Психологический комфорт на уроке изобразительного искусства как условие развития личности ребенка

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Айрапетян И.М. Психологический комфорт на уроке ИЗО.docx

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Подготовила:

Айрапетян Илона Михайловна

учитель изобразительного искусства

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Школа № 86  города Донецка»

 

«Из всех показателей оценки школы

главным следует считать самочувствие в ней человека.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».

В.А. Караковский

На современном этапе развития образования и в связи с изменившимися условиями жизни важным моментом стал акцент внимания педагога на обеспечение комфортной среды в образовательном пространстве школьника. В данной статье дан краткий обзор структурных составляющих комфорта школьника. Более подробно рассматривается понятие «психологический комфорт» обучающегося в контексте общего образования. Определены источники психологического комфорта, а также средства влияния. Предложена к рассмотрению система мер для достижения психологического комфорта на разных этапах урока.

Важным условием эффективного обучения и повышения качества воспитания и развития личности школьника является формирование комфортной среды на учебных занятиях. В руках преподавателей находится возможность создать особую атмосферу обучения, в которой ребята будут чувствовать себя в зоне психологического комфорта. В атмосфере уважения, понимания, и принятия их, какие они есть.

В психологии есть понятие «психологический комфорт» или «зона комфорта» - внутреннее состояние, в котором человеку требуется минимальное количество усилий для ощущения уверенности в своих силах и чувства внутренней защищенности [1, 32].

В современном мире педагоги и психологи акцентируют своё внимание на гуманизации образования, индивидуальном подходе к личности учащегося в образовательном процессе, создании в образовательном учреждении условий для формирования атмосферы психологического комфорта.

Какой смысл вложен в слово «комфорт»? Оно заимствовано из английского языка и переводится как «удобство», «удобный».

Комфорт - довольно обширное понятие, которое подразделяется на психологический, интеллектуальный и физический комфорт [4]. Достижение единства данных критериев в образовательном процессе и является необходимым условием полноценного личностного роста учащихся.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.

К источникам психологического комфорта относятся организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель-ученик» - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются устойчивым положительным эмоциональным состоянием, обоюдными доброжелательными отношениями. В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии и т. д.

К средствам влияния на психологический комфорт можно отнести разнообразные формы занимательной деятельности на уроке; использование различных природных элементов в учебной работе; включение музыкальных композиций в структуру урока, а также речевых, пластических, мимических средств; создание атмосферы доброжелательности; использование определённых знаков внимания; дизайн интерьера, учитывающий особенности детей и создающий собственные традиции классного коллектива.

На сегодняшний день, к сожалению, в образовательном процессе выявляются негативные направления: потеря интереса к приобретению знаний, снижение активности на уроке, частые пропуски учебных занятий, низкая культура поведения учащихся, конфликтные ситуации в урочное и внеурочное время. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58% учащихся, 28% — часто конфликтуют с учителями и одноклассниками [6]. Это свидетельствует об отсутствии у современного школьника чувства безопасности и комфорта в образовательной среде, что противоречит одной из главных задач школы — создание психологического пространства, в котором было бы хорошо каждому ребенку.

Критериями такого психологического пространства должны быть соответственно и безопасная среда, и атмосфера психологического комфорта. Надо отметить особенность атмосферы психологического комфорта, которая должна обладать развивающим, психотерапевтическим и психокоррекционным эффектом, так как её основная цель - устранение различных психологических барьеров, неправильных защитных реакций, изменение направления расхода внутренней энергии с тревоги и борьбы на познавательную деятельность, творческую активность.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в современных образовательных системах принципу психологической комфортности учащихся определена главная роль. Этот принцип реализуется в устранении факторов, способствующих возникновению стресса у детей, в создании в учебно-воспитательном процессе атмосферы, способствующей раскрытию личных качеств, созданию ситуации успеха. Однако успех ребёнка в учебе не принесёт ему пользы, если этому способствовали страх наказания, подавление личности.

От психологической комфортности зависит и физическое состояние детей, так как постоянные стрессы и неврозы негативно сказываются на их здоровье. Поэтому важно не допустить у детей развития комплексов, неуверенности в себе, что бывает при разделении на группы: «хороший»/ «плохой», «умный»/«глупый». Каждый ребенок должен чувствовать признание учителем своего малейшего успеха, его веру в собственные силы и возможности, поддержку в трудной ситуации.

Ведь именно ситуация успеха создаёт данный эффект и позволяет ребёнку раскрываться в комфортной для него среде. Значит, основная задача учителя состоит в принятии определенных мер по созданию психологического комфорта учащихся.

Так на организационном этапе урока изобразительного искусства можно использовать цветовое кодирование эмоционального настроения учащихся (например, красный - активность, зелёный - спокойствие, синий - уверенность в себе); образное кодирование (волна - умиротворение, солнышко - радость, энергия, деревце - стремление к новому); а также элементы психологического самонастроя («Я в классе. Я этому радуюсь. Я очень внимателен. Я многое запоминаю. Я всё замечаю. Мои мысли ясные. Я учусь с удовольствием. Я готов к работе. Я работаю»)

Для снятия психологического напряжения, усталости в процессе урока целесообразно проведение минуток релаксации. Подобные формы показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера [2, 3].

С этой же целью можно порекомендовать использовать методы, упражнения психогимнастики М.И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка [5].

 

Рекомендации для поддержания психологического комфорта

 на уроке:

·                   Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  

·                   Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

·                   Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

·                   Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

·                   Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

·                   Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

·                   Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

·                   Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы.

·                   Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

·                   Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

·                   Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний. 

·                   Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

 

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

–  Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Воспитывай, опираясь на природу ученика.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

- Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

- Помни - твое поведение – пример твоим воспитанникам.

 

Решение ситуаций с помощью принципов создания атмосферы психологического комфорта в классе

(психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Если каждый педагог и среда образовательного учреждения в целом будет стремиться к формированию и развитию всех вышеперечисленных условий, то цель по организации психологического комфорта школьников будет достигнута.

Список литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. 78 с.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003. 88 с.

3. Воробьёва О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskii-komfort-kak-uslovie-vospitaniya-garmonichno-razvitoi-lichnosti-v-#ixzz5SZiowHrE/ (дата обращения: 29.09.2018).

4. Ниязбаева Н.Н. Психологическое обоснование обеспечения комфорта младших школьников в образовательной деятельности // Психологическая наука и образование, 2009. № 3. С. 1-18.

5. ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.160 с.

6. Ярчевская Л. Ф. Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-sovet-psihologicheskiy-komfort-na-uroke-277862.html/ (дата обращения: 29.09.2018).