Кириллова Н.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Мичуринск Тамбовская область
Подготовка игрока в настольный теннис представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением главной цели – подготовка спортсмена высокой квалификации.
Достижение намеченной цели зависит от исходных данных: уровня профессиональной подготовленности тренеров, умений и навыков молодых игроков, материально-технической базы и от качества организации всего учебного процесса.
Тренировки и соревнования по настольному теннису имеют специфические особенности: маленькая игровая площадка, закрытое помещение, высокие требования к точности и интенсивности движений. Успехи в игре будут зависеть от владения техникой базовых ударов. Одним из основных типов ударов является подача.
Когда мы говорим о технике подачи в настольном теннисе, надо понимать, что это весьма специфический удар. Подача – это единственный вид удара, на который соперник не в состоянии повлиять. Долгое время подача не рассматривалась как элемент техники и тактики, а только как способ введения мяча в игру. И только после успехов азиатских теннисистов, подача стала рассматриваться ключевой составляющей игры спортсменов. Игроки специально разучивают технику этого удара, т.к. грамотная подача – залог успеха всего розыгрыша мяча.
Основные отличия подачи от других ударов:
- она выполняется в достаточно комфортных условиях – не надо двигаться к мячу, можно восстановить дыхание.
- для отработки подачи нужен как минимум стол и мяч.
- мяч не имеет поступательного движения
-траектория полета мяча после подачи ограничивается ближней к подающему половиной стола.
Актуальность: Подача должна быть неожиданной и неудобной для соперника. В современном атакующем настольном теннисе подача является эффективным атакующим ударом, который может привести к мгновенному выигрышу очка, создать выгодную для себя ситуацию или поставить принимающего в трудное положение. Изучение подач способствует выработке новых тактических комбинаций.
Этапы обучения техническому приему:
а) показ техники в целом и по частям;
б) выработка двигательного навыка;
в) использование в тренировочной и соревновательной практике;
г) совершенствование технического приема для роста спортивного мастерства;
Систематизировать виды подач можно по различным критериям. По стороне осуществления подачи можно выполнять справа и слева. По виду вращения подача может выполняться так называемым плоским ударом, т.е. без вращения. Но наиболее сложными для соперника являются подачи, в которых мячу придаётся верхнее, нижнее и смешанное вращение, где присутствует боковая составляющая.
Технику выполнения подач можно разделить на две части: подброс мяча, который может быть низким или высоким, и сам удар, который может быть простым или сложным. В зависимости от того , какое движение ракеткой делает спортсмен.
Основными являются такие параметры подачи, как
- место выполнения и сторона ракетки;
- направление подачи;
- длина полета мяча;
- характер подачи – атакующая или подготовительная;
Ребенок младшего возраста еще не имеет достаточного навыка в исполнении и использовании подач. Дети постарше подготовлены лучше, обладают более широким арсеналом подач и разнообразно применяют их в игре. В результате было выявлено, что в среднем теннисистами в течение всей встречи выполняется от 24 до 40-45 подач и на своей подаче выигрывается до 70% очков. Чаще всего подача выполняется ладонной (правой) стороной ракетки.
Алгоритмы подач:
- быть максимально собранным, исходное положение должно быть стабильным;
- ракетку держать более расслабленно, чем обычно, поскольку благодаря этому может быть достигнуто более раскрепощенное и быстрое движение кисти;
Хватка ракетки при
подаче немного меняется. Для увеличения
подвижности кисти ручку ракетки держат несколько дальше и слабее, а саму ракетку удерживают большим и указательным пальцами. Необходимо максимально расслабить кисть. От этого зависит качество выполненной подачи.
- перед началом подачи следует внимательно посмотреть на соперника и определить, какую позицию он занимает;
- правильно выбрать момент подачи. Коварная подача мяча в неудобное место в момент вдоха или смещения соперника из исходного положения может принести успех;
- в момент подачи придать мячу такое вращение, которое не позволит сопернику сразу выполнить атакующий удар или же вообще отразить подачу;
- большое значение имеют действия предплечья и кисти, которые должны сообщить мячу соответствующую скорость и направление вращения. При подаче нет необходимости в слишком большой энергии, поэтому предпочтительнее, чтобы при выполнении движения локоть не очень удалялся от туловища.
- ударять ракеткой по мячу так, чтобы соперник не мог предугадать, с каким вращением летит мяч. Почти неприметными движениями кисти можно мячу придать различные вращения. Важную роль играют наличие разных накладок на сторонах ракетки. Поворачивая ракетку при подаче, можно ввести соперника в заблуждение. Конечно, надо стремиться, чтобы поворот ракетки был незаметен для соперника;
- использовать слабые стороны соперника, находить те точки стола, откуда трудно переходить в атаку. Особенно важны с этой точки зрения подачи, когда мяч падает на стол непосредственно за сеткой (примерно в 25-30 см от нее). Наряду с короткими подачами необходимо выполнять подачи быстрыми плоскими или кручеными ударами;
- подачи выполнять как можно ближе к столу, благодаря чему мяч быстрее перелетает на сторону соперника, которому остается меньше времени для выполнения быстрого перемещения и принятия необходимой стойки для последующего удара;
- после выполнения подачи необходимо немедленно принять удобное положение для выполнения последующих действий.
- следить за тем, чтобы подача не была высокой. Для этого нужно, чтобы при подаче точка контакта мяча с ракеткой находилась не выше верхнего края сетки. Чем ближе точка удара к поверхности, тем больше оснований ожидать, что на стороне соперника мяч отскочит на минимальную высоту. Если же точка нанесения удара высока, будет более высоким и отскок.
По месту выполнения большую часть подач дети выполняют из левого угла и из центра стола. И только начинающие теннисисты из-за недостаточного соревновательного опыта предпочитают правую сторону. Как правило, правая сторона стола используется для начала игры более опытными спортсменами крайне редко. Надежность выполнения правых и левых подач – результат точного и качественного попадания мяча в игровую площадку.
По направлению спортсмены чаще всего подают в левый угол и также эффективны подачи со сложным (смешанным) вращением в середину стола. Их надо подавать так, чтобы противнику было неудобно ни начать атаку, ни коротко отбить мяч. В правый угол - реже, чтобы не получить в ответ атакующие действия соперника.
В настоящее время наиболее эффективными являются быстрые длинные подачи и подачи средней длины. Т.е. такие подачи, при которых мяч опускается в 50 – 120 см от сетки на стороне противника.
Подачи должны отличаться точностью и скоростью полета, сложностью и разнообразием вращения мяча, активностью.
У более опытных юных спортсменов преобладают подачи с правым и левым вращением мяча. Плоскую подачу, т.е., когда мяч не имеет вращения, подают редко для того, чтобы запутать соперника, либо когда ребенок еще не имеет двигательного навыка подачи с вращением мяча.
Играя на счет, надо помнить, что хорошая подача нередко предопределяет исход матча. И чтобы одерживать победы над соперниками, в арсенале спортсмена должны быть две-три «коронные» подачи, которыми он мог бы воспользоваться в сложные моменты игры. Неудачно выполненное действие может вызвать негативную реакцию, разочарование, неуверенность, неудовлетворение. Может породить сомнение в успешности повторения этого действия и усугубить отрицательное состояние спортсмена.
Как показали исследования, эффективными подачами обладает теннисист К.В. и П.В. Под эффективностью принимались те подачи, с которых сразу было выиграно очко или проведена атака после приема соперником.
Практические рекомендации для педагогов.
1.Подачи в современном настольном теннисе стали более «хитрыми», приносящими сразу выигрыш. Наиболее значимой является быстрая подача с нижним, верхним или смешанным вращением мяча. Важную роль в её исполнении играет кисть руки.
2. Тренеру нужно научить ребенка собранности в момент подачи, повысить мотивацию спортсмена для достижения успехов в каждом разыгранном очке.
3. На каждом учебно-тренировочном занятии необходимо уделять время тренировке подач. Для этого можно использовать БКМ (большое количество мячей), тренировочные игры в рамках определенного задания, работу на тренажерах. Обратить особое внимание на хватку ракетки при подаче, на точку удара по мячу, на характер вращения.
4. Тренеру нужно следить, чтобы ребенок выполнял подачу в соответствии с Правилами настольного тенниса.
5.Использовать в тренировочном процессе принцип последовательности (от простых подач без вращения переходить к разучиванию более сложных вариантов) и принцип здоровьесбережения.
6.Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его стиль игры и отрабатывать 2-3 наиболее эффективные, «коронные» подачи.
7. Научить ребенка правильно пользоваться подачей, В игре использовать как простые, так и комбинированные подачи. Варьировать их применение с целью создать трудности сопернику для выигрыша.
Литература:
1. Команов В.В.Тренировочный процесс в настольном теннисе: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт – 2014. – 392с.
2 .Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с. 3 3 . Байгулов Ю. П. , Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра – М ; Физкультура и Спорт, 2000 г.
4. Барчукова Г. А. Настольный теннис – М ; Физкультура и спорт, 1989 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.