Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе
Оценка 4.6

Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе

Оценка 4.6
Лекции
docx
детская психология
Взрослым
08.09.2022
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе
Психолог. проблемы готовности детей к обучению в школе.docx

Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе

Проблема нынешнего образования в том, что оно пытается «овзрослить» ребенка. Еще 150 лет назад известный русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что «очень дурно, если малютку засадят за азбуку или, не давая никакого дела, принудят сидеть сложа ручонки, требующие деятельности, и привыкать к яду томительной школьной скуки». Такое обучение «напрасно вредит здоровью и естественному развитию» детей. Но тут же приведу другие слова Константина Дмитриевича, который предупреждал, что недопустимо как спешить, так и медлить: «Душевные силы ребенка, не направленные вовремя на учебные занятия, принимают часто такое направление, с которым наставнику приходится потом бороться, и не всегда удачно… много встречается в школе детей, которые учатся с трудом именно потому, что начали учиться поздно…» Выбрать правильно срок начала обучения в школе – значит, осуществить природосообразное обучение.

   Давайте обратимся к психологической литературе и посмотрим, как психологами понимается школьная зрелость, то есть готовность к школьному обучению.

   Прежде всего, подчеркивается важность сформированности готовности к новой деятельности: умение понимать и принимать учебную задачу, сосредоточиваться, не отвлекаться, доводить дело до конца, не останавливаться перед трудностями и пытаться их преодолеть.

   Вспомните, сколько сил и времени требуется учителю, чтобы научить ребенка раскладывать целесообразно на парте все необходимое на уроке, ориентироваться в рабочих тетрадях, даже складывать учебные принадлежности в портфель.

   Другим важным показателем готовности к школьному обучению является коммуникативная (речевая) деятельность дошкольника: умение слушать речь других людей, адекватно воспринимать ее, активно участвовать в диалоге, рассказывать на заданную тему, описывать картинки и др.

   Важно для будущего школьника и уровень фонематической культуры:  ребенок должен уметь выделять и называть звуки речи, ориентироваться в их последовательности, некоторых особенностях (согласные, гласные, звонкие, глухие).

   Ребенок, который завтра придет в школу, должен обладать знаниями, необходимыми для его социализации,  т. е. спокойной адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Эти знания включают представления об объектах окружающего мира, правилах взаимоотношений с окружающей природой, людьми, самим собой. Дошкольник должен ориентироваться в пространстве, во времени, пользоваться соответствующими терминами. Все эти знания пригодятся ему в первом классе. Все это называют интеллектуальной готовностью к школе.

   Особо следует остановиться на необходимости развития тех форм мышления, которым мало уделяют внимание на дошкольном и школьном этапе детского развития. Речь идет о действенном и образном мышлении. Среди педагогов устоялось мнение, что эти виды мыслительной деятельности недостойны внимания, нужно стремиться быстрее проскочить их и перейти к логическому мышлению. Но в детской психологии доказано, что благополучное развитие высших форм мышления во многом определяется уровнем сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, т. е. «ребенок учится не глазами и ушами, а руками». Отсюда и особое внимание к моделирующей деятельности, конструированию, рисованию и т. д.

   Ряд психолого-педагогических исследований, проведенных в последние десятилетия, как в России, так и за рубежом, зафиксировали тенденцию снижения интереса дошкольников к школе, нежелание идти учиться.

   У учителей начальных классов появился новый критерий в оценке пришедшего в первый класс ребенка, какие у него глаза – «потухшие или горящие». Дети утомлены знаниями, переполнены информацией, которая часто запоминается неосознанно и поэтому остается невостребованной. Конечно, дошкольник любит узнавать новое, слушать чтение книг, рассматривать картинки, смотреть телепередачи и общаться с компьютером…

   И все же любимой деятельностью для дошкольника и первоклассника остается игра. Игра создает предпосылки развития воображения, без которого невозможен никакой, даже самый элементарный акт учения. Многие психологи считают, что в построении у человека целостного образа окружающего мира воображение играет особую роль. Без этого психического процесса невозможно рождение и развитие присущих только человеку качеств – предвидение, преобразование, проектирование, образное конструирование, творческая реализация поставленных целей деятельности и др. Поэтому развитость игры как ведущей деятельности дошкольного и младшего школьного периода развития – еще один показатель школьной зрелости.

   Сделаем вывод: при решении психологических проблем готовности детей к обучению в школе необходимо:

   - учитывать своеобразие дошкольного периода развития, потребности и интересы дошкольника, ориентироваться на возможности и психологические особенности детей;

   - реализовать поступательность и перспективность в целях, содержании и методике обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;

   - отказаться от искусственного, форсированного, «забегающего вперед» обучения ребенка в пользу целесообразности и личностно ориентированного образования.

   В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей, готовящихся к поступлению в первый класс. Среди них и  довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что «школьная зрелость» наступает, как  правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

   А, вообще, диагностику «школьной зрелости» рекомендуется проводить дважды. Первый раз в октябре – ноябре того года, который предшествует поступлению в школу. Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций есть резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка есть дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия с логопедом. Преодолеть недостаточно развитую координацию движений пальцев рук помогут занятия рисованием, лепкой, конструированием (кстати, этих проблем больше у мальчиков).

   Повторная диагностика в апреле – мае позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

   В нашей школе  работает психологический  центр социальной поддержки и психологической коррекции «Доверие».

Психологи, работая совместно с учителями, после проведения определенных диагностик проясняют не только психологический портрет конкретного ученика,  но и определяют эмоциональный климат в классе и дают индивидуальные рекомендации по работе с учащимися.


 

Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе

Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе

Ряд психолого-педагогических исследований, проведенных в последние десятилетия, как в

Ряд психолого-педагогических исследований, проведенных в последние десятилетия, как в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2022