Психология трудовых контактов при трудоустройстве

  • Разработки курсов
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить обучающихся с основами психологии деловых контактов при трудоустройстве; научить составлять резюме и деловые письма, правильно готовиться к собеседованию и телефонным переговорам, соблюдать этикетные нормы поведения при приеме на работу, использовать свой потенциал, познавая свои возможности и личные качества.статья
Иконка файла материала конспект.docx
Психология трудовых контактов при трудоустройстве Цель: познакомить обучающихся с основами психологии деловых контактов при  трудоустройстве; научить составлять резюме и деловые письма, правильно готовиться к  собеседованию и телефонным переговорам, соблюдать этикетные нормы поведения при приеме  на работу, использовать свой потенциал, познавая свои возможности и личные качества. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран. Ход урока: Вед.1 Российский рынок труда, если сравнивать с прошедшим десятилетием, значительно  изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос  спрос – на третьи, появились безработные. Рынок труда стал действительно рынком. Он  приобрел динамику и постоянную тенденцию к изменениям, а колебания спроса и предложений  рабочей силы стали его неотъемлемой характеристикой. Вед.2 Какие же изменения происходят на рынке труда? Прежде всего ухудшается положение на рынке труда малоквалифицированных рабочих и лиц,  не имеющих профессий и специальностей, так как спрос на них снижается. На рынке труда сегодня пользуются спросом: руководители и специалисты в области управления и административно­производственного  обеспечения; квалифицированные специалисты, владеющие компьютерными технологиями; работники организаций инфраструктуры, жилищно­коммунального хозяйства, бытового и  сервисного обслуживания населения, образования и здравоохранения. На сегодняшний день: самые массовые профессии – парикмахер, портной; самая престижная –  государственный чиновник; самая опасная – военный. Рынку труда требуются квалифицированные строители, ремонтники, сантехники, швейники,  обувщики, работники сферы обслуживания. Вед.1 На российском рынке труда молодежь 14­29 лет стала самой многочисленной группой  среди официально зарегистрированных безработных. В основном это подростки и молодые  люди, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной  профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы. Поэтому многие из них не  могут выдержать конкуренции на рынке труда. Среди основных причин низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда следующие: недостаток профессиональных знаний; отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков; несформированность привычки к работе в соответствии с правилами, установленными  работодателем.Существуют и другие причины отказа молодым людям в вакантном месте. Во­первых,  работодатель должен предоставлять работающей молодежи, в том числе несовершеннолетней,  целый ряд предусмотренных законодательством льгот, позволяющих совмещать учебу и труд. Во­ вторых, работодатель заинтересован в стабильном работнике, а юношей призывают на военную  службу, молодые женщины могут уйти в декретный отпуск. Вед.2 В древней Греции на вратах Дельфийского храма было написано: «Познай себя». В наши  дни данная надпись остается актуальной: преобразовывая окружающую действительность,  каждому человеку необходимо максимально использовать свой потенциал, а для этого важно  учитывать свои достоинства и осознавать то, что мешает создавать собственную личность и  выстраивать конструктивные отношения с окружающим миром. Вы уже не раз, наверное, разглядывали себя в зеркале и пытались понять, какой ты; в чем твое  обаяние и привлекательность, что тебе нравится в твоем лице, а что нет. А о том, какой ты  человек, задумывался? Сравнивал себя с ровесниками: кто тебя трудолюбивее, кто более  сообразительный. Ну и как, удалось в себе разобраться? Узнать все о себе не легче, чем узнать  все о ком­то. А знать о себе было бы неплохо. Легче будет учиться, меньше ошибок ты сделаешь  при выборе профессии. Если ты хочешь в себе разобраться и помочь стать лучше, то должен быть честен перед собой. Способности человека зависят от его природных задатков. Часто говорят: «Он музыкант от  природы» или «Он прирожденный математик». Задатки – это то, что тебе дано от рождения и в  чем твоей заслуги в общем­то нет. Высокий рост, абсолютный слух, высокая скорость реакции.  Природа каждого человека хоть чем­то да одарила, обделенных нет. А уж как человек  использует свои возможности – дело его. Вед.1 Для начала проверим ваше внимание. Перед вами колонки с числами от 1 до 40. Некоторых чисел здесь не хватает. Каких? Самый внимательный тот, кто быстрее остальных нашел пропущенные числа. 14 5 31 27 37 40 34 23 1 20 19 16 32 13 33 2 6 8 25 9 12 26 36 28 39 А сейчас посмотрим, как развита у тебя память. Каждый из вас должен написать на листочке 10  двузначных чисел в произвольном порядке, а потом медленно прочесть их соседу по парте.  Сосед должен их повторить, последовательность чисел роли не играет. Правильно назовешь 5­6 чисел – неплохо. Все 10 – очень хорошо. Хотя люди с блестящей памятью могут запомнить и  больше. Вед.2 Вам предлагается упрощенный вариант достаточно серьезного теста «Знаете ли вы  себя?» Выполнив его, вы сможете узнать новое о своем характере и проанализировать те свои  качества, которые будут мешать или помогать вам при поиске работы. 1. Нарисуйте человечка, используя только такие элементы, ка треугольник, прямоугольник и круг. 2. В рисунке таких элементов должно быть ровно 10.3. Просчитайте в рисунке сначала число треугольников, затем – прямоугольников и потом –  кругов. 4. Теперь запишите все три цифры. Получилось трехзначное число. 5. Найдите это число в списке и вы увидите, к какому из семи типов вы относитесь. 1­й тип: 811, 712, 613, 622, 631, 721. 2­й тип: 541, 532, 523, 514. 3­й тип: 451, 442, 433, 352, 271, 361. 4­й тип: 424, 343, 262, 181. 5­й тип: 334, 244, 154, 163, 172, 253. 6­й тип: 415, 325, 235, 145. 7­й тип: 316, 226, 136, 127, 217. 1­й тип. Вы стремитесь достичь в жизни многого. У вас властный характер. Вы знаете себе цену  и, если надо, умеете постоять за себя. Вы легко знакомитесь с людьми, умеете и любите  поговорить. Однако в глубине души страдаете от недостатка внимания. 2­й тип. Вы очень ответственно относитесь к порученному делу, скрупулезно, до мелочей  продумываете все возможные варианты решений. Вы дипломатичны и стараетесь избегать  открытых конфликтов с окружающими. Цените себя несколько ниже, чем этого на самом деле  заслуживаете. 3­й тип. Вы «правдолюбец», упорный в поисках истины. Порой это является источником ваших  жизненных проблем. Легко включаетесь в процесс работы, упорно доводите дело до конца.  Склонны к индивидуальной работе. 4­й тип. Вы противоречивы – чем больше проблем возникает, тем более изобретательным и  энергичным вы становитесь. Вы хотите многого в самых разных сферах жизни. Для того, чтобы  вам работать продуктивно, нужно иметь определенную цель. Склад ума вашего скорее  аналитический. 5­й тип. Вы чувствительны и эмоциональны. Умеете выполнить тонкую ручную работу. Вы любите красоту и красивые предметы, в частности, немного педантичны. Иногда вам бывает трудно  найти контакт с новыми людьми, если ситуация, в которой вы оказались, для вас непонятна.  Когда же вы знаете, что вам нужно делать, чувствуете себя в обществе легко и просто. 6­й тип. Вы очень общительный человек и вам не свойственно смущаться в присутствии большого  числа людей. Вы очень озабочены мнением окружающих, однако хотели бы владеть их  вниманием. Вы любите и умеете общаться, хотя вам порой приходится ошибаться в людях. Это  может происходить потому, что часто вы можете действовать под влиянием первого  впечатления. 7­й тип. Вы ярко выраженный индивидуалист, склонны всегда самостоятельно организовывать  свою деятельность. Довольно медленно включаетесь в работу, потому что тщательно  отслеживаете как процесс, так и результат своей деятельности.Вед.1 В настоящее время в России для тех, кто ищет работу, формируется новый этикет. Важным элементом этого этикета является грамотная самопрезентация посредством написания личного  резюме и собеседования. Если ваше резюме неудачно составлено, если вы не владеете  культурой общения и не знаете правил этикета, то ваши шансы на получение вакантного места  значительно уменьшаются. Составление резюме Резюме происходит от французского слова, которое в переводе означает «излагать вкратце».  Резюме – это краткая самохарактеристика. Цель резюме состоит в том, чтобы привлечь к себе  внимание при заочном знакомстве и произвести на работодателя благоприятное впечатление. При написании резюме помните, что получатель резюме не должен ломать голову, с какой целью вы его прислали. Укажите конкретную цель, например: «Получение должности менеджера по  продажам в вашей фирме». Чем лучше оформлено резюме, тем больше шансов при прочих равных условиях привлечь к себе  внимание. Резюме следует распечатать на компьютере, поскольку оно должно быть удобным для восприятия. Исходя из того, что тот, кто его читает, хотя человек и заинтересованный, но почти  всегда занятой. Если вы имеете несколько профессий, то не торопитесь об этом сообщать в письменном виде.  Специалист обычно ценится выше, поэтому работодателю скорее подойдет человек, который  серьезно занимается тем делом, для которого требуется претендент на вакантное место. Если  же человек говорит, что может и одно, и другое, то у работодателя может возникнуть опасение,  что вы поверхностно относитесь к делу. Жестких правил написания резюме не существует, однако специалисты, работающие на рынке  труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме. Заголовок – фамилия, имя, отчество (слово «резюме» в заголовке не пишут). Основные личные данные – адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение. Цель обращения – на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете, с  дальнейшим обоснованием своих претензий. Опыт работы – даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и  профессиональных достижений. Образование – даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная  квалификация; награды, призы, звания. Дополнительная информация – данные о дополнительных знаниях, навыках, имеющих  отношение к данной работе, а также важных фактах биографии и личных качествах: ­ владение иностранными языками (степень владения); ­ владение навыками работы на компьютере; ­ наличие водительских прав и опыта вождения; ­ сведения об общественной деятельности, участие в работе конференций, съездов;­ сведения о воинской службе и воинских званиях; ­ увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигнутые успехи; ­ указание к готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене  места жительства; ­ сведения о рекомендациях; ­ личные характеристики(например: «трудолюбив», «аккуратен», «энергичен», «лидерские  качества» и т.д.). Дата составления резюме – свежая дата повышает достоверность заинтересованности в  данной работе, поскольку старая дата может свидетельствовать о том, что вы давно ищете  работу в разных местах. Основными требованиями, предъявляемыми к написанию резюме, являются: ­ краткость – отсутствие лишних слов, сокращений и терминов; ­ конкретность – отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей отношения к  вакансии, например: «Имею пятилетний опыт работы» говорит о вас больше, чем «Имею большой  опыт работы»; ­ целенаправленность – изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность; ­ честность – отсутствие недостоверной информации. ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ РЕЗЮМЕ (одна из форм) Иванова Надежда Ивановна Россия, Москва, 101111, ул. Горького, д. 1, кв. 1. Цель Получение должности секретаря. Образование 09.2004 ­ 03.2005 Курсы секретарей­референтов 10.2002 – 10.2004 Курсы английского языка 09.1997 ­ 07.1999 Техникум экономики и управления (факультет менеджмента) Опыт работы 08.1999 по Техникум экономики и управления, секретарь настоящее время учебной части. Навыки Опытный пользователь ПК, хороший, английс. Личные качества Способна работать автономно и в коллективе, ответственна, коммуникабельна, терпелива.Личные данные Дата рождения: 23.09.1980 г. Дополнительные сведения: Имею водительские права категории В. Увлечения: аранжировка цветов. Здоровье: хорошее. Рекомендации Готова предоставить. СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЕМ Многие претенденты на вакантные должности присылают на фирмы (в организации)  информацию о себе в виде писем. Основная цель письма – заинтересовать работодателя как специалистом и сподвигнуть его  познакомиться с вами поближе, т.е. получить приглашение на собеседование. При написании деловых писем необходимо соблюдать некоторые требования и правила: ­ бумага должна быть хорошего качества, чистая и не мятая; ­ текст следует печатать через полтора­два интервала без переноса слов; ширина поля с левой  стороны листа должна быть не менее 2 см, абзац нужно начинать с красной строки с  отступлением пяти интервалов от левого края строки; ­ адрес организации пишется в правом углу, под ним ставится дата; ­ ниже, с края строки или в центре листа пишется обращение. Например: «Уважаемый Петр  Петрович» или «Уважаемая госпожа Сидорова»; ­ после обращения ставят запятую, но иногда ставят восклицательный знак (в данном случае  следующую фразу начинают с красной строки и с заглавной буквы); ­ подпись ставится с правой стороны листа, после заключительной фразы (например: «С  уважением»), фамилия подписывающего печатается под его рукописной подписью. Требования к содержанию письма: ­ точность и ясность изложения мыслей; ­ доступность текста для понимания; ­ краткость – отсутствие лишних слов и пустых фраз; ­ грамотность; ­ корректность – деловой и вежливый стиль изложения.ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА, ПОСЫЛАЕМОГО ВМЕСТЕ С ПОСЛУЖНЫМ СПИСКОМ Руководителю АО «Сервис­Синтез» Москва, ул. Мира, д. 1 г­ну Петрову П.П. 7 июля 2016 г. Уважаемый Петр Петрович! Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность секретаря­референта. Мне 25 лет, имею среднее профессиональное образование, знаю делопроизводство, оргтехнику, деловой английский язык. Владею навыками работы на компьютере. Я окончила факультет менеджмента техникума экономики и управления, курсы секретарей­ референтов, курсы английского языка. Была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать  свои возможности приносить фирме практическую пользу благодаря своему профессиональному опыту и заинтересованности в работе. Приложение: резюме на русском и английском языках. Н.И. Иванова подпись Адрес: Москва, 101111, ул. Горького, д. 1, кв.1 Телефон: (495) 222­22­22 Вед. 2 Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее  морали, поведению и поступкам. Культура делового общения регулирует отношения во всех  сферах профессиональной деятельности. Без квалифицированных и компетентных  специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить в условиях  конкуренции. Мир профессий многообразен. Найти свое место, обрести уверенность в себе – процесс  длительный, требующий от человека адекватной оценки собственных возможностей, знаний о  своих сильных сторонах и затруднениях, овладение культурой самопознания, готовности к  постоянному обучению. От того, как вы себя зарекомендуете во время собеседования, написания резюме или  заполнения анкеты, зависит реализация ваших способностей. Желаем удачи!Список литературы 1. Матвеева М.В., Подкорытова Л.А. Познакомься ­ это ты. – Екатеринбург: Изд­во Дома  учителя; Изд­во Урал. ун­та, 1999. 2. Рыкова Е.А. и др. Технология поиска работы. – М.: ПрофОбрИздат,2001.3. Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 4. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. – М.: Издательский  центр «Академия», 2008. 5. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 6. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.