Домашняя учебная работа- важная составная
часть процесса обучения.
Роль домашней учебной работы учащихся в овладении знаниями
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
Она имеет не менее важное значение также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой для дальнейшего продвижения учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависит успешность проведения почти каждого очередного урока. Немаловажна при этом роль домашних заданий по математике в изучении теории, в частности, в усвоении математических понятий, изучении теорем и решении задач. Усвоение определения понятия достигается при решении задач на распознавание, на выведение следствий, задач, требующих анализа условий, дополнения их так, чтобы из условий вытекала принадлежность объекта понятию.
При изучении теорем учащимся должны предъявляться домашние задания на выявление закономерностей, отражаемых в теореме, обучающие применению теоремы, раскрывающие взаимосвязи изучаемой теоремы с другими теоремами. Домашними могут быть и задания на непосредственное измерение величин, оперирование моделями фигур, а так же цепочки взаимосвязанных задач и упражнения на материале практического содержания.
3. Содержание домашних заданий
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
ü усвоение изучаемого материала по учебнику.
ü выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила, определение признаков делимости чисел по математике и т.д.).
ü выполнение письменных упражнений
ü изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
Наряду с общими домашними заданиями для всех учащихся часто даются индивидуальные. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий, предупреждающая перегрузку учащихся.
Ø Подчеркивая значимость домашних заданий в обучении математике, выделяются следующие требования к ним:
ü выбор оптимального объема;
ü целесообразный подбор материала для домашних заданий;
ü посильность для учащихся данного возраста;
ü обучение школьников выполнению домашних заданий;
ü обязательный контроль выполнения домашних заданий.
Домашнее задание по математике должно получать дальнейшее развитие на уроке в различных учебных целях:
1) повторение ранее изученного материала;
2) создание проблемной ситуации;
3) ознакомление с новым материалом;
4) обобщающее повторение.
Становится очевидным, что домашние задания – связующее звено между предшествующим и предстоящим уроками. То, что дается на одном уроке, воспроизводится и усваивается дома, а затем снова используется на следующем уроке как обязательная предпосылка для усвоения нового.
4. Условия, при которых домашние задания будут играть более эффективную роль в прочном усвоении знаний
Принципы, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.
Надо стремиться к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Домашнее задание нужно использовать в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.
При планировании урока нельзя забывать о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если оно используется с целью развития личностных качеств учащихся.
Важно мотивировать задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
Частое использование дифференцированных домашних заданий способствует развитию индивидуальных способностей учащегося, положительных воспитательных качеств личности, а также развитию способностей особо одаренных детей.
Необходимо использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения учеников к выполнению домашнего задания. Чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
5. Основные недостатки домашней учебной работы школьников
В домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.
Ø Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
Ø Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
Ø В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.
Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.
Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.
6. Актуальность домашних заданий на современном этапе обучения
Домашние задания эффективны в воспитании потребности в обосновании утверждений, в воспитании навыков дедуктивного мышления. Важны задания на систематизацию знаний и их обобщение, на применение знаний и умений в комплексе, на углубление и расширение знаний и умений, на составление “родословной” доказательства теоремы, на группирование теорем по приемам их доказательства.
В учебном процессе ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т. д. В связи с этим появилась необходимость дифференцировать и индивидуализировать домашние задания по математике.
Актуальны и проблемы развития качеств личности учащегося, особенно таких, как познавательная самостоятельность, интерес и т.д. Меняются сами задачи: если ранее требование задачи выражалось словами «найти», «построить», «вычислить», «доказать», то теперь – «объяснить», «выбрать из различных способов решения наиболее оптимальный», «исследовать», «спрогнозировать различные способы решения».
На современном этапе требуется поиск новых путей изменения целей, форм, методов, объема домашнего задания, ориентирующихся на обучаемого, строящихся с учетом интересов, склонностей, возможностей ученика. Между тем домашнее задание имеет большие возможности в достижении цели развития качеств личности и субъективных черт ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.