Психологическое насилие в семье и его последствия
Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия в отношении детей, это психическое воздействие на ребенка, его отвержение со стороны родителей, других взрослых, сверстников, которое приводит к нарушению эмоционального развития ребенка, его поведения и способности к социализации. Психологическое или эмоциональное насилие труднее всего формализуется, его границы не четкие, его трудно отделить от неправильных, искаженных отношений в семье.
Психологическое насилие настолько
распространено, что можно
с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает
без того, чтобы не испытать на себе, прямо или косвенно, какое-либо
из его проявлений. Субъектами психологического (эмоционального) насилия могут
выступать семьи, для которых насилие – стиль жизни:
· семьи с авторитарными родителями,
· семьи с нарушенным стилем воспитания (гиперопека, гипоопека),
· семьи с большим количеством социально-экономических и психологических проблем,
· криминальные семьи и др.
Эмоциональное насилие характерно для
родителей двух типов:
— жестких, агрессивно-авторитарных;
— тревожно-мнительных.
Родители первого типа стараются сломить волю ребенка, силой подогнать его под свой «единственно верный» образ мыслей и стиль поведения, пытаются исправить ребенка с помощью унижений, угроз, явного недоверия, жесткого контроля, подавления инакомыслия и любого проявления самостоятельности.
Родители второго типа страшно переживают,
что их ребенок
не дотягивает до «образцово-показательного» творения «хороших» родителей,
испытывают за него стыд и неловкость. Они перегружают ребенка всяческими
образовательными, спортивными и другими нагрузками, не считаясь с его реальными
возможностями и способностями. Для достижения своих целей они используют слезы,
наказания и т.п.
В психологии выделяются
несколько типов разрушительного поведения родителей, значимых для
ребенка:
— Отвержение
— выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении
чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований,
принижение его успехов, унижение его достоинства; постоянном формировании у
него чувства стыда
и вины за проявление естественных для него эмоций и др.
— Угрозы — проявляются
в унижении достоинства ребенка, его оскорблении, обвинениях в адрес ребенка
(брань, крики); использовании ненормативной лексики, обещании наказаний.
—
Игнорирование психологических нужд — проявляется в
неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к
ребенку, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны
родителей.
— Изоляция –
установление безосновательных ограничений на контакты ребенка со сверстниками,
родственниками и др.
— Развращение –
создание мотивации к развитию асоциального поведения, включая воровство,
проституцию, порнографию, вовлечение ребенка в употребление алкоголя
и наркотиков.
— Совершение в
присутствии ребенка насилия — по отношению
к супругу или другим детям, причинение боли домашним животным с целью запугать
ребенка.
Проявления
последствий психологического насилия над ребенком:
— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
(у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание
пальцев, вырывание волос), злость;
— уходы и побеги из дома, попытки совершения самоубийства,
потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
— уступчивость, податливость;
— ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей,
их гнева;
— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Для поведения подростков, с рождения подвергавшихся эмоциональному насилию в семье, характерны следующие проявления:
· депрессия,
· рост агрессивности,
· хроническая неуспеваемость,
· девиантное поведение,
· самовольные уходы из дома.
Помощь семье необходимо оказывать на
ранней стадии кризиса, до того, как она будет признана находящейся в социально
опасном положении.
У семьи, в которой возникшая трудная жизненная ситуация только начала
сказываться на эмоциональном благополучии детей, на соблюдении их прав и
законных интересов, больший потенциал восстановить нормальные условия их
воспитания.
Чем дольше длится семейный кризис, тем это сложнее, тем больше ресурсов требует профилактическая работа, тем меньше ее результативность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.