«Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования»
Термин «инклюзия» был введен в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
В марте 2009 года в Германии вступила в силу Конвенция ООН о правах людей с ограниченными возможностями. Две статьи, устанавливающие право всех детей на образование в инклюзивных организациях – «Образование» и «Дети с ограниченными возможностями» имеют особое значение для образовательных организаций. В инклюзивном образовании дети являются частью общеобразовательной системы. Поэтому школа должна адаптироваться к детям, а не дети – к школе. Имеется ввиду, что любая школа должна быть готова в будущем принять детей с различными возможностями. Это требует пересмотра методов и способов обучения, а также изменения теоретической и практической подготовки, изменения подходов и точек зрения самих психологов и педагогов, адаптации дошкольного и школьного пространства для различных потребностей всех детей, включая поддержку и специальную помощь. Специалисты должны рассматривать культурно-социальное многообразие и индивидуальные особенности каждого ребенка с точки зрения расширения способностей и раскрытия его талантов[1].
Доступность общего образования для всех детей, включая детей с особыми потребностями, называется инклюзивным образованием. Инклюзивное образование предполагает почти индивидуальную работу с ребенком и его родителями, а значит, его успех во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, родителей и самих детей), от организации психологического сопровождения детей и их родителей в условиях общеобразовательной организации.
Понятие психологического сопровождения
В современной педагогике и психологии в контексте гуманистического подхода рассматривается понятие «сопровождение». Необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи и самостоятельности субъекта в принятии решений продиктовано его использование. Для обозначения системы деятельности психолога, как особого вида оказания психологической помощи, как синонимы используются термины «поддержка» и «сопровождение». «Сопровождением» в психологии называется системная комплексная технология социально-психологической помощи личности. Технология сопровождения в образовании – это мультидисциплинарная научно-практическая деятельность целого ряда специалистов. Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ, так как воплощает на практике идеи личностно – ориентированного и гуманистического, инклюзивного обучения.
Система поддержки и сопровождения детей с ОВЗ является важнейшим условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности. В современных исследованиях психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, которая обеспечивает его развитие в условиях образовательного процесса.
Два основных аспекта содержит сопровождение ребенка с ОВЗ:
- Технология формирования базовых предпосылок учебной деятельности (формирование пространственно-временных представлений и формирование произвольного компонента деятельности) в соответствии с уровнем и особенностями психического развития ребенка и характера его нарушений (типом отклоняющегося развития).
- Технология социальной адаптации ребенка в среде сверстников, а также в целом в пространстве образовательного учреждения.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
Модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан - одна из приоритетных целей социальной политики России. За последние десятилетия в результате воздействия многих неблагоприятных факторов резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра.
Развитие национальной системы образования, активизация социальной политики в направлении гуманизации и демократизации общества обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Образовательная инклюзия, рассматриваемая, в первую очередь, как средство социальной реабилитации самого ребенка и его семьи является одним из путей реализации этой задачи. Новый - инклюзивный - подход к получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей».
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является важнейшим условием эффективности инклюзивного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение - целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются педагогические и социально-психологические условия для успешного психологического развития и обучения ребенка в школьной среде.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы, является основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения. Остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения также являются субъектами инклюзивного практики.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят:
- в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
- в создании педагогических и социально-психологических условий для психического развития и эффективной адаптации обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
- в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
- в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом физических и психических возможностей обучающегося.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:
- диагностическое;
- профилактическое;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- поддерживающее;
- образовательное;
- просветительское.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:
- непрерывность сопровождения;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- систематичность сопровождения;
- целенаправленность сопровождения;
- комплексный подход к сопровождению;
- гибкость сопровождения;
- принцип сетевого взаимодействия;
- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
В предупреждении трудностей в адаптации детей к школе и обучении и в конкретной помощи, в том числе коррекционной, в преодолении трудностей в обучении состоит деятельность специалистов сопровождения.
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического.
На диагностическом этапе предполагается выявление и углубленная оценка детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.
На поиско-вариативном этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. Специалистами консилиума, после детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей.
На практико-действенном этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Динамику индивидуального прогресса ученика важно постоянно отслеживать на этом этапе. Поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы, является также важным.
На аналитическом этапе психолого-педагогического сопровождения происходит оценка эффективности сопровождения ребенка в целом и анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума. Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка. В то же время, каждый специалист должен предоставить данные по результативности собственной профессиональной деятельности. Коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов проводится на основании анализа результатов сопровождения.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Обучение и воспитание детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах социальной и профессиональной деятельности, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
Усовершенствование нынешней системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации подразумевает максимальный учет психологических особенностей развития детей и организация таких условий, которые способствовали бы своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребёнка. В наше время активно меняется отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от агрессии до терпимости, партнерства и интеграции.
Серьезность данной проблемы на сегодняшний день объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные патологии физического и нервно-психического здоровья. В сегодняшнем российском обществе сформировалась устойчивая тенденция интенсивного роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья разного генеза. В соответствии с этим, на повестку дня ставятся вопросы полноценного развития ребенка как активного субъекта собственной жизнедеятельности и оказания квалифицированной психологической помощи в этом направлении.
В последнее время разнообразные аспекты проблемы интеграции инициируют усиленный интерес у множества специалистов коррекционной направленности. В сегодняшней специальной психологии достаточно теоретико-экспериментальных разработок, выявляющих общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ в сопоставлении с нормально развивающими ровесниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.