Психологический комфорт на уроке изобразительного искусства как условие развития личности ребенка
Оценка 4.8

Психологический комфорт на уроке изобразительного искусства как условие развития личности ребенка

Оценка 4.8
docx
20.02.2020
Психологический комфорт на уроке изобразительного искусства как условие развития личности ребенка
Айрапетян И.М. Психологический комфорт на уроке ИЗО.docx

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Подготовила:

Айрапетян Илона Михайловна

учитель изобразительного искусства

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Школа № 86  города Донецка»

 

«Из всех показателей оценки школы

главным следует считать самочувствие в ней человека.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».

В.А. Караковский

На современном этапе развития образования и в связи с изменившимися условиями жизни важным моментом стал акцент внимания педагога на обеспечение комфортной среды в образовательном пространстве школьника. В данной статье дан краткий обзор структурных составляющих комфорта школьника. Более подробно рассматривается понятие «психологический комфорт» обучающегося в контексте общего образования. Определены источники психологического комфорта, а также средства влияния. Предложена к рассмотрению система мер для достижения психологического комфорта на разных этапах урока.

Важным условием эффективного обучения и повышения качества воспитания и развития личности школьника является формирование комфортной среды на учебных занятиях. В руках преподавателей находится возможность создать особую атмосферу обучения, в которой ребята будут чувствовать себя в зоне психологического комфорта. В атмосфере уважения, понимания, и принятия их, какие они есть.

В психологии есть понятие «психологический комфорт» или «зона комфорта» - внутреннее состояние, в котором человеку требуется минимальное количество усилий для ощущения уверенности в своих силах и чувства внутренней защищенности [1, 32].

В современном мире педагоги и психологи акцентируют своё внимание на гуманизации образования, индивидуальном подходе к личности учащегося в образовательном процессе, создании в образовательном учреждении условий для формирования атмосферы психологического комфорта.

Какой смысл вложен в слово «комфорт»? Оно заимствовано из английского языка и переводится как «удобство», «удобный».

Комфорт - довольно обширное понятие, которое подразделяется на психологический, интеллектуальный и физический комфорт [4]. Достижение единства данных критериев в образовательном процессе и является необходимым условием полноценного личностного роста учащихся.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.

К источникам психологического комфорта относятся организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель-ученик» - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются устойчивым положительным эмоциональным состоянием, обоюдными доброжелательными отношениями. В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии и т. д.

К средствам влияния на психологический комфорт можно отнести разнообразные формы занимательной деятельности на уроке; использование различных природных элементов в учебной работе; включение музыкальных композиций в структуру урока, а также речевых, пластических, мимических средств; создание атмосферы доброжелательности; использование определённых знаков внимания; дизайн интерьера, учитывающий особенности детей и создающий собственные традиции классного коллектива.

На сегодняшний день, к сожалению, в образовательном процессе выявляются негативные направления: потеря интереса к приобретению знаний, снижение активности на уроке, частые пропуски учебных занятий, низкая культура поведения учащихся, конфликтные ситуации в урочное и внеурочное время. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58% учащихся, 28% — часто конфликтуют с учителями и одноклассниками [6]. Это свидетельствует об отсутствии у современного школьника чувства безопасности и комфорта в образовательной среде, что противоречит одной из главных задач школы — создание психологического пространства, в котором было бы хорошо каждому ребенку.

Критериями такого психологического пространства должны быть соответственно и безопасная среда, и атмосфера психологического комфорта. Надо отметить особенность атмосферы психологического комфорта, которая должна обладать развивающим, психотерапевтическим и психокоррекционным эффектом, так как её основная цель - устранение различных психологических барьеров, неправильных защитных реакций, изменение направления расхода внутренней энергии с тревоги и борьбы на познавательную деятельность, творческую активность.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в современных образовательных системах принципу психологической комфортности учащихся определена главная роль. Этот принцип реализуется в устранении факторов, способствующих возникновению стресса у детей, в создании в учебно-воспитательном процессе атмосферы, способствующей раскрытию личных качеств, созданию ситуации успеха. Однако успех ребёнка в учебе не принесёт ему пользы, если этому способствовали страх наказания, подавление личности.

От психологической комфортности зависит и физическое состояние детей, так как постоянные стрессы и неврозы негативно сказываются на их здоровье. Поэтому важно не допустить у детей развития комплексов, неуверенности в себе, что бывает при разделении на группы: «хороший»/ «плохой», «умный»/«глупый». Каждый ребенок должен чувствовать признание учителем своего малейшего успеха, его веру в собственные силы и возможности, поддержку в трудной ситуации.

Ведь именно ситуация успеха создаёт данный эффект и позволяет ребёнку раскрываться в комфортной для него среде. Значит, основная задача учителя состоит в принятии определенных мер по созданию психологического комфорта учащихся.

Так на организационном этапе урока изобразительного искусства можно использовать цветовое кодирование эмоционального настроения учащихся (например, красный - активность, зелёный - спокойствие, синий - уверенность в себе); образное кодирование (волна - умиротворение, солнышко - радость, энергия, деревце - стремление к новому); а также элементы психологического самонастроя («Я в классе. Я этому радуюсь. Я очень внимателен. Я многое запоминаю. Я всё замечаю. Мои мысли ясные. Я учусь с удовольствием. Я готов к работе. Я работаю»)

Для снятия психологического напряжения, усталости в процессе урока целесообразно проведение минуток релаксации. Подобные формы показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера [2, 3].

С этой же целью можно порекомендовать использовать методы, упражнения психогимнастики М.И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка [5].

 

Рекомендации для поддержания психологического комфорта

 на уроке:

·                   Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  

·                   Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

·                   Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

·                   Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

·                   Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

·                   Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

·                   Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

·                   Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы.

·                   Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

·                   Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

·                   Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний. 

·                   Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

 

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

–  Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Воспитывай, опираясь на природу ученика.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

- Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

- Помни - твое поведение – пример твоим воспитанникам.

 

Решение ситуаций с помощью принципов создания атмосферы психологического комфорта в классе

(психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Если каждый педагог и среда образовательного учреждения в целом будет стремиться к формированию и развитию всех вышеперечисленных условий, то цель по организации психологического комфорта школьников будет достигнута.

Список литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. 78 с.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003. 88 с.

3. Воробьёва О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskii-komfort-kak-uslovie-vospitaniya-garmonichno-razvitoi-lichnosti-v-#ixzz5SZiowHrE/ (дата обращения: 29.09.2018).

4. Ниязбаева Н.Н. Психологическое обоснование обеспечения комфорта младших школьников в образовательной деятельности // Психологическая наука и образование, 2009. № 3. С. 1-18.

5. ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.160 с.

6. Ярчевская Л. Ф. Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-sovet-psihologicheskiy-komfort-na-uroke-277862.html/ (дата обращения: 29.09.2018).


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности

Однако успех ребёнка в учебе не принесёт ему пользы, если этому способствовали страх наказания, подавление личности

Однако успех ребёнка в учебе не принесёт ему пользы, если этому способствовали страх наказания, подавление личности

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний

Предоставь возможную самостоятельность ребенку

Предоставь возможную самостоятельность ребенку

ЧистяковаМ.И. Психогимнастика.

ЧистяковаМ.И. Психогимнастика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020