Психологическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Оценка 4.7

Психологическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Оценка 4.7
Семинары
pdf
воспитательная работа
12.03.2020
Психологическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
О работе психолога
Психологическое сопровождение - условие эффективного взаимодействия участников обр. процесса.pdf

Психологическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

 

1   слайд       Школа ставит своей главной целью гармоничное развитие ребенка.

Гармоничное развитие предполагает физическое развитие, интеллектуальное развитие, связанное с содержанием образования и развитие эмоциональное, личностное и т. д.  Психологическое сопровождение обучающихся является в настоящее время немаловажным  направлением работы школы. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим видением и опытом сотрудничества психолога школы и учителя начальных классов.

Деятельность школьного психолога организуется по двум направлениям. Первое направление – плановое, второе направление - это работа по запросу.

Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями, – классный руководитель. Поэтому задачу привлечения психолога к работе с ребенком и семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их профессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктивным.

2   слайд.     Направления работы педагога-психолога:

v психологическая диагностика (фронтальная диагностика и по индивидуальным запросам на диагностику личностных особенностей)

v групповая (индивидуальная) коррекционная работа индивидуальная работа с учащимися (помощь в решении трудных ситуаций классав

классе - . Среди таких проблем могут быть конфликты, травля, появление отвергаемых детей, низкий уровень сплоченности, помощь в решении учебных проблем - Некоторые из этих причин довольно очевидны, учитель и сам их может увидеть, наблюдая за ребенком. Однако в ряде случаев для выявления того, почему у ребенка имеются затруднения, требуется специальная диагностика. Психолог обладает профессиональными инструментами, позволяющими ему определить специфику

сформированности у ребенка тех или иных психологических характеристик и функций: познавательных способностей, личностных особенностей, коммуникативных навыков. Такая диагностика позволяет глубже понять причины проблем учеников и более точно выбрать стратегию поведения по отношению к ним, а также обозначить пути педагогической поддержки, проблемное поведение - Зачастую просьба о помощи психолога формулируется приблизительно так: «Поговорите с ним», «Скажите ему», «Объясните ей». Однако крайне редко причиной нежелательного поведения ребенка является именно непонимание им правил и требований школы. В большинстве случаев дети прекрасно знают, что от них требуется, и не делают этого по двум причинам: либо у ребенка опять же не сформированы психические функции, которые обеспечивают выполнение этих требований, либо невыполнение правил является более привлекательным,

чем их выполнение (например, позволяет получить больше внимания от взрослых), помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и испытывающим сильные чувства)

v консультация родителей  -

v консультация педагогов 

3   слайд      Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. 7-летний возраст – один из возрастных кризисов человека. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

 

Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение (“Я уже школьник!”). Всё это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определённое время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими

школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.  

 

С момента поступления ребёнка в школу, ведётся мониторинг умственного развития учащихся, используются психолого–диагностические методики, направленные на выявление 

v Интеллектуального развития

v Адаптации к обучению в школе

v Формирования позиции школьника v Школьной (учебной) мотивации.

Наибольший упор делается именно на первый класс, так как именно здесь закладываются все необходимые для успешного обучения предпосылки и формируются базовые навыки.

К середине первого класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади: теперь они могут использовать имеющийся в их распоряжении запас интеллектуальных сил, эмоциональные ресурсы, способности для овладения различными видами деятельности.  

Но к этому времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации. Какие–то аспекты новой социальной ситуации оказались чуждыми или недоступными для усвоения. Для многих “камнем преткновения” становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учебе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность может перейти в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, погрузил в море неуспеха и лишил поддержки. 

Эти дети – дезадаптированные школьники. Со второго триместра первого класса идет работа с детьми, испытывающими различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и им оказывается необходимая помощь. 4 слайд         Итак, 1 класс позади, дети адаптировались – кто-то лучше, кто-то с затруднениями, у них сформировалось представление о школьной жизни и стоящих перед ними задачах. Во 2 и 3 классах сохраняется направление работы по развитию познавательных способностей и повышению учебной мотивации, а также уделяется вниманию умению детей взаимодействовать внутри коллектива (в основном работа по запросу).

v Интеллектуальное развитие

v Школьная (учебная) мотивация

v Развитие коммуникативных навыков

v Развитие личностных качеств

v Развитие навыков межличностного взаимодействия

5 слайд       В 4 классе также сохраняются направления работы, но добавляется ещё 1 – подготовка к переходу в 5 класс; на этой работе я делаю большой акцент.  По итогам психологической диагностики формируются группы, посещающие коррекционные занятия, направленные на уменьшение личностной и школьной тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков и освоение приемов саморегуляции.

После окончания учащимися 4 класса, мы также стараемся соблюдать приемственность, передаем психологу, который будет сопровождать их в дальнейшем, информацию о детях и рекомендации по работе с детьми, испутывающими те или иные трудности. 6 слайд       Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей.

Наиболее частые причины обращения родителей к психологу:

v Снижение успеваемости ребенка

v Снижение мотивации ребенка

v Неумение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками

v Напряженное эмоциональное состояние ребенка

v Ухудшение взаимоотношений между родителями и ребенком

7 слайд       Помимо работы с детьми и родителями, психолог может оказать поддержку самому педагогу. Конечно, школьный психолог не методист, он не подскажет, как лучше спланировать урок или построить воспитательную работу. Но он может помочь учителю провести самоанализ педагогической деятельности, увидеть свои сильные стороны, обратить внимание на недостаточно эффективные способы взаимодействия с детьми и родителями. Наконец, школьный психолог может помочь педагогу в профилактике выгорания: заметить его признаки и найти личные способы сохранения позитивного эмоционального состояния.

 

Психологическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса 1 слайд

Психологическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса 1 слайд

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей

Но к этому времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации

Но к этому времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации

Неумение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками v

Неумение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками v
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020