Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
20.02.2019
В статье показаны как средствами музыкального театра добиться успешной социализации детей с ОВЗ. Приведены примеры различных музыкально-театральных игр, дано определение социализации. Также перечисляется необходимый музыкальный, литературный, танцевальный репертуары которые можно использовать на занятиях музыкально театральной деятельностью. Описывается проведенная диагностика достижения результатов.
статья.doc
МАОУ «ТехноШкола им. В.П. Савиных» г. Перми
Работу выполнила
Карсакова Дарья Андреевна,
Учитель музыки
«Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ».
Процесс социализации детей сегодня беспокоит специалистов
различных отраслей знания. Психологи, социологи, социальные психологи,
педагоги вскрывают отдельные аспекты этого процесса, исследуют
механизмы, этапы, факторы его успешного осуществления. Однако проблемы
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все еще
остаются не до конца решенными. Значительная часть таких детей, став
взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в общество и
неприспособленной к условиям реальной жизни.
Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о
том, что любой человек, в том числе и человек, имеющий дефект развития,
может при соответствующем обучении и воспитании стать полноценной
личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Помочь ему в
этом должны специальные педагогические средства, виды и формы
деятельности, к числу которых можно отнести и занятия музыкальным
театром. В задачи таких занятий, наряду с художественным развитием,
формированием общей культуры детей, может входить и задача их
социализации, что требует дополнительных исследований и проверки на
практике.
Сказанное позволяет выделить противоречие: с одной стороны,
имеется острая потребность в дополнительных средствах социализации детей
с ОВЗ, с другой – невостребованность такой потенциально мощной формы
педагогического воздействия, как занятия музыкальным театром. Исходя из
1 данного противоречия вытекает проблема: могут ли занятия музыкальным
театром способствовать социализации детей с ОВЗ, и какие условия для этого
необходимы?
Новизна работы заключается в попытке аргументировать возможность
использования занятий музыкальным театром в качестве средства
социализации детей с ОВЗ, а также в разработке содержания этих занятий и
вариантов их организации.
В результате проведенного анализа теоретических предпосылок
социализации детей с ОВЗ средствами музыкального театра, нами были
сделаны следующие выводы.
Социализация – есть сложный (многогранный) непрерывный
(протекающий на протяжении всей жизни человека и включающий в себя
несколько этапов) процесс, заключающийся в адаптации и интеграции
индивида в общество. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком
социального опыта, системы социальных связей и отношений. Протекая на
процесс
биологическом,
психологическом и социальном уровнях,
социализации носит активный характер, при котором человек сам определяет
свою роль в обществе; общество, в свою очередь, формирует нормы морали и
поведения, целесообразные формы отношений между людьми, присваиваемые
человеком и обусловливающие его успешное существование в социальной
среде. Функции социализации (нормативнорегулятивная, ценностно
ориентационная, коммуникативноинформационная и др.) направляют
активность индивида, определяя перспективные пути его развития;
реализуясь в комплексе, они дают ему возможность проявить себя в
определенной сфере деятельности.
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья, проявляющиеся в нарушении отношений с миром, окружающими
людьми, в бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном
2 общении с природой и в недостижимости многих культурных и
образовательных ценностей, приводят к социальной изоляции человека и
Предпосылки такого
невозможности интегрироваться в общество.
негативного жизненного сценария составляют физические и психологические
особенности самих детей: эмоциональноволевая незрелость, низкая
устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам,
двигательная расторможенность, склонность к апатии или, напротив,
повышенная возбудимость и др.
Факторами преодоления имеющихся проблем, а значит, и факторами
успешной социализации ребенка могут служить: эффективные учебные
программы и обучающие технологии, условия и отношения, устанавливаемые
в образовательной среде, способы и формы организации коррекционно
развивающего процесса.
К числу таких форм может быть отнесена и музыкальнотеатральная
деятельность (или занятия музыкальным театром), объединяющая в себе
возможности, как музыкального, так и театрального искусств. При таком
соединении воздействие одного из них дополняется, усиливается
воздействием другого: музыка, раскрывая внутренний мир человека, его
отношение к явлениям и событиям жизни, способна влиять на
стимулировать развитие
психоэмоциональные состояния человека,
познавательной и эмоциональноволевой сфер психики, театр, со своей
стороны, дает возможность пережить происходящее с позиции новой роли, а
значит, приобрести новый опыт общения, поведения, деятельности.
Рассмотрение практических аспектов социализации детей с ОВЗ
привело нас к следующим выводам.
Положительных результатов в решении данной проблемы можно
достичь только совместными усилиями всех участников образовательного
процесса, включая родителей. Расширяя формы взаимодействия с семьей,
3 школа проводит общие и групповые родительские собрания, совместные
праздники (коллективные формы), анкетирование и устные опросы родителей,
беседы и консультации специалистов (индивидуальные формы). Внутри
школьного коллектива организуются общие мероприятия, акции, концерты,
спортивные соревнования.
Особые возможности для социализации детей с ОВЗ открывает
внеурочная деятельность. В её содержание входят: занятия в кружках и
секциях; спортивнооздоровительная работа; коррекционноразвивающая
деятельность;
работа;
профориентационная работа. В рамках всех направлений деятельности
театрализованная
игровая
терапия;
используются технологии продуктивного и личностноориентированного
обучения, групповые и парные формы работы, обеспечивающие развитие
культуры общения воспитанников, что
коммуникативных навыков,
способствует их личностному росту и развитию и, как следствие, социальной
адаптации.
Вместе с тем, большинство педагогов считает себя недостаточно
компетентными в вопросах обучения детей с ОВЗ и не вполне понимает,
каким должен быть образовательный процесс в условиях совместного
обучения. К числу проблем, с которыми педагоги сталкиваются чаще всего,
относятся: трудности в управлении поведением детей, состояние их здоровья,
малая сосредоточенность, плохое усвоение материала, проблемы в общении.
В ходе исследования педагогического опыта работы с такими детьми
была выдвинута гипотеза: занятия музыкальным театром могут
выступить эффективным средством социализации детей с ОВЗ, если:
в процессе занятий будут использоваться виды и формы
деятельности, обеспечивающие активное взаимодействие детей, развитие у
них необходимых коммуникативных навыков (сюжетноролевые игры, игры
драматизации, игрыимпровизации и др.);
4
материал занятий
(музыкальный,
литературный) будет
подбираться с учетом потребности детей в положительных эмоциях, а также,
исходя из задач развития у них эмпатии, эмоциональной отзывчивости;
атмосфера занятий
будет располагать к проявлению
активности,
самостоятельности при сохранении доброжелательного
отношения детей друг к другу.
Для проверки этой гипотезы была проведена опытная работа с
учащимися 1–4 специальнокоррекционных классов «ТехноШколы им.
В.П. Савиных» г. Перми.
На начальном этапе (пилотном), проходившем с сентября 2017 по май
2018 г. нами апробировались различные виды и формы деятельности,
отбирались наиболее удачные задания, игры, упражнения, были разработаны
сценарии занятий, развлечений, праздников и театрализованных программ.
Тогда же была проведена первичная диагностика. Её общие
результаты таковы: дети мало эмоциональны, проявляют интерес к
театральному искусству только как зрители; затрудняются в определении
различных видов театра, но знают правила поведения в театре; проявляют
слабую активность и несогласованность действий с партнерами; затрудняются
в подборе музыкальных характеристик персонажей или сюжетных действий.
Основной этап опытной работы (формирующий) проходил с сентября по
ноябрь 2018 г. Каждое занятие включало в себя различные виды и формы
деятельности. Приведем некоторые тому примеры.
Игра «Музыкальный разговор»: в ней дети осознают, что ритм и темп
музыки можно соотнести с чувствами героя и таким образом выразить свое
эмоциональное состояние (барабан «сердится», колокольчик «радуется»,
гитара «недовольно ворчит» и т.п.).
Разыгрывая сказку «Теремок» и подражая голосам животных, они
учатся передавать характер персонажа через различные звуки и шумы (сказка
исполняется с использованием самодельных музыкальных инструментов).
5 Детям предоставляется возможность самим подобрать варианты звуков,
характерные движения для того или иного животного и показать их всему
классу. При этом ребёнок может не только играть роль, но и быть зрителем,
высказывать своё мнение, делиться впечатлениями от увиденного. Все
принимают участие и в подготовке сцены, получая при этом опыт совместных
действий, опыт общения.
В серии заданий «Если бы я был актер» обучение осуществляется с
помощью разных приемов – приема подражания действиям взрослого,
словесного описания, двигательного показа внешних признаков характера или
поведения персонажей под музыку, импровизации. К исполнению своей роли
дети готовятся постепенно: сначала идет работа над интонацией, затем дети
овладевают пластикой движений и только после этого создают целостный
образ персонажа.
При выполнении таких заданий мы старались направить внимание детей
на свой собственный голос, сделать так, чтобы ребенок услышал его звучание,
попробовал управлять им. В диалогических сценках задача усложнялась: по
интонации партера нужно было уловить его настроение и соответствующим
образом отреагировать. Для этого дети должны были научиться внимательно
слушать друг друга. К примеру, разговаривая на языке животных, они
пытались интонацией, тоном, тембром голоса передать содержание «речи»
животного, постепенно подходя к пониманию того, что мысли, чувства и
звуки взаимосвязаны.
Играя на музыкальных инструментах, исполняя танцы, песни, дети и
сами испытывают разнообразные чувства. Они помогают им преодолеть
тревожность, робость, что особенно проявляется в выступлениях на
праздниках или концертах. Практика показала: даже самые робкие дети
постепенно учатся справляться с волнением и страхом.
6 Кроме того, каждая сказка или литературное произведение для детей
всегда имеют воспитательную направленность – в них воспеваются доброта,
смелость, дружба и т.д. Инсценировка текстов этих произведений заставляет
ребенка сопереживать, активно воспринимать, анализировать, что, в свою
очередь, способствует установлению гармонии в отношениях ребенка с
окружающим миром и людьми. В качестве таких произведений нами были
использованы «Аленький цветочек» С.А. Аксакова, «Снеговикпочтовик» В.Г.
Сутеева, русские народные сказки «Морозко», «Теремок», «Заюшкина
избушка».
В комплексные занятия мы стараемся включить несколько различных
видов деятельности. Например, цикл занятий «Везет, везет лошадка»
начинается с чтения стихотворения А. Барто «Лошадка» (вовлекая детей в
игровой сюжет, мы активизируем у них слуховое восприятие, одновременно
работаем над дикцией и артикуляцией); дальше идет разминка для голоса «И
гого» (побуждаем к звукоподражанию, упражняем в имитации); далее –
песняигра «Лошадки скачут» (расширяем круг действия с предметами, учим
действовать импровизационно в рамках заданной ситуации); заканчиваем
занятие игройоркестром «Музыка для лошадки» (учим игре на шумовых
инструментах, побуждаем вслушиваться в общее звучание оркестра,
подстраиваться друг под друга). В целом этот цикл занятий учит детей
переключаться с одного действия на другое, дает возможность проявлять себя
в общей игре.
Театральные игры, входящие в раздел программы «Основы театральной
культуры» («Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр», «О
чем рассказал театральная программа», «Незнайка в театре») знакомят детей
с театральной обстановкой, учат правилам поведения в театре (аналогичные
задачи решаются в процессе игры «Мы идем в гости»), а также способствует
освоению ими моделей ролевого поведения.
7 Отдельное место на занятиях занимают танцевальные игры («Что манит
птицу?», «Вперед четыре шага», «Руки вверх и поворот», «Танец парами» и
др.). В ходе этих игр мы разучиваем новые танцевальные движения, что в
дальнейшем облегчает постановку танцев к спектаклям.
Эти спектакли в обязательном порядке показывались зрителям (детям и
учителям), что создавало особое настроение, эмоциональный подъем и,
одновременно, позволяло детям почувствовать свою значимость. Отметим,
что для детей с ОВЗ, как особо нуждающихся в общении и внимании со
стороны других людей, получить наглядное доказательство своих успехов
особенно важно.
Наблюдая за детьми в ходе занятий, мы заметили, как меняются их
действия, реакции, отношение к деятельности в целом. Дети все более умело
передавали характер персонажей – голосом, интонацией, жестами, мимикой,
пантомимическими движениями. Не боясь допустить ошибки в тексте роли
или чтото сделать неправильно, они все активней проявляли себя в
творчестве – исполнительском, оформительском, интерпретации заданных
или сочинении собственных сюжетов.
Кроме того,
занятия музыкальным театром способствовали
взаимодействию друг с другом, установлению контактов между ними. Они
научились согласовывать свои действия с действиями партнера, слушать друг
друга, свободней общаться. Все это служит доказательством верности
выдвинутой нами гипотезы.
8
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.