МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Бендерский детский сад №40»
МАТЕРИАЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ
НА ТЕМУ:
«Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития»
Подготовила: Мунтян О.А.
Заведующий
Слайд 1. Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития
Слайд 2. Диагностика индивидуальных особенностей детей.
Большую роль в правильной организации инклюзивного образования в ОДО играет индивидуальная диагностика особенностей детей.
· Беседа с родителями и их анкетирование. (на слайде)
Для диагностики детей, прежде всего, используется анкетирование родителей, в котором они оценивают своего ребенка. Знания родителей активно используют для определения интересов, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений.
Затем воспитатель проводит с родителями беседу, в которой интересуется историей развития ребенка. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, рассказать родителям о детском саде и определить основные направления сотрудничества.
· Диагностика развития ребенка. (на слайде)
Обследование ребенка проводится специалистами ОДО, каждый из них обращает внимание на свою область.
- логопед – на способность дошкольника к контакту, имитации, уровень развития координации внимания, импрессивный и экспрессивный словарь (включая, как слова, так и другие символы, например, жесты); понимание и использование речи в различных ситуациях и др.
- дефектолог – на уровне игровой деятельности ребенка, мышления крупной и мелкой моторики, интересующие его игрушки и занятия;
- педагог психолог – на особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
* Наблюдение за поведением в группе. (на слайде)
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в детском саду воспитатели и специалисты наблюдают за ним в разных ситуациях.
Слайд 3. Диагностика ориентирована на следующие показатели:
· особенности развития ребенка в настоящий момент;
· ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться;
· сильные стороны ребенка и его родителей;
· потребности ребенка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание;
· запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят;
· возможности среды, в которой живет ребенок.
Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
Слайд 4 .В диагностику детей с ЗПР входит:
· Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо ребенок капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
· Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
· Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов.
· Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
· Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями ребенка после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.
Слайд 5. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха
Психолого-педагогическое обследование детей данной категории сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития:
• непонимание ребенком обращенной к нему речи,
• отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик.
Слайд 6 . Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход:
• учет структуры нарушения в целом,
• всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей).
• нужно иметь сведения о семье - состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха.
• важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.
Слайд 7. Изучение детей с нарушениями зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Период пребывания ребенка с нарушением зрения в специальном учреждении от ясельного до младшего школьного возраста включительно связан для него с несколькими кризисными периодами.
1. Наиболее острым специфическим периодом является период осознания своего отличия от нормально видящих детей, приходящийся на средний и старший дошкольный возраст.
2. Второй критический период связан с переходом от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению.
Роль тифлопсихолога , проводящего обследования детей в эти периоды, состоит в подготовке детей к переменам в их жизни и в создании вместе с воспитателями установки на преодоление трудностей и возможности их избежать или преодолеть.
Изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий. Задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий, выявить не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это дает возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком.
• Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания.
• Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов, а также двигательные ограничения.
Слайд 8. При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 - 4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать следующие показатели, к-е представлены на слайде:
- соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;
- возможности обучения ребенка, показателями которых служат темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения;
- характер помощи взрослого и возможность ее использования; - способность к самостоятельному выполнению заданий; - отношение больного ребенка к заданию, его активность;
- возможность частично приспособиться к двигательному дефекту;
- использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов);
- устойчивость внимания.
• В схему обследования детей дошкольного возраста, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.
Слайд 9 Психолого-педагогическое изучение аутичных детей
Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому особое внимание следует уделить организации обследования. Формой организации обследования аутичных детей может быть:
• лонгитюдное,
• динамическое,
• диагностическое обследование.
С этой целью организуется диагностическая группа, в которой специалисты работают индивидуально с каждым ребенком. Другой особенностью обследования аутичных детей является его организация в виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу или педагогу. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно включаться в процедуру: тихонько входить в кабинет или, уже находясь в нем, постепенно предъявлять себя ребенку (второй вариант предпочтительнее).
В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей предполагает выделение трех этапов.
Первый этап - сбор психологического анамнеза.
Второй этап - определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.
Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.
Слайд 10. При проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с этой патологией нужно учитывать следующие диагностические критерии.
1. Нарушения коммуникации: - проявление дискомфорта при любых контактах со средой;
- отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью;
- особенности глазного контакта и мимики;
- симбиотические связи с матерью.
Слайд 11. 2. Нарушения речи:
- мутизм (полное или частичное отсутствие речи);
- эхолахии, речевые штампы, речевые стереотипии;
- отсутствие использования местоимений первого лица;
- развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет);
- преобладание монологической речи и аутодиалогов.
Слайд 12 3. Нарушения поведения:
- "полевое" поведение;
- немотивированная агрессия к окружающим;
- аутоагрессия; - стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).
В целом процедура изучения предполагает следующее.
: • изучение истории развития ребенка,
• анамнестические данные,
• знакомство с работами и продуктивным творчеством ребенка,
• беседа с его близкими.
• установить, как ребенок привыкал к режимным моментам в раннем детстве, был ли слишком возбудимым или, наоборот, не реагировал на изменения обстановки; когда начал узнавать маму и отвечать ей улыбкой; имел ли место "комплекс оживления" на первом году жизни и как он протекал.
• установить, как реагировал ребенок на близких и чужих в раннем возрасте, спокойно ли шел на руки к чужим или выражал при этом беспокойство, и что изменилось в настоящий момент; какой была реакция ребенка на мокрые пеленки и "чужой" горшок; отмечают ли близкие особую избирательность и стереотипность ребенка в еде, одежде, организации домашнего быта.
• важно узнать, возникали ли у ребенка двигательные стереотипии, навязчивость и агрессивные проявления.
• Важное значение имеет также информация о становлении локомоторных функций. У некоторых детей может отмечаться некоторое смещение в сроках двигательного развития. Критерием позитивной динамики в развитии ребенка является возникновение в его психической деятельности признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы. Одновременно при этом изменяются, а точнее, упрощаются способы компенсаторной аутостимуляции.
Слайд 13 Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития
Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Единая комплексная программа обследования детей с выраженным нарушением в психическом развитии представлена на слайде:
• обязательное первичное медицинское,
• нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
• регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;
• регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.
В диагностике психического развития детей со сложными нарушениями вполне применимы многие традиционные методы психолого-педагогической диагностики.
Это, прежде всего, предметные дидактические игрушки.
В зависимости от сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и языковых возможностей можно пробовать предлагать ему многие из применяемых в общей психодиагностике диагностических заданий.
Но при этом необходимо учитывать огромные трудности ребенка со сложным нарушением (а часто - и с отставанием в речевом развитии) в понимании и принятии инструкции по выполнению задания и выбирать диагностические задания, где инструкцию можно показать наглядно или на примере.
Трудность при предъявлении диагностических заданий детям со сложными и множественными нарушениями развития представляет их недостаточная мотивированность к предметной деятельности. Задача психолога - выявить возможности ребенка и подобрать задания, которые позволят определить его сенсорные, двигательные и познавательные особенности в интересной для него деятельности, а также попытаться включиться в эту деятельность, чтобы вступить в контакт с ребенком и наладить с ним общение
Слайд 14
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.