Психологические основы воспитания для 2 класса.

  • Работа в классе
  • pptx
  • 21.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологические основы воспитания для 2 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Рассматриваются методы воспитания - конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении).Психологические основы воспитания для 2 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Рассматриваются методы воспитания - конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении).
Иконка файла материала псих воспит.pptx
Психологические основы методов воспитания
План: • Понятие и сущность методов воспитания • Приемы воспитания • Принципы закономерности • Основные теории и подходы к воспитания воспитанию
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:  Личность ребенка и его возраст;  Коллектив, группа, в которую он включен, имеющие свои ценности, нормы поведения и т.д., статус ребенка в этой группе;  Время и социальные условия ;  Личность педагога и его значимость, авторитетность для школьника.
Воспитание – деятельность по передаче новым Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и подготовки к общественной жизни и производительному труду. производительному труду. Это прежде всего процесс социализации индивида,  Это прежде всего процесс социализации индивида,  становление и развитие его как личности на протяжении  становление и развитие его как личности на протяжении  всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же  всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же  время влияние социальной и культурной среды.  время влияние социальной и культурной среды.
СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ Психологической сущностью процесса воспитания является  изучение психологических механизмов формирования  личности при взаимодействии воспитателя и  воспитанника, изучение эффекта воспитательных  воздействий в зависимости от различных  индивидуально­психологических особенностей ребенка.  Основа психологических механизмов воспитания –  мотивационно ­ потребностная сфера человека.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ: • Идеалы – направляют и регулируют процесс развития • Убеждения – формируют собственную оценку, взгляды и т.д. • Формирование положительных привычек – «рычаг» воспитательной деятельности. Направленность личности –устойчиво доминирующие мотивы, задающие общий вектор поведения человека. Виды направленности: 1. Личная направленность. 2. Коллективистическая направленность. 3. Деловая направленность.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения в задач педагогических совместной деятельности.
Классификация методов по источникам передачи содержания Группы методов Виды методов I группа Словесные методы II группа Практические методы III группа Наглядные методы Источники передачи содержания Рассказ, беседа, инструктаж и др. Упражнения, тренировка, самоуправление и др. Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.
Классификация методов на основе простейшей структуры личности Виды методов формирования сознания формирования поведения формирования чувств и отношений Источники передачи содержания передача информации от учителя к учащемуся и обратно практические методы: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Приемы воспитания • Требование - побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). • Оценка - позитивная (поощрение) и негативная (порицание).
Методы влияния • Убеждение – система доводов • Внушение (суггестия) - направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. • Заражение - возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. • Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека.
Виды влияния • Направленное влияние - направленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог открыто предъявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику, и косвенное влияние, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду. • Ненаправленное - эффекты подражания.
Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Классификация организационных форм воспитания: • массовые формы • кружковая-групповая • индивидуальная
Методы самовоспитания и самообразования • Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. соответствии личности своей в - это • Самообразование внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. система • Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Принципы и закономерности воспитания • Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Основные принципы: • Ориентация на ценностные отношения (условием реализации принципа выступают философская и психологическая подготовка педагога) • Принцип субъектности: максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. • Принцип согласованности социальной нормы, правила жизни и автономности неповторимой личности каждого.
Закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Принцип природосообразности - научном и воспитание должно основываться понимании на естественных социальных процессов, с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность эволюцию ноосферы и самого себя. согласовываться за
Принцип культуросообразности воспитания - задачи воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать приобщения человека к различным пластам (бытовой, физической, культуры сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).
Принцип центрации воспитания на развитии личности - обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей, развитие человека трактуется как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание - как создание возможностей для самореализации и самоактуализации.
Основные теории и подходы к воспитанию подход • Технократический к воспитанию - воспитание строится на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. подход • Гуманистический воспитанию человека", "развивающая помощь". "личностный к -"самоактуализация рост",