Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Оценка 4.7

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
24.10.2017
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека. Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека. Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:
адаптация.doc
Психологическое сопровождение  процесса адаптации учащихся первых  классов к новым условиям обучения и  воспитания Я.Корчак писал: "Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок смеет  жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной  жизнью?…Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет  ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на  подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и всё это любовно.  Он прав". Вспомните дом, где проходило ваше детство…запахи, звуки, краски, ощущения  вашего маленького тела. Что из детских воспоминаний даёт вам силы, а что  приносит боль? Переберите ваши детские фотографии: что сейчас вы могли бы  дать тому ребёнку? Отодвиньте в сторону те стереотипы, которые предложили  вам окружающие о вашем детстве ("ты был такой­то", "тебе было так­то") и  посмотрите на того ребёнка своими глазами. Чего он не говорил своим  родителям, но что думал и чувствовал? Чего тот ребёнок не получал в  достаточной мере от взрослых? Какие из чувств игнорировались в семье, а  может даже и запрещались? Как часто вы слышали от своих родителей: "Все  дети как дети, а ты…", "Я сейчас занят или занята" "Это надо делать не так…",  "Я лучше знаю, что тебе делать и как тебе жить" и сколько раз вы слышали от  них: "Я люблю тебя", "Давай я тебе помогу", "Хочешь, поиграем вместе?". Именно так я начинаю свою работу с родителями, дети которых только пришли к  нам. Ведь именно они хорошо знают особенности своего ребёнка, могут оказать  ему помощь и поддержку в трудной ситуации, любить их независимо от успехов  или неудач. Я возвращаю их в своё детство, чтобы помочь им вспомнить свои  чувства и ощущения, когда они стали школьниками, услышали первый звонок,  вспомнили первую встречу с учителем, сели за парту. Именно так я начинаю их  возвращать в Мир детства, знакомить их с королевством внутреннего мира  маленького человека, который так верит в успех и признание, любовь и  понимание со стороны окружающих его взрослых и сверстников. И сама  отправляюсь в новое путешествие. Каждый ребёнок неповторим и уникален, у  каждого своя история появления на свет и у каждого, несомненно, свой  внутренний мир.  Готовность к обучению в школе.         В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких  является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в  школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и  напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного  взрослого человека. Социально­психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и  воспитания у каждого проходит по­разному и может занимать по  продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом  сложном для ребёнка процессе: психологическая готовность ребенка к школе  здоровье ребёнка  личностные особенности (характер и темперамент)  особенности семейного воспитания и т.д.  Когда мы говорим о психологической готовности ребёнка к школе, имеем в виду  следующие показатели: Личностная готовность (наличие познавательных и социальных мотивов).  Интеллектуальную готовность (уровень сформированности логического  мышления и мыслительных операций).  Эмоционально­волевая готовность к школе Сформированность  внутренней позиции школьника.  Сформированность произвольности поведения.  Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной  степени готов к обучению в школе, а значит и все выше перечисленные  показатели у него недостаточно сформированы. Мы знаем, что у ребёнка  шестилетнего возраста основным видом деятельности является игра. В классе за одной партой оказывается в равных условиях обучения и воспитания, как  шестилетка, так и ребёнок семилетнего возраста. Учитель и психолог знают об  этом, в то время как родитель возлагая на ребёнка высокие надежды, ставя  перед ним высокую планку достижений, надеется, что именно его ребёнок будет  успешен в учёбе, независимо от сформированности показателей готовности к  обучению.  Задавая вопрос родителям, какие ассоциации у них вызывает слово "адаптация",  типичными ответами родителей первоклассников были: "новый коллектив",  "новые знания", "учительница", "новые впечатления"…и т.д. И лишь небольшое  количество родителей отметили "большие нагрузки". Большая часть родителей  считает: главное при наличии обучения в школе – социально­психологические  перемены: новые отношения, новые обязанности, новая роль – ученик. Всё это,  конечно, важно, но ко всему перечисленному добавляется самое главное – учёба, учебные нагрузки, порой непосильные для детского организма и  психологического восприятия данного возраста. Поэтому задача педагога­ психолога грамотно определить для себя основные этапы и задачи  психологического сопровождения и своевременно оказать психологическую  помощь родителям, учителям и детям. С тех пор как я работаю психологом, я придерживаюсь самого строгого правила  в работе с детьми – "Не навреди!". В моих руках душа ребёнка, а значит и его  судьба. Всё что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как личность, ­  для тех, кто идёт ко мне.  Моим искренним стремлением является желание помочь и поддержать его в  трудную минуту, позаботиться о его психологическом здоровье, сопровождать  его на протяжении учёбы в школе. Алгоритм психологического сопровождения  первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитания Задачи педагога­психолога в процессе сопровождения процесса адаптации: Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности  безболезненным для ученика, учителя и родителя.  Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно  выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.  Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно  понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.  Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников  учебного процесса, то они будут следующими: Для учеников первых классов: Помочь ребёнку принять позицию школьника;  Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать  новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;  Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и  одноклассниками;  Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;  Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными  состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.                  Для учителей: Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми  учениками;  Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально­ дифференцированный подход к личности ученика;  Расширить знания педагога в области возрастной психологии,  своевременно дать рекомендации по работе с разной категорией детей  (гиперактивным, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.) и т.д.  Для родителей: Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности  своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за  особенностями поведения и усвоения учебного материала);  Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие  эмпатии у родителей);  Предложить формы работы и оказания психологической помощи в  сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);  Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным  процессом;  Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим  коллективом, администрацией.  Приведённый ниже алгоритм психологического сопровождения процесса  адаптации содержит основные этапы работы психолога в данном направлении. В зависимости от возникающих в ходе работы проблемных ситуаций можно  добавлять, изменять диагностический инструментарий, а также темы  консультаций, родительских собраний и семинаров для педагогов. Один раз в неделю мною проводится коррекционно­развивающие занятия  "  Уроки разгрузка" по методике Т.А. Крыжановской.  Эти занятия направлены:           на преодоление барьеров в общении  развитие лучшего понимания себя и других  снятие психологическое напряжения  развитие эмоционального здоровья  создание возможностей для самовыражения  развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление,  воображение).  Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы  постоянно готовим ребёнка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребёнка  в его собственных глазах.  Он­то живёт сегодня: сегодня чувствует, действует, чего­то хочет... Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;  Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;  Если ребёнку удаётся достичь желаемого – он учится надежде;  Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным –  он учится находить в этом мире любовь!                                    СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.  Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше  внимание. Задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень  важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим  событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и  заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его  внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем  следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком  после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы. Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку  период адаптации. Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В  ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая,  самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним  из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница  затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту  «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями  вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с  активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между  детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие­то вопросы к учителям,  вам кажется, что что­то нужно делать по­другому, все трения должны  остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться  между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны  негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в  семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный  период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии  между важными для него взрослыми людьми. Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни  очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что  бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с  утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и  одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там  целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!»  И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так,  будто он только вернулся живым с войны. Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы».  Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день  школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе  со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет,  спортивный зал… Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе  бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его  бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что  внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у  самого ребенка. Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в  детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых  распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за  общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам.  Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите  стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы  он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к  вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать  гостей. Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка  дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть  нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с  завистью и неодобрением одноклассников. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации  быстрее и спокойнее. Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически.  Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью  вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3­6 часов школьного  дня ребенок активно учится. В шесть­семь лет такая нагрузка равна  напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного  обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник,  зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко  ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном  сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не  заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы  отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует  время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха.  Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более  серьезно, чем раньше. Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть  возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному  дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь  вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного  предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это  не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое  количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым  малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи  радостными и уверенными! СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым  родителям – родителям первоклассников – с такими словами:  "Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего". Так давайте  остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в  адаптационный период. Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового  и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей,  пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом  уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем  мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья  первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30  минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на  воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего  утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты. а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без  нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не  дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку  необходимо. Безопасный, но не короткий. б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с  ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых  три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в  коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что. Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на  похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание  должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не  неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не  делайте ребенку несколько замечаний сразу. в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это  ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в  себе.  Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за  испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько  угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен.  Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают  родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится  хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом. Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и  потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника  применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным  наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут  каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от  контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать  учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью  своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не  торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше  посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего  делается на благо вашего ребенка.    Диагностика  особенностей адаптации первоклассника к школе № Формы 1 Наблюдение Примечание 2 Анкетирование  Анкета для определения школьной  Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся мотивации учащихся начальных классов школе?»               Анкета « Хорошо ли ребёнку в     Анкета для родителей   Анкета «Родительская позиция   первоклассников относительно готовности к школьному  обучению ребёнка»  ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко  Анкета «Выявление причин школьной  неуспешности»( для педагогов, родителей) 3. Тестирование « Беседа о школе» ( авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер) Тест на эмоциональное отношение к школе  ( «Домики» авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г.  Венгер) Методика изучения мотивов учения ( Автор М.Ю. Гинзбург) 4 Опрос Метод экспертных опросов педагогов и  родителей  Анкета для определения школьной мотивации учащихся  начальных классов  1. Тебе нравится в школе или не очень? — не очень — нравится — не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто  хочется остаться дома? — чаще хочется остаться дома — бывает по­разному — иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? — не знаю — остался бы дома  — пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие­нибудь уроки? — не нравится — бывает по­разному — нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? — хотел бы — не хотел бы — не знаю 6. Ты .хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? — не знаю — не хотел бы — хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? — часто — редко — не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? — точно не знаю — хотел бы — не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? — мало — много — нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? — нравятся — не очень  — не нравятся Анкета                                                                              «Хорошо ли ребёнку в школе?» Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе. Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да),  если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по­другому, то ставит знак «­»  (нет).  1. В школе я чувствую себя совершенно свободно. 2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки. 3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя. 4. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется. 5. Очень хочется отдохнуть. 6. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки. 7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся. 8. Я всегда боюсь отвечать у доски. 9. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне, 10. Часто па уроках я чувствую, что устал, 11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение. 12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других, 13. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не  справлюсь. 14. Я точно знаю, что мои родители любят меня. 15. Мне часто кажется, что я болен. 16. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания. 17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие  учатся в нашем классе. 18. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе. 19. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной. 20. Я думаю, что плохо вижу. 21. Мне интересно в школе. 22. Мне очень нравятся ребята в моем классе. 23. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего  не получается. 24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими. 25. Обычно я спокоен и полон сил. Ключ к анкете Шкала1 Шкала 2 Шкала3 Шкала4 Шкала5 1.+ 2.­ 3.­ 4.+ 5.­ 6.­ 7.­ 8.­ 9.+ 10.­ 11.­ 12.­ 13.­ 14.+ 15.­ 16.­ 17.­ 18.­ 19.­ 20.­ 21.+ 22.+ 23.­ 24.­ 25.+ За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале – З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка. Значение шкал 1 шкала­ удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться. 2 шкала­  дружеские отношения в классе, 3 шкала­ тревожность, связанная с учебным процессом. 4 шкала­ самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах 5 шкала ­  самочувствие, состояние здоровья. Изучение мотивационной готовности детей 6­7 лет к обучению в  школе»( Методика А.Б.Эльконина и Л.Г.Венгера) Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе  у детей б и 7 лет. Описание методики В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается  небольшой рассказ, в  котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной  позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально После   прочтения   каждого   абзаца   перед   ребенком   выкладывается   схематический, соответствующий содержанию  рисунок,   который   служит   внешней   опорой   для   запоминия. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией. «Сейчас я прочитаю тебе рассказ.  «Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская  фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед  ней фигурка ребенка с портфелем  в руках (внешний мотив). «Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится  делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился"». Выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив). «Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому  что  там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком № 3: схематические фигурки двух детей, играющих  в мяч (игровой мотив). «Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в  школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"». Выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематические фигурки, изображённые спиной друг к другу; у той,  что повыше, в руках портфель, у той, что пониже — игрушечный автомобиль (позиционный мотив). «Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь"». Выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках  направляется к зданию: (социальный мотив). «Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки"». Выкладывается карточка с рисунком № 6: схематическая фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив — отметка). После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: «А как по­твоему, кто из них прав? Почему?  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?  С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Так дети должны последовательно осуществить три выбора. При этом ребенок указывает на карточку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. В этом случае, если содержание недостаточно   ясно   прослеживается   в   ответе   ребенка,   экспериментатор   задает   контрольный вопрос: « А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не слу­ чайно указал на одну из шести картинок. Обработка результатов На основе полученных результатов строится таблица: Частота выбора        Мотив Учебный Социальный Отметка Игровой Позиционный Внешний Количество  испытуемых                      ­ чел. Выделенные мотивы характеризуются следующим образом: 1)учебный — мотив, восходящий к познавательной потребности; 3) социальный — широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной  необходимости учения; отметка — мотив получения высокой отметки; 4) игровой — мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу; 5) позиционный — мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с  окружающими; 6)внешний — «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому  подобное) Для первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы: 1) собственно   учебно­познавательный   мотив,   восходящий   к   познавательной   потребности 2) широкие   социальные   мотивы,   основанные   на   понимании   общественной   необходимости (учебный); учения (социальный); окружающими (позиционный); и т.п. (внешний); 3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с 4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых 5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой); мотив учения высокой отметки (отметка Методика «Беседа о школе» (авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер) Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада — хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы». 1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое­самое интересное, привлекательное, любимое в школе?». Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случится, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой. 2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме? 3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по­ своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе? 4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в  детский  сад.  Он тебя спрашивает:  «Что надо делать,  чтобы  хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе? 5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома? Представь   себе,   что   ваша   учительница   неожиданно   уехала   в   командировку   на   целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по­твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя? 7­8. Представь, что есть две школы — школа А и школа Б 7. В   школе   А   расписание   уроков   в   1   классе   такое:   каждый  день   бывают   уроки   письма,   чтения, математики, а уроки ри­' сования, музыки, физкультуры — не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться? 8. В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что­то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться? 9. Представь себе, что в какой­то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как­то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам — дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?». Классификация ответов Все ответы разделяются на две категории — А и Б. А Вопрос  I:  уроки грамоты, счета — занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов  в дошкольной жизни ребенка. Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск*. Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию. Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. Вопрос 5: несогласие на обучение на дому. Вопрос 6: выбор учителя. Вопрос 7: выбор школы А. Вопрос 8; выбор школы А. Вопрос 9: выбор отметки.                                     Б Вопрос   1:  дошкольные   виды   деятельности   —   уроки   художественно­физкультурно­ трудового цикла, а также вне­учебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д. Вопрос 2: согласие на «отпуск». Вопрос   3:  дошкольные   занятия:   игры,   гуляние,   рисование,   занятие   по   хозяйству   без упоминания о каких­либо учебных действиях. Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе — приобретение формы, портфеля и т.д. Вопрос 5: согласие на обучение на дому. Вопрос 6: выбор родителей. Вопрос 7: выбор школы Б. Вопрос 8: выбор школы Б. Бодрое 9: выбор игрушки или шоколадки. Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об  ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения. О наличии внутренней позиции школьника можно говорить в том случае, если ребенок: 1) относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее;   обнаруживает   чувство   необходимости   учения,   т.   е.   в   ситуации   необязательного посещения   школы   продолжает   стремиться   к   занятиям  специфически   школьного содержания; 2) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: а) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «до школьного типа» (рисование, пение, физкультура); б) имеет содержательное представление о подготовке в школе; 3) отказывается от характерной для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: а) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома; б) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины); в) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ  оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для  непосредственно­личных отношений (сладости, подарки); 4) признает авторитет учителя (несогласие на замену его родителями). В результате беседы, согласно приведенной схеме содержания внутренней позиции, строится 2 таблицы: одна — после первого среза в начале учебного года и вторая — в конце учебного года. Имя ребенка Элемент внутренней позиции 1 А Б 2 3 26 За 36 2а А Б А Б А Б А Б А Б А Б Зв 2в 4     А Б Изучение эмоционального отношения к школе   Подготовить 22 карточки с прилагательными антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный,   сильный   —   слабый,   большой  —   маленький,   тяжелый   —   легкий,   горячий   — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной —  дети   в  школьной   форме  с  портфелями, на другой •— ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Проведение   исследования.   Эксперимент   проводится   с  детьми   6­7   лет,   посещающими детский сад и 1­й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это ­ школьники, они идут в школу, а это дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты  подумай,  кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку». Далее экспериментатор зачитывает прилагательные передает карточку ребёнку, который помещает  ее в одну коробочек. Обработка данных. Подсчитывают (общее число положительных (+) и отрицательных (­)  прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные  результаты  оформляют в таблицу Протокол методики «Эмоциональное отношение к школе» 1      Возраст детей Характеристика                         ДОШКОЛЬНИК Школьник           + ­ отказ + ­ отказ 1 Детский сад (6 лет) 1­й класс (6 лет) Делают выводы об общем эмоциональном отношении школе детей переходного возраста от  дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.  Работа с родителями и педагогами  АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Адрес фактического проживания,  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ домашний телефон_________________________________________________ Семья полная ,неполная (подчеркните) Мать (ФИО)  _________________________________________________________________ Образование ______________________________________________________  специальность_____________________________________________________ Место работы и должность __________________________________________ ______________________________________________________________  рабочий тел._______________________________________________________ Отец  __________________________________________________________________ Образование _______________________________________________________  специальность _____________________________________________________ Место работы и должность  __________________________________________________________________ рабочий телефон:___________________________________________________ Количество детей в семье и их возраст  __________________________________________________________________ Особенности здоровья ребенка  (часто ли болеет, имелись ли травмы,  есть ли  хронические заболевания и какие) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Посещал ли ребенок детское дошкольное учреждение, с какого возраста и  какое_____________________________________________________________  Каковы любимые занятия ребенка, чем интересуется  __________________________________________________________________  __________________________________________________________________ Развиты ли у Вашего ребенка навыки самообслуживания  _________________________________________________________________ Особенности поведения Вашего ребенка (подчеркните): послушный, упрямый, добродушный, обидчивый, неуверенный, уверенный, смелый, внимательный,  слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный,  рассеянный,, общительный, замкнутый, аккуратный и другие особенности,  которые Вам хотелось бы  отметить___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Требуется ли помощь со стороны специалистов (логопеда, психолога,  социального педагога)  __________________________________________________________________ Отношение ребенка к обучению в школе  __________________________________________________________________ Имеем возможность помочь школе следующим образом: _________________ __________________________________________________________________ «_____» ___________________________  200___ г. Анкета «Родительская позиция  относительно готовности к школьному  обучению ребёнка» ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко)        ФИО (ребёнка)     Год рождения ребёнка                                                                        Возраст 1. Как вы считаете, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу. Подчеркните  тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку. В 6 лет, потому что ­друзья, с которыми общается ребёнок, пошли в школу, и ребёнку будет легче  освоиться в школе уже в привычной компании; ­ ребёнку стало скучно в детском саду, он уже « вырос из игры», материал занятий в  детском саду уже известен ребёнку; ­ интерес ребёнка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того,  как ребёнку исполнится 7 лет; ­ ребёнок достиг больших успехов и для развития следует отдать его в школу; ­другие причины (укажите какие)    В 7 лет, потому что ­в 6 лет ребёнок ещё слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;  ­в 6 лет ребёнок ещё не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и  умений для поступления в школу и успешного в ней обучения; ­в 6 лет психологически ещё не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а  не учёба; ­другие причины (укажите какие)    2. Выберете, что, по­вашему, свидетельствует о готовности ребёнка к школьному  обучению (можно выбрать несколько пунктов)? ­здоровье, физическая выносливость; ­умение общаться со сверстниками; ­умение строить  адекватные системе обучения отношения со взрослыми; ­ отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребёнка; ­ умение читать; ­ способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ ; ­ развитие тонких движений руки и зрительно­двигательных координаций; ­ интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий; ­ логичность рассуждений ребёнка, способность постижения основных признаков и связей  между явлениями, способность воспроизвести образец; ­ другое (укажите что) 3..Как вы считаете, насколько готов ваш ребёнок к школьному обучению? Почему? 4.Посещал ли ваш ребёнок подготовительные курсы? ­да ­нет, т.к. (укажите причины) 5.Что повлияло на ваш выбор  школы для ребёнка: ­специфика школы (углубленное изучение отдельных предметов и т.п.) ­применяемые в школе специальные программы обучения (например, «Школа 2100» и т.п.) ­рекомендации знакомых; ­другие причины (укажите какие)     Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребёнка, рекомендации  работающих в настоящее время с ребёнком педагогов; ­­да ­нет, т.к. (укажите причины) 6.Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребёнком для повышения его  готовности к обучению в школе? ­­да ­нет, т.к. (укажите причины) 7.Считаете ли вы, что ваша семья  была материально готова к поступлению ребёнка в  школу? ­да;             ­ нет;    ­ не задумывались над этом 8.Располагали ли вы необходимыми средствами для покупки всех необходимых школьных  принадлежностей ­да;             ­ нет;       ­ не задумывались над этом 9. Считаете ли вы необходимым уделять ребёнку дополнительное время в течение его  первых школьных дней, месяцев? ­да;             ­ нет;       ­ не задумывались над этом 10.Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить  график работы для того. Чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и  встречать его из школы? ­да;             ­ нет;       ­ не задумывались над этом 11.Имеется ли у ребёнка в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок  в котором он самостоятельно отвечает? ­да;             ­ нет;       ­ не задумывались над этом 12.Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место с началом его учебной  деятельности? ­­да                                   ­ не задумывались над этом          ­ нет, т.к. (укажите причины     13.Считаете ли вы, что, вашему ребёнку – школьнику необходимо предоставлять больше  свободы и самостоятельности в его поведении?                          ­да                                   ­ не задумывались над этом          ­ нет, т.к. (укажите  причины) Анкета для родителей первоклассников Школа Класс         Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который  кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку. 1. Охотно ли идёт ребёнок в школу? Ф.И. ребёнка     ­неохотно( ДА)      ­без особой охоты (ВДА)      ­охотно, с радостью( А)      ­затрудняюсь ответить 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый  распорядок? ­пока нет (ДА) ­не совсем (ВДА) ­в основном, да( А) ­затрудняюсь ответить 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?       ­скорее нет, чем да ( ДА)        ­не вполне (ВДА)        ­в основном да ( А)        ­затрудняюсь ответить 4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?      ­иногда (ВДА)       ­довольно часто( А)       ­затрудняюсь ответить 5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?        ­в основном отрицательные впечатления( ДА)       ­положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)       ­в основном положительные впечатления( А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру) 7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?        ­довольно часто( ДА)        ­иногда (ВДА)        ­не нуждается в помощи( А)       ­ затрудняюсь ответить 8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?        ­перед трудностями сразу пасует( ДА)       ­обращается за помощью (ВДА)        ­старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)        ­настойчив в преодолении трудностей( А)         ­затрудняюсь ответить 9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?         ­сам этого сделать не может ( ДА)       ­иногда может (ВДА)       ­может, если его побудить к этому( А) ­как правило, может( А)        ­затрудняюсь ответить 10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?          ­довольно часто( ДА)         ­бывает, но редко(ВДА)        ­такого практически не бывает( А)        ­затрудняюсь ответить 11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?        ­нет( ДА)        ­скорее нет, чем да(ВДА)         ­скорее да, чем нет( А)         ­затрудняюсь ответить         А­   адаптация ВДА­   возможна дезадаптация ДА­   дезадаптация Анкета «Выявление причин школьной неуспешности» ( для педагогов, родителей) Ф.И.О. ребенка  Дата рождения Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а,б,в.г.  1. Особенности эмоционально­волевой сферы Проявляет ли ребенок: 1. Нервность (нервозность), тревожность: а) очень часто б) обычно в) редко г) никогда. 2. Двигательное беспокойство: расторможенность: а) очень часто б) обычно в) редко г) никогда. 3. Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность: а) очень часто б) обычно в)редко г) никогда. 4. Утомляемость, истощаемость: а) очень часто б) обычно в)редко г) никогда. 5. Раздражительность, агрессивность: б) обычно в) редко г) никогда. 6. Вялость, пассивность: а) очень часто б) обычно в)редко г) никогда. 7. Робость, скованность: а) очень часто б) обычно в) редко г) никогда. 2. Особенности познавательной деятельности 1. Как ребенок запоминает: а) очень хорошо б) хорошо в) посредственно г) плохо 2. Как понимает объяснения: а) очень хорошо б) хорошо в) посредственно г) плохо 3. Познавательная активность (стремление к новым знаниям): а) высокая б)средняя в) низкая г) отсутствует 4. Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:  а) очень часто б) обычно в) редко г) никогда. 5. Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности: а) легко б) не легко, не трудно в) с трудом г) с большим трудом 3, Имеются ли нарушения в двигательной сфере, координации движения: а) да б) нет Напишите о других специфических особенностях поведения, характера познавательной  деятельности если они имеются). Наблюдение как метод определения уровня  адаптированности       учащихся  к школе               Используя метод наблюдения, можно фиксировать различны параметры и характеристики деятельности группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, поставленных психологом.  Такое наблюдение можно осуществлять в различных учебных и  внеучебных ситуациях, например, во время урока или во время перемены, в различное время дня — на первых уроках или на последних, на различных предметах. Основная   задача   наблюдения   —   выделение   детей,   чье   поведение   или   отдельные характеристики   развития   отличаются   от   поведения  основной  массы   детей,  в  частности  — выделение детей «группы риска» по показателю школьной тревожности. Цель методики.  Цель приводимой карты наблюдения — диагностика уровня школьной тревожности учащихся посредством анализа ее проявлений в поведении. Возрастные ограничения. Методика может применяться в широком возрастном диапазоне (1—11 класс). Процедура   диагностики.  К   условиям   проведения   психодиагностики   с   помощью   метода наблюдения необходимо отнести обязательную договоренность с учителем о времени и целях посещения  психологом класса или группы детей. При этом предупреждать детей не следует, поскольку «незаметность» психолога снижает вероятность демонстрации детьми нетипичных для   них   форм   поведения,   что   вполне   вероятно,   если   визит   психолога   расценивается   как «проверка».   Желательно   сесть   на   одной   из   последних   парт   и   не   проявлять   живого   и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе. Процедуру наблюдения лучше начать не с первого, а со второго или третьего посещения класса, когда присутствие на уроке постороннего человека для учащихся станет привычным. Наблюдение,   как   правило,   проводится   в   несколько   этапов,   на  различных   уроках, возможно,   проводимых   различными   педагогами,   что   позволяет   диагностировать устойчивость проявлений  школьной тревожности от одной ситуации к другой. Этапность наблюдения   выражается   и   в   том,   что   объем   внимания   наблюдателя  имеет   определенные ограничения,   и   наблюдать   более   6­8   учащихся   одновременно   —   задача   практически невыполнимая. Предлагаемая нами карта наблюдения позволяет осуществлять  Диагностику   в   урочное время (не на перемене). Необходимые материалы. Для проведения диагностики необходимы заранее заготовленные бланки карты наблюдения. Если психолог плохо знаком с детьми, ему требуется «шпаргалка» — план расстановки парт в кабинете, на котором отмечена рассадка учащихся. Учащиеся 3 4 5 6 7 Вербальные Невербаль­ ные Карта наблюдения (бланк) Признаки 1 2 «Я боюсь» (и смысловые эквиваленты) «Я не знаю» (и смысловые эквиваленты) «Я не буду отвечать» (и смысловые  эквиваленты) Мимика Непроизвольное подергивание век Расширенные глаза Потупленный взгляд Лицо без эмоций Бледность лица Покраснение лица Испарина Взгляд «мимо доски», «мимо учителя» Плотно сжатые губы Втягивание головы в плечи Наклон к парте Раскачивание на стуле Подсовывание рук под ноги Привставание в момент поднимания  руки Поза Небрежное понимание руки Напряженное поднятие руки  («трясущаяся рука») Жесты Закрывание лица руками Подергивание рукой, ногой Интона­ ция Покусывание ручки, карандаша Перекладывание предметов по парте Заламывание пальцев, рук Прерывистый голос Плаксивая интонация (вплоть до слез) Тихий голос Вопросительная интонация в  утвердительных предложениях Итого:                                                              невербальных признаков тревожности        вербальных признаков тревожности                                                                                                          В карте фиксируется каждое проявление тревожности. Обработка результатов.  Обработка результатов наблюдения  представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений, свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность. Вербальные и невербальные проявления оцениваются отдельно. Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает прежде всего качественную интерпретацию данных. Важно учитывать, что невербальные признаки тревожности значительно более  информативны,   чем   вербальные,   поскольку   посредством   анализа  невербальных проявлений можно выявить тревожность, не осознаваемую самим испытуемым. Высказывания, свидетельствующие  о   переживании   учащимся   тревоги   (вербальные   признаки),   требуют осознания этого состояния, что случается не всегда. Стандартизированных   количественных   показателей,   позволяющих   интерпретировать результаты наблюдения, на настоящее  время предложить не удается. В самом общем виде можно сказать, что если в поведении учащегося отмечается более 50 % признаков тревожности, перечисленных в карте наблюдения, психологу следует обратить на него особое внимание. Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся Цель   методики.  Цель   метода   экспертных   опросов   —   диагностика   школьной тревожности путем анализа ее поведенческих проявлений. Процедура диагностики.  Опрос может проводиться индивидуально, в режиме беседы, или же в групповой форме (например, на родительском собрании). В последнем случае он проводится путем анкетирования. В  анкете содержится 16 вопросов. Необходимые материалы. Бланк опроса. Инструкция.  «Отметьте,   пожалуйста,   варианты   поведения,   характерные   для   вашего ребенка» (для родителей). «Отметьте,   пожалуйста,   варианты   поведения,   характерные   для...   (имя   и   фамилия ребенка)» (для учителей). Текст методики. Текст методики (авторская разработка) включает в себя 16 вопросов. Обработка   результатов.  При   обработке   результатов   учитывается   количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами. Интерпретация   результатов.  Математическая   стандартизация  анкеты   не   проводилась. Практика   ее   применения   показывает,   что   на   наличие   у   ребенка   школьной   тревожности указывают 5­6 и более признаков, отмеченных в колонке «да» при ответах на вопросы  1­16. Вопрос   17   в   некоторых   случаях   также   может   предоставить  психологу   ценную дополнительную информацию. Признак Да Нет 1. Высказывает нежелание ходить в школу 2. Боится опоздать в школу 3. Не заходит в класс, если опоздал на урюк 4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции,  иногда слезы 5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе 6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени 7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав 8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах 9. На уроках рассеян 10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их  11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой 12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями 13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными  [работами 14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может  Демонстрировать все свои знания 15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или  нарушить ход урока другими способами 16. Нет друзей среди одноклассников 17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной Итого .

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2017