«Психологическое сопровождение приёмных семей в условиях ДОУ»

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Психологическое сопровождение приёмных семей в условиях ДОУ», говорит о том, что семья живет не в безвоздушном пространстве, а погружена в культуру того или иного общества. Это общество наделяет ее важнейшей задачей – транслировать его требования и специфику его культуры каждому из членов семьи, прежде всего детям. Очевидно, что семья успешна, если каждому ее члену предоставлены равные права для развития. И легко предположить, что что-то не так с семьей, если в обществе, где есть конституция, обещающая всем гражданам исполнение их прав, создается дополнительный институт по сохранению прав ребенка.«Психологическое сопровождение приёмных семей в условиях ДОУ», говорит о том, что семья живет не в безвоздушном пространстве, а погружена в культуру того или иного общества. Это общество наделяет ее важнейшей задачей – транслировать его требования и специфику его культуры каждому из членов семьи, прежде всего детям. Очевидно, что семья успешна, если каждому ее члену предоставлены равные права для развития. И легко предположить, что что-то не так с семьей, если в обществе, где есть конституция, обещающая всем гражданам исполнение их прав, создается дополнительный институт по сохранению прав ребенка.
Иконка файла материала Психологическое сопровождение приёмных семей в условиях ДОУ.doc
«Психологическое сопровождение  приёмных семей в условиях ДОУ» Приемная семья и общество Семья живет не в безвоздушном пространстве, а погружена в культуру того или иного общества. Это общество наделяет ее важнейшей задачей – транслировать его требования   и   специфику     его   культуры   каждому   из   членов   семьи,   прежде   всего детям. Очевидно, что семья успешна, если каждому ее члену предоставлены равные права   для   развития.   И   легко   предположить,   что   что­то   не   так   с   семьей,   если   в обществе, где есть конституция, обещающая всем гражданам исполнение их прав, создается дополнительный институт по сохранению прав ребенка. Семья   отражает   ту   культурную   среду,   в   рамках   которой   она   создана. Вглядываясь в специфику семьи можно отчетливо увидеть все характерные черты культуры, и наоборот. Каково же общество, в рамках которого при живых родителях переполнены детские дома: треть детей всего мира, помещенных в детские дома, проживают в России (Tobis, 1999)?  Общество, в котором можно увидеть нищего и бездомного ребенка? Общество, в котором в зависимости от оценок от 2 до 4 миллионов детей выброшено на улицу (Ослон, Холмогорова, 2001 а)? И подсчитать этих детей невозможно, поскольку их родители ими не интересуются, а значит и не запрашивают соответствующие органы на предмет поиска.  Слово семья имеет несколько значений. Прежде всего, это последовательная цепь   потомков,   или   линьяж.   Кроме   того,   этим   словом   обозначают   живущих одновременно биологических родственников одного человека, включая родителей, братьев, сестер и  т.д. И, наконец, совсем недавно под этим словом стали понимать принципиально   новую   группу,   ранее   не   представленную   в   культуре:   родители   и несовершеннолетние дети, живущие вместе.  До 18 века ни в одном из европейских языков  не было термина, для обозначения подобной группы (Гис, Гис, 2002). В   разных   культурах   использовали   слова   для   описания   иных   объединений. Например,     латинское   слово     фамилия   (familia)     подразумевает   группу   людей, живущую в одном доме, включая слуг и рабов. Оно восходит к индоевропейскому корню, обозначающему понятие «дом».  Согласно словарю, семья – «основанная на браке или кровном родстве малая группа,   члены   которой   связаны   общностью   быта,   взаимной   моральной ответственностью   и   взаимопомощью.   В   браке   и   семье   отношения,   обусловленные различием   полов   и   половой   потребностью,   проявляются   в   форме   нравственно­ психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения 1в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью» (БСЭ, 1968­1979). Современная семья – та самая, что имеет столь недавнюю историю, наделена обществом  весьма  важной  функцией: социализировать  ребенка.  Это  означает, что семья должна так обработать то уникальное, что есть в ребенке от рождения, чтобы он   смог   проявлять   свои   желания     и   реализовывать   собственные   замыслы   в приемлемой для данного общества форме. Отсюда следует беспристрастный вывод: у общества ограниченные возможности, если оно допускает тот факт, что миллионы детей не будут приняты в его лоно. Для выполнения своей функции у семьи есть механизм идентификации.  Ребенок, взрослея, причисляет себя к той группе людей, которая его окружает. Кроме   имени,   которое   подбирают   ему   родители,   исходя   из   собственных представлений, он получает фамилию,   одинаковую у всех членов семьи. Затем он узнает, что у него есть и отчество, которое обещает более точную идентификацию с той группой, поведение которой он должен рассматривать как образцовое, и на чье мнение должен ориентироваться в выборе жизненно пути. Способ передачи фамилии и   отчества   в   стране   свидетельствует   о   том,   что   она   еще   крайне   близка патриархальным традициям.  Многие проблемы современной семьи и общества обусловлены историей их происхождения. Весь животный мир, и человек, как его часть, умеет отличать «свое» и   «чужое».   Любое   сообщество   имеет   соподчиненную   структуру,   которая   обычно соотносится   со   степенью   родственной   близости   к   руководителю  (тельнице)   этого сообщества.  Русский язык крайне резко относится к тому, кто принадлежит другой крови. Для сына его любимая – невеста, но для его родственников она ­ невестка.  Мать – родное   существо,   но   мачеха   даже   словесным   обрамлением   предупреждает   об опасности. Сын – пасынок, дочь – падчерица. Прибавление приставок и суффиксов к словам, обозначающим кровное родство и несущим положительное значение, придает этим новым словам негативный смысл и качество подчинения.  Такое   формирование   слов   некровных   родственников   в   русском   языке существенно отличается от способа обозначения таких же позиций в других языках, где гражданское общество существует значительно дольше. Например, в английском языке   для   обозначения   некровных   родственников   ко   всем   словам,   обозначающим кровных родственников, добавляется частица, обозначающая «по   закону». Она не несет того эмоционального смысла, который вкладывает патриархальное общество – чуждый, не такой, не свой, а потому либо опасный, либо плохой. Закон, каков бы он ни был, не обсуждается. При приеме неродного ребенка в семью вне зависимости от пола говорят об усыновлении   (а   не   удочерении),   что   опять­таки   обнаруживает   в   языке   скрытое предпочтение  мужского.  Рассказывая   малышу  о   том,  откуда   он   взялся,  родители часто   говорят,   что   пошли   в   магазин   покупать   ребенка,   но   на   мальчика   денег   не хватило (с обыденной позиции, они стоят дороже).  2В патриархальном обществе особое отношение к женщине. Можно вспомнить соответствующие высказывания ведущих политиков, обещающих, по пришествии к власти,   мужей   всем   женщинам   (и   общество   со   снисходительной   улыбкой   это позволяет). Когда­то Петр 1 выстраивал по росту солдат в один ряд, девушек – в другой,   и   рост   ложился   в   основу   принципа   формировании   семьи.   Возможно, современные   политики,   почувствовав   в   себе   дух   мятежного   царя,   также   по собственным меркам вознамерились осчастливливать женщин страны.  Патриархальное   общество   критически   наблюдает   за   всеми   поступками женщины и отчаянно мстит, если ребенок рождается до брака, вне брака или внутри брака,  но   от   другого   человека.   И   здесь   не   прощается   никому:   даже   Петр  1  был бессилен   сделать   свою   дочь   от   Екатерины,   рожденную   до   брака,   законной,   и Елизавете пришлось силой добиваться царства.  Сейчас  вновь многие люди приходят в церковь. Но где в церкви  положено стоять только что родившей женщине? В приделе, там, где находятся по той или иной причине провинившиеся люди, на которых наложена епитимья. Тогда почему рядом   с   ней   не   должен   стоять   отец   ребенка?   Разве   не   несет   он   никакой ответственности за его рождение? Почему женщина, давшая жизнь, должна быть за пределами  круга людей, достойных войти в церковь, а ее муж, совершавший с ней действия,   ставшие   причиной   зачатия   –   нет?   Почему   люди,   считающие   себя демократами, ничего не говорят об этом в год, который они назвали годом семьи? Ведь     в   этом   и   кроется   причина   распада   биологической   диады   «мать   – ребенок», Общество провозглашает демократию, обещая обеспечение прав, а живет по патриархальным традициям. На словах женщина – полноправный член общества, а на деле, в общественном мнении лишь лона отвечает за последствия сексуального взаимодействия,   от   которого,   если   оно   не   опосредовано   штампом   в   паспорте, освобожден другой его участник.  Но взаимодействие – это действие двоих. И для многих женщин в одиночестве нести его последствия – непосильная ноша. А потому они и перекладывают ее на государство, которое не берет на себя труд соотносить декларации с реальностью. Ведь даже с христианской (но не патриархальной) позиции, больше внимания следует уделять не тому, кто идет праведным путем, а тому, кто оступился. Только притча   о   блудном   сыне   применяется   к   мужскому   населению,   но   в   подобном применении ее к женскому сведений нет. В стране, по разным подсчетом, в больших городах на 10 браков приходится до 7 разводов. В любом классе большого мегаполиса  не менее трети детей живут в смешанных   семьях   по   причине   вторичных   браков   своих   родителей.   Как   много родителей сообщают своим детям, что они – падчерицы или пасынки, а они сами отчимы   и   мачехи?   Очевидно,   что   люди   пытаются   уйти   от   этого   языкового разъединения   людей,   разных   по   крови,   но   в   силу   обстоятельств   принадлежащих одной   семье.   Сама   нехватка   полномасштабных   исследований   этой   проблемы свидетельствует об отсутствии интереса к ней со стороны общества, хотя она  больно 3задевает   треть   населения.   Несказанное   между   людьми   подспудно   действует   на каждого участника общения, если это несказанное смущает их по какой­то причине.  Особенно   болезненно   это   применительно   к   приемным   семьям.   Как   в   них должны дети называть приемных родителей, если они знают, что родные отбывают срок в тюрьме или лишены родительских прав? Тоже мачехами и отчимами? При всем богатстве русского языка сказать нечего.  В России всегда принято было брать детей бедных родственников. У них не было никаких имущественных прав, и имя им давалось соответствующее – приживалы.  Язык   нашего общества не имеет приемлемых слов для объяснения ребенку процесса его появления – самого значимого момента в его жизни, в жизни семьи, и, в конечном счете, ­страны. У нас есть достаточно слов, которые можно произносить в узких рамках определенной субкультуры, поскольку они считаются нецензурными, нелитературными, а значит, их нельзя применять в школе или дома, когда родители пытаются ответить ребенку на его вполне оправданный вопрос: «Откуда я взялся?» В   литературе   же   используются   научные   термины,   переводы   с   латыни   и греческого. Почему римляне и греки могли этого не стесняться, а для современного россиянина говорить об этом зазорно? Получается, что люди нечто делают, более того,   то,   что   они   делают   –   крайне   значимо   для   общества,   называющего   это «демографической проблемой», и у них нет возможности обсудить это друг с другом даже в кругу семьи. Любые   попытки   начать   разговор   с   подрастающим   поколением   о   проблемах сексуального общения (мы пользуемся этим словосочетанием в данном контексте, как наиболее нейтральным,  но вряд ли он подходит для общения мужа и жены или отца и сына, матери и дочери) приводят к жестким спорам в обществе. Они всегда заканчиваются победой тех, кто против открытого диалога общества с молодежью о том, что интересует ее, и настаивает на поучающем лицемерном монологе взрослых. Возможно, именно потому, что в обществе существует ложь, состоящая в том, что родители делают то, о чем не могут сказать детям, дети, вырастая, совершают множество ошибок, которые ломают судьбы новых детей, за которых никто не несет ответственности. Ибо если детей приносит аист, то он и должен их воспитывать и, в конечном итоге, отвечать за них перед законом (даже страшно подумать, что будет если это же будет выполнять капуста). Способы помощи детям, оставленным без попечения родителей Первое   учреждение   для   детей,   оставшихся   без   родителей,   упоминается   в документах   от   335г.   в   Цареграде   (Лангмейер,   Матейчик,   1984).   Возможно,   были более ранние институты такого рода, но сведений о них не имеется. Всю   историю   общественного   воспитания     в   мире   можно   разделить   на следующие этапы (Уиттейкер, 1994): 1 этап – период физического отделения детей от дискриминирующих условий их пребывания, когда психически сохранные дети забирались из тюрем и работных 4домов,   в   которых   они   пребывали   с   матерями   в   условиях,   не   соответствующих выживанию,  в специально созданные для них заведения. 2   этап     представлял   собой   период,   когда   крупные   сиротские   учреждения заменялись   небольшими   коттеджами.   Их   работники   становились   приемными родителями   детей,   пребывающих   в   них.   Подобные   действия   были   обусловлены несколькими   причинами.   Прежде   всего,     такое   устройство   позволяло   сохранить видимость семьи. Но важнее было то,   что это предохраняло детей от неизбежной гибели от инфекций в учреждениях с большим числом ослабленных детей в больших домах  при отсутствии антибиотиков  3  этап   относится   к  20  столетию,   к     послевоенному   периоду,  когда   в  мире осталось огромное количество детей, потерявших семью в период Второй мировой войны.   Тогда   впервые   возник     институт   профессиональной   семьи   (Foster  family), который  предполагает  воспитание  детей  в семье  и  ответственность  родителей   на ограниченный период, обычно до совершеннолетия.  В   1949г.   Герман   Гмайер   предложил   создание   в   австрийском   городе   Имст учреждения нового типа ­ детскую деревню, в которой объединялось несколько (8­ 12) таких семей. Часто единственным родителем там была мать (поскольку мужчин после второй мировой войны было мало во всех воевавших странах). Г. Гмайер был признан «человеком столетия»  в 1986г. Детские   деревни   были   эффективны   после   войны,   когда   эти   группы воспитывали детей в условиях нехватки мужчин. В настоящее время, безусловно, эффективнее   воспитывать   детей   в   семейных   группах,   где   есть   и   отец,   и   мать, поскольку   только   в   этом   случае   ребенок   усваивает   оба   типа   родительских поведения. В   России   достаточно   рано   сформировался   институт   государственного воспитания   детей.   В   1551г.   на   первом   Земском   Стоглавом   соборе   принято постановление   о   призрении   (то   есть   взятии   на   воспитание)   детей   (Довгалевская, 1957). Оказалось, однако, что в создаваемых сиротских учреждениях дети умирали как по причине инфекций, так и по причине, до сих пор неизжитой и актуальной – воровства   средств,   принадлежащих   детям,   которые   не   могли   защитить   себя   от подобных воспитателей  Поэтому в  1768г. было решено раздавать детей из Сиротских домов в деревни за   деньги.   Екатерина   Великая   ввела   патронат,   при   котором   сирот   отдавали   в крестьянские семьи для вскармливания за 5 рублей в месяц. По тем временам для крестьянина это была значительная сумма. И потому это благое дело переросло в «позорный промысел», когда детей брали, кормили плохо, эксплуатировали, а деньги использовали на хозяйственные нужды. Но и содержание детей в воспитательных домах приводило к поголовной их гибели от плохого питания. То,   что   и   сейчас   многие   губернаторы,   стремясь   быстро   решить   проблему сиротства, предлагают семьям единовременные большие пособия не обязательно даст результат: деньги провоцируют людей на действия, к которым они могут быть не готовы. Воспитание приемного ребенка не равно воспитанию родного. 5Возможно, изменение отношения общества к приемным семьям,   будет более эффективным, чем просто одаривание деньгами. Например, дети, в них воспитанные, могли   бы   получить   бесплатное   образование   или   какие­то   другие   льготы, свидетельствующие об отношении к ним государства  как к нужным гражданам, а не просто как к проданному товару.   В любом случае, если семья возвращает ребенка государству,   она   должна   вернуть   и   предоставленные   ей   деньги.   Возможно,   это отвратит тех, кто спешит заработать «легкие» деньги, не представляя последствий своих действий, и привлечет тех, кто осознанно захочет воспитать детей одним из самых тяжелых способов.  В настоящее время существуют следующие модели замещающей семейной заботы (Ослон, Холмогорова, 2001а):  Непрофессиональные семьи:   Семья­усыновитель,   в   которой   родители   наделяются   теми   же правами и ответственностью, что и биологические родители;  Опекунская семья, в которой опекуны наделяются родительскими правами на определенное время (чаще всего до совершеннолетия) и получают пособие от государства Профессиональные семьи:   Приемная   семья  –   семья,   в   которой   один   или   оба   родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка, однако   не вступают  с  ними  в  алиментные   отношения  и  получают пособие на ребенка и зарплату за его воспитание;  Патронатная семья, в которой опекуном ребенка остается детский дом,     один   из   родителей   наделяется   правом   патронатного воспитателя   и   является   сотрудником   сиротского   учреждения, разделяя ответственность за воспитание ребенка с опекуном.  Усыновление  –  приоритетная   форма   устройства   ребёнка,   которая устанавливается   судом.   По   решению   суда   все   права   и   обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям. Опека  –  в настоящее время представляет собой устройство в семью родственников   (бабушек,   дедушек,   тётей,   дядей),   которые   являются законными  представителями  взятых   под  опеку  детей.   Пособие   на  ребёнка выплачивается   при   условии   доказанной   невозможности   со   стороны родителей содержать своих детей. Приёмная   семья  –  семья   граждан   (муж   и   жена),   которые воспитывают   не   более   8   детей   вместе   с   кровными.   Выполняют   функции опекунов,   получают   за   свой   труд   заработную   плату   и   пособия   на   всех приёмных   детей.   Приёмные   родители   действуют   на   основании   трудового договора между ними и органами местного самоуправления. Специальные   исследования   доказали,   что   жизнь   в   замещающей   семье положительно   влияет   на   развитие   ребёнка­сироты.   У   детей   происходит   скачок   в 6интеллектуальном   развитии,   они   начинают   ощущать   себя   более   эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, говорить, становятся более   успешными.   Действительно,   воспитание   в   семье   содержит   больше возможностей   для   развития   ребёнка,   чем   воспитание   в   детском   доме.   Но воспитывать сироту, конечно, нелёгкий труд. Необходимо терпение, понимание. Внедрение детей­сирот в семьи должно быть лишь частью большой программы профилактики   сиротства,   поскольку   и   экономические   расчеты,   и   социальные прогнозы  показали  неэффективность  воспитания  детей  в  сиротских  учреждениях, вне   зависимости   от   профессионализма   работающих   в   них   людей   и   от   средств, вложенных в них. Чтобы создать собственную семью, молодые люди должны иметь внутреннюю психологическую модель ее, которая формируется у человека только на примере той семьи, в которой он сам воспитывался.  Отсутствие  такой модели у большинства выпускников детских домов ведет к тому, что только 1% из них создает собственные семьи. Следовательно, эффективность детских домов и составляет этот 1%. Показательное   исследование   психологических   особенностей   детей, живущих вне семьи, по заказу Всемирной организации здравоохранения было проведено Д. Боулби в 1951г. Оно доказало неэффективность государственной системы воспитания детей, ведущей к задержке социального, психологического и   физического   развития   всех   детей,   вне   зависимости   от   их   генетических возможностей   и   усилий,   вкладываемых   воспитателями.   Именно   поэтому большинство стран пошло в направлении развития профессиональной семьи и широкой социальной программы профилактики сиротства. Проблемные дети. Особенности  психического развития депревированных и привированных детей. Термины привация и депривация в специальной литературе часто не различают. Привация – когда никогда в жизни человек не испытывал какое­либо явление. Депривация – когда сначало определённое явление было, а затем, по каким­то причинам исчезло. Дети­отказники  в этом случае – привированные дети. Дети оставшиеся без попечения родителей ­ депревированные  Родители,   которые   взяли   ребёнка,   оставшегося   без   попечения   родителей обязательно столкнуться с проблемами. К этому их необходимо готовить с самого начала. Больше всего родителей пугают:    воровство;   онанизм;   агрессия;  сексуальные проблемы. 7Согласно американской статистике (у нас в России подобных исследований нет)   100%   здоровых   мальчиков   до   6­ти   лет   занимаются   онанизмом.   Это помогает снять стресс. Нет ни одного ребёнка, который бы хоть раз в жизни не брал чужого. Агрессия не всегда является признаком неблагополучия. В некоторых случаях это показатель, что ребёнок принял семью и расслабился. Сексуальное   поведение   (особенно   девочек)   всегда   будет   «на   грани провокации». Они не отличают поведение детей и родителей от поведения сексуальных партнёров. Первое, что должны знать приёмные родители это то, что у привированного и депревированного ребёнка отсутствуют «рабочие схемы» взаимодействия со средой, именно поэтому поведение такого ребёнка будет отличаться от поведения детей, живущих в семьях. Поэтому привированным и депревированным детям необходимо создать эти «рабочие схемы», когда он попадает в семью. Родители должны позволить ему рвать, ломать, облизывать, валяться и т.п. даже если им кажется, что для возраста этого ребёнка это недопустимо. Подобное поведение детей может выглядеть как регресс, но оно позволяет ребёнку создать недостающие и отсутствующие «рабочие схемы». Только после создания таких схем, поведение ребёнка придёт в норму. СДВГ  Синдром генетической поломки. Происходит абберация дофамина (гена  D­II, рецептора). Для   определения   этого   диагноза   в   кровь     пациента   вводя   специальный препарат, затем делают генетическую экспертизу крови. Все   остальные   диагнозы   СДВГ   и   синдром   гиперактивности   –  это   диагнозы, ставящиеся «в доглядку», по наблюдениям врачей. Скорее всего это дети у которых до 2­х лет не созданы «рабочие схемы». Диагноз СДВГ обязательно связан с алкоголизмом родителей, так как поломка происходит   под   воздействием   продуктов   распада   алкоголя.   Поэтому   в   анамнезе ребёнка должен быть родитель­алкоголик. При этом надо отметить, что реальный диагноз СДВГ имеют всего лишь 2­8 % детей. Все взрослые, которые работают с ребёнком   должны   чётко   осознавать,   что   это   «замедленное   развитие   нервной системы». ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: 1.  Онанизм   у   ребёнка   будет   обязательно,  но   он   может   быть   незаметен   для родителей по ряду причин.  Правильное   поведение   родителей   при   обнаружении   этого   явления   поможет ребёнку быстро избавиться от этого. Три основных правила, которые необходимо соблюдать с ребёнком  до 5­ти лет: • • Ни в коем случае не ругать; Переключить внимание ребёнка на другое и как можно больше времени проводить с ним; 8Помочь и обучить ребёнка  методам выхода из стресса. • 2.   Смена   половой   идентичности.   Необходимо принять и продолжать  любить.   Процесс   не   зависящий   от   ребёнка. 3.   В   пубертатный   период   ребёнок   может   спутать   родителя   и   сексуальный объект. В подавляющем большинстве это происходит с девочками. Это   способ   защиты   от   наказания.   Даже   если   на   самом   деле   наказание фантазийное. Поэтому если родитель хочет чтобы ребёнок не врал, то наказание за ложь должно быть больше, чем за проступок. ЛОЖЬ При этом надо помнить, что ложь в дошкольном детстве ( в 3 года) – это признак развития интеллекта. В более старшем и подростковом возрасте – способ защиты себя. Способ  завоевать любовь или неосознавание личного пространства и границ КРАЖИ. себя и другого человека. Всё что в доме, всё моё. Необходимо   обучать   ребёнка   что   такое   личное   пространство.   Ребёнка необходимо привлекать к распределению дохода. Он должен иметь план, что если он что­то сделает, то получит то­то. Мы все находимся в теле неандертальца. Для которого движение – это залог АГРЕССИЯ продолжения и сохранения жизни. Поэтому   когда   мы   находимся   в   аффекте   у   нас   вырабатывается   гормон кортизол,   который   необходим   для   приведения   мышц   человека   в   готовность   к действию (бежать, защищаться). Если, человек испытывает стресс, вырабатывается кортизол. При этом человек не начинает действовать в течение нескольких минут, а находится на месте, то мозг получает   сигнал   –   «мало   кортизола».   Идёт     ответная   реакция   –   «   ещё   больше кортизола». Последствия этого ответа таковы: 1. Кортизол подавляет, блокирует инсулин вырабатываемый для расщепления глюкозы в организме. Как следствие  ДИАБЕТ II ТИПА. 2. Кортизол так же подавляет иммунитет. При отсутствии ответа со стороны мышечного комплекса иммунитет резко возрастает. Человек получает аллергию. 3. В организме   человека всегда живут раковые клетки.   Иммунные клетки выявляют   агентов,   блокируют   их   и   уничтожают.  Кортизол   подавляет   иммунитет, иммунные   клетки   прекращают   блокировку   и   уничтожение.     У   человека прогрессирует раковые опухоли. 4. Кортизол смешиваясь с кислородом крови (гемоглобин) образует свободный радикал   (супер   оксид),   который   прикрепляется   к   стенкам   сосудов   и   образует бляшки.   После   снятия   стресса   происходит   расслабление   системы,   бляшка отрывается   и   вместе   с   кровью   перемещается   по   сосуду   до   самого   узкого   и 9непрочного места, закупоривает сосуд, разрывает его. Как следствие   ИНСУЛЬТ ИЛИ ИНФАРКТ. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 10