Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению детей согласно ГОС ЛНР
Оценка 4.8

Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению детей согласно ГОС ЛНР

Оценка 4.8
pdf
29.10.2020
Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению детей согласно ГОС ЛНР
ГОС.pdf



На вопрос, когда же отдавать ребенка в школу — есть однозначный ответ — тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе и зависит его успешность в школе.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

Готовность к школе — это не показатель развитости ребенка, это, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости.

Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте, для лучшего понимания, исправим фразу «готовность к школе» — на «готовность к обучению».

Так вот готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовем эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).

Для того чтобы избежать невротизации ребенка, которая происходит из-за неправильного переживания кризиса в школах проводится собеседование. Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.

Разве ребенок может хотеть учиться? Да, на определенном этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребенка выходит познавательный или учебный мотив. Если к этому моменту у ребенка не сформирован отрицательный образ школы (благодаря «заботливым» родителям) — то он хочет пойти в школу. И тут важно узнать представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. 

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» - главный мотивационный компонент.

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. 

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?

Обучаться – это не играть, это значит трудиться. Школа – это постоянная необходимость отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определенную зрелость эмоционально-волевой сферы.

Здесь же можно указать о готовности ребенка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым. 

Успешность адаптации к школе напрямую связана со самостоятельностью ребенка (в группе риска гиперопекаемые дети).

«Он у нас очень умный - со всем справится!». Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект – это в первую очередь способность использовать свои знания умения и навыки, а еще конкретнее, способность обучаться. Действительно дети с большим багажом

(хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда «запасы» истощаются, ребенок может из успешного превратиться в неуспевающего. И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться – с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.

Прежде чем учить ребенка бегло читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь, первый класс – это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики.

Откуда взялись такие требования? Что такое ГОС ДОУ и какие требования он предъявляет?

Одним из результатов качественной работы дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками). 

Что такое Государственный стандарт дошкольного образования?

Государственные стандарты устанавливаются в ЛНР в соответствии с требованием «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». Какие требования выдвигает ГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

                    Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

                    Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

                    Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребѐнка, что конечно тоже важно.

Как ГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.  Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. 

Критерии готовности:

1.                физическая

2.                интеллектуальная

3.                социальная 4. мотивационная.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. 

Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать,          анализировать,          классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребѐнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. 

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребѐнка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Модель выпускника имеет большое значение:

-                    во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,

-                    во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива,

-                    в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

По мнению многих родителей готовый к школе ребѐнок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

          

Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:  

       Физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками. У ребѐнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

       Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаѐт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

       Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

       Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребѐнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребѐнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребѐнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике,

театре и др.)

          

       Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребѐнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

       Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребѐнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребѐнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

       Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребѐнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определѐнному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. 

       Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

       Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребѐнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

          


Портрет выпускника ДОУ по основным линиям развития

 

Линия развит ия

Показатели развития (интегративные качества)

*  Физическое развитие соответствует возрастным нормам.

*  Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:

v проявляет интерес и потребность в двигательной активности (проявляет интерес к участию в подвижных играх, играх с элементами соревнования, играм-эстафетам, физическим упражнениям);

v владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту;

v достаточно развиты физические качества

(выносливость, сила, быстрота, ловкость);

Сформированы ценности здорового образа жизни:

v имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним;

v имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня;

v проявляет желание заботиться о своем здоровье


 Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей

 Проявляет любознательность, познавательную активность:

v интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

v задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

v способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднения обращается к взрослому;

v проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности (кино, литература, искусство, экскурсии, информация взрослого);

v принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

*  Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту:

v владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; пытается использовать знаково – символические средства представления информации;

v применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;

v способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его.

 Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в

 Речь выпускника:

v словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух;

v адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;

v владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.).

v использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);

v способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

 может выучить небольшое стихотворение;

умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; способен сосредоточенно действовать в течение 1525минут;



*  Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру:

v имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

v имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

v имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

*  Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности (игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности и

т.д.)

*  Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

*  Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания;

*  Владеет приемами и навыками межличностного общения (охотно участвует во всех видах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, может отстаивать свою точку зрения, выражать желания, ориентирован на мнение и оценку других людей).

*  Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т.е. способен договариваться с партнерами по взаимодействию, учитывая их желания и мнения, согласовывая свои действия с действиями партнера).

*  Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом:

v имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо);

v способен управлять своим поведением и


*  Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства.

*  Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента.

*  Сформированы основы художественно - творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его;

*  Сформированы основы музыкальной деятельности

(развиты танцевально - двигательные, исполнительские умения).

*  Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности.


           

 

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

 

 Личностные УУД:

v Сформированы познавательные мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника; сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения.   Познавательные УУД:

v Проявляет любознательность и познавательную активность;  

v Способен решать проблемы творческого и поискового характера; использует знаково –символические средства представления информации, владеет логическими операциями; использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.   Регулятивные УУД:

v Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци.

v Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).  

v Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

 Коммуникативные УУД:  

v Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению детей согласно ГОС ЛНР

Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению детей согласно ГОС ЛНР

На вопрос, когда же отдавать ребенка в школу — есть однозначный ответ — тогда, когда ребенок будет готов к школе

На вопрос, когда же отдавать ребенка в школу — есть однозначный ответ — тогда, когда ребенок будет готов к школе

Разве ребенок может хотеть учиться?

Разве ребенок может хотеть учиться?

Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?

Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?

Прежде чем учить ребенка бегло читать, научите его слушать и рассказывать

Прежде чем учить ребенка бегло читать, научите его слушать и рассказывать

Что такое Государственный стандарт дошкольного образования?

Что такое Государственный стандарт дошкольного образования?

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже ) , безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому…

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже ) , безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому…

Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень…

Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень…

Модель выпускника имеет большое значение: - во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, - во-вторых, является основой для разработки…

Модель выпускника имеет большое значение: - во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, - во-вторых, является основой для разработки…

Физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками

Физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками

Ребѐнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребѐнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Физическое развитие соответствует возрастным нормам

Физическое развитие соответствует возрастным нормам

Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей

Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей

Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в

Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в

Речь выпускника: v словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух; v адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; v владеет диалогической речью…

Речь выпускника: v словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух; v адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; v владеет диалогической речью…

Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: v имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; v имеет…

Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: v имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; v имеет…

Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т

Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т

Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства

Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению детей согласно ГОС ЛНР

Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению детей согласно ГОС ЛНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020