ГОУ ЛНР «СЛУВК «Возрождение»
Внеклассное мероприятие
1-4 классы
Выполнила учитель начальных классов: Ерохина Л.Г.
Цель: познакомить детей с народным обычаем праздновать Масленицу: проводы зимы и встречу весны. Развивать устную речь детей, пополнить словарь фольклорными произведениями (кричалками, народными играми). В подвижных играх развивать ловкость, внимание, меткость. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к народным традициям.
Оборудование: соломенная кукла; макет солнца; карточки с изображением блина-круга.
Ход мероприятия
Учитель. Вот и идёт к концу зима, радует ещё нас хороший погодкой, пышным снегом. Пришло время Масленицы. Издавна среди всех народных увеселений Масленица была подлинно всеобщим, очень весёлым праздником.
Праздновалась в период с конца февраля до начала марта, за 7 недель до Пасхи. Народ провожал зиму и зазывал в гости весну, длилось это неделю, каждый день имел своё название и определялся, что делать в этот день.
–Дети рассказывают о значении всех дней.–
1. Понедельник – встреча
Устраивались общие горки, качели, столы со сладостями. Дети делали соломенную куклу – Масленицу, и наряжали её.
2. Вторник – заигрыш
С утра девицы и молодцы катались на горах, ели блины. В этот день парни искали невест, а девушки – женихов.
3. Среда – лакомка, разгул, перелом
В среду тещи приглашали на блины своих зятьёв, а для их веселья – и всех родных.
4. Четверг – разгуляй – четвертов, широкий
Катались по улицам, устраивали кулачные бои. Пили пиво, пели песни.
5. Пятница – тёщины вечера
Зятья приглашали в этот день на блины своих тёщ, причем зять обязан был пригласить тёщу лично.
6. Суббота – золовкины посиделки, «проводы»
Устраивались игры, развлечения. Соломенную куклу сжигали на костре.
7. Воскресенье – «прощеное воскресенье»
Все просили прощения за нанесенные обиды и прощали друг друга.
Учитель. Вы видите чучело из соломы, которое мы изготовили и вместе нарядили – это Госпожа честная Масленица! Оно символизирует уходящую зиму со всеми её невзгодами. Народ после гулянья сжигал чучело, прощался с зимой, с холодами, и прославлял весну песнями, играми, надеясь на урожайный год. Куклу Масленицу всегда сопровождала ряженая молодежь, дети. И сегодня мы с вами матрешки, скоморохи. Давайте веселиться, потешаться!
–Скоморохи –
1 Что вы гости тут сидите,
Аль гулять вы не хотите?
2 Засиделись чай с утра,
Уж на улицу пора,
Вместе будем мы гулять,
Масленицу провожать!
–Учитель. Давайте веселыми играми попрощаемся с зимой.
–Игры «Петушиный бой», «Дракон».
Учитель. А теперь, станьте в круг, поведём хоровод, позовем весну, а то она далеко, видимо, и не слышит нас.
♫–Дети водят хоровод, сопровождают с движениями.–♫
Иди весна, иди красна
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай
В наш край.
Скоморох.
Вот уж зимушка проходит
Снег и стужу прочь уводит
Весну красную приводит!
–Появляется ученица в образе Весны.–
–Здравствуйте, ребята!–
–Дети приветствуют–
Учитель. Здравствуйте, Весна красная, а где же солнце ясное?
Весна. Давайте, ребята, вместе позовем солнце ясное!
–Все вместе приговаривают–
Солнышко появись, красное обрядись!
Поскорей, не робей, нас ребят обогрей!
–Вносится макет солнца на шесте, и ставится рядом.–
Учитель. Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше,
Даруй нам света,
Теплое лето.
Красное солнце наше,
Нет тебя краше!
Весна. Вот и стало теплее, светлее. Скоро и птицы прилетят, комары запищат…
Хотите, полетать немножко с моими птицами и мошками?
Скоморохи выходите и ребят повеселите!
–Проводится игра «Летят»–
Учитель. Вот и хватит нам играть, пора Масленицу провожать!
–Проводится конкурс на самого меткого: дети снежками целятся в чучело–
Затем чучело сжигается со словами прощания, и дети переходят в помещение.
Учитель. Вы давно блинов не ели,
Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов,
Горячих да румяных.
Напекли мы их поесть,
Сотен пять, а может шесть,
Угощение на славу
И ребятам на забаву!
Учитель. Блин издавна символ солнца. Блин круглый, как настоящее солнце, красный и горячий как всесогревающее солнце. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных и здоровых детей.
–Идет застолье с чаем, блинами. Исполняется песня «Блины»-
1. Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Припев: ой, блины, блины, блины,
вы блиночки мои.
2. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев
3. Принесла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
Припев
4. Гости будьте же здоровы,
Вот блины уже готовы!.
Припев
–Проводится игра «Блины»: дети получают листы бумаги с изображением блина- круга, и дорисовывают его, что подскажет им фантазия. Учитель задает веселые вопросы, а дети отвечают рисунком–
Учитель. На этом наш праздник заканчивается. До свиданья, дорогие гости, ребята! Здоровья вам, радостных и теплых дней!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.