Конспект данного занятия направлен на формирование знаний о том, где живут насекомые и как защищаются от врагов; воспитание доброго отношения к насекомым, которые полезны для окружающей среды. А также любознательности, любви и бережного отношения к природе; воспитание экологической культуры; развитие внимания, мышления, тонкой моторики рук.Данная разработка занятия предназначена для педагогов и родителей с детьми 5 - 6 лет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №106
«Детский сад присмотра и оздоровления»
Психологическое занятие по развитию эмоциональноволевой
сферы детей 56 лет
Тема: «Маленькие жители планеты
Земля»
Составила:
педагогпсихолог высшей
квалификационной категории
Коноплёва Людмила ВикторовнаЦель: развитие эмоциональноволевой, познавательной сферы детей; профилактика
тревожности, страха и других глубоких психоэмоциональных переживаний.
Задачи:
формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении,
способах передвижения;
воспитывать бережное отношение к природе, к насекомым;
развивать внимание, воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие,
тонкую моторику рук;
создавать положительный эмоциональный настрой на занятии;
поддерживать эмоциональную и двигательную активность у детей;
стимулировать функциональную возможность каждого ребенка и активизацию
детской самостоятельности;
Оборудование: аудиозапись со звуками насекомых; набор «Игрушечные насекомые»;
набор картинок с изображением насекомых; карточки с загадками и стихотворениями;
листы с изображением насекомых для разукрашивания; клейкарандаш; шнурки для
паутины;
Предварительная подготовка:
рассматривание иллюстраций, открыток с изображением насекомых;
беседы о насекомых;
чтение сказок, рассказов о насекомых;
отгадывание загадок;
проведение опытноэкспериментальной деятельности: выращивание травянчика
«Гусеничка»;
оформление выставки рисунков на тему «Маленькие жители планеты Земля»;
Ход занятия.
Педагогпсихолог: Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня вашему
вниманию я предлагаю тематическое занятие в старшей группе «Маленькие жители
планеты Земля»
Звучит музыка: «Веселый жук». Дети входят на занятие.
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагогпсихолог: Дети, сколько у нас сегодня гостей!
Давайте поздороваемся с ними: Здравствуйте!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
Педагогпсихолог: Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Я рада вас видеть
таких красивых, добрых, улыбающихся. Это утро мы проведем вместе. Пусть оно принесет
радость и много интересных впечатлений.
Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила вот такую (показывает) красивую
коробочку. Хотела посмотреть что там, но потом решила дождаться вас. Хотите
посмотреть что внутри? Но коробочка не простая. Она откроется, если каждый из вас
назовет вежливое слово.
Дети по кругу называют вежливые слова, и получают цветок.
Педагогпсихолог: Ребята, у вас в руках цветы разного цвета. Посмотрите на них
внимательно и поднимите руку те, у кого цветы красного цвета, теперь те, у кого синего
цвета.
– Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Но чтото они грустные, невеселые.
Хотите увидеть чудо, тогда давайте нашим гостям подарим эти замечательные цветы.
Дети подходят и дарят цветы.
Педагогпсихолог: Посмотрите, что изменилось? Наши гости повеселели. Вот видите,
ребята, как простые цветы могут поднять настроение.
(Дети идут на свои места)
Основная часть
Беседа: Как прекрасен этот мир!
Педагогпсихолог: Ребята, сегодня я поведу речь о том, что вся Земля – наш общий дом!
Наш добрый дом, просторный дом! Мы все с рожденья в нём живем.
Мы с вами живём в великой огромной стране – России. Все мы очень любим ее и, конечно
же, наш город Кемерово.
Но, к сожалению, не все жители нашего города берегут окружающую природу, красоту рек
и лесов, животных и насекомых, растений и цветов. Педагогпсихолог: Ребята,
предлагаю вам отгадать несколько загадок о насекомых (загадки с показом слайдов).
Молодцы! А теперь, хочу пригласить вас на лужайку, где мы сможем поближе
познакомиться с насекомыми. И отправимся мы туда на велосипедах. Ложимся на ковер
поудобнее.Упражнение « Велосипедисты» (с музыкальным сопровождением). Психолог. Вот и
приехали. Оглянитесь по сторонам. Ой, кто это? (показ игрушечных насекомых). Давайте
рассмотрим их.
Педагогпсихолог: (презентация «Удивительный мир насекомых»)
Кто они – самые маленькие обитатели нашей планеты?
«Насекомые появились на Земле за сотни миллионов лет до человека. Когда человек стал
делать свои первые робкие шаги, насекомые уже полностью владели нашей планетой и
давно чувствовали себя на ней хозяевами. Поначалу насекомые и люди действительно
жили независимо друг от друга, а затем стали вредить людям. Они уничтожали растения,
которыми хотел полакомиться человек, но нередко насекомые выручали людей. Человек
отыскивал насекомых, личинок и гусениц и поедал их, получая тем самым необходимые
жиры.
Какие насекомые живут в наших лесах? (Ответы детей)
Нужны ли насекомые в природе? (Ответы детей)
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?
После беседы и чтения книг про насекомых, мы узнали о жизни этих маленьких обитателей
земли много нового. Теперь мы знаем, что если насекомых не будет, то некому будет
опылять цветы. Нет пчел нет меда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Пауки
поедают мух и других вредных насекомых. Многие насекомые становятся пищей для
животных. Поэтому, если не будет насекомых не будет и животных.
Насекомые важное звено в природе.
Как передвигаются насекомые?
Все насекомые передвигаются поразному: летают (муха, стрекоза, пчела, бабочка),
ползают (муравей, жук, паук), прыгают (кузнечик).
Игра под музыку. «Будь внимателен».
Педагогпсихолог: Давайте поиграем (с карточками). Чтобы все сделать правильно и не
ошибиться, нужно быть очень внимательными. Я буду показывать по очереди карточки.
Если на карточке изображена пчелка, то вы летаете врассыпную, если кузнечик – прыгаете,
если – гусеница – ползете.
Педагогпсихолог: Ребята, насекомых на нашей земле больше, чем всех других видов
животных и растений, вместе взятых, а из насекомых больше всего – жуков.
Посмотрите, у меня такие замечательные картинки двух жуков. Это – майский жук, еще
его называют майский хрущ, а это – жуколень. Какие они красивые и необычные. Давайте
посчитаем, сколько у жука ног?
Что общего во внешнем строении насекомых?
Общим у всех насекомых является: голова, грудь, брюшко и шесть ног.
Молодцы! Посмотрите на эту паутину, как вы думаете, кто ее сплел? (ответы детей).А вот большая паутина, в которую попалась муха, а паук тем временем ползет к своей
жертве.
Упражнение «Паутинка».
Педагогпсихолог: Дети, вы как паучки сейчас попробуете сплести паутинупутанку. Вам
нужно встать в круг, взяться за руки и, пролезая под руками, по очереди, не разжимая рук,
«запутать» паутинку, а затем распутать её.
Игра «Муха».
У каждого ребенка на столе таблица и фишка (муха). Дети передвигают фишку
по инструкции: «муха» в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх,
на клеточку вправо, и. т. д.
Педагогпсихолог: Ребята, посмотрите, кто к нам приполз? Это же божья коровка. Она
такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Божьей
коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от
врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому
божью коровку никто не ест. Она, как настоящая коровка, дает молочко, поэтому ее и
назвали «божья коровка». Окраска у нее яркокрасная, чтобы всем было видно: есть ее
опасно.
Педагогпсихолог: Ребята, а каких еще насекомых можно встретить на лужайке? (ответы
детей). А вы знаете, что все насекомые: жучки, бабочки, стрекозы, муравьи, мушки никогда
не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка
(показ иллюстрации). Она откладывает много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут
муравьи и мухи, но какаято часть уцелеет. Появятся гусеницы.
Педагогпсихолог: Мальчики и девочки, а из чего состоит Гусеничка? Она будто состоит
из круглых колечек! Давайте покажем ее колечки пальчиками!
Пальчиковая гимнастика «Колесики» с сопровождением стихотворения.
У гусениц девиз простой:
Лист дожевал, так жуй второй!
Им больше делать нечего
Жуют с утра до вечера.
Ребята, а в каком мультфильме есть Гусенички?
Педагогпсихолог: Давайте посмотрим, что же произошло с Гусеничкой в мультфильме
«Сказки Тетушки Совы. Гусеница»?
Просмотр мультфильма «Сказки Тетушки Совы. Гусеница».
Педагогпсихолог: Ребята, как вы думаете, почему зверята смеялись над Гусеницей? Что
она чувствовала? С вами когданибудь случалось похожее? (ответы детей).Игра на мелкую моторику рук: «Собери Гусеничку» (дети собирают гусеницу из
вязаных кружков, вложив в серединку шарики или киндерсюрприз и соединяя их между
собой).
Педагогпсихолог: Через некоторое время превратится гусеница в куколку, совсем
неподвижную с виду. А из куколки – в бабочку. Давайте и мы превратимся в бабочек,
красивых, добрых.
Психогимнастика «Превращение в бабочку»
Педагогпсихолог: вот мы и бабочкикрасавицы, которые очень любят танцевать! Танцуем
под музыку красиво и нежно!
Заключительная часть. Рефлексия
Педагогпсихолог: Мы весело и дружно играли, но наше занятие подходит к концу.
Ребята, выберите, пожалуйста, любую карточку с понравившимся вам насекомым: у меня
есть добрая бабочка, грустная стрекоза, смешной жук, сердитый червячок, смелый
кузнечик (дети выбирают для себя карточку).
Педагогпсихолог: А теперь, давайте отправимся обратно в группу. Где наши
«велосипеды»?…
Ритуал прощания.
Педагогпсихолог: До скорой встречи, друзья!