собранности и хладнокровия, решительности и воли к победе. Всё это следствие психической напряженности.
Спортивное соревнование по настольному теннису понимается как процесс, включающий четыре категории событий:
• объективную соревновательную ситуацию (длительный переезд к месту соревнований, оснащение соревнований, реакция зрителей, и т.д.);
• субъективную соревновательную ситуацию - определяется опытом игрока, подготовленностью к соревнованию, мотивацией, правильным отношением к ошибкам.
• реакцию игрока (характер, воля спортсмена, концентрация внимания, технико-тактическое мастерство);
• последствия реакции (результат) - это результат выполнения спортсменом определенных действий, которые могут быть удачными и неудачными, завершенными и незавершенными.
Психическое состояние накануне соревнований, которое имеет существенные отличия от повседневного обычного состояния, называется предстартовым. В спортивной практике принято выделять три разновидности психических предстартовых состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия.
Боевая готовность. Для этого состояния характерно: оптимальный уровень эмоционального возбуждения, возрастающее нетерпение в участии в соревнованиях, трезвая уверенность в своих силах, достаточно высокая мотивация деятельности; разумная уверенность в своих силах, высокая помехоустойчивость к сбивающим факторам, адекватный или чуть завышенный уровень притязаний. Особых изменений в выражении лица, по сравнению с обычным состоянием, не наблюдается. Появляется строгость на лице. Спокойный и весёлый взгляд.
Состояние боевой готовности оказывает положительное влияние на спортивный результат.
Предстартовая лихорадка. Для этого состояния характерно : чрезмерный уровень эмоционального возбуждения, учащение (значительное) пульса и дыхания; повышенная потливость, повышенное кровяное давление, чрезмерное волнение, тревога за результат, повышенная нервозность, неустойчивость настроения, беспричинная суетливость, притупленное протекание психических процессов (памяти, мышления, восприятия и т. д.), переоценка своих сил и недооценка сил противника, неспособность контролировать свои мысли, чувства, действия.
На лице появляются заметные изменения: губы чрезмерно сжаты, челюстные мышцы напряжены, частое моргание, озабоченное выражение лица, глаза горящие, беспокойные, бегающие.
Это состояние отрицательно сказывается на деятельности спортсмена, является неблагоприятным. Оно может возникнуть задолго перед стартом и перейти в другое неблагоприятное состояние – апатию.
Предстартовая апатия. Для этого состояния характерно: низкий уровень эмоционального возбуждения, вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться; угнетённое настроение, неуверенность в своих силах, страх перед противником; отсутствие интереса к соревнованиям; неспособность собраться к старту, снижение волевой активности, вялые движения. На лице проявляется страдальческое выражение, отсутствие улыбки, пассивность.
Общими психологическими особенностями соревнований, в том числе и по настольному теннису, являются следующие признаки:
а) о соревнованиях пишут в печати, поэтому деятельность участвующих в них спортсменов приобретает общественную значимость и получает общественную оценку;
б) за участие в соревнованиях присваивают спортивные разряды и звания. В этом проявляется личная значимость игрока.
в) возможна субъективная оценка выступления судьями и зрителями, влияющая на деятельность спортсмена.
г) высокая цена ошибки является условием создания эмоциональной напряжённости иногда излишней, что вызывает чрезмерное волнение.
д) теннисист оценивает возникшую игровую ситуацию и принимает самостоятельное решение в течение короткого времени.
е) соревнование может проходить в непривычных условиях.
ж) стремление спортсмена к достижению наивысшего результата в меру своих возможностей. Возможности эти различны и всегда связаны с максимальными физическими и психическими напряжениями, нередко превосходящими возможности спортсмена.
Практические рекомендации для игроков и тренеров на соревнованиях:
* Приучать игрока правильно реагировать на ошибки.
* Научить спортсмена забывать неудачи. Думать о том, что происходит в данный момент в игре.
* Необходимо уметь сдерживать чувства, в любых ситуациях оставаться спокойным.
* Использовать всевозможные варианты одобрения. Лучше говорить не о том, что не надо делать, а о том, что и как надо.
* Чем лучше спортсмен подготовлен технически, тем устойчивее его психологическое состояние.
Литература:
1. Байгулов Ю. П. , Романин А.Н. Основы настольного тенниса. – М.: ФиС, 1979.
2. Команов В.В.Тренировочный процесс в настольном теннисе: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт – 2014. – 392с.
3. Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.
Авторская справка:
Кириллова Наталия Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Мичуринск Тамбовской области.
Тренер-преподаватель по настольному теннису
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.