МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени
М.И. Светличной»
Доклад
«Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях введения ФГОС»
Педагог-психолог: Попова О.С.
Красное, 2017.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Современное образование в соответствии новыми требованиями ФГОС делает акцент на системно - деятельностный подход в образовательном процессе, когда ребенок должен стать автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору, максимально использовать свои возможности. Поэтому так важна кропотливая и плодотворная работа с одаренными детьми.
Что же такое одарённость? Суть её определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Существенным признаком является наличие в интеллекте одарённых детей творческого начала. Многие из них поражают оригинальностью, неожиданностью продуктов деятельности, необычными ассоциациями.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работа педагога- психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом, так как одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из учеников. Уже в начальной школе можно встретить таких обучающихся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами.
Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. (Приложение 1)
Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка.
В психологии принято различать общую и специальную одаренность.
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей – это деятельность педагога-психолога, направленная на постановку правильного психологического диагноза структуры детской одаренности, на создание оптимальных условий для ее дальнейшего развития, на обеспечение взаимосвязи развития познавательной личностной сферы, творческого мышления и творческого воображения.
Работу с одарёнными детьми можно разделить на четыре основных этапа:
1-й этап – организационный
Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и
исследований отечественных и зарубежных психологов.
Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических
приемах работы с одаренными детьми;
Взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л.
С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.
Одарённых детей делят на 4 группы (по Б.М. Теплову):
-дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
-дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
2-й этап - этап предварительного поиска
Этап сбора предварительной информации о ребенке, поступающем в 1 класс. В подборе информации помогают учителя, родители и сами дети. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, методика Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова. для оценки словесно-логического мышления. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
3-й этап - оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организуются урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый обучающийся может реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
4-й этап – заключительный
Выпуская детей из школы даётся индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей подростка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Приоритетными видами работы в условиях реализации основных положений ФГОС при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговое исследование), коррекция и экспертиза. Поэтому, работа с одаренными обучающимися в нашей школы проводится по следующим направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационно - просветительская, организационно-методическая. Этими направлениями работы охвачены три категории участников образовательного процесса: одаренные обучающиеся, их родители и педагоги школы.
В рамках диагностической работы проводятся обследования по следующим методикам:
· Диагностика по опроснику креативности Рензулли
· Изучение познавательных интересов учащихся 3-4 классов;
· Изучение особенностей адаптации одаренных обучающихся 5-х классов ( О. Хмельницкая), 10-х классов в новом коллективе
(шкала Кондаша)
· Диагностика по школьному тесту умственного развития (ШТУР, авторы: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, В. Г. Зархин). 7-11 классы
· Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы по методике А. М. Прихожан
Выбор этих психодиагностических методик обусловлен тем, что именно они являются наиболее приемлемыми к условиям образовательной школы, они просты и удобны в проведении, обработке и анализе результатов диагностики.
Фактически, в условиях новых стандартов педагог-психолог создаёт такие условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым ребенком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности за осуществление определённых действий.
В рамках коррекционно-развивающей работы с одаренными учащимися проводятся следующие виды занятий:
- цикл занятий по снятию психоэмоциональной тревожности при подготовке и процессе участия в различных видах испытаний: олимпиадах, конкурсах, к ГИА
- коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 8-х классов по развитию креативности личности;
- коррекционные занятия с обучающимися 5-х, 10-х классов по снятию школьной и межличностной тревожности в период адаптации к новым условиям обучения;
- оказывается индивидуальная психологическая помощь обучающимся участникам олимпиад, соревнований, конкурсов, научно-практических конференций.
Для педагогов школы, работающих с одаренными детьми проводится следующая коррекционно-развивающая и консультационно – просветительская работа:
- анкетирование «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми».
- индивидуальные консультации по организации психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся по результатам диагностики;
- консультации по разработке и коррекции индивидуальных планов работы с одаренными учащимися .
Для родителей одаренных учащихся проводится следующая консультационно – просветительская работа:
- выступления на классных родительских собраниях 5-х классов по результатам изучения особенностей адаптации обучающихся к новым условиям обучения;
- индивидуальные собеседования с родителями по организации внутрисемейного взаимодействия с учетом индивидуальных характерологических и личностных особенностей одаренных обучающихся.
Также, для выявления одаренных детей и формирования банка данных на них, проводилось анкетирование учителей-предметников, по результатам которого были выявлены группы обучающихся, у которых проявляется одаренность в изучении отдельных предметов (физики, математики и т. д.). На основе всего этого был составлен общешкольный банк данных на одаренных детей.
Таким образом, основными задачами работы педагога - психолога с одаренными детьми заключаются в:
1. развитии самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;
2. развитии абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
3. развитии способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
4. развитии умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
5. формировании чувства ответственности за порученное дело;
6. воспитании уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;
7. привитии желания в дальнейшем заниматься творческой, научно-исследовательской работой.
Результаты реализации творческого потенциала одаренных детей: победы и призовые места в районных, областных и Всероссийских конкурсах, турнирах, олимпиадах.
Главным принципом в работе с одарёнными детьми должен стать принцип предоставления возможностей, создание условий для предметной творческой деятельности и диагностики её продуктивности.
Приложение 1
План работы педагога по выявлению одаренных детей.
1. Развернутое на несколько лет наблюдение за ребенком в разных ситуациях – жизненных и учебных.
2. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности.).
3. Подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев и т.д.)
4. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для него индивидуальной траектории обучения).
5. Психодиагностика.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.