Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Оценка 4.6
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.03.2019
Данный материал был подготовлен к выступлению на заседании комиссии по делам несовершеннолетних Одоевского района. В нем рассматриваются вопросы организации психологического сопровождения детей группы риска, которые оказались на обслуживании в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних. Я постаралась подробно осветить все направления работы педагога-психолога.
Психологическое сопровождение к заседанию КДН.doc
Организация психологопедагогического сопровождения детей группы
риска в ГУСОН ТО СРЦН Одоевского района.
Психологическое сопровождение
это система профессиональной
деятельности педагогапсихолога, направленная на создание оптимальных
условий для успешного развития, обучения и социализации ребенка.
Основные задачи,
которые решает педагогпсихолог в процессе
индивидуальноориентированного сопровождения детей группы риска,
следующие:
выявление неблагополучных семей, способных принять социально
психологическую помощь,
определение причин семейного
неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
содействие созданию обстановки психологического комфорта и
безопасности личности воспитанника;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в
построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в
наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в
максимальной степени раскрываются его способности и возможности
(средствами индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей
работы, консультативной помощи);
психологическая помощь в профессиональном самоопределении и
профориентации;
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного
поведения;
работа с воспитанниками по повышению социального статуса ребенка из
неблагополучной семьи.
Основные усилия педагогапсихолога должны быть направлены на
обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается
психологическое
процесса,
профессионального самоопределения, а также создание комфортной,
эмоционально благоприятной атмосферы в детском коллективе, успешной
адаптации ребенка из группы риска в обществе. Поскольку проблема ребенка,
образовательного
сопровождение требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты,
работа специалиста включает следующие основные составляющие:
1. Непосредственная
(индивидуальная)
работа с ребенком,
предполагающая его психологопедагогическую поддержку. В условиях
центра взаимодействие психолога с детьми носит как индивидуальный,
так и групповой характер, каждая встреча содержит элементы
диагностики и консультирования.
развитие
2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической
мотивационного и
компетентности родителей,
оптимизацию детскородительских
воспитательного ресурса,
отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов
семейного консультирования и представляет собой обучение родителей
элементам психологической культуры в общении с подростками, тем
самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации
детей.
3. Работа с педагогическим коллективом
(индивидуальное
консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов).
Основная задача в работе с педагогами формирование толерантности в
отношении ребенка, повышение психологической компетентности во
взаимодействии с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска
своевременное обращение к педагогу психологу в случаях:
наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от
соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение,
проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без
уважительных причин и т. д.);
появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в
себя, эмоциональные всплески и др.);
употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков,
наркотических веществ;
кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение
социальных условий представляет угрозу психологическому
благополучию подростка.
К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных
семей относятся: проблемы взаимоотношений с родителями, педагогами, другими
взрослыми;
сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими
сверстниками;
негативный образ "Я", неадекватная самооценка;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие
волевого контроля и способности к самообладанию;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных
ситуациях;
отсутствие чувства безопасности.
Таким образом, основная цель работы педагогапсихолога с детьми группы
риска создание благоприятных условий для личностного развития ребенка
(физического, социального, духовнонравственного, интеллектуального),
оказание ему комплексной психологопедагогической помощи.
Данная помощь состоит из нескольких видов психологопедагогической
деятельности:
1. Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска
Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап
работы. Все дети, поступившие на обслуживание в центр, проходят полную
первичную психологическую диагностику эмоциональноличностной и
познавательной сфер. Через месяц после поступления проводится текущая
диагностика, в ходе которой отслеживаются изменения, и перед снятием с
обслуживания – итоговая диагностика. По результатам первичной
диагностики составляется индивидуальная программа реабилитации каждого
ребенка, в которую заносятся все мероприятия, которые необходимо с ним
провести, а также результаты текущей и итоговых диагностик с
произошедшими изменениями и рекомендациями.
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном,
личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная
психологическая диагностика с использованием дополнительных методик. По результатам диагностики определяются задачи и направления
коррекционноразвивающей работы с детьми и подростками.
2. Коррекционноразвивающая работа с детьми группы риска
Реализация программ коррекционноразвивающих занятий направлена на
решение следующих задач психологической помощи:
развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения
образовательной программы;
повышение учебной мотивации;
формирование социальной компетентности,
навыков общения,
эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
формирование основ здорового образа жизни у детей из
неблагополучных семей;
развитие стремления к самопознанию подростков в различных
социальных ситуациях, определению своей позиции и способа
адекватного поведения в них;
профилактика употребления психоактивных веществ.
Коррекционноразвивающая работа проводится в индивидуальной или
групповой формах в зависимости от специфики проблемы, особенностей
психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно
сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того
требует
проблемы.
динамика
Групповая коррекционноразвивающая работа
показана при
характерологических нарушениях,
обусловливающих проблемы в
межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный
уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в
социальном
На коррекционноразвивающих и тренинговых занятиях создаются условия,
способствующие успешной социальнопсихологической адаптации подростков
группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки
конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного
взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных,
стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлексии, у них
взаимодействии. позитивное
самоотношение.
развивается
В центре оборудован кабинет психологической реабилитации. Закуплены и
используются компьютерные программы диагностики и коррекции.
Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения
соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения
реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат
коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того,
программа может быть ориентирована не на полное преодоление проблем
развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Один из значимых компонентов сопровождения работа с педагогами по
развитию психологической компетентности в решении задач обучения и
воспитания детей группы риска.
3.Психологическое консультирование детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагогапсихолога
может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших
родственников), педагогов, так и от ребенка (подростка). Последний вправе
самостоятельно обращаться за помощью к педагогупсихологу. В данной
ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное
сопровождение
индивидуального
случая.
Схема консультирования может строиться двумя способами в зависимости
от того, кто обратился с запросом: сам ребенок, педагоги, или родители.
Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента,
работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование
мотивации к взаимодействию с педагогомпсихологом у самого ребенка.
В консультировании подростков группы риска
используются
преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит
средством для устранения нарушений психологического здоровья.
4.Профилактическая работа с детьми группы риска
Состоит из психологического сопровождения родителей несовершеннолетних,
включающего в себя социальнопсихологический патронаж, т.е. выезд в семью
по месту жительства; просветительскую работу с несовершеннолетними и их родителями по пропаганде здорового образа жизни, сохранению и
поддержанию психологического здоровья; работу с несовершеннолетними по
оказанию помощи в усвоении моральных норм, правил поведения в обществе,
в школе, среди других людей; формирование социальнобытовых навыков и
умений, способствующих успешной адаптации в обществе.
За 1 полугодие 2013 года обслужено 33 ребенка в стационаре. Кроме того
дети из патронажных семей (23 семьи в которых 43 ребенка). В ходе
реорганизации на базе центра открылось отделение помощи замещающим
семьям, специалисты которого будут работать с приемными семьями.
Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.