Психологические основы воспитания для 2 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Рассматриваются методы воспитания - конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении).Психологические основы воспитания для 2 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Рассматриваются методы воспитания - конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении).
псих воспит.pptx
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Психологические
основы методов
воспитания
Психологические основы воспитания для 2 класса.
План:
• Понятие и сущность методов
воспитания
• Приемы воспитания
• Принципы закономерности
• Основные теории и подходы к
воспитания
воспитанию
Психологические основы воспитания для 2 класса.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕ НА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:
Личность ребенка и его возраст;
Коллектив, группа, в которую он включен,
имеющие свои ценности, нормы поведения
и т.д., статус ребенка в этой группе;
Время и социальные условия ;
Личность педагога и его значимость,
авторитетность для школьника.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Воспитание – деятельность по передаче новым
Воспитание – деятельность по передаче новым
поколениям общественно-исторического
поколениям общественно-исторического
опыта; планомерное и целенаправленное
опыта; планомерное и целенаправленное
воздействие на сознание и поведение
воздействие на сознание и поведение
человека с целью формирования
человека с целью формирования
конкретных установок, понятий, принципов,
конкретных установок, понятий, принципов,
ценностных ориентаций, обеспечивающих
ценностных ориентаций, обеспечивающих
нужные условия для его развития,
нужные условия для его развития,
подготовки к общественной жизни и
подготовки к общественной жизни и
производительному труду.
производительному труду.
Это прежде всего процесс социализации индивида,
Это прежде всего процесс социализации индивида,
становление и развитие его как личности на протяжении
становление и развитие его как личности на протяжении
всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же
всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же
время влияние социальной и культурной среды.
время влияние социальной и культурной среды.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
СУЩНОСТЬ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ
Психологической сущностью процесса воспитания является
изучение психологических механизмов формирования
личности при взаимодействии воспитателя и
воспитанника, изучение эффекта воспитательных
воздействий в зависимости от различных
индивидуальнопсихологических особенностей ребенка.
Основа психологических механизмов воспитания –
мотивационно потребностная сфера человека.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОТИВАЦИОННУЮ
СФЕРУ:
• Идеалы – направляют и регулируют процесс развития
• Убеждения – формируют собственную оценку, взгляды и
т.д.
• Формирование положительных привычек – «рычаг»
воспитательной деятельности.
Направленность личности –устойчиво доминирующие
мотивы, задающие общий вектор поведения человека.
Виды направленности:
1. Личная направленность.
2. Коллективистическая направленность.
3. Деловая направленность.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Методы воспитания - это
конкретные пути влияния на
сознание, чувства, поведение
школьников для решения
в
задач
педагогических
совместной деятельности.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Классификация методов по
источникам передачи
содержания
Группы методов Виды методов
I группа
Словесные методы
II группа
Практические
методы
III группа
Наглядные методы
Источники
передачи
содержания
Рассказ, беседа,
инструктаж и др.
Упражнения,
тренировка,
самоуправление и
др.
Иллюстрирование,
показ,
предъявление
материала и др.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Классификация методов на основе
простейшей структуры личности
Виды методов
формирования сознания
формирования поведения
формирования чувств и
отношений
Источники передачи
содержания
передача информации от
учителя к учащемуся и обратно
практические методы:
упражнение, приучение,
поручение, педагогическое
требование, воспитывающие
ситуации и др.
поощрение, порицание,
наказание, создание ситуаций
успеха, контроль,
самоконтроль, оценка и
самооценка и др.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Приемы воспитания
• Требование - побуждение к
действию (в зависимости от
степени категоричности - просьба,
задание, приказ) и запрещающие
действовать (указание,
соответствующий приказ,
наказание).
• Оценка - позитивная (поощрение)
и негативная (порицание).
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Методы влияния
• Убеждение – система доводов
• Внушение (суггестия) - направлено на снятие
своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым
сведениям и оберегающих человека от заблуждений и
ошибок.
• Заражение - возникает в группе людей, которые
руководствуются в своем поведении эмоциональным
состоянием, действуют на основе сведений, принятых
без должного анализа, либо повторяют действия
других людей.
• Подражание - следование примеру или образцу,
которое проявляется в повторении одним человеком
каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в
копировании определенных черт характера другого
человека.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Виды влияния
• Направленное влияние - направленном
влиянии выделяют прямое влияние,
когда педагог открыто предъявляет
свою позицию и связанные с ней
требования ученику, и косвенное
влияние, направленное не на объект
влияния, а на окружающую его среду.
• Ненаправленное - эффекты
подражания.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Формы воспитания - это способы организации воспитательного
процесса, способы целесообразной организации коллективной и
индивидуальной деятельности учащихся.
Классификация организационных
форм воспитания:
• массовые формы
• кружковая-групповая
• индивидуальная
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Методы самовоспитания и
самообразования
• Самовоспитание - это процесс усвоения человеком
опыта предшествующих поколений посредством
внутренних душевных факторов, обеспечивающих
развитие; это деятельность человека, направленная на
изменение
с
сознательно поставленными целями, сложившимися
идеалами и убеждениями.
соответствии
личности
своей
в
-
это
• Самообразование
внутренней
самоорганизации не усвоению опыта поколений,
направленной на собственное развитие.
система
• Самообучение
- это процесс непосредственного
получения человеком опыта поколений посредством
собственных устремлений и самим выбранных средств.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Принципы и закономерности воспитания
• Принципы - общие руководящие
положения, требующие
последовательности действий при
различных условиях и
обстоятельствах.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Основные принципы:
• Ориентация на ценностные отношения (условием
реализации принципа выступают философская и
психологическая подготовка педагога)
• Принцип субъектности: максимальное содействие
развитию способности ребенка осознавать свое "Я "
в связях с другими людьми и миром, осмысливать
свои действия, предвидеть их последствия для
других людей и своей судьбы, производить
осмысленный выбор жизненных решений.
• Принцип согласованности социальной нормы,
правила жизни и автономности неповторимой
личности каждого.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Закономерности воспитания - это
адекватное отражение объективной
действительности воспитательного процесса,
обладающего общими устойчивыми свойствами
при любых конкретных обстоятельствах.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Принцип природосообразности
-
научном
и
воспитание должно основываться
понимании
на
естественных
социальных
процессов,
с
общими законами развития природы
и человека, формировать у него
ответственность
эволюцию
ноосферы и самого себя.
согласовываться
за
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Принцип культуросообразности
воспитания -
задачи
воспитание должно основываться
на общечеловеческих ценностях и
строиться с учётом особенностей
этнической и региональной культур,
решать
приобщения
человека к различным пластам
(бытовой, физической,
культуры
сексуальной,
материальной,
духовной,
политической,
экономической, интеллектуальной,
нравственной и др.).
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Принцип центрации воспитания
на развитии личности -
обеспечение роста человека,
удовлетворение его интересов и
потребностей, развитие человека
трактуется как процесс свободной
реализации им своих потенций, а
воспитание - как создание
возможностей для самореализации и
самоактуализации.
Психологические основы воспитания для 2 класса.
Основные теории и подходы к
воспитанию
подход
• Технократический
к
воспитанию - воспитание строится
на рациональной научной основе,
программируя поведение людей и
управляя его формированием.
подход
• Гуманистический
воспитанию
человека",
"развивающая помощь".
"личностный
к
-"самоактуализация
рост",
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.