психологический климат на уроке

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В организации процесса успешного обучения важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами. В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива.
Иконка файла материала Психологический климат на уроке.docx
Психологический климат на уроке  В   организации   процесса   успешного   обучения   важен   психологический климат   урока,   который   проявляется   в   эмоционально­психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально­нравственном  уровне отражаются   личные   и   деловые   взаимоотношения   учителя   и   учащихся, моральными нормами и интересами. В   педагогической   литературе   наиболее   полно   дана   характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал:   «стиль»   и   «тон»,   подчеркивая   мажорность   как   основную особенность   нормального   тона   классного   коллектива.   Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки: *  Дружеское единение в системе «учитель­ученик».  Во   внутренних отношениях   можно   критиковать   и   наказывать   воспитанников,   вовне   этих специальных   форм   воздействия   необходимо   отдавать   должное   каждому воспитаннику,   защищать   его,   не   причинять   ему   никаких   огорчений,   не позорить его; *  Проявление   внутреннего,   уверенного   спокойствия,   постоянная бодрость,   готовность   к   действию.  Наличие   чувства   собственного достоинства у каждого ученика; *  Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности; * Разумная и полезная деятельность всех на уроке; * Умение быть сдержанным в движениях, словах.   Исследования   показали,   что   позиция   учителя   на   уроке,   стиль   его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова ­ неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки.  «Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама   позиция   учителя,­   пишет   А.В.   Мудрик,­   предопределяет возможность   постоянно   что­то   изрекать,   получать,   надо   обладать немалым   мужеством,   чтобы   сказать   самому   себе:   «Этому   мне   надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока.  Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к   работе,   как   разговаривает   с   детьми,   с   родителями,   другими   учителями, радуется   ли   он   успехам   детей   и   как   он   радуется,   как   он   выражает   свои эмоциональные   чувства,   как   он   ими   владеет   ­   все   это   и   многое   другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.   Выделяется   ряд   факторов, психологическому климату:   способствующих   благоприятному * Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить   себя   на   жизнерадостную   с   детьми   параллель.   Учителю   вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме. *   Любое   эмоциональное   состояние,   включая   эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.   *   Учитель   должен   хорошо   знать   возрастные   психологические особенности   учащихся,   а   также   развивать   в   себе   педагогическую наблюдательность,   чтобы   гибко   и   адекватно   реализовать   на   ту   или   иную ситуацию на уроке.   Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. *   Неумеренное   поощрение   или   наказание   приносят   вред.   Одобрение, поощрение будут по­разному восприняты разными учащихся. Психологически важно   не   захвалить   хорошо   успевающего   ученика   с   высокой   самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко) *   Обучение   и   воспитание   должно   строиться   без   наказания   и   окриков (В.С.Сухолинский.) * Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности,   поэтому   учителю   важно   совершенствовать   свое профессиональное мастерство. * Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока. * Не  тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале,   следует   отметить   ее   закладкой   заранее,   приучить   дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.*   Начинайте   урок   энергично.   Не   задавайте   вопросы   о   том,   кто   не выполнил   домашнего   задания.   Урок   ведите   так,   чтобы   каждый   ученик   с начала и до конца был занят делом. *   Увлекайте   учеников   содержанием   материала,   контролируйте   темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс.   Особенно   следите   за   теми,   у   кого   внимание   неустойчиво. Предотвращайте   сразу   же   попытки   нарушить   рабочий   ритм.   Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься. * Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно. * Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть   все   испытают   чувство   удовлетворенности   от   результатов   труда   на уроке. работе   недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.   положительное   Постарайтесь в     заметить *   Прекращать   урок   со   звонком.   Напомнить   дежурному   о   его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний. * Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. * Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться. *   Не   допускать   конфликтов   с   целым   классом,   а   если   он   возник,   не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. * Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель­ это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.   Таким   образом,   благоприятный   психологический   климат   создается гуманным отношением учителя к ученику.