Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Оценка 4.8

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
20.02.2019
Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
В статье показаны как средствами музыкального театра добиться успешной социализации детей с ОВЗ. Приведены примеры различных музыкально-театральных игр, дано определение социализации. Также перечисляется необходимый музыкальный, литературный, танцевальный репертуары которые можно использовать на занятиях музыкально театральной деятельностью. Описывается проведенная диагностика достижения результатов.
статья.doc
МАОУ «Техно­Школа им. В.П. Савиных» г. Перми Работу выполнила  Карсакова Дарья Андреевна, Учитель музыки «Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ». Процесс   социализации   детей   сегодня   беспокоит   специалистов различных   отраслей   знания.   Психологи,   социологи,   социальные   психологи, педагоги   вскрывают   отдельные   аспекты   этого   процесса,   исследуют механизмы, этапы, факторы его успешного осуществления. Однако проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все еще остаются   не   до   конца   решенными.   Значительная   часть   таких   детей,   став взрослыми,   оказывается   неподготовленной   к   интеграции   в   общество   и неприспособленной к условиям реальной жизни.  Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, в том числе и человек, имеющий дефект развития, может   при   соответствующем   обучении   и   воспитании   стать   полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Помочь ему в этом   должны   специальные   педагогические   средства,   виды   и   формы деятельности,   к   числу   которых   можно   отнести   и   занятия   музыкальным театром.   В   задачи   таких   занятий,   наряду   с   художественным   развитием, формированием   общей   культуры   детей,   может   входить   и   задача   их социализации,   что   требует   дополнительных   исследований   и   проверки   на практике. Сказанное   позволяет   выделить  противоречие:  с   одной   стороны, имеется острая потребность в дополнительных средствах социализации детей с ОВЗ, с другой – невостребованность такой потенциально мощной формы педагогического воздействия, как занятия музыкальным театром. Исходя из 1 данного противоречия вытекает  проблема:  могут ли занятия музыкальным театром способствовать социализации детей с ОВЗ, и какие условия для этого необходимы? Новизна работы заключается в попытке аргументировать возможность использования   занятий   музыкальным   театром   в   качестве   средства социализации детей с ОВЗ, а также в разработке содержания этих занятий и вариантов их организации. В   результате   проведенного   анализа   теоретических   предпосылок социализации   детей   с   ОВЗ   средствами   музыкального   театра,   нами   были сделаны следующие выводы. Социализация   –   есть   сложный   (многогранный)   непрерывный (протекающий   на   протяжении   всей   жизни   человека   и   включающий   в   себя несколько   этапов)   процесс,   заключающийся   в   адаптации   и   интеграции индивида в общество. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Протекая на   процесс биологическом,   психологическом   и   социальном   уровнях, социализации носит активный характер, при котором человек сам определяет свою роль в обществе; общество, в свою очередь, формирует нормы морали и поведения, целесообразные формы отношений между людьми, присваиваемые человеком   и   обусловливающие   его   успешное   существование   в   социальной среде.   Функции   социализации   (нормативно­регулятивная,   ценностно­ ориентационная,   коммуникативно­информационная   и   др.)   направляют активность   индивида,   определяя   перспективные   пути   его   развития; реализуясь   в   комплексе,   они   дают   ему   возможность   проявить   себя   в определенной сфере деятельности. Проблемы   социализации   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья,  проявляющиеся  в  нарушении  отношений  с миром,  окружающими людьми, в бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном 2 общении   с   природой   и   в   недостижимости   многих   культурных   и образовательных   ценностей,   приводят   к   социальной   изоляции   человека   и   Предпосылки   такого невозможности   интегрироваться   в   общество. негативного жизненного сценария составляют физические и психологические особенности   самих   детей:   эмоционально­волевая   незрелость,   низкая устойчивость   нервной   системы   к   умственным   и   физическим   нагрузкам, двигательная   расторможенность,   склонность   к   апатии   или,   напротив, повышенная возбудимость и др. Факторами преодоления имеющихся проблем, а значит, и факторами успешной   социализации   ребенка   могут   служить:   эффективные   учебные программы и обучающие технологии, условия и отношения, устанавливаемые в   образовательной   среде,   способы   и   формы   организации   коррекционно­ развивающего процесса. К числу таких форм может быть отнесена и музыкально­театральная деятельность   (или   занятия   музыкальным   театром),   объединяющая   в   себе возможности,   как   музыкального,   так   и   театрального   искусств.   При   таком соединении   воздействие   одного   из   них   дополняется,   усиливается воздействием   другого:   музыка,   раскрывая   внутренний   мир   человека,   его отношение   к   явлениям   и   событиям   жизни,   способна   влиять   на   стимулировать   развитие психоэмоциональные   состояния   человека, познавательной   и   эмоционально­волевой   сфер   психики,   театр,   со   своей стороны, дает возможность пережить происходящее с позиции новой роли, а значит, приобрести новый опыт общения, поведения, деятельности. Рассмотрение   практических   аспектов   социализации   детей   с   ОВЗ привело нас к следующим выводам. Положительных   результатов   в   решении   данной   проблемы   можно достичь   только   совместными   усилиями   всех   участников   образовательного процесса,   включая   родителей.   Расширяя   формы   взаимодействия   с   семьей, 3 школа   проводит   общие   и   групповые   родительские   собрания,   совместные праздники (коллективные формы), анкетирование и устные опросы родителей, беседы   и   консультации   специалистов   (индивидуальные   формы).   Внутри школьного коллектива организуются общие мероприятия, акции, концерты, спортивные соревнования. Особые   возможности   для   социализации   детей   с   ОВЗ   открывает внеурочная   деятельность.   В   её   содержание   входят:   занятия   в   кружках   и секциях;   спортивно­оздоровительная   работа;   коррекционно­развивающая   деятельность; работа; профориентационная   работа.   В   рамках   всех   направлений   деятельности театрализованная игровая   терапия;     используются   технологии   продуктивного   и   личностно­ориентированного обучения,   групповые   и   парные   формы   работы,   обеспечивающие   развитие   культуры   общения   воспитанников,   что коммуникативных   навыков, способствует их личностному росту и развитию и, как следствие, социальной адаптации. Вместе   с   тем,   большинство   педагогов   считает   себя   недостаточно компетентными   в   вопросах   обучения   детей   с   ОВЗ   и   не   вполне   понимает, каким   должен   быть   образовательный   процесс   в   условиях   совместного обучения. К числу проблем, с которыми педагоги сталкиваются чаще всего, относятся: трудности в управлении поведением детей, состояние их здоровья, малая сосредоточенность, плохое усвоение материала, проблемы в общении. В ходе исследования педагогического опыта работы с такими детьми была   выдвинута  гипотеза:  занятия   музыкальным   театром   могут выступить эффективным средством социализации детей с ОВЗ, если:  в   процессе   занятий   будут   использоваться  виды   и   формы деятельности, обеспечивающие активное взаимодействие детей, развитие у них необходимых коммуникативных навыков (сюжетно­ролевые игры, игры­ драматизации, игры­импровизации и др.); 4  материал   занятий  (музыкальный,   литературный)   будет подбираться с учетом потребности детей в положительных эмоциях, а также, исходя из задач развития у них эмпатии, эмоциональной отзывчивости;  атмосфера   занятий  будет   располагать   к   проявлению активности,   самостоятельности   при   сохранении   доброжелательного отношения детей друг к другу. Для   проверки   этой   гипотезы   была   проведена  опытная   работа  с учащимися   1–4   специально­коррекционных   классов   «Техно­Школы   им. В.П. Савиных» г. Перми. На начальном этапе (пилотном), проходившем с сентября 2017 по май 2018   г.   нами   апробировались   различные   виды   и   формы   деятельности, отбирались наиболее удачные задания, игры, упражнения, были разработаны сценарии занятий, развлечений, праздников и театрализованных программ. Тогда   же   была   проведена  первичная   диагностика.   Её   общие результаты   таковы:   дети   мало   эмоциональны,   проявляют   интерес   к театральному   искусству   только   как   зрители;   затрудняются   в   определении различных видов театра, но знают правила  поведения в театре; проявляют слабую активность и несогласованность действий с партнерами; затрудняются в подборе музыкальных характеристик персонажей или сюжетных действий. Основной этап опытной работы (формирующий) проходил с сентября по ноябрь 2018 г. Каждое занятие включало в себя различные виды и формы деятельности. Приведем некоторые тому примеры.  Игра «Музыкальный разговор»: в ней дети осознают, что ритм и темп музыки можно соотнести с чувствами героя и таким образом выразить свое эмоциональное   состояние   (барабан   «сердится»,   колокольчик   «радуется», гитара «недовольно ворчит» и т.п.). Разыгрывая   сказку   «Теремок»   и   подражая   голосам   животных,   они учатся передавать характер персонажа через различные звуки и шумы (сказка исполняется   с   использованием   самодельных   музыкальных   инструментов). 5 Детям   предоставляется   возможность   самим   подобрать   варианты   звуков, характерные движения для того или иного животного и показать их всему классу. При этом ребёнок может не только играть роль, но и быть зрителем, высказывать   своё   мнение,   делиться   впечатлениями   от   увиденного.   Все принимают участие и в подготовке сцены, получая при этом опыт совместных действий, опыт общения.  В серии заданий «Если  бы я был актер» обучение осуществляется  с помощью   разных   приемов   –   приема   подражания   действиям   взрослого, словесного описания, двигательного показа внешних признаков характера или поведения персонажей под музыку, импровизации. К исполнению своей роли дети готовятся постепенно: сначала идет работа над интонацией, затем дети овладевают   пластикой   движений   и   только   после   этого   создают   целостный образ персонажа. При выполнении таких заданий мы старались направить внимание детей на свой собственный голос, сделать так, чтобы ребенок услышал его звучание, попробовал управлять им. В диалогических сценках задача усложнялась: по интонации партера нужно было уловить его настроение и соответствующим образом отреагировать. Для этого дети должны были научиться внимательно слушать   друг   друга.   К   примеру,   разговаривая   на   языке   животных,   они пытались   интонацией,  тоном,  тембром   голоса   передать   содержание  «речи» животного,   постепенно   подходя   к   пониманию   того,   что   мысли,   чувства   и звуки взаимосвязаны. Играя на музыкальных инструментах, исполняя танцы, песни, дети и сами   испытывают   разнообразные   чувства.   Они   помогают   им   преодолеть тревожность,   робость,   что   особенно   проявляется   в   выступлениях   на праздниках   или   концертах.   Практика   показала:   даже   самые   робкие   дети постепенно учатся справляться с волнением и страхом. 6 Кроме того, каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют воспитательную направленность – в них воспеваются доброта, смелость, дружба и т.д. Инсценировка текстов этих произведений заставляет ребенка   сопереживать,   активно   воспринимать,   анализировать,   что,   в   свою очередь,   способствует   установлению   гармонии   в   отношениях   ребенка   с окружающим миром и людьми. В качестве  таких произведений  нами были использованы «Аленький цветочек» С.А. Аксакова, «Снеговик­почтовик» В.Г. Сутеева,   русские   народные   сказки   «Морозко»,   «Теремок»,   «Заюшкина избушка».  В комплексные занятия мы стараемся включить несколько различных видов   деятельности.   Например,   цикл   занятий   «Везет,   везет   лошадка» начинается с чтения стихотворения А. Барто «Лошадка» (вовлекая детей в игровой сюжет, мы активизируем у них слуховое восприятие, одновременно работаем над дикцией и артикуляцией); дальше идет разминка для голоса «И­ го­го»   (побуждаем   к   звукоподражанию,   упражняем   в   имитации);   далее   – песня­игра «Лошадки скачут» (расширяем круг действия с предметами, учим действовать   импровизационно   в   рамках   заданной   ситуации);   заканчиваем занятие   игрой­оркестром   «Музыка   для   лошадки»   (учим   игре   на   шумовых инструментах,   побуждаем   вслушиваться   в   общее   звучание   оркестра, подстраиваться   друг   под   друга).   В   целом   этот   цикл   занятий   учит   детей переключаться с одного действия на другое, дает возможность проявлять себя в общей игре. Театральные игры, входящие в раздел программы «Основы театральной культуры» («Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр», «О чем рассказал театральная программа», «Незнайка в театре») знакомят детей с театральной обстановкой, учат правилам поведения в театре (аналогичные задачи решаются в процессе игры «Мы идем в гости»), а также способствует освоению ими моделей ролевого поведения. 7 Отдельное место на занятиях занимают танцевальные игры («Что манит птицу?», «Вперед четыре шага», «Руки вверх и поворот», «Танец парами» и др.). В ходе этих игр мы разучиваем новые танцевальные движения, что в дальнейшем облегчает постановку танцев к спектаклям. Эти спектакли в обязательном порядке показывались зрителям (детям и учителям),   что   создавало   особое   настроение,   эмоциональный   подъем   и, одновременно,   позволяло   детям   почувствовать   свою   значимость.   Отметим, что   для   детей   с   ОВЗ,   как   особо   нуждающихся   в  общении   и   внимании   со стороны   других   людей,   получить   наглядное   доказательство   своих   успехов особенно важно. Наблюдая   за   детьми   в  ходе   занятий,  мы   заметили,  как  меняются  их действия, реакции, отношение к деятельности в целом. Дети все более умело передавали характер персонажей – голосом, интонацией, жестами, мимикой, пантомимическими движениями. Не боясь допустить ошибки в тексте роли или   что­то   сделать   неправильно,   они   все   активней   проявляли   себя   в творчестве   –   исполнительском,   оформительском,   интерпретации   заданных или сочинении собственных сюжетов. Кроме   того,   занятия   музыкальным   театром   способствовали взаимодействию друг с другом, установлению контактов между ними. Они научились согласовывать свои действия с действиями партнера, слушать друг друга,   свободней   общаться.   Все   это   служит   доказательством   верности выдвинутой нами гипотезы. 8

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"

Статья на тему "Музыкальный театр как средство социализации детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019