Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития
Оценка 4.7

Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития

Оценка 4.7
Лекции
docx
детская психология +1
Все классы
29.10.2024
Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития
Психолого – педагогическая диагностика детей с ОВЗ
диагностика детей с ОВЗ.docx

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Бендерский детский сад №40»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА ТЕМУ:

 

 

 

«Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Мунтян О.А.

Заведующий

 

 

 

Слайд 1.     Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития

                           

Слайд 2.   Диагностика  индивидуальных особенностей детей.

     Большую роль в правильной организации инклюзивного образования в ОДО играет индивидуальная диагностика особенностей детей.

·        Беседа с родителями и их анкетирование. (на слайде)

Для диагностики детей, прежде всего, используется анкетирование родителей, в котором они оценивают своего ребенка. Знания родителей активно используют для определения интересов, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений.

Затем воспитатель проводит с родителями беседу, в которой интересуется историей развития ребенка. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, рассказать родителям о детском саде и определить основные направления сотрудничества.

·        Диагностика развития ребенка. (на слайде)

Обследование ребенка проводится специалистами ОДО, каждый из них обращает внимание на свою область.

- логопед – на способность дошкольника к контакту, имитации, уровень развития координации внимания, импрессивный и экспрессивный словарь (включая, как слова, так и другие символы, например, жесты); понимание и использование речи в различных ситуациях и др.

- дефектолог – на уровне игровой деятельности ребенка, мышления крупной и мелкой моторики, интересующие его игрушки и занятия;

- педагог психолог – на особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

      *     Наблюдение за поведением в группе. (на слайде)

 На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в детском саду воспитатели и специалисты наблюдают за ним в разных ситуациях.

 

Слайд 3. Диагностика ориентирована на следующие показатели:

·         особенности развития ребенка в настоящий момент;

·         ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться;

·         сильные стороны ребенка и его родителей;

·         потребности ребенка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание;

·         запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят;

·         возможности среды, в которой живет ребенок.

 

Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

 

 

Слайд 4 .В диагностику детей с ЗПР входит:

·         Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо ребенок  капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.

·         Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.

·         Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. 

·         Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.

·         Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями ребенка после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

 

Слайд 5. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха

Психолого-педагогическое обследование детей данной категории сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития:

• непонимание ребенком обращенной к нему речи,

• отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик.

 

Слайд 6 . Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход:

• учет структуры нарушения в целом,

• всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей).

• нужно иметь сведения о семье - состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха.

• важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.

 

Слайд 7. Изучение детей с нарушениями зрения

Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Период пребывания ребенка с нарушением зрения в специальном учреждении от ясельного до младшего школьного возраста включительно связан для него с несколькими кризисными периодами.

1. Наиболее острым специфическим периодом является период осознания своего отличия от нормально видящих детей, приходящийся на средний и старший дошкольный возраст.

2. Второй критический период связан с переходом от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению.

Роль тифлопсихолога , проводящего обследования детей в эти периоды, состоит в подготовке детей к переменам в их жизни и в создании вместе с воспитателями установки на преодоление трудностей и возможности их избежать или преодолеть.

Изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий. Задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий, выявить не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это дает возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком.

• Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания.

• Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов, а также двигательные ограничения.

Слайд 8.  При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 - 4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать следующие показатели, к-е представлены на слайде:

- соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;

 - возможности обучения ребенка, показателями которых служат темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения;

- характер помощи взрослого и возможность ее использования; - способность к самостоятельному выполнению заданий; - отношение больного ребенка к заданию, его активность;

- возможность частично приспособиться к двигательному дефекту;

- использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов);

 - устойчивость внимания.

• В схему обследования детей дошкольного возраста, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.

Слайд 9 Психолого-педагогическое изучение аутичных детей

Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому особое внимание следует уделить организации обследования. Формой организации обследования аутичных детей может быть:

• лонгитюдное,

• динамическое,

• диагностическое обследование.

 

С этой целью организуется диагностическая группа, в которой специалисты работают индивидуально с каждым ребенком. Другой особенностью обследования аутичных детей является его организация в виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу или педагогу. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно включаться в процедуру: тихонько входить в кабинет или, уже находясь в нем, постепенно предъявлять себя ребенку (второй вариант предпочтительнее).

 В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей предполагает выделение трех этапов.

Первый этап - сбор психологического анамнеза.

Второй этап - определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.

Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.

 

Слайд 10. При проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с этой патологией нужно учитывать следующие диагностические критерии.

1.      Нарушения коммуникации: - проявление дискомфорта при любых контактах со средой;

 - отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью;

- особенности глазного контакта и мимики;

- симбиотические связи с матерью.

Слайд 11. 2. Нарушения речи:

- мутизм (полное или частичное отсутствие речи);

 - эхолахии, речевые штампы, речевые стереотипии;

- отсутствие использования местоимений первого лица;

- развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет);

 - преобладание монологической речи и аутодиалогов.

 

Слайд 12 3. Нарушения поведения:

 - "полевое" поведение;

- немотивированная агрессия к окружающим;

- аутоагрессия; - стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).

 

В целом процедура изучения предполагает следующее.

: • изучение истории развития ребенка,

• анамнестические данные,

• знакомство с работами и продуктивным творчеством ребенка,

• беседа с его близкими.

• установить, как ребенок привыкал к режимным моментам в раннем детстве, был ли слишком возбудимым или, наоборот, не реагировал на изменения обстановки; когда начал узнавать маму и отвечать ей улыбкой; имел ли место "комплекс оживления" на первом году жизни и как он протекал.

• установить, как реагировал ребенок на близких и чужих в раннем возрасте, спокойно ли шел на руки к чужим или выражал при этом беспокойство, и что изменилось в настоящий момент; какой была реакция ребенка на мокрые пеленки и "чужой" горшок; отмечают ли близкие особую избирательность и стереотипность ребенка в еде, одежде, организации домашнего быта.

• важно узнать, возникали ли у ребенка двигательные стереотипии, навязчивость и агрессивные проявления.

• Важное значение имеет также информация о становлении локомоторных функций. У некоторых детей может отмечаться некоторое смещение в сроках двигательного развития. Критерием позитивной динамики в развитии ребенка является возникновение в его психической деятельности признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы. Одновременно при этом изменяются, а точнее, упрощаются способы компенсаторной аутостимуляции.

 

Слайд 13 Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития

 Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Единая комплексная программа обследования детей с выраженным нарушением в психическом развитии представлена на слайде:

 • обязательное первичное медицинское,

• нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;

• регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;

• регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.

 

В диагностике психического развития детей со сложными нарушениями вполне применимы многие традиционные методы психолого-педагогической диагностики.

Это, прежде всего, предметные дидактические игрушки.

В зависимости от сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и языковых возможностей можно пробовать предлагать ему многие из применяемых в общей психодиагностике диагностических заданий.

Но при этом необходимо учитывать огромные трудности ребенка со сложным нарушением (а часто - и с отставанием в речевом развитии) в понимании и принятии инструкции по выполнению задания и выбирать диагностические задания, где инструкцию можно показать наглядно или на примере.

Трудность при предъявлении диагностических заданий детям со сложными и множественными нарушениями развития представляет их недостаточная мотивированность к предметной деятельности. Задача психолога - выявить возможности ребенка и подобрать задания, которые позволят определить его сенсорные, двигательные и познавательные  особенности в интересной для него деятельности, а также попытаться включиться в эту деятельность, чтобы вступить в контакт с ребенком и наладить с ним общение

 

Слайд 14


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Бендерский детский сад №40»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Бендерский детский сад №40»

Слайд 1. Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития

Слайд 1. Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития

Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога

Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога

Изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

С этой целью организуется диагностическая группа, в которой специалисты работают индивидуально с каждым ребенком

С этой целью организуется диагностическая группа, в которой специалисты работают индивидуально с каждым ребенком

Важное значение имеет также информация о становлении локомоторных функций

Важное значение имеет также информация о становлении локомоторных функций

сенсорные, двигательные и познавательные особенности в интересной для него деятельности, а также попытаться включиться в эту деятельность, чтобы вступить в контакт с ребенком и наладить…

сенсорные, двигательные и познавательные особенности в интересной для него деятельности, а также попытаться включиться в эту деятельность, чтобы вступить в контакт с ребенком и наладить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2024