На вопрос, когда же отдавать ребенка в школу — есть однозначный ответ — тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе и зависит его успешность в школе.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?
Готовность к школе — это не показатель развитости ребенка, это, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости.
Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте, для лучшего понимания, исправим фразу «готовность к школе» — на «готовность к обучению».
Так вот готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовем эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).
Для того чтобы избежать невротизации ребенка, которая происходит из-за неправильного переживания кризиса в школах проводится собеседование. Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.
Разве ребенок может хотеть учиться? Да, на определенном этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребенка выходит познавательный или учебный мотив. Если к этому моменту у ребенка не сформирован отрицательный образ школы (благодаря «заботливым» родителям) — то он хочет пойти в школу. И тут важно узнать представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» - главный мотивационный компонент.
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?
Обучаться – это не играть, это значит трудиться. Школа – это постоянная необходимость отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определенную зрелость эмоционально-волевой сферы.
Здесь же можно указать о готовности ребенка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым.
Успешность адаптации к школе напрямую связана со самостоятельностью ребенка (в группе риска гиперопекаемые дети).
«Он у нас очень умный - со всем справится!». Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект – это в первую очередь способность использовать свои знания умения и навыки, а еще конкретнее, способность обучаться. Действительно дети с большим багажом
(хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда «запасы» истощаются, ребенок может из успешного превратиться в неуспевающего. И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться – с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.
Прежде чем учить ребенка бегло читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь, первый класс – это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики.
Откуда взялись такие требования? Что такое ГОС ДОУ и какие требования он предъявляет?
Одним из результатов качественной работы дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками).
Что такое Государственный стандарт дошкольного образования?
Государственные стандарты устанавливаются в ЛНР в соответствии с требованием «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». Какие требования выдвигает ГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребѐнка, что конечно тоже важно.
Как ГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная 4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребѐнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребѐнка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
Модель выпускника имеет большое значение:
- во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,
- во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива,
- в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.
По мнению многих родителей готовый к школе ребѐнок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».
Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:
• Физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками. У ребѐнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
• Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаѐт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
• Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребѐнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребѐнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребѐнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике,
театре и др.)
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребѐнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребѐнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребѐнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребѐнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определѐнному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребѐнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Линия развит ия |
Показатели развития (интегративные качества) |
|
Физическое развитие соответствует возрастным нормам. Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: v проявляет интерес и потребность в двигательной активности (проявляет интерес к участию в подвижных играх, играх с элементами соревнования, играм-эстафетам, физическим упражнениям); v владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту; v достаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость); Сформированы ценности здорового образа жизни: v имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним; v имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня; v проявляет желание заботиться о своем здоровье |
Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей
Проявляет любознательность, познавательную активность:
v интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
v задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
v способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднения обращается к взрослому;
v проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности (кино, литература, искусство, экскурсии, информация взрослого);
v принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту:
v владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; пытается использовать знаково – символические средства представления информации;
v применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
v способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его.
Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в
|
Речь выпускника: v словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух; v адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; v владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.). v использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание); v способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. может выучить небольшое стихотворение; умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; способен сосредоточенно действовать в течение 1525минут; |
Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру:
v имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
v имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
v имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности (игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности и
т.д.)
Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания;
Владеет приемами и навыками межличностного общения (охотно участвует во всех видах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, может отстаивать свою точку зрения, выражать желания, ориентирован на мнение и оценку других людей).
Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т.е. способен договариваться с партнерами по взаимодействию, учитывая их желания и мнения, согласовывая свои действия с действиями партнера).
Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом:
v имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо);
v способен управлять своим поведением и
|
Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства. Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента. Сформированы основы художественно - творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его; Сформированы основы музыкальной деятельности (развиты танцевально - двигательные, исполнительские умения). Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности. |
|
|||
|
Универсальные предпосылки учебной деятельности:
|
Личностные УУД: v Сформированы познавательные мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника; сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения. Познавательные УУД: v Проявляет любознательность и познавательную активность; v Способен решать проблемы творческого и поискового характера; использует знаково –символические средства представления информации, владеет логическими операциями; использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УУД: v Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци. v Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). v Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Коммуникативные УУД: v Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.