Психолого-педагогические рекомендации по коррекции видов памяти детей дошкольного возраста

  • doc
  • 16.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала память у детей.doc

Детско-юношеский центр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема :

«Психолого-педагогические рекомендации по коррекции видов памяти детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова Алина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

 

2020

Коррекционный план.

Цель коррекционной программы: комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП

Принципы коррекционно-развивающей работы:

1. Системный подход;

2. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога;

3. Иерархический принцип – «сверху вниз»;

4. Казуальный принцип (системности развития психической деятельности);

5. «Принцип замещающего онтогенеза»;

6. Принцип соотношения направленностей коррекционной деятельности.

7. Принцип комплексности;

8. Принцип профессиональной компетентности.

Задачи:

1. Разработка коррекционной программы, направленной на коррекцию высших психический функций у детей с ДЦП;

2. Проведение на основе индивидуальной коррекционной работы ряда коррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления, мыслительных операций, внимания, памяти;

3. Поэтапное развитие психических функций.

 

1 Занятие

 

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Доброе утро, солнце приветливое,

Доброе утро, небо голубое,

Доброе утро, птицы небесные

Я вас приветствую, люблю, уважаю,

Потому что мы живем в родном краю.

Доброе утро всем нам,

И взрослым, и малышам.

Упражнение для развития моторики

Цель: развитие мелкой моторики.

Детям предлагают положить обе руки на стол. Одну, правую, сжимают в кулак, а другая, левая - лежит свободно. По команде положения рук меняется: теперь наоборот, левую сжимают в кулак, а правая - свободна. Постепенно темп ускоряется. Упражнение лучше выполнять под музыку.

Упражнение «Коврик»

Цель: развитие мышления.

Каждому ребенку нужно дать лист бумаги, на котором изображены кружочек желтого цвета, треугольник зеленого цвета, цветок красного цвета и отдельно заплатки таких же цветов и формы.

Задача: найти заплатку к каждому коврику, рассказать, какой она формы и цвета.

Рефлексия

Вот занятию уже почти конец.

Ты молодец!

Что понравилось - хвались,

Огорчило - пожалуйся.

Ход проведения.

Психолог дает возможность ребенку высказаться о том, что ему понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает его успехи, хвалит, привлекает к новому занятию.

Упражнение «Дневник занятий»

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

Психолог объясняет ребенку суть дневника: «В нем после каждого занятия мы будем записывать то, что ты сегодня делал, чему ты сегодня научился, как тебе было сегодня на занятии. Этот дневник будет для тебя картой, в которую ты сможешь посмотреть и узнать, чему ты уже научился».

Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен. Психолог подчеркивает успехи ребенка.

Ритуал окончания занятия

Цель: осознание окончания общения.

Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.

 

2 Занятие

 

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

 

Упражнение «Приветствие»

 

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

 

Здравствуй, солнышко родное!

 

Здравствуй, небо голубое 

 

Здравствуй, матушка-земля!

 

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

 

Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

 

Цель: развитие мелкой моторики.

 

Упражнение «Пальчиковая семья»

 

Дети разгибают согнуты в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:

 

- Этот пальчик - наш дедушка,

 

- А этот - бабушка,

 

- Этот пальчик - наш папочка,

 

- А этот - мамочка,

 

- Ну а этот маленький,

 

- Их сынишка удаленький.

 

Упражнение «Какая рука?»

 

Цель: развитие мышления и внимания.

 

Нужно:

 

1. Определить, в какой рукой девочка держит флажок;

 

2. В какой руке девочка держит шар;

 

3. На какой ноге стоит мальчик;

 

4. Какой рукой девочка держит ручку.

 

Упражнение «К чему относится?»

 

Цель:

 

Взять картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.

 

занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, занятие психолога с детьми с дцп, индивидуальное занятие психолога с детьми зпр, коррекционно развивающая программа для детей с зпр, программа для детей с зпр, работа психолога с детьми с овз, дети овз в доу работа психолога

 

Упражнение «Угадай лепесток»

 

Цель: умение различать цвета, форму соотносить их между собой

 

Перед ребенком кладут карточку с изображением нескольких цветков (ромашка, мак, подсолнечник), в каждой из которых хватает одного лепестка. Они добавляются отдельно. Предложить ребенку найти их цветочек с учетом цвета и формы.

 

Рефлексия

 

Вот занятию уже почти конец.

 

Ты молодец!

 

Что понравилось - хвались,

 

Огорчило - жалуйся.

 

Ход проведения.

 

Психолог дает возможность ребенку высказаться о том, что ей понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает его успехи, хвалит, привлекает к новому занятию.

 

Упражнение «Дневник занятий»

 

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

 

Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен. Психолог подчеркивает успехи ребенка, наклеивает в дневник смайлик.

Ритуал окончания занятия

Цель: осознание окончания общения.

Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.

 

3. Занятие

 

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП

 

Упражнение - приветствие.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Я улыбаюсь солнышку:

«Здравствуй золотое!»

Я улыбаюсь цветочку,

Пусть он цветет

Улыбаюсь дождю:

«Лейся, как из ведра!»

И тебе улыбаюсь,

Желаю я добра.

Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

Цель: развитие мелкой моторики.

«Пальчиковая семья»

Дети разгибают согнутые в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:

- Этот пальчик - наш дедушка,

- А этот - бабушка,

- Этот пальчик - наш папочка,

- А этот - мамочка,

- Ну а этот маленький,

- Их сынок удаленький.

«Пальчики здороваются»: 1-й вариант - каждым пальчиком по очереди коснуться большого пальца, далее собрать пальцы в пучок сначала на одной руке, потом на второй, потом на обоих одновременно;

2-й вариант - сложить руки ладонями друг к другу, коснуться большими пальцами друг друга, указательными и т. д., затем всеми одновременно.

«Дети бегают» - пальцы как в предыдущем упражнении, но теперь их нужно поставить на стол и «побегать» сначала одной рукой, затем другой, потом обеими.

«Очки» - создать два круга из крупных и указательных пальцев, соединить их.

«Разговор» - сжать пальцы в кулаки, большие вытянуть вверх, свести их. Все эти упражнения можно объединить, выстроив логическую последовательность, это будет способствовать развитию воображения детей. Лучше сделать это на втором занятии.

Упражнение «Наложенные рисунки»

Цель: коррекция восприятия, внимания.

Ход упражнения: детям предлагаются рисунки с изображением контуров предметов, наложенных друг поверх друга. Ребенку необходимо назвать предметы, которые изображены и обвести их по контуру:

занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, занятие психолога с детьми с дцп

1-й вариант - изображений должно быть не более двух на одном рисунке;

2-й вариант - несколько;

3-й вариант - дальше это могут быть изучаемые по программе буквы, цифры;

4-й вариант - позже можно предложить детям осуществить классификацию по родовым признакам: сгруппировать изображенные предметы по общему признаку (овощи, фрукты, посуда, инструменты и т. д.)

Дидактическая игра с мыльными пузырями (шарики выдуваются на раскрытые ладошки ребенка и ребенку предлагается сжатием пальцев в кулачок поймать шарик))

Рефлексия

Упражнение «Дневник занятий»

Ритуал окончания занятия.

Цель: осознание окончания общения.