Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум»
Этика и культура поведения
Тема 1.3 Деловой этикет
Глава 1
(часть3)
2019г
Психология общения
Приличие — это наименее важный
из всех законов общества
и наиболее чтимый.
аа
оа
Франсу VI де Ларошфук , герцог
де Ларошфуко (16131680),
французский писательморалист
Психология общения
1.3. Деловой этикет
Психология общения
Как следует обращаться к
коллегам, подчиненным,
руководителю?
Психология общения
Официальными формами обращения в деловом общении
являются слова «господин» и «товарищ». Например,
«господин директор», «товарищ Иванов», т.е. после слов
обращения необходимо указывать на должность или
фамилию.
Часто можно услышать, как руководитель обращается к подчиненному по
фамилии: «Петров, принесите мне отчет за I квартал».
Такое обращение использовать не следует, лучше заменить его именем
отчеством. Обращение по имениотчеству соответствует русской традиции.
Это не только форма обращения, но и демонстрация уважительного
отношения к человеку, показатель его авторитета, занимаемого положения в
обществе.
Психология общения
• Полуофициальным обращением является обращение в форме
полного имени (Дмитрий, Мария), которое предполагает
использовать в разговоре как обращение «ты», так и «вы».
• Обычно такое обращение используют старшие по отношению к
младшим.
• В официальных отношениях следует обращаться всегда на
«вы».
• Сохраняя официальность отношений, стремитесь вносить в
них элемент доброжелательности и теплоты.
Психология общения
• Необходимо соблюдать деликатность, чтобы любое обращение не
превращалось в фамильярность и панибратство, которые харак
терны при обращении только по отчеству: «Николаич», «Михална».
Обращение в такой форме возможно со стороны пожилого
подчиненного, чаще всего рабочего, к молодому начальнику (мас
теру, бригадиру). Или, наоборот, молодой специалист обращается к
пожилому рабочему: «Петрович, постарайся закончить работу к
обеду». Но иногда такое обращение несет оттенок самоиронии. При
этой форме разговора используется обращение на «ты».
Психология общения
• Немаловажное место в деловом этикете занимает приветствие.
Встречаясь друг с другом, мы обмениваемся фразами:
«Здравствуйте», «Добрый день (утро, вечер)», «Привет». Люди по
разному отмечают встречу друг с другом: например, военные
отдают честь, мужчины обмениваются рукопожатием, молодежь
машет рукой, иногда люди при встрече обнимаются. В приветствии
мы желаем друг другу здоровья, мира, счастья.
Психология общения
• В одном из стихотворений русский советский писатель
Владимир Алексеевич Солоухин (1924— 1997) написал:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Психология общения
Список использованных источников:
Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве: Учебное
пособие / Шеламова Галина Михайловна; Рец. И.П.Петухова, И.В.Сырцева. -
М.: Академия, 2008. - 64с. - (Непрерывное профессиональное образование:
Деловая культура). - Прил.:с.43-61.-Лит.:с.62. - ISBN 978-5-7695-3873-5.
https://www.pinterest.ru/pin/174021973081842525/
https://riafan.ru/633213-den-vezhlivyh-lyudei-vspomnim-kak-eto-byl
o
https://pikabu.ru/story/armiya_i_dolg_pered_rodinoy_5145974
1
2
3
4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.