Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Оценка 4.6

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.03.2019
Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Данный материал был подготовлен к выступлению на заседании комиссии по делам несовершеннолетних Одоевского района. В нем рассматриваются вопросы организации психологического сопровождения детей группы риска, которые оказались на обслуживании в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних. Я постаралась подробно осветить все направления работы педагога-психолога.
Психологическое сопровождение к заседанию КДН.doc
Организация психолого­педагогического   сопровождения детей группы риска в ГУСОН ТО СРЦН Одоевского района. Психологическое   сопровождение  ­   это   система   профессиональной деятельности   педагога­психолога,   направленная   на   создание   оптимальных условий   для   успешного   развития,   обучения     и   социализации   ребенка.   Основные   задачи,   которые   решает   педагог­психолог   в   процессе индивидуально­ориентированного   сопровождения   детей   группы   риска, следующие:    выявление   неблагополучных   семей,   способных   принять   социально­ психологическую   помощь,   определение   причин   семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;  содействие   созданию   обстановки   психологического   комфорта   и безопасности личности воспитанника;   помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;   предоставление   ребенку   реальных   возможностей   самоутверждения   в наиболее   значимых   для   него   сферах   жизнедеятельности,   где   в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами   индивидуальной   и   групповой   коррекционно­развивающей работы, консультативной помощи);   психологическая   помощь   в   профессиональном   самоопределении   и профориентации;   профилактика   учебной   и   социальной   дезадаптации,   девиантного поведения;   работа с воспитанниками по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.  Основные   усилия   педагога­психолога   должны   быть   направлены   на обеспечение   успешной   социализации,   сохранение   и   укрепление   здоровья воспитанников, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое процесса, профессионального   самоопределения,   а   также   создание   комфортной, эмоционально   благоприятной   атмосферы   в   детском   коллективе,   успешной адаптации ребенка из группы риска в обществе.  Поскольку проблема ребенка, образовательного     сопровождение требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:  1. Непосредственная   (индивидуальная)   работа   с   ребенком, предполагающая его психолого­педагогическую поддержку. В условиях центра взаимодействие психолога с детьми носит как индивидуальный, так   и   групповой   характер,   каждая   встреча   содержит   элементы диагностики и консультирования.    развитие 2. Работа   с   семьей,   направленная   на   повышение   психологической   мотивационного   и компетентности   родителей,   оптимизацию   детско­родительских воспитательного   ресурса, отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым  происходит  опосредованное  влияние  на  процесс   социализации детей.  3. Работа   с   педагогическим   коллективом   (индивидуальное консультирование,   проведение   обучающих   семинаров,   тренингов). Основная задача в работе с педагогами ­ формирование толерантности в отношении   ребенка,   повышение   психологической   компетентности   во взаимодействии с детьми и родителями.  Важное   условие   эффективной   работы   по   выявлению   детей   группы   риска ­ своевременное обращение к педагогу ­ психологу в случаях:   наличия   у   ребенка   серьезных   поведенческих   проблем   (отказ   от соблюдения   установленных   норм   и   правил,   агрессивное   поведение, проблемы   с   успеваемостью,   пропуски   учебных   занятий   без уважительных причин и т. д.);  появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);  употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;   кризисной   ситуации   в   семье;   в   иных   случаях,   когда   ухудшение социальных   условий   представляет   угрозу   психологическому благополучию подростка.  К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:  проблемы   взаимоотношений   с   родителями,   педагогами,   другими  взрослыми;  сложности   в   общении   с   друзьями,   одноклассниками,   другими сверстниками;   негативный образ "Я", неадекватная самооценка;   поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;   отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;   переживание   собственной   неуспешности,   проблемности,   отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;   трудности в обучении;   отсутствие   адекватных   средств   и   способов   поведения   в   сложных ситуациях;   отсутствие чувства безопасности.  Таким образом, основная цель работы педагога­психолога с детьми группы риска ­ создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического,   социального,   духовно­нравственного,   интеллектуального), оказание   ему   комплексной   психолого­педагогической   помощи.   Данная   помощь   состоит   из   нескольких   видов   психолого­педагогической деятельности: 1.   Диагностика   проблем   при   сопровождении   детей   группы   риска   Диагностика   проблемы   ребенка   осуществляется   как   самостоятельный   этап работы. Все дети, поступившие на обслуживание в центр, проходят полную первичную   психологическую   диагностику   эмоционально­личностной   и познавательной сфер. Через месяц после поступления проводится текущая диагностика, в ходе которой отслеживаются изменения, и перед снятием с обслуживания   –   итоговая   диагностика.   По   результатам   первичной диагностики составляется индивидуальная программа реабилитации каждого ребенка, в которую заносятся все мероприятия, которые необходимо с ним провести,   а   также   результаты   текущей   и   итоговых   диагностик   с произошедшими изменениями и рекомендациями. По   мере   необходимости   на   основе   выявленных   проблем   (в   когнитивном, личностном   развитии,   коммуникативной   сфере)   проводится   углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик. По   результатам   диагностики   определяются   задачи   и   направления коррекционно­развивающей работы с детьми и подростками. 2.   Коррекционно­развивающая   работа   с   детьми   группы   риска   Реализация   программ   коррекционно­развивающих   занятий   направлена   на решение следующих задач психологической помощи:   развитие   общеучебных   умений   и   навыков   успешного   освоения образовательной программы;   повышение учебной мотивации;   формирование   социальной   компетентности,   навыков   общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;   формирование   основ   здорового   образа   жизни   у   детей   из неблагополучных семей;   развитие   стремления   к   самопознанию   подростков   в   различных социальных   ситуациях,   определению   своей   позиции   и   способа адекватного поведения в них;   профилактика употребления психоактивных веществ.  Коррекционно­развивающая   работа   проводится   в   индивидуальной   или групповой  формах ­  в  зависимости   от  специфики проблемы,  особенностей психического   и   физического   развития   подростка,   его   возраста.   Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того   требует проблемы.     динамика Групповая   коррекционно­развивающая   работа  показана   при характерологических   нарушениях,   обусловливающих   проблемы   в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость  самооценки, трудности в социальном   На коррекционно­развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально­психологической адаптации подростков группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия,   осваивают   результативные   способы   выхода   из   трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлексии, у них взаимодействии. позитивное самоотношение.   развивается В центре оборудован кабинет психологической реабилитации. Закуплены   и используются   компьютерные   программы   диагностики   и   коррекции. Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения соответствия   целям   и   задачам   программы,   так   и   с   позиции   разрешения реальных   трудностей   развития.   Необходимо   помнить,   что   результат коррекционной   работы   может   проявляться   постепенно.   Кроме   того, программа   может   быть   ориентирована   не   на   полное   преодоление   проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.   Один   из   значимых   компонентов   сопровождения   ­   работа   с   педагогами   по развитию   психологической   компетентности   в   решении   задач   обучения   и воспитания детей группы риска. 3.Психологическое консультирование детей группы риска  Запрос   на   индивидуальную   консультативную   помощь   педагога­психолога может   поступить   как   со   стороны   семьи   (родителей,   ближайших родственников), педагогов, так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно   обращаться   за   помощью   к   педагогу­психологу.   В   данной ситуации   работа   с   таким   запросом   рассматривается   как   консультативное сопровождение   индивидуального случая.     Схема консультирования может строиться двумя способами ­ в зависимости от   того,   кто   обратился   с   запросом:   сам   ребенок,   педагоги,   или   родители. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом­психологом у самого ребенка.  В   консультировании   подростков группы   риска   используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.     4.Профилактическая работа с детьми группы риска         Состоит из психологического сопровождения родителей несовершеннолетних, включающего в себя социально­психологический патронаж, т.е. выезд в семью по месту жительства; просветительскую работу с несовершеннолетними и их родителями   по   пропаганде   здорового   образа   жизни,   сохранению   и поддержанию психологического здоровья; работу с несовершеннолетними по оказанию помощи в усвоении моральных норм, правил поведения в обществе, в школе, среди других людей; формирование социально­бытовых навыков и   умений,   способствующих   успешной   адаптации   в   обществе.       За 1 полугодие 2013 года обслужено 33 ребенка в стационаре. Кроме того дети   из   патронажных   семей   (23   семьи   в   которых   43   ребенка).   В   ходе реорганизации   на   базе   центра   открылось   отделение   помощи   замещающим семьям, специалисты которого будут работать с приемными семьями.

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН

Психологическое сопровождение детей группы риска в СРЦН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019