Цель психологического сопровождения:создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
Консультативная деятельность, обеспечивает непрерывность сопровождения обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Основными направлениями в коррекционно-развивающей работе являются:- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;-развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;-;
Умственно отсталые дети — это дети, у которых в результате
органических поражений
головного мозга наблюдается
нарушение нормального развития
психических, особенно высших
познавательных, процессов
(активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
ЗПР | УО |
Восприятие | |
Характеризуется замедленностью и фрагментарностью, трудностью выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях. Затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе или представленным в контурных, схематичных изображениях. Замедлен процесс переработки информации, особо отмечается недостаточность пространственного восприятия. Необходимо более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации | Отличается бедностью, слабой избирательностью и недостаточно полно отражает окружающую действительность. Образуются лишь простейшие связи, поэтому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. Объём восприятия сужен, неравномерное. |
Внимание | |
Сниженная концентрация. Снижение объема внимания. | Малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. |
Память | |
снижение объема памяти и скорости запоминания; | Лучше запоминают внешние, случайные зрительно воспринимаемые признаки. Слабость памяти проявляется в трудностях воспроизведения, Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Опосредствованная смысловая память слабо развита. |
Мышление | |
1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам. | Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам |
Деятельность | |
Рабочее состояние детей кратковременно, способны работать на уроке всего 15–20 минут. | Не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность |
Связная речь | |
- недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). | - активность очень слаба и довольно быстро истощается; |
Поведение | |
Ребенок не вписывается в атмосферу класса массовой школы. | Свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация. |
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОВЗ- Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.- Не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.- Необходимо осуществлять индивидуальный подход как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.