Психологическое здоровье педагогов
Оценка 5

Психологическое здоровье педагогов

Оценка 5
docx
12.01.2021
Психологическое здоровье педагогов
Психологическое здоровье педагогов.docx

Психологическое здоровье педагогов.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

             В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

            Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

            Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

Существуют внешние и внутренние причины СЭВ: 


 Внешние причины, провоцирующие выгорание у педагогов
• специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость постоянного общения, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей, стаж работы)
• служебные неприятности; неудовлетворенность работой;
• Неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав (преобладающее большинство женщин), наличие конфликтов и непонимание.

Внутренние причины СЭВ
• отсутствие умения выходить из трудных ситуаций при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, администрацией; неумение регулировать собственные эмоции.
• тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личная неустроенность, сложные внутрисемейные отношения.
Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления:
Проявления СЭВ в физическом плане:
• Повышенная утомляемость
• Хроническая усталость
• Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
• Тошнота, головокружение
• Головные боли, гипертензия
• Изменения аппетита (отсутствие/ «переедание»)
• Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
• Обострение хронических болезней

Эмоциональные симптомы проявления СЭВ
• Безразличие и усталость
• Агрессивность, повышенная раздражительность
• Тревога, беспокойство, чувство вины
• Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни
• Нервные рыдания, истерики, душевные страдания
• Постоянное чувство неудачи, ощущение придирок со стороны других, переживание несправедливости
• Подавленное настроение, утрата чувства юмора

Поведенческие симптомы проявления СЭВ
• Нежелание выходить на работу
• Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть
• Откладывание дел «на потом», нежелание заполнять документацию;
• Уединение, нежелание видеть коллег и детей
• Импульсивное эмоциональное поведение


Интеллектуальное состояние при СЭВ
• Мысли о смене профессии, уходе с работы.
• Сомнения в полезности работы
• Предпочтение в работе отдается стандартным шаблонам, нежели творческому подходу
• Безразличие к новшествам, нововведениям
• Малое участие или отказ от участия в семинарах, мероприятиях
• Формальное выполнение работы

Социальные симптомы проявления СЭВ
• Падение интереса к развлечениям, увлечениям, потеря вкуса к жизни
• Ухудшение отношения к коллегам
• Озабоченность собственными проблемами
• Ощущение изоляции , непонимания других и другими
• Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег
• Ухудшение отношения к коллегам
• Озабоченность собственными проблемами
• Ощущение изоляции , непонимания других и другими
• Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Уважаемые коллеги давайте проведем мини тест .
Стресс-тест. на профессиональное выгорание
Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).
- Меня тяготит педагогическая деятельность.
- У меня нет желания общаться после работы.
- У меня в группе есть "плохие" дети.
- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.
Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.
Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.

Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и учащихся. Все мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
• Главный секрет – улыбка, смех, юмор!! Начните свой день со смеха и улыбки. Проснувшись, покривляйтесь и похихикайте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению, близким и новому дню.
• Действуйте!
• Наведите порядок дома или на рабочем месте (Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите. Поместите их туда, где они должны быть, и не надо будет разыскивать в панике нужную Вам вещь и подвергаться стрессу.);
• Устройте прогулку по городу пешком
• Пройдите по магазинам
• Побейте мяч или подушку.
• Отвлекайтесь! Много пользы приносит прогулка на природе, на свежем воздухе. Чаще общайтесь с природой, с животными.
• Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь.
• Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.
• Не забывайте, что массаж, баня, сауна – прекрасные средства для расслабления и отдыха
• Творите! Любая творческая деятельность может исцелять от переживаний: Рисуйте, Пойте, Шейте, Лепите, Конструируйте, Готовьте новые блюда и т.д.
• Движение, танцы, музыка – это ЖИЗНЬ!
• К естественным способам регуляции организма относится также вкусная и полезная еда, фрукты и фруктовые соки.

Звуковая гимнастика.

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

 

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.

Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

 Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.

Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

Упражнение на подготовку к напряженной работе.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком 15-20 с.

Выводы:

• Заботьтесь о своѐм психическом здоровье, коллеги.

• Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

• Не забывайте о том, что не только ученики , но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.

Носите с собой всегда частичку природы (плод каштана,орех, шишку или  маленький камешек) который в любую минуту сможет снять эмоциональное напряжение

И напоследок...

Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.

Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря

сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...

 


 

Психологическое здоровье педагогов

Психологическое здоровье педагогов

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) •

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) •

Формальное выполнение работы

Формальное выполнение работы

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко

Звуковая гимнастика. Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы

Звуковая гимнастика. Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы

Психологическое здоровье педагогов

Психологическое здоровье педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021