«Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях введения ФГОС»
Оценка 4.9

«Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях введения ФГОС»

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
психологическая работа +2
9 кл—11 кл +1
24.03.2017
«Психологическое сопровождение одаренных детей  в условиях введения ФГОС»
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях введения ФГОС.docx

 МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени

М.И. Светличной»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Психологическое сопровождение  одаренных детей в условиях введения ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог: Попова О.С.

 

 

 

 

 

Красное, 2017.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

                                                               Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
                                                                                                                         В. А. Сухомлинский

 

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

Современное образование в соответствии новыми требованиями ФГОС делает акцент на системно - деятельностный подход в образовательном процессе, когда ребенок должен стать  автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору, максимально использовать свои возможности. Поэтому так важна кропотливая и плодотворная работа с одаренными детьми.

Что же такое одарённость? Суть её определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Существенным признаком является наличие в интеллекте одарённых детей творческого начала. Многие из них поражают оригинальностью, неожиданностью продуктов деятельности, необычными ассоциациями.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа педагога- психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом, так как одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из учеников. Уже в начальной школе можно встретить таких обучающихся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования  просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.  Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка.  Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами.

Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. (Приложение 1)

Второй этап диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей  статуса ребенка.

В психологии принято различать общую и специальную одаренность.

Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.

Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.

         Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей – это деятельность педагога-психолога, направленная на постановку правильного психологического диагноза структуры детской одаренности, на создание оптимальных условий для ее дальнейшего развития, на обеспечение  взаимосвязи развития познавательной личностной сферы, творческого мышления и творческого воображения.

Работу с одарёнными детьми можно разделить на четыре основных этапа:

1-й этап – организационный
Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.
Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.
Одарённых детей делят на 4 группы (по Б.М. Теплову):

-дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-дети с высоким уровнем творческих способностей;

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

2-й этап - этап предварительного поиска

Этап сбора предварительной информации о ребенке, поступающем в 1 класс. В подборе информации помогают учителя, родители и сами дети. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, методика  Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова. для оценки словесно-логического мышления. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

3-й этап - оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организуются урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся. Проводятся  конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый обучающийся может реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

4-й этап – заключительный

Выпуская детей из школы даётся индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей подростка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

Приоритетными видами работы в условиях реализации основных положений ФГОС при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговое исследование), коррекция и экспертиза.  Поэтому, работа с одаренными обучающимися в нашей школы проводится по следующим направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационно - просветительская, организационно-методическая. Этими направлениями работы  охвачены три категории участников образовательного процесса: одаренные обучающиеся, их родители и педагоги школы.

         В рамках диагностической работы  проводятся  обследования по следующим методикам:

·        Диагностика по опроснику креативности Рензулли

·        Изучение познавательных интересов учащихся 3-4 классов;

·        Изучение особенностей адаптации одаренных обучающихся 5-х классов ( О. Хмельницкая), 10-х классов в новом коллективе

(шкала Кондаша)

·        Диагностика по школьному тесту умственного развития (ШТУР, авторы: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, В. Г. Зархин). 7-11 классы

·        Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы по методике А. М. Прихожан

Выбор  этих психодиагностических методик обусловлен тем, что  именно они являются наиболее приемлемыми к условиям образовательной школы, они просты и удобны в проведении, обработке и анализе результатов диагностики.

Фактически, в условиях новых стандартов педагог-психолог создаёт такие условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым ребенком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности за осуществление определённых действий.

В рамках коррекционно-развивающей работы с одаренными учащимися   проводятся следующие виды занятий:

- цикл занятий по снятию психоэмоциональной тревожности при подготовке и процессе участия в различных видах испытаний: олимпиадах, конкурсах, к ГИА

- коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 8-х классов по развитию креативности личности;

- коррекционные занятия  с обучающимися 5-х, 10-х классов  по снятию школьной и межличностной тревожности в период адаптации к новым условиям обучения;

- оказывается индивидуальная психологическая помощь обучающимся участникам олимпиад, соревнований, конкурсов, научно-практических конференций.

Для педагогов школы, работающих с одаренными детьми проводится следующая  коррекционно-развивающая и  консультационно – просветительская работа:

-  анкетирование  «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми».

- индивидуальные консультации по организации психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся по результатам диагностики;

- консультации по разработке и коррекции индивидуальных планов работы с одаренными учащимися .

    Для родителей одаренных учащихся  проводится следующая     консультационно – просветительская работа:

- выступления на классных родительских собраниях 5-х классов по результатам изучения особенностей адаптации обучающихся к новым условиям обучения;

- индивидуальные собеседования с родителями по организации внутрисемейного взаимодействия с учетом индивидуальных характерологических и личностных особенностей одаренных обучающихся.

Также, для выявления одаренных детей и формирования банка данных на них, проводилось анкетирование учителей-предметников, по результатам которого были выявлены группы обучающихся, у которых проявляется одаренность в изучении отдельных предметов (физики, математики и т. д.).  На основе всего этого был составлен общешкольный банк данных на одаренных детей.

Таким образом, основными  задачами  работы  педагога - психолога с одаренными детьми заключаются в:

1. развитии самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;

2. развитии абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;

3. развитии способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

4. развитии умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

5. формировании чувства ответственности за порученное дело;

6. воспитании уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;

7. привитии желания в дальнейшем заниматься творческой, научно-исследовательской работой.

Результаты реализации творческого потенциала одаренных детей: победы и призовые места в районных, областных и Всероссийских конкурсах, турнирах, олимпиадах.

Главным принципом в работе с одарёнными детьми должен стать принцип предоставления возможностей, создание условий для предметной творческой деятельности и диагностики её продуктивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

План работы педагога по выявлению одаренных детей.

1.     Развернутое на несколько лет наблюдение за ребенком в разных ситуациях – жизненных и учебных.

2.     Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности.).

3.     Подключение к оценке  ребенка экспертов: специалистов в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев и т.д.)

4.     Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для него индивидуальной траектории обучения).

5.     Психодиагностика.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени

МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени

В душе каждого ребенка есть невидимые струны

В душе каждого ребенка есть невидимые струны

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка

Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др

Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др

Поэтому, р абота с одаренными обучающимися в нашей школы проводится по следующим направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационно - просветительская, организационно-методическая

Поэтому, р абота с одаренными обучающимися в нашей школы проводится по следующим направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационно - просветительская, организационно-методическая

Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»

Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»

Приложение 1 План работы педагога по выявлению одаренных детей

Приложение 1 План работы педагога по выявлению одаренных детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017