МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и педагогической психологии
Психолого-педагогическая характеристика личности школьника
Выполнила: студентка 4 курса
очной формы обучения (б/о),
отделения ФИ
физико-математического ф-та
Дмитриева И.А.
Научный руководитель: к.п.н.,
доцент кафедры общей и
педагогической психологии
Пушкина Т. Ф.
Воронеж 2016 г.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №67, находится по адресу: г. Воронеж, ул. Циалковского, 5. Директор: Козлов Алексей Васильевич. Учебные занятия, в данном образовательном учреждении, проводятся за пять учебных дней для учащихся 1-11 классов, только в 1 смену с 8.00, преподавание ведется на русском языке. Формы образования: очная (в классе), обучение на дому.
Структурно школа состоит из трех уровней: начального (1-4 классы), основного (5-9 классы) и среднего (10-11 классы). В школе обучается более 500 учащихся, существует 19 классов-комплектов.
Школа № 67 реализует базовую и профильные программы, имеет опыт качественной подготовки выпускников по различным профилям. Школа активно внедряет в жизнь принципы инклюзивного образования и гуманной педагогики.
МБОУ СОШ № 67 обеспечивает качественную подготовку выпускников, их высокую конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы и последующем обучении, формирует общекультурный интеллект школьников, способствует овладению навыками самостоятельной научной и проектно-творческой деятельности.
В стенах данного учреждения, существует возможность получить дополнительное образование: физкультурно-спортивное, научно-техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, культурологическое, естественнонаучное.
Школа № 67 имеет четкую, хорошо выстроенную структуру управления, которая позволяет ученикам принимать участие в решении различных общественных вопросов.
На базе данного учреждения существует служба школьной медиации. Работа службы направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Это альтернативный путь разрешения конфликта.
Данная база исследования по всем параметрам подходит для комфортного и качественного прохождения психолого-педагогической практике.
Объект исследования: ученик 7 «А» класса Зацепин Алексей Юрьевич, возраст 14 лет. Родился в г. Воронеже 22 декабря 2001 года. Проживает по адресу: ул. Набережная Авиастроителей, 4 кв. 57.
В МБОУ СОШ №67 обучается с 1 класса. С данным классным руководителем (Релина Екатерина Владимировна – классный руководитель с 2013 года) взаимодействует 3 года.
Физическое состояние: Алексей имеет II подготовительную группу здоровья, нуждается в зрительном режиме и диете без кроссов и соревнований.
Зацепин Алексей родился, живет и воспитывается в полной семье. Папа: Зецепин Юрий Алексеевич, работает в ОАО «Воронежэнергоремонт». Мама: Зацепина Ольга Михайловна, работает в ООО «Воронежтеплоэнерго».
Беседуя с классным руководителем ученика, я выяснила, что данная семья благополучная. Родители участвуют в общественной жизни школы и класса. Принимают активное участие в воспитании сына. Регулярно посещают классные и школьные родительские собрания, интересуются успеваемостью сына и его внешкольной деятельностью.
По результатам успеваемости в первой четверти Алексей показал отличные знания. У Алеши хорошо развиты учебно-коммуникативные навыки. Он активно работает на уроках, практически всегда выполняет задание быстрее других. Никогда не откажет в помощи однокласснику.
В ходе моего наблюдения и в результате беседы с классным руководителем, я пришла к выводу, что данный ученик очень переживает за поставленные ему оценки. Часто волнуется.
Алексей принимает участие в творческой деятельности, имеет адекватное поведение, как на уроках, так и в обычной жизни. Участвует в олимпиадах. Отношения с учителями складываются у Зацепина А. очень хорошо. В коллективе он активен и имеет свое место в иерархии класса. Общается практически со всеми одноклассниками. Отношения дружеские. Никто не испытывает к Алексею отрицательных эмоций.
Речь развита хорошо, имеется хороший словарный запас, ученик умеет грамотно изложить свои мысли в письменной и устной форме.
Алексей проявляет старательность в учебной деятельности, занимается с интересом. Алеша очень трепетно относится к оценкам, стремится на каждом уроке получать только отличные оценки. Имеет собственное мнение, правильно реагирует на замечания преподавателей.
К общественной жизни коллектива не равнодушен, мальчик с интересом выполняет все поручения классного руководителя, в классе имеет должность старосты. Ведет дневник отсутствующих. Является «правой рукой» классного руководителя. Никогда не пропускает занятия.
В межличностных отношениях для Алексея характерны: общительность, вежливость и тактичность. С одноклассниками поддерживает ровные и доброжелательные отношения, имеет хорошие позиции в классе.
В будущем Алеша мечтает стать стоматологом.
Для изучения методов развития познавательных процессов ученика и составления психолого-педагогической характеристики его познавательной сферы, я проводила следующие методики: методика диагностики типа темперамента с помощью опросника Айзенка, исследование самооценки с помощью экспресс-диагностики (предложенная Е.Н. Корнеевой), методика на определения уровня притязания «Моторная проба Шварцландера», тест Мюнстерберга на восприятие, тест «Числовой квадрат» предназначенный для оценки объема распределения и переключения внимания и тест Мюнстерберга на восприятие, а так же я проводила социометрическое исследование.
По результатам опросника Айзенка у Зацепина Алексея значительная экстраверсия, высокая эмоциональная нестабильность и нормальный показатель социальной желательности (2 балла). Из этого можно сделать вывод, что преобладающий тип темперамента - холерик.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительности, аффективности.
Изучая самооценку Алексея по экспресс-диагностики Е.Н. Корневой, я пришла к выводу, что он обладает адекватной (нормальной) самооценкой.
Исследуя для оценки объема распределения и переключения внимания тест Мюнстерберга на восприятие, был выявлен средний уровень восприятия.
Определяя уровня притязания с помощью теста «Моторная проба Шварцландера» были получены результаты: Алексей имеет умеренный уровень притязаний (внутри нормы).
Социометрия показала, что Алексей является одним из принимаемых (статусная группа), имеет много друзей и знакомых.
На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Зацепина Алеши. Он способный и целеустремлённый школьник.
Но все же, Алексею необходимо развивать уверенность в себе и своих знаниях. Меньше переживать за оценки.
Рекомендации:
1. Честно признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели в соответствии с этим.
2. Обязательно решите для себя, что именно для Вас наиболее ценно, какой Вы хотели видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, с тем, чтобы воспользоваться этим, когда наступит удобный момент.
3. Проанализируйте причины всех своих успехов и неудач. Разберитесь во всем этом честно и объективно. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать или же не оказал Вам помощи. Простите себе свои прошлые ошибки, заблуждения и грехи. Постарайтесь забыть все свои тяжкие воспоминания и постарайтесь не возвращаться к ним. Освободите место для хороших, позитивных воспоминаниях, для воспоминаний о Ваших успехах и победах.
4. Помните, что чувства вины и стыда не помогают людям добиваться успеха. Не позволяйте себе зацикливаться на этих чувствах.
5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не только в недостатках собственной личности.
6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Более терпимо относитесь к людям.
7. Никогда не говорите о себе плохо, избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».
8. Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать Вас как личность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.