Психологическое занятие формирования жизненных ценностей
«Путь к себе»
Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.
Задачи:
1. формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
2. создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;
3. формирование приоритета духовных ценностей над материальными.
Дата проведения:
Целевая аудитория: студенты в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный состав группы 7-12 человек.
Необходимый материал:
Содержание занятия
1. Вводная часть
Приветствие
Здравствуйте! Итальянский философ Винесент Думинуко говорил: «Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря». И я хочу вас спросить: о каких ценностях говорил философ?
Да, верно, сегодня мы поговорим с вами о жизненных ценностях, но сначала я предлагаю нам познакомится
Упражнение «Знакомство разных народов»
Цель: помогает снять напряжение, создать положительный эмоциональный настрой на работу в группе.
Инструкция:
Антуан де Сент-Экзюпери утверждал: «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения». Чтобы наше общение было конструктивным, нам надо принять правила нашей группы.
Упражнение «Правила нашей группы»
Цель: выработка правил, по которым будет проходить занятие.
Необходимы материалы: ватман, маркеры
(Несколько человек, которые объединяются в группы для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, предлагается принять правила. Предлагается озвучить основные пункты, к которым участники делают дополнение. Они записываются на листе ватмана).
1.Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты".
2. Общение по принципу “здесь и теперь”.
Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
3. Искренность в общении.
Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
4. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
5. Недопустимость перехода «на личности».
При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а
говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты плохо поступил".
6. Активное участие в происходящем.
Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что –то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
7. Персонификация высказываний.
Безличные слова и выражения типа ―Большинство людей считают, что...‖, ―Некоторые из нас думают...‖ заменяем на ―Я считаю, что...‖, ―Я думаю...‖. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
8. Уважение к говорящему.
Когда высказывается кто –либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
9. «Обратная связь».
Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решаю»
или «Имя по кругу»:
Давайте с вами познакомимся, для этого я предлагаю назвать
своё имя, образовательное учреждение и ответить на следующие вопросы «что я
ценю в самом себе», « какие качества я ценю в людях», «самое ценное для меня в
жизни», «любимый фильм (книга)».
4.
Притча:
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на
ферму, чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.
Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись
домой, отец спросил своего сына:
— Как тебе понравилось путешествие?
— Это было замечательно, папа!
— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.
— Да.
— И чему ты научился из этого?
Сын ответил:
— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть
бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.
Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.
У нас забор на заднем дворе, а у них — целый горизонт.
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?
Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение
к жизни, вы получите всё!
Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.
Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на
будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!
5.
Упражнение «Колесо жизненного баланса»:
В Колесе Жизни всего 8 секторов. Каждый сектор имеет 10 делений и
демонстрирует ваше развитие в одной из сфер:
1 сфера – Здоровье и Спорт
2 сфера – Друзья и Окружение
3 сфера – Отношения
4 сфера – Яркость жизни, развлечения
5 сфера – Духовный рост и творчество
6 сфера – Карьера и Бизнес
7 сфера – Деньги
8 сфера – Личностный рост
Ставим оценки удовлетворенностью положением дел в той или иной
области. 10 характеризует достижение полного удовлетворения на сегодняшний
день, в настоящий момент жизни, а 1 — наименьшая удовлетворенность текущим
положением вещей.
1-3 критические значения (ямки в вашей жизни)
4-7 нормальная наполненность
8-10 приятная удовлетворенность жизнью
Закрашиваем (либо обводим) оцененные части секторов.
Теперь обращаем внимание на получившуюся фигуру. Если она БЛИЗКА К КРУГУ — это
очень хорошо, то есть области вашей жизни имеют равное наполнение. ЯМКИ,
особенно глубокие, говорят о необходимости наполнения указанных областей жизни.
Если фигура далека от идеала – круга, придется покинуть зону комфорта и начать
действовать!
Упражнение «Клиника по пересадке
органов» (8 мин):
Ведущий: Сейчас я Вас попрошу разделиться на две
группы и присесть в отдалении друг от друга.
Представьте себе, что все вы являетесь хирургами медицинской клиники. У вас в
больничном отделении лежат четыре пациента:
Всем им необходима пересадка
почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в клинику была доставлена
только одна почка, и неизвестно, когда появится возможность получить следующую.
Вам нужно за 2мин. решить – кому из пациентов операция необходима в первую
очередь, иначе почка испортиться и к пересадке будет не годна. Тогда ее не
получит никто.
Важные правила:
Вопросы (?):
- Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
- Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
- Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?
- Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
- Почему большинство ценностей одобрены обществом?
Не потому ли, что они образовались из общественных ценностей (в
каждом обществе своя система ценностей). Может, общество на самом деле не такое
плохое, как вам кажется?
Упражнение «Ценности»
«6 качеств»:
Участникам раздают по шесть листочков.
Ведущий: «Сейчас Вы получили по 6 листочков. Вам предлагается
на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. И пронумеровать
листочки с ценностями таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом
последнем листочке».
Ведущий: «Теперь представьте себе, что
случилось, что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на
первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого
живется». Затем то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый
раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери
ценности.
Затем ведущий объявляет, что произошло чудо и появилась
возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И
так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, можно добавить
какие-то ценности и посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования.
Упражнение «Мой
идеальный мир»:
Материалы: ватман, карандаши, фломастеры или краски.
Процедура: группа рисует картину «Мой идеальный мир» и
представляет ее.
Ведущий: Сейчас Мы предлагаем Вам нарисовать свой
идеальный мир. Для выполнения этого упражнения необходимо соблюдение следующих
правил:
Команды работают над картинами. После
выполнения ведущий говорит:
«Я предлагаю командам представить свои работы». Выберите представителя того,
кто будет представлять Ваш идеальный мир.
Вопросы для обсуждения: Что Вы чувствовали во время
выполнения упражнения? Легко ли Вам было выполнять задания? Были ли трудности в
выполнении, расскажите о них. Смогли ли Вы понять, какие ценности играют
главную роль в Вашей жизни?
Притча о том, как
изменить мир
Давным-давно, в одном городе жил был человек. Жил себе и жил, пока
не понял в один прекрасный момент, что наш мир несовершенен. Это нормально,
мысли о несовершенстве мира приходят рано или поздно в головы многих людей. Но
наш герой был совершенно особенный человек, он решил изменить мир. Он решил
сделать мир красивым, дружелюбным, хорошим и совершенным.
И этот человека сказал «Дайте мне семь лет, и я изменю мир!». И
семь лет этот человек встречался с руководителями государств, организовывал
масштабные акции по изменению мира, привлекал сотни и сотни тысяч людей к
духовным практикам, работал все эти годы, не покладая рук. Он стал очень
известным и уважаемым человеком, но семь лет прошли. И мир: остался прежним.
Тогда он сказал себе «Наверное, изменить весь мир очень сложно.
Поэтому я изменю для начала свою страну, а остальные страны увидят, насколько у
нас стало хорошо, и тоже изменятся. Это займет больше времени, но это точно
изменит мир. Дайте мне 700 дней, и я изменю страну»».
Он пришел к президенту страны, получил все необходимые полномочия,
ведь он был уважаемым и известным человеком. Все эти сотни дней человек работал
почти круглосуточно, он встречался с руководителями крупных заводов, с лидерами
политических партий, руководителями регионов и просто популярными актерами и
известными людьми. Но через семьсот дней его страна осталась прежней.
«Черт побери!» сказал этот человек. «Если у меня не получилось
изменить свою страну, то я изменю хотя бы свой родной город! Дайте мне 7
месяцев, и я изменю город!» Он встретился за это время с каждым жителем своего
родного города, он это время почти не спал, он проявил нечеловеческую
активность, но: город остался прежним.
Тогда человек окончательно разозлился - он столько делал для этого
мира, для этой страны, для этого города, а они остались прежними. Тогда он
решил изменить свою жену. И взял себе для этого 7 недель. И вы уже, наверное,
знаете результат. Его жена осталась прежней.
Тогда человек впервые за эти многие годы сел и подумал - может
быть, возможно изменить сначала себя? Он взял для себя семь дней. И через семь
дней он изменился, и когда он изменился - изменилась его жена, его город, его
страна и его мир.
Ведущий: Сегодня мы затронули тему формирования жизненных ценностей и смыслов. При каких условиях возможна их трансляция? Во-первых, при наличии этих ценностей - невозможно передать то, чего не имеешь. Во-вторых, чтобы изменить людей, их надо любить - влияние на них пропорционально любви к ним (Песталоцци). В-третьих, нужны адекватные задачам формы и методы, затрагивающие эмоциональную сферу, характер общения, исключающий морализаторство. На наших занятиях мы будем искать ответы на эти вопросы.
«Повар»
В завершение занятия мы предлагаем упражнение «Повар»
Сейчас каждый из Вас может выборочно продолжить любую из фраз:
Каждый выбирает для
себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.