ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕННИЯ
Вдохнуть жизнь в музыкальное произведение созданное в результате творческой деятельности композитора, может только исполнитель. Он должен не только освоить текст, главная его задача – понять замысел композитора, воссоздать музыкальные образы, отобрать выразительные средства для наиболее точной их передачи. Чтобы исполнить пьесу, ее нужно освоить, сделать «своей». «Роль — хотя бы из Шекспировской пьесы, музыка — хотя бы самого Бетховена, в отношении к гениальному исполнению, только эскиз, очерк; краски, полная жизнь произведения рождается только под обаятельной властью исполнителя», - писал известный композитор и музыкальный критик А. Серов.
Исполнитель постоянно испытывает на себе общественное, эстетическое влияние современного ему искусства, которое преломляется через его индивидуальность. Интерпретация представляет собой обобщение эстетических идеалов, исполнительских вариантов и стилей исполнения, характерных для своего времени, которые каждый раз преломляется через индивидуальное сознание того или иного исполнителя. Психологическую сущность интерпретации очень хорошо выразил А.Серов: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри, просветляют, влагают туда целый мир ощущений из своей души». Особая трудность в процессе истолкования музыкального произведения заключается в том, чтобы каждое новое исполнение обладало свежестью, искренностью и увлеченностью первого.
Распространенным способом изучения музыкального произведения является работа над нотным текстом. Кажется, что точное прочтение текста и соблюдение указаний композитора само по себе обеспечивает раскрытие его замысла. «Надо точно выполнять то, что написано в нотах», - требуют одни исполнители. Другие, напротив, утверждают, что самое важное и ценное в музыке находится «между строк» (Г. Малер).
Но прав Ш. Мюнш, заметивший, что невозможно сыграть то, что между нот «не придерживаясь того, что написано в нотах».
Каждый исполнитель обладает индивидуальностью — неповторимым сочетанием характера и способностей, особенностями эмоционального склада и исполнительского мастерства.
И часто исполнители своей интерпретацией освещают произведение с новой и неожиданной для автора стороны. «Я совсем не думал придавать этой пьесе того характера, который вы подчеркнули», - сказал как-то Бетховен Марии Бего, исполнявшей его сочинение — хотя это не мое, но, пожалуй, еще лучше».
Оставаясь верным тексту, исполнители часто точно определяют соотношение объективного и субъективного в исполнительском процессе. «Не существует точно установленного способа исполнения артистом определенного произведения», - писал один из лучших интерпретаторов скрипичной музыки Л. Ауэр, - «обязанность артиста заключается в том, чтобы вникнуть в дух сочинения и раскрыть нам намерения композитора».
В вопросах интерпретации исключительное значение принадлежит воображению — психическому процессу складывания образа будущей деятельности или созданию нового в форме общей идеи. Различают воссоздающее и творческое воображение. Творческое воображение — создание новых представлений и образов. Воссоздающее — построение образов на основе нотного и литературного текста, эскиза. Воссоздающее воображение — психологическая основа создание музыкально — исполнительской интерпретации.
Приступая к изучению музыкального произведения, исполнитель стремится проникнуться его эмоциональным строем, понять логику построения и содержания.
Процесс художественного осмысления «всегда наполнен большим чувством». «Нельзя механически любить, страдать, ненавидеть и выполнять живые, человеческие задачи... без всякого переживания», - поддерживал К. Станиславский.
По способу работы над музыкальным произведением можно выделить 2 типа исполнителей. Первый — исполнители, у которых музыкальный образ и его воплощение имеют циклический характер:
1. первоначальный музыкальный образ;
2. поиск средств для воплощения этого образа — решение художественно-технических задач;
3. переход идеального образа в реальный.
Основное содержание первого этапа — создание общего представления о музыкальном произведении, представления основного на чувственном восприятии. Этот этап характеризуется как процесс большой психологической сложности, насыщенный эмоциональностью напряженностью.
«Если мне нужно учить какую-либо вещь, то, прежде всего мне нужно создать идеал этой вещи, то есть то, что фактически будет воспроизводиться в конечном итоге» (М. Гринберг). «Обычно на первом этапе я довольно долго просто играю... Тут возникают основные образы пьесы, и я себе представляю, как это будет звучать. Я просто вхожу в музыку. Тут рождаются мысли, рождается план произведения». (Я. Флиэр).
Второй этап — в основном техническая работа. Он посвящен поискам наиболее точного исполнительского воплощения зародившегося образа. Музыкальный образ, возникший на первом этапе, все более разрастается, углубляется и обогащается.
Все более уверенно складывается окончательное видение произведения, т.е. Его интерпретация. Техническое овладение материала может привести к изменению первоначального образа.
Третий этап — синтез первых двух этапов. Проходит на высоком художественном и исполнительском уровне: произведение не только уже хорошо знакомо, но и запечатлено памятью, пальцы «делают все, что от них требуют», - исполнитель может играть пьесу в настоящем темпе.
Освободившись от контроля за движениями, исполнитель все более отдается воображению, творчеству. Окончательное завершение работы происходит на эстраде после ряда концертных условий.
У второго типа исполнителей замысел и воплощение являются единым процессом, в котором нельзя выделить отдельные этапы. «Начинаешь играть вещь, выучиваешь ее, играешь, играешь — вот и весь процесс работы», - говорил К. Игумнов. «Я просто играю произведение сперва очень медленно, стараясь себе представить, как это будет звучать... При такой работе нотный текст постепенно оживает»... раскрывается все более полноценно содержание данной музыки». (Г. Нейгауз).
Таким образом, у представителей этого типа идет работа над созданием художественного образа и поиски своей интерпретации.
В музыкальном искусстве индивидуальные различия группируют по признаку преобладания чувства или мастерства — тщательно работы над всеми техническими элементами исполнения. Исполнители эмоционального типа были названы К. Станиславским приверженцами «искусства переживания», исполнители интеллектуального типа — сторонниками «искусства представления». Также встречаются исполнители синтетического типа. Их отличают глубокое проникновение в содержание музыкального произведения блестящее единство содержания и формы, интересная и оригинальная интерпретация и великолепное техническое мастерство.
Индивидуальность музыканта неповторима. Чем исполнитель одареннее, тем он больше активен, самостоятелен, оригинален.
Каждое произведение он пропускает через свою индивидуальность, подчиняя его своему пониманию и возможностям. Разнообразный художественный репертуар способствует раскрытию интересных и разнообразных граней исполнительского и интерпретаторского искусства музыканта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности.
Обработка баллов — 10-14 — низший уровень, 15-20 баллов — средний, 21-30 — высокий.
Каждый балл ставится в случае совпадения ответа с тем, который содержится в ключе.
Ключ
1. Я опаздываю на занятия чаще других Нет
2. Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь меньше, чем другие Да
3. На педагогической практике я предпочитаю показывать
музыкальные произведения в механической записи, а не в своем
исполнении Нет
4. Исполняя музыкальное произведение публично, я думаю о том,
чтобы это скорее все закончилось Нет
5. Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, предлагаемую
педагогом, не стремясь расширить свои знания о музыкальном произведении и внести в него что-то свое Нет
6. Я пропускаю занятия по специальности без уважительных причин
чаще других Нет
7. Я стараюсь не играть в концертах чаще, чем другие Нет
8. На занятия по специальности я прихожу неподготовленным чаще
других Нет
9. Я работаю над музыкальным произведением нерегулярно Нет
10.Я стараюсь выступать в семестре только ограниченное число раз
(зачет, экзамен) Нет
11.Обычно я забываю о замечаниях педагога к исполнению
музыкального произведения и вспоминаю о них в последний
момент Нет
12.Мне нравится примерно больше половины произведений моей
программы Да
13.Мне нравится сам процесс исполнения произведения с эстрады
перед аудиторией Да
14. По сравнению с другими я много работаю самостоятельно Да
15. Я выступаю в концерте чаще других Да
16. Мне бывает скучно на большинстве индивидуальных занятий Нет
17. Исполняя произведение, я обычно думаю о том впечатлении,
которое я произвожу на слушателей Нет
18. Я более спокойно отношусь к своей будущей профессии чем другие Нет
19. В кругу своих друзей я мало говорю о предстоящем выступлении Нет
20. Если бы была возможность, я бы вообще отказался от игры перед
слушательской аудиторией Нет
21. Я покупаю книги об исполнителях чаще, чем другие Да
22. Я рассматриваю свою профессию как одну из возможностей чаще
играть перед людьми разного возраста Да
23. Я ищу любой повод для того, чтобы поиграть перед слушателями Да
24. Мне нравится тщательно работать над музыкальным произведением Да
25. Я стараюсь выучить дополнительные музыкальные произведения
помимо заданных Да
26. Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр Нет
27. Я играю в концертах лишь потому, что этого требует педагог Нет
28. Я считаю, что во время исполнения произведения в концерте нет
необходимости выкладываться Нет
29. На практике я люблю устраивать дополнительное прослушивание
музыкальных произведений в собственном исполнении Да
30. Меня никогда не надо упрашивать выступать где-нибудь Да
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.