Психологическое сопровождение одаренных дошкольников. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Психологическое сопровождение одаренных дошкольников. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Психологическое сопровождение одаренных
дошкольников
Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в рамках федеральной
целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В процессе психологопедагогического сопровождения детей поставлены
следующие задачи:
1. выявлять и вести мониторинг развития одарённых детей;
2. способствовать гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых
детей;
3. осуществлять психологическое просвещение родителей на тему одарённости;
4. способствовать профессиональному и личностному совершенствованию педагогов.
Направления работы:
1. психодиагностика
2. психопрофилактика и развитие
3. просвещение
Психодиагностика
1й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в
конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень
проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболеевысоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие
продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование
проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2й этап: отбор детей в группу одарённых.
Для определения уровня развития способностей у детей используются следующие
методики:
тест Д Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант)
методика В. С. Юркевич «Дерево желаний»
МЭДИС,
«Карта одаренности» Савенкова А.И.
Опросник для выявления одаренных детей А.А. Лосевой
На основе результатов комплексной диагностики делается вывод о наличии
конкретный видов одарённости у ребенка.
3й этап: мониторинг одарённости.
Для того чтобы отследить динамику развития одарённости каждого ребёнка
используется методика оценки общей одарённости А.И.Савенкова. В ней путём экспертных
оценок выявляется уровень сформированности у детей 9ти характеристик одарённости в
начале и конце учебного года.
Групповые и индивидуальные занятия, использование усложненных заданий.
Психопрофилактика и развитие
1. Работа с педагогами:
Просвещение
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к
профессионализму и личности педагога. Поэтому ведется специальная подготовка
педагогического коллектива для работы с одаренными детьми.
Цель – работа над осознанием, оценкой и развитием личностных качеств, необходимых для
работы с одарёнными детьми.
Для достижения данной цели используются различные формы работы:
1. консультация, семинар, семинарпрактикум, деловая игра.
Основная тематика: понятие одарённости, её признаки и виды; характеристика
одарённых детей дошкольного возраста; специфика взаимоотношений в группе одарённых
детей; особенности подготовки к школе одарённого ребёнка.
2. тренинговые занятия.Работа с родителями:
Цель – помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся
при воспитании одарённого ребёнка.
Формы работы с родителями одарённых детей:
1. беседы и семинары.
Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско
родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени
становления детской одарённости и др.
2. деловые игры, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.
Литература
1. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» / Е.С. Белова –
М., 2008
2. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко – М.: Просвещение 2005