Психологическое сопровождение современного образования в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Детсад
27.02.2018
Мною представлена статья на конференцию,в которой раскрывается, как педагог-психолог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей. Психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права ДОУ на инновационную образовательную деятельность в условиях современного образования. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению
Статья Герасимова Е.А..doc
Е.А. Герасимова, педагог психолог
ДСКВ «МБДОУ №102» г. Братск
Психологическое сопровождение современного образования в
инновационной деятельности дошкольного учреждения.
В рамках современного дошкольного образования для инновации
характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и
инициатив, которые в совокупности приводят к существенному
изменению в сфере образования и трансформации его содержания и
качества. Для инновации характерна специальная организация и
психологическое сопровождение. Специальная организация включает в
себя творческий, инновационный потенциал всех работников
дошкольного учреждения. Психологическое сопровождение инновации
охватывает все виды деятельности психолога. Потребность в
инновации, а, следовательно, в психологическом сопровождении,
возникает при необходимости разрешить какуюто проблему.
Результатом работы является возможность дошкольников получать
индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями,
способностями и возможностями. [1]
В ходе модернизации системы образования,
сложились
принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания
дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе
развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные
учреждения, как начальную ступень развития и формирования
личности ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях
появляется много инновационных технологий, программ, направлений.
[3]
Главная цель работы педагогапсихолога в условиях инновационной
деятельности
– сохранение и укрепление психологического
здоровья детей в ДОУ, способствование гармоничного развития
личности. Основной задачей психологического сопровождения
инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является
создание благоприятных психологопедагогических условий для
полноценного развития и становления совершенствующейся социально
успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в
реальных условиях его существования, а именно в дошкольном
образовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в
себя развитие познавательной, мотивационной, эмоциональноволевой
деятельности, имеет среди составляющих коррекцию неблагоприятных
вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу,
изучение семьи каждого ребенка. [1]
Психологическое здоровье ребенка включает в себя: осознанность,
осмысленность ребенком самого себя, своей жизни в мире; полнота
переживания и проживания настоящего;
способность сделать
наилучший выбор в конкретных ситуациях и в жизни в целом; чувство
свободы. Жизнь в согласии с самим собой, как состояние осознания,
следования своим главным интересам; ощущение собственной
дееспособности «Я могу»; социальный интерес, постоянное внимание к
людям; состояние устойчивости, стабильности, определенности в
жизни и оптимистический настрой. [4]
Сейчас в дошкольных учреждениях появляется много
инновационных технологий, программ, направлений. Все инновации
нуждаются в психологическом сопровождении.
Развитие
общеобразовательной практики способствует проявлению творческого,
инновационного потенциала всех работников нашего дошкольного
учреждения. В этой ситуации особенно важна профессиональная
компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и
профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться
под влиянием достижений науки и потребностей общества. Поэтому
одной из задач педагогапсихолога, при реализации инновационных
подходов является определение личностнопрофессиональных качеств
педагогов: мотив педагогической деятельности; отношение детей и
родителей;
и
профессионализм. При отношении к педагогу детей и родителей на
первое место выделяются: любовь и уважение. Также важно изучить
мотивационный и практический компоненты в формировании
инновационного сотрудничества педагога с семьей. [2]
коммуникабельность
моральные
правила;
В дошкольном учреждении психологическое сопровождение
инновационной деятельности приобрело системный характер:
используются не только общеобразовательные программы, но также
авторские технологии специалистов,
позволяющие обеспечить
процесса,
вариативность
воспитательнообразовательного ориентированного на индивидуальность ребенка, запросы его семьи и
социума.
Психологическое сопровождение данных программ
позволяет обеспечить полноценность воспитательнообразовательного
процесса, взаимодополняя обучающие критерии на разных возрастах.
[4]
Со всеми этими программами важно познакомить и родителей.
При выявлении ведущей роли в воспитании детей поровну занимают
семья и детский сад. [1]
Потребность в инновации возникает при необходимости, разрешить
какуюто проблему: например, как развивать эмоционально волевую
сферу дошкольников с задержкой развития. [3]
В ДОУ №102 инновационная деятельность первоначально находит
отражение в работе творческих групп. Определяется перспектива
развития дошкольного учреждения, детей, педагогов, родителей с
учетом социального заказа общества;
формулируется цель
инновационной деятельности (которая принимается
всеми
участниками педагогического процесса), разрабатываются методы
контроля. Нововведение считается успешным, когда оно позволило
решить те или иные конкретные задачи воспитательно
образовательного процесса. Введение и апробация инноваций
непосредственно затрагивают такие формы работы педагогапсихолога
дошкольного учреждения: как координация работы со специалистами,
консультирование,
диагностическая,
коррекционная виды работ, готовность к обучению в школе.
психопрофилактическая,
самооценки,
диагностики развития детей,
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя: запрос
родителей или педагогов, специалистов, подбор диагностических
методик,
консультирование и
последующие виды работ. При введении инноваций вводится режим
самоконтроля,
и профессиональный контроль
специалистов за конечными результатами.
Для разрешения
возникающих трудностей в работе с проблемными детьми в ДОУ
постоянно функционирует медикопсихологопедагогическая служба.
Формы работы педагогапсихолога, через которые осуществляется
одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие:
диагностика психического развития детей, профилактика отклонений
психического развития, разработка рекомендаций, определение
оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом
психофизических особенностей. [4] Психологическое сопровождение инновационной деятельности
находит наиболее яркое отражение в социальноличностном
направлении для отслеживания эффективности,
результативности
развития спрогнозированной «Модели выпускника». [2]
Душевное здоровье, включающее в себя знакомство с различными
видами чувств и ощущений, включает также развитие умений
осознавать свои чувства другого и умения управлять своими
эмоциями. Для решения этого вопроса психологом разработана
инновационная авторская программа: «Развитие эмоционально
волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста», широко
используется релаксация, создание благоприятного психологического
климата для полноценного развития дошкольников.
Для обеспечения психологического сопровождения инновационной
деятельности в дошкольном учреждении созданы уголки уединения,
эмоциональные уголки и т.д., которые способствуют профилактике тех
или иных отклонений личностного развития ребенка.
Таким образом, педагогпсихолог обеспечивает условия для
перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку
возможность быть самим собой, создает условия для сохранения
психологического и физического здоровья детей. Психологическое
сопровождение является одним из основных составляющих в
реализации права ДОУ на инновационную образовательную
деятельность в условиях современного образования. Дошкольники
получают возможность индивидуального развития в соответствии со
своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги
развивают свои профессиональные и личностные качества,
руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов;
коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между
сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения;
уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива.
Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в
субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой,
организует разнообразную воспитательнообразовательную работу,
создает условия для сохранения психологического и физического
здоровья детей при переходе к школьному обучению. [1] Литература:
1. Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной
деятельности педагога дошкольной организации. – ж. Управление №9,
ТЦ «Сфера», 2013.
2. Карелина
Е.В.
коммуникативной
компетентности воспитателей. – ж. Управление №5, ТЦ «Сфера»,
2014.
Формирование
3. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие
сохранения психологического здоровья педагогов. – ж. Управление
№5, ТЦ «Сфера», 2014.
4. Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к
обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. –
М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014.
Психологическое сопровождение современного образования в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Психологическое сопровождение современного образования в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Психологическое сопровождение современного образования в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Психологическое сопровождение современного образования в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Психологическое сопровождение современного образования в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.