Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения
Оценка 4.7

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
29.01.2018
Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения
Это моя дипломная работа, по специальности Психолог. Преподаватель психологии. Я очень надеюсь на то, что моя работа кому-нибудь очень поможет.Так как в современном мире очень много проблем, связанных с трудностями воспитания подрастающего поколения. Желаю всем крепкого здоровья, творческих успехов и всего самого хорошего!
диплом новая версия.doc
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО­ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) Специальность 030301 Психология Специализация — Клиническая психология Еренкова Лариса Петровна             Выпускная квалификационная работа   Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения Научный руководитель к. пс. н., доцент                                      Шабаева Антонина Владимировна УФА 2013 г. Содержание Введение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 3 Глава 1.  Дети группы риска  с трудностями поведения и обучения        1.1 Понятие детей группы риска­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  6 1.2 Причины попадания детей в группу риска  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­ 8 1.3 Психологические особенности детей группы риска ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­11  1.4 Психологические особенности девиантное поведение детей­­­­­­­­­­­­­­­­12 1.5 Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте­­­­­­­­­­­­­­­­ 20 Выводы по 1 главе ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 27 Глава 2.  2.1 ­­­­­   28 2.3    ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   36 Выводы по 2 главе ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­    40 Глава3. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   51 Заключение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  60 Список   литературы ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   62 Приложение   1    ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­    65 Приложение 2 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     66 Приложение 3 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     68 Приложение 4  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     71 Приложение 5 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     72 2 Введение Актуальность   исследования.   В   современных   условиях   возрастает количество   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   детей,   имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с отклонениями в поведении, а также число неполных, многодетных, малоимущих семей. Т.е. растет   число   детей,   которых   относят   к   группе   риска.   Часто   такие   дети попадают в интернатные учреждения.   В этом случае возникают различные проблемы в поведении и обучении, а также  нарушаются  важных для ребенка связи и отношения с другими, но значимыми лицами; приобретение ребенком различных   видов   депривации:   материнской,   сенсорной,   эмоциональной, социальной   и   др.   Несмотря   на   то,   что   предпринимаются   разнообразные попытки   преодолеть   указанные   противоречия,   создавая   специальные учреждения в разных моделях и формах для детей группы риска, проблема восстановления   полноценного   детства   педагогическими   средствами   в   этих учреждениях   все   еще   остается   нерешенной.   Чтобы   качественно   изменить существующее положение воспитанников в интернатной системе, требуется большое внимание уделять процессам реабилитации. Психологические   особенности   детей   группы   риска   с   трудностями   в обучении   и   поведении   изучали   такие   ученые,   как   Л.Я.   Олиференко,   Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, Л.В. Мардахаев и др. Е.И. Казакова [ 2,с. 57] определила основные группы факторов группы риска.   Над   этой   же   проблемой   работала   и   В.Е.   Летунова.   Т.И.Шульга рассматривала   смысл   жизни   детей   группы   риска.   Адаптацией   данной категории детей занималась И.М. Осмоловская и др. Проблеме   реабилитационно   –   воспитательной   работы   в   детском интернатном учреждении уделял внимание В.Морозов, О.И. Евстешина и др. 3 Большой вклад в изучение детей группы риска с трудностями обучения и   поведения   внесли   М.А.   Галагузова,   Ю.В.   Василькова,   О.А.Селиванова, С.А.Беличева, Б.А. Куган, В.В. Фалько, Т.А. Шишковец и др. Цель   исследования:  изучить   психологические   особенности   детей группы риска с трудностями обучения и поведения. Объект исследования: дети группы риска  с трудностями в поведении и обучении. Предмет исследования: проявления особенностей детей группы риска с трудностями обучения и поведения Гипотеза:  процесс   реабилитации   детей   группы   риска   в   интернатном учреждении будет успешным, если:   а)  дети   находящиеся   в   группе   риска,   по   сравнению   с   условно здоровыми детьми, будут иметь трудности в обучении и поведении; б)  наиболее эффективными методами коррекции  план будет разработка рекомендаций и плана коррекционной программы комплексной реабилитации детей группы риска.   Задачи исследования: 1.   Изучение   и   анализ   психолого­педагогической   литературы   по проблеме исследования. 2.   Изучение   индивидуальных   особенностей   детей   группы   риска   с трудностями в обучении и поведении. 3.  Выявление   психологические   особенностей   детей   группы   риска   с трудностями обучения и поведения . 4.   Разработать   коррекционную   программу   по   развитию   личностных особенностей детей с трудностями  поведения и обучения.      Практическая значимость  исследования состоит в том, что была разработана и реализована программа по развитию личностных особенностей детей группы риска. 4 Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 детей,     в   возрасте   9­14   лет   из   общеобразовательной   средней   школы   села Верхний Авзян Белорецкого района.  Структура   работы:    работа   состоит   из   введения,   трех   глав, заключения, списка   литературы, приложения. 5 1.1 Понятие детей «группы риска» Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако   существуют   различные   его   трактовки,   поэтому   оно   нуждается   в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего­либо, как правило,   негативного,   нежелательного,   что   может   произойти   или   не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что   эти   дети   находятся   под   воздействием   некоторых   нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что  понятие  «группы   риска» появилось   еще   в  советский  период  именно  в контексте   приоритета   общественных   интересов.   Это   понятие   позволяло выделять   категории   людей,  семей,  поведение   которых   могло   представлять определенную   опасность   для   окружающих   и   общества   в   целом,   поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Разные   ученые   выделяют   различные   группы   факторов,   позволяющих отнести   детей   и   подростков   к   данной   категории.   Так,   по   мнению   Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые 6 создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:  медико­биологические   (группа   здоровья,   наследственные   причины, врожденные   свойства,   нарушения   в   психическом   и   физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);  социально­экономические   (многодетные   и   неполные   семьи, несовершеннолетние   родители,   безработные   семьи,   семьи,   ведущие аморальный   образ   жизни;   неприспособленность   к   жизни   в   обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства,   попытки   суицида,   агрессивное   поведение,   употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);  психологические   (отчуждение   от   социальной   среды,   неприятие   себя, невротические   реакции,   нарушения   общения   с   окружающими, эмоциональная   неустойчивость,   неуспех   в   деятельности,   неуспех   в социальной   адаптации,   трудности   общения,   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми и т.д.);  педагогические   (несоответствие   содержания   программ образовательного   учреждения   и   условий   обучения   детей   их психофизиологическим   особенностям,   темпа   психического   развития детей   и   темпа   обучения,   преобладание   отрицательных   оценок, неуверенность   в   деятельности,   отсутствие   интереса   к   учению, закрытость   для   положительного   опыта,   несоответствие   образу школьника и т.д.). 7 Я разделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей: 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной  клинико­патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально­экономической и социально­ психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого­педагогической  дезадаптацией. Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200   учителей   образовательных   учреждений   с   целью   выяснить,   что   они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке,   с   которым   трудно   взаимодействовать   на   уроке,   так   как   он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает   на   своей   правоте,   но   при   этом   не   осознает   своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход. Часть   педагогов   в   своих   ответах   выделили   такой   ряд   трудностей: неудобные,   неуправляемые,   агрессивные,   не   понимают   учителей   и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем   на   других   детей,   а   еще   больший   труд   приходится   направлять   на преодоление   наследственности,   влияния   семьи.   Им   трудно   объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги   описывают,   опираясь   на   свои   реакции   по   отношению   к   таким 8 детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие. 1.2 Причины попадания детей в группу риска.  Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально­педагогическая работа с теми, кто так или иначе всегда выделяется в самостоятельную категорию, но называются при   этом   по­разному:   трудные,   трудновоспитуемые,   педагогически запущенные,   проблемные,   дезадаптированные,   дети   с   отклоняющимся (девиантным) поведением, дети риска и др. Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные» «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные»,   «проблемные»   даны   таким   детям   с   позиции   педагога,   для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном   итоге,   как   правило,   сводились   к   изоляции   «обычных»   детей   от «трудных»,   например,   к   исключению   последних   из   школы.   Поскольку   их трудно   воспитывать, воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).   к   ним   должны   применяться   особые   меры Понятия   «дезадаптированные   дети»   и   «дети   с   отклоняющимся (девиантным)   поведением»   имеют   социальный,   или   скорее   социально­ психологический,   оттенок   и   характеризуют   данную   категорию   детей   с позиции социальной нормы, а точнее ­ несоответствия ей. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире ­ процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе ­ приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение 9 не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего­либо, как правило,   негативного,   нежелательного,   что   может   произойти   либо   не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что   они   находятся   под   воздействием   некоторых   нежелательных   факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах. Первый аспект ­ это риск для общества, который создают дети данной категории.   Понятие   «группа   риска»   появилось   еще   в   советский   период именно   в   контексте   приоритета   общественных   интересов.   Это   понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. Второй аспект ­ тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в   обществе:   риск   потери   жизни,   здоровья,   нормальных   условий   для полноценного развития. Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Можно выделить следующие основные группы факторов риска: ­   медико­биологические  (состояние   здоровья,   наследственные   и врожденные   свойства,   нарушения   в   психическом   и   физическом   развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.); 10 ­   социально­экономические  (материальные   проблемы   семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.); ­   психологические  (неприятие   себя,   невротические   реакции, эмоциональная   неустойчивость,   трудности   общения,   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми и т.д.); ­   педагогические содержания   программ образовательного   учреждения   и   условий   обучения   детей   их  (несоответствие   психофизиологическим   особенностям,   темпа   психического   развития   и обучения   детей;   отсутствие   интереса   к   учению,   закрытость   для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей: ­   дети   с   проблемами   в   развитии,   не   имеющими   резко   выраженной клинико­патологической характеристики; ­ дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств; ­ дети из неблагополучных, асоциальных семей; ­ дети из семей, нуждающихся в социально­экономической и социально­ психологической помощи и поддержке. Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и   приводит   к   разного   рода   негативным   последствиям   психологического   и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название   данной   категории   детей,   которое   введено   Законом   Российской Федерации   «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений несовершеннолетних» ­ «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации». 1.3. Психологические особенности детей группы риска 11 В   исследованиях   отечественных   и   западных   психологов   дается сравнительная   характеристика   детей,   оставшихся   без   родительского попечения.   Многие   исследователи   показали,   что   общее   физическое, психическое   развитие   детей,   воспитывающихся   без   попечения   родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный   темп   психического   развития,   ряд   негативных   особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Дети,   воспитывающиеся   в   учреждениях   социальной   и   психолого­ педагогической   поддержки   детства,   характеризуются   резко   выраженной   которая   усиливается   такими   психотравмирующими дезадаптацией, факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода   приют   временного учреждения   (больница,   приемник­распределитель, пребывания, санаторий и т.д.). Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками   агрессии, гнева, взаимоотношения,   преувеличенным   реагированием   на   события   и   провоцированием   конфликтов   со   обидчивостью, сверстниками, неумением общаться с ними. По   мнению   зарубежных   психологов,   причины   психологических   травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности.   На   протяжении   жизни   у   человека   вырабатывается психологическая   защита   в   виде   базовых   иллюзий,   таких   как   чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без   иллюзий.   Они   помогают   ему   верить   в   будущее,   находить   силы   для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д. Для  детей  разрушение  иллюзий ­ очень  болезненный   момент,  который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями. 12 Переживание   психологической   травмы   обесценивает   усилия   ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир   опасный,   но   реальный,   будет   преодолевать   трудности,   стоящие   перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку   выше   как   личность.   Если   он   не   смог   преодолеть   трудностей, стоящих   перед   ним,   не   преодолел   барьер   иллюзий,   то   в   нем   укрепится убеждение   в   существовании   новых   и   он   поверит   в   них,   останется   в   мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью. 1.4. Психологические особенности девиантное поведение детей Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют   антисоциальные, девиантным.   Оно   включает   антидисциплинарные, делинквентные   противоправные   и   аутоагрессивные   (суицидальные   и самоповреждающие)   поступки.   Они   по   своему   происхождению   могут   быть обусловлены   различными   отклонениями   в   развитии   личности   и   ее реагирования. Чаще это поведение ­ реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно   оцениваться   не   только   педагогом,   но   и   врачом.   Возможность появления   отклонений   в   поведении   связана   также   с   особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. 13 Оценивая   свое   тело,   подросток   констатирует   свое   физическое превосходство,   норму   или   неполноценность   и   делает   вывод   о   своей социальной ценности. Понимание своего тела ­ это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть   пассивное   отношение   к   физической   слабости,   либо   желание компенсировать   свои   недостатки   в   другой   сфере,   либо   попытаться   их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно­мышечного аппарата при этом может   нарушить   координацию   движений,   что   проявится   в   неуклюжести. Намеки   или   упреки   окружающих,   но   поводу   внешности   или   неловкости, вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение   окружающих.   Их   уверенности   в   себе   способствует   и   то,   что   их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и   низкорослые   мальчики   окружающим   представляются   маленькими, незрелыми   и   неприспособленными.   Они   испытывают   потребность   в   опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения. Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом   развитии   в   одних   случаях   возникают   преимущественно   в   других   ­   нарушения   поведения эмоциональные   расстройства, (претенциозность,   вспыльчивость,   агрессивность)   расстройство   влечений; особенно   сексуального.   При   задержанном   половом   развитии   появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности 14 приспособления. Возникновение   девиантного   поведения   может   быть   обусловлено психологическими   особенностями.   У   младших   подростков   отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости   приводит   к  завышенному   уровню   притязаний,  Эмоциональность становится   неустойчивой,   отличается   резкими   колебаниями   настроения, быстрыми   переходами   от   экзальтации   к   сниженному   настроению.   При столкновении   подростка   с   непониманием   его   стремлений   к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних   данных   возникают   вспышки   аффекта.   Наиболее   неустойчивое настроение отмечается в 11­13 лет у мальчиков и в 13­15 лет у девочек. На этот   же   возраст   приходится   наиболее   выраженное   упрямство.   Старших подростков   волнует   право   на   самостоятельность,   они   ищут   свое   место   в   интересов, жизни.   Происходит   дифференциация   способностей, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако   целеустремленность   и   настойчивость   в   этом   возрасте   все   еще   Чрезмерная уживаются   с   импульсивностью   и   неустойчивостью. самоуверенность   и   категоричность   сочетаются   с   чувствительностью   и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием   быть   в   одиночестве,   бесцеремонность   со   стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. Развитие   личности   подростка   происходит   под   влиянием   культуры   и общества, воспитавших его, связано с социально­экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления   социальной   зрелости,   Имеющаяся   свобода   выбора   жизненного пути   удлиняет   время   приспособления.   При   этом   социальное   созревание происходит   неравномерно   и   зависит   от   завершения   образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых   сферах   жизни   может   оказаться   неприспособленным   и   тяжело 15 переживать   свою   несостоятельность.   Например,   располагая   авторитетом   в группе   спортсменов,   подросток   может   оказаться   совершенно   незрелым   во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В   течение   жизни   подростка   происходит   расширение   диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к   большому   эмоциональному   напряжению   и   нарушению   поведения.   Среди поведенческих нарушений могут быть следующие: ­   гиперкинетическое   расстройство   поведения.  Оно   характеризуется недостаточной   настойчивостью   в   деятельности,   требующей   умственного напряжения,   тенденцией   переходить   от   одного   занятия   к   другому,   не завершая   ни   одного   из   них,   наряду   со   слабо   регулируемой   и   чрезмерной активностью.   С   этим   могут   сочетаться   безрассудность,   импульсивность, склонность   попадать   в   несчастные   случаи,   получать   дисциплинарные взыскания   из­за   необдуманного   или   вызывающего   нарушения   правил.   Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка; ­ расстройство поведения, ограничивающееся семьей.  Оно включает антисоциальное   или   агрессивное   поведение   (протестующее,   грубое), проявляющееся   только   дома   во   взаимоотношениях   с   родителями   и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома; ­   несоциализированное   расстройство   поведения.  Характеризуется сочетанием   упорного   антисоциального   или   агрессивного   поведения   с нарушением   социальных   норм   и   со   значительными   нарушениями взаимоотношений   с   другими   детьми.   Оно   отличается   отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении   ими   или   непопулярности,   а   также   в   отсутствии   друзей   или 16 эмпатических   взаимных   связей   с   ровесниками.   По   отношению   к   взрослым проявляют   несогласие,   жестокость   и   негодование,   реже   взаимоотношения хорошие,   но   без   должной   доверительности.   Могут   быть   сопутствующие эмоциональные   расстройства.   Обычно   ребенок   или   подросток   одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или   грубость, нападение   с   насилием   и   жестокостью,   непослушание, индивидуализм   и   сопротивление   авторитетам,   тяжелые   вспышки   гнева   и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги; ­ социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство,   грубость   и   т.д.)   или   агрессивное   поведение   возникает   у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников,   но   могут   быть   и   в   составе   неделинквентной   компании.   С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие; ­   смешанные,   поведенческие   и   эмоциональные   расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях выше описанные   расстройства   сочетаются   с   постоянной   депрессией,   утратой проявляющейся   сильным   страданием, удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и   потерей   интересов, безнадежности, В других ­ нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью,   страхами,   навязчивостями   или   переживаниями   из­за   своего здоровья; ­   делинквентное   поведение.  Подразумеваются   проступки,   мелкие провинности, не  достигающие  степени  криминала, наказуемого  в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми,   вымогания   денег,   угона   с   велосипедов   и   мотоциклов.   Нередко встречаются   мошенничество,   спекуляция,   домашние   кражи.   Причины 17 социальные ­ недостатки воспитания. У 30 % ­ 80 % делинквентных детей ­ неполная семья,       70 % подростков ­ с серьезными нарушениями характера, 66   %   ­   акцентуанты.   Среди   больничных   пациентов   без   психоза   40   %   с делинквентным   поведением.   У   половины   из   них   оно   сочеталось   с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных ­ с побегами. Первые   побеги   происходят   в   страхе   наказания   или   как   реакция протеста, а затем превращаются в условно­рефлекторный стереотип. Побеги возникают: ­ как следствие недостаточного надзора; ­ в целях развлечения; ­ как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; ­ как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; ­ как реакция тревоги и страха на наказания; ­ вследствие фантазерства и мечтательности; ­ чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; ­ как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; ­   как   немотивированная   тяга   к   перемене   обстановки,   которой предшествует скука, тоска; ­ ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В   половине   случаев   алкоголизация   и   наркотизация   начинаются   в подростковом   возрасте.   Среди   делинквентных   подростков   более   трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления ­ быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию   пережить   подъем,  забвение)   зависимости,  а  потом   и   физической 18 зависимости  (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика).   Появление   групповой   психической   зависимости   (стремления напиваться при каждой встрече) ­ угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление   подростка   найти   повод   для   выпивки   или   наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже ­ ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика; ­   девиации   сексуального   поведения.  У   подростков   недостаточно осознанное   и   повышенное   половое   влечение.   Еще   не   завершена   половая идентификация.   Поэтому   легко   возникают   отклонения   в   сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием.   У   первых   сильное   половое   влечение   возникает   задолго   до социальной   зрелости,   у   вторых   ­   появляется   желание   самоутвердиться, обгоняя   сверстников   в   сексуальной   активности.   Кроме   того,   отстающие   в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные   девиации   у   подростков   зависят   от   ситуации   и   являются преходящими.   Среди   них   могут   быть   визионизм   (подглядывание   за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных. По   мере   взросления   и   при   переходе   к   нормальной   половой   жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной   привычкой   и   сохраняются   наряду   с   нормальным   сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем   влиянии.   Если   мастурбация   появляется   до   полового созревания,   достигает   большой   частоты,   сопровождается   невротической симптоматикой или депрессивными переживаниями из­за своего поведения, ее следует   рассматривать   как   девиацию.   Петтинг,   т.е.   взаимные   ласки   без совершения   полового   акта,   для   достижения   оргазма,   применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно   считать,   если   практикуется   до   возраста   полового   созревания. 19 Возникновение   половых   отношений   до   полного   физического   созревания может   рассматриваться   как   девиация.   Подростковый   промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) ­ сексуальная девиация.   Она   нередко   сочетается   с   алкоголизацией,   которая   у   одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости. Преходящий   подростковый   гомосексуализм   обычно   обуславливается ситуацией.   Часто   он   проявляется   в   закрытых   учебных   заведениях,   где сосредотачиваются   подростки   одного   пола.   У   младших   подростков   эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского   чем   у   девушек.   Возможность   возникновения   преходящего пола, гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие   от   истинного   гомосексуализма   ­   всегда   привлекателен   объект противоположного пола; ­   психогенное   патологическое   формирование   личности.  Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием: ­ уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; ­ тяжелых переживаний жизненных трудностей; ­ затяжных неврозов; ­ дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения. Дети и подростки, имеющие признаки девиантного поведения, зачастую попадают в группу риска. 1.5. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте В компетенцию педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся  от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. (Гово­ 20 ря об  аномалии, мы будем иметь в виду нарушения развития, которые явля­ ются типичными для психически здоровых детей. Это осложнения психиче­ ского и личностного развития ребенка, которые являются лишь отклонением  от нормы, а не симптомом психического заболевания.) В психологической  литературе такие нарушения иногда называют факторами риска (Г. С. Аб­ рамова).   В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особен­ ности поведения ребенка:   • выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тор­ мозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организа­ ции поведения даже в игровых ситуациях;   • склонность ребенка к «космической» лжи ­ приукрашиванию ситуации, в  которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он ис­ пользует как средство выхода из затруднительного положения или конфлик­ та; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное  к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников,  более старших детей и взрослых;  • инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками,  громким настойчивым плачем и криком;  • импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость,  которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;  • прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на  наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.  В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие  особенности поведения:  • сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, ко­ торые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьни­ ка;  • неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфори­ 21 ческим настроением;  • повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и  бездумным впечатлениям;  • акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим аг­ рессию, жестокость;  • наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрыв­ чатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;  • отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных  «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная  реакция;  • реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от за­ нятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий на­ зло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на  себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований  учителя;  • выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких  пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения даль­ нейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия ин­ тереса к учебе;  • нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием  более старших детей и взрослых;  • дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой ав­ торитарности, асоциального поведения членов семьи.  Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние  на психическое развитие, оказываются:  22 •   инфантильность   суждений,   крайняя   зависимость   от   ситуации, неспособность   воздействовать   на   нее,   склонность   к   уходу   от   трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость   функции   самоконтроля   и   саморегуляции   как   проявление несформированности основных образований подросткового возраста;  • сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;  •   ранние   проявления   половых   влечений,   повышенный   интерес   к сексуальным  проблемам; у мальчиков ­ склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжни­ честву;  •   сочетание   указанных   проявлений   с   невыраженностью   школьных интересов, отрицательным отношением к учебе;  • переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации   асоциальных   форм   взрослого   образа   жизни   (ранние   сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);  •   неблагоприятные   микросредовые   условия   (семейные),   асоциальное поведение как основа реакции имитации либо протеста;  •   неадекватные   условия   обучения,   препятствующие   усвоению программы (К. С. Лебединская, Г. С. Абрамова).  Как определить, является ли поведение ребенка лишь отклонением от  нормы   или   симптомом   психического   заболевания?   Каковы   возрастные особенности   проявления   отклонений?   Несмотря   на   сложность   проблемы, существуют подходы к ее решению.  23 Богатый   эмпирический   материал,   накопленный   в   клинической   дает   возможность   лечебной   педагогике, психологии,   психиатрии, дифференцировать   отклоняющееся   от   нормы   поведение   от   поведения патологического,   несмотря   на   общность   проявлений   этих   нарушений. Нарушения   развития,   по   данным   психоневрологов,   детских   психиатров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявляются в эмоционально­волевой сфере ребенка и его характере (А. Ф. Лазурский, В. П. Кащенко, М. И. Буянов, А. И. Захаров, А. Е. Личко и др.). В литературе выделяются   различные   характерологические   и   поведенческие   отклонения ребенка.   Перечислим   наиболее   типичные   из   них:   расторможенность,   двигательная   расторможенность   может   сочетаться   с гиперактивность,   другими   отклонениями.   Наиболее   часто   расторможенность   сочетается   с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом (М. И. Буянов).  (аффективностъ).   Повышенная   эмоциональная   возбудимость   Аффективное   поведение   ­   не   медицинский   диагноз,   а   склонность   Детей   к частым, острым и разрушительные эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах, упрямстве,   остро   выраженных   симпатиях   и   антипатиях   к   людям, импульсивности   поступков   и   побуждений   ребенка. заторможенность, страхи и асоциальное поведение.    Могут   быть Застенчивость,   пугливость,   наличие   болезненных   страхов   (фобий),   пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах.    Пессимизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только  плохое) в юношеском возрасте ­ тоже аномалия, так же как и его противопо­ ложность ­ чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство со­ бой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизнен­ ных задач.    24 Особую   группу   составляют   дети   с   аутичным   поведением   (ауто погружение в себя, отчужденность от окружения). Такие дети относятся к ка­ тегории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспита­ тельные воздействия не всегда ими принимаются.  С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается    и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за   решительность.   Однако   сильное   импульсивное   необдуманное   действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия.    Восприимчивость   к   отрицательным   влияниям   связана   с   повышенной внушаемостью   ­   некритической   податливостью   действию   внушения, готовностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.    Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому  влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на   воздействия,   которые   противоречат   потребностям   человека.   Отказ   от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. В  психологической литературе называются две формы негативизма ­ пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при   длительном   эмоциональном   неблагополучии   ребенка   могут   стать качествами его личности.  Жестокость,   деспотизм,   агрессивность   выражаются   в   драках,   разрушительном   отношении   к   вещам,   оскорблениях,   брани,   стремлении мучить   слабого   или   животных.   Агрессия   может   быть   физическая   и вербальная, прямая и косвенная.  25 Бесцельная ложь – когда ребенок не знает причины своей неправдивости   и не связывает ее с каким­либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться.    Бесцельное   воровство   –   зачаточная   форма   явления,   которое специалисты   называют   клептоманией.   Ребенок   может   коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. Например, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной не­ ожиданностью для его родителей. По характеристике мамы, это был спокой­ ный и незлобивый мальчик, имел хобби – коллекционировал трубки от улич­ ных таксофонов.  Страсть к бродяжничеству –   может быть патологическим влечением   психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой  при отсутствии болезненного предрасположения. В.П.Кащенко констатирует,  что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начина­ ется с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и  до ночи где­нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привыч­ кой со всеми сопутствующими ему явлениями ­ нищенством, кражами и т.п.    Лень –  как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности  тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической.  Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей,  большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у неко­ торых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основными при­ знаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстрой­ ство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой при­ чиной такого состояния бывает «соматогенная астения, т. е. физическая и  психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием». Она вполне  преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников  чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики  К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к ко­ 26 торой взрослый призывает ребенка. Причины такого нерасположения тоже  различны, но в них, говорит педагог, виновато само воспитание. Так, нередки  случаи,  когда   ребенку   предъявляются   требования   и   на   него   обрушивается множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению  которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное  внушение ребенку его обязанностей, требований долга может вызвать обрат­ ное   действие.     В   целом   нарушения   в   развитии   проявляются   в   устойчивой низкой успеваемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциальном поведении. 27 Выводы. Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако   существуют   различные   его   трактовки,   поэтому   оно   нуждается   в уточнении и развитии. В   исследованиях   отечественных   и   западных   психологов   дается сравнительная   характеристика   детей,   оставшихся   без   родительского попечения.   Многие   исследователи   показали,   что   общее   физическое, психическое   развитие   детей,   воспитывающихся   без   попечения   родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный   темп   психического   развития,   ряд   негативных   особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками   преувеличенным   реагированием   на   события   и   агрессии, гнева, взаимоотношения, сверстниками, неумением общаться с ними.   обидчивостью,   провоцированием   конфликтов   со Причины   такого   нерасположения   тоже   различны,   но   в   них,   говорит педагог,   виновато   само   воспитание.   Так,   нередки   случаи,   когда   ребенку предъявляются требования и на него обрушивается множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное внушение ребенку его обязанностей, требований долга может вызвать обратное действие.  В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой успеваемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциальном поведении. 28

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения

Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018