ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НА¬ПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Оценка 4.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НА¬ПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
Междисциплинарный 5
4 кл—11 кл
24.03.2020
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НА¬ПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
В системе профориентационной работы выделяются задачи обучения, развития и воспитания старшеклассников при выборе педагогической сферы деятельности. Профессионально направленное обучение предполагает изуче¬ние учащимися теоретических основ и способов педагогической деятельно¬сти и умения применять их в практической работе. Профессиональное разви¬тие акцентирует внимание учащихся к себе как к субъекту избранной про¬фессиональной деятельности, к формированию установки на совершенство¬вание своих личностных профессионально значимых качеств и способностей.
УДК 159.docx

УДК 159.9229

 

Т. В. Комаровская

Учреждение образования «Барановичский государственный университет», Барановичи

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НА­ПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

 

В системе профориентационной работы выделяются задачи обучения, развития и воспитания старшеклассников при выборе педагогической сферы деятельности. Профессионально направленное обучение предполагает изуче­ние учащимися теоретических основ и способов педагогической деятельно­сти и умения применять их в практической работе. Профессиональное разви­тие акцентирует внимание учащихся к себе как к субъекту избранной про­фессиональной деятельности, к формированию установки на совершенство­вание своих личностных профессионально значимых качеств и способностей. Можно выделить следующие психолого-педагогические условия формирования личности старшеклассника посредством использования профориентационных способов обучения в общеобразовательной школе:

1.    Активизация внутренних ресурсов личности в целях саморазвития и самореализации в избираемой профессиональной деятельности.

2.     Создание проблемно-профессиональных ситуаций, атмосферы по­иска, прогнозирования учебно-познавательной и учебно- практической деятельности школьников.

3.     Организация профориентационной работы всем педагогическим коллективом.

4.     Создание научно-методологической базы для проведения профори- ентационной работы: кабинета профориентационной работы, мето­дических пособий и методических инструкций.

5.    Постановка конкретных задач, связанных с профессиональной мо­тивацией и развитием профессионально-педагогических способно­стей учащихся.

6.     Осуществление психолого-педагогической поддержки и помощи в связи с возникающими профориентационными проблемами и при­нятием методических решений.

7.     Создание ситуаций успеха в процессе освоения учащимися педаго­гической деятельности.

8.     Активизация самостоятельного поиска старшего подростка для изу­чения профессионально значимой информации.

Педагогическое обеспечение этих условий определяет эффективность применения профориентационных способов формирования личностной на­правленности на выбор профессионально-педагогического образования. Профориентационные способы формирующего воздействия на личность имеют следующие целевые векторы формирования профессионального са­моопределения учащихся в сфере педагогического образования: стимулиро­вание профессиональной мотивации, усиление побуждающего влияния каж­дого из профориентационных мотивов посредством актуализации ситуаци­онных факторов (при этом необходимо коллективное участие всех педаго­гов). Ориентация учащихся на выбор педагогической профессии выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обяза­тельном дополнении его информационной и консультативной работой и практической деятельностью для развития склонностей и способностей уча­щихся к профессиональной деятельности. Для достижения профориентаци- онного эффекта в процессе преподавания учебных дисциплин требуется применение различных активных методов и приемов в ходе изучения уча­щимися нового материала и его закреплении. Способы формирования лично­стной направленности на профессиональную деятельность осуществляются при организации изучения учебного материала проблемным способом, путем самостоятельной работы учащихся над профориентационными источниками, а также путем обсуждения способов решения учебно-познавательных задач. Методики общеобразовательных предметов в школе должны содержать эле­менты профориентационной подготовки учащихся к выбору профессиональ­ной деятельности.

Гуманитарные предметы при психолого-педагогических условиях формируют нравственные ценности, мировоззренческое отноше­ние, связанное с выбором профессионального образования. Биология предос­тавляет знания о физиологических особенностях личности, которые следует учитывать при выборе профессии, а также формирует стремление познать себя и умение соотносить психофизиологические и психологические качест­ва личности и особенности состояния здоровья с требованием профессии. Математические предметы развивают логическое мышление необходимое при профессиональном самоопределении и самоорганизации в целях реали­зации жизненной стратегии.

Одним из значимых способов воздействия на выбор профессии являет­ся педагогический авторитет, проявляющийся в действиях и поведении учи­телей. Личный пример учителя означает заинтересованное и ответственное отношение к выбору педагогического профессии, наличие глубоких профес­сиональных знаний, высокий уровень культуры и эмоциональной саморегу­ляции, творческое мастерство в области педагогической деятельности. Л.Н. Толстой писал о ценностном отношении педагога к своей профессии как необходимом условии для профориентации учащихся: «Хочешь наукой вос­питать ученика, люби свою науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет вос­питательного влияния»

По мнению Н.В. Кузьминой, труд эф­фективен только при понимании смысла профессиональной деятельности [2, c. 160]. Следовательно, если профессия педагога представлена со стороны учителя как ценностно-смысловое отношение к профессионально- педагогической деятельности, то формирование профессионального пред­ставления у старшеклассников будет строиться на основе престижности пе­дагогической профессии.

Проблема современного педагогического образования состоит в том, что престиж педагогической профессии как вида профессиональной деятель­ности мало привлекает учащихся старших классов. Основными причинами этого являются неустойчивая и низкая материальная оплачиваемость педаго­гического труда, видимая сложность профессиональной деятельности, боль­шая загруженность педагога и, как следствие, высокая утомляемость.

При выборе профессии учащимся требуется поддержка и помощь со стороны педагогов. В настоящее время не все учителя с достаточной ответст­венностью относятся к задачам профориентации в системе обучения и воспи­тания и не всегда имеют достаточную психологическую подготовку для про­ведения этой работы. Педагогу необходимо осознать роль и место профес­сиональной ориентации в структуре учебно-воспитательного процесса и ов­ладеть психологическими знаниями о старшем подростковом возрасте. По­этому для помощи в работе над профессиональным самоопределением уче­ников требуется специальная психолого-педагогическая и методическая по­мощь педагогам старших классов по усовершенствованию педагогических методов и приемов, направленных на формирование осознанного выбора профессии старшеклассника. Для этого возникает необходимость в проведе­нии специального научно-практического семинара и педагогических сове­щаний в виде «круглого стола», на которых обсуждаются и решаются проф- ориентационные проблемы, возникающие в педагогической работе.

Педагогический способ подкрепления личностной направленности на профессиональный выбор зависит от результата применения следующих психологических приемов: профессионально-учебной диагностики, развития профессиональной мотивации.

Педагогические приемы профессионально-учебной диагностики под­крепляют профориентационную мотивацию к определенному виду профес­сиональной деятельности. Учебно-профессиональная диагностика открывает возможность осуществлять контроль над усвоенными учащимися знаниями, навыками, которые позволяют формировать не только познавательную моти­вацию к определенной деятельности, но и развивают самоответственность при изучении учебных предметов, обладают педагогической ценностью при формировании профессиональных мотивов и служат развитию специальных способностей.

Психологический прием смещения (автомизации) личностного мотива на педагогическую профессию может наблюдаться в тех случаях, когда старшеклассник под влиянием некоторой собственной потребности берется за выполнение определенных действий. Если действие является средством удовлетворения потребности, то впоследствии позитивные эмоции приобре­тают автономное мотивационное значение. Смысл данного мотивированного образования заключается в структурировании компонентов деятельности (действие, операции, средство, промежуточная цель), которые связываются с потребностями, вступают в коммуникацию с другими мотивами и потребно­стями и получают от них мотивационно-энергетический заряд [3, c. 44].

Прием переключения мотива отражает связь между личностными цен­ностями и соотнесением их с педагогической деятельностью. Вследствие по­зитивной взаимосвязи происходит формирование нового мотивационного отношения к профессии. Воспитательное влияние мотивационного переклю­чения предусматривает актуализацию существующих на данный момент мо- тивационных отношений (позитивного отношения, интереса), которые на­правляются на новое предметное содержание [4, c. 23].

Профессионально-ориентированный прием, основанием которого явля­ется использование власти, предоставляет старшеклассникам возможность самостоятельного выбора (в плане изучаемых вопросов), который развивает внутреннее стремление к деятельности и достижению определенного резуль­тата, что свидетельствует о формировании содержательно-процессуального компонента мотивации. При этом на стадии формирования профессиональ­ного мотива возможно использование игровых форм работы с элементами соревнования и сотрудничества.

Не менее важную роль в процессе профессионального самоопределе­ния имеет коммуникативная связь школьников с представителями педагоги­ческой профессии. Педагог использует коммуникативно-мотивационный способ воздействия на сознательную и подсознательную сферу личности. Как отмечает Т.А. Дмитренко, задача педагога состоит в том, чтобы придать обучению заинтересованность общения в аспекте учебно-информационной тематики. В зависимости от направления предметного интереса опреде­ляется выбор конкретной специальности [5, c. 15].

Коммуникативно-мотивационный способ профориентационного на­правления предполагает применение таких психолого-педагогических прие­мов как построение логической структуры изложения информационного ма­териала, педагогическое убеждение, педагогическое оценивание, педагогиче­ские рекомендации, манипулятивно-ориенирующие факторы.

Коммуникативное воздействие на развитие профессиональной мотива­ции учащихся в процессе обучения реализуется на основе приема убеждения, детализированного разъяснения сообщаемой информации. Убеждение явля­ется источником воздействия на личность через общение, результатом кото­рого становится измененное мнение, отношение, поведение, позволяющее формировать адекватное профессиональное самосознание. Влияние педаго­гического убеждения проявляется в уверенности действий личности относи­тельно своих способностей в профессиональной деятельности, выражающих­ся в умении самостоятельно обосновывать собственный выбор профессии, оценивать принятое решение. Степень эффективного педагогического убеж­дения относительно выбора профессии зависит от заинтересованности уча­щихся и наличия у них личностных потребностей. Целевое назначение при­менения приема педагогического убеждения рассматривается, как необходи­мость убедить учащегося в правильности выбора будущей профессиональной деятельности. Педагог выстраивает цепочку обоснованных аргументов, что и служит доказательством правильности профессионального самоопределения [6, c. 32].

Процесс допрофессиональной адаптации позволяет развивать и форми­ровать педагогическую направленность личности старшеклассников, активи­зировать их профессиональное самосознание и самооценку. Успешность адаптации в профессиональной деятельности является одним из показателей сформированности личностной направленности старшеклассников на педа­гогическую деятельность.

Разработка тренингов, ориентированных на педагогическое направле­ние, выступает как способ формирования профессиональной мотивации и специальных способностей у учащихся. Известный немецкий психолог К. Фопель разработал концепцию «воркшоп», направленную на самостоя­тельное обучение учащихся и интенсивное групповое взаимодействие [7, c. 10].

Мотивационно-профессиональный уровень психологических тренин­гов предполагает поддержание профессиональной направленности личности и формирование интереса к педагогической деятельности посредством пси­хологических приемов, педагогических упражнений и психолого- педагогических заданий. В основе мотивационного тренинга заложено пред­ставление о том, что тренинг помогает разобраться в своих стремлениях, свя­занных с профессиональным самоопределением. Результатом тренинга явля­ется формирование умения использовать полученные знания в процессе дея­тельности, в соответствии с этим возникает психологический фактор - стремление использовать новое знание и новый опыт. Упражнения, вклю­ченные в мотивационный тренинг, направлены на развитие мотивации дос­тижения цели, интереса к деятельности, формирование педагогических моти­вов. Мотивационный тренинг повышает интерес к педагогической профес­сии, развивает умение организовывать собственную деятельность, формирует способность к самоорганизации, развивает способность к самостоятельному мотивированию необходимых действий, вызывает потребность в самоанали­зе, понимании собственного «Я», помогает определить профессиональные мотивы [8, c. 32].

Уровень профессионального совершенствования личности развивают тренинги, направленные на коррекцию педагогических способностей, таких как: коммуникативные, организаторские, способность к сотрудничеству, эм- патии, прогнозированию.

Коммуникативные тренинги вербальной и невербальной коммуника­ции способствуют развитию самопонимания и понимания других, понима­нию групповых процессов, социально-психологического климата своей группы, развитию поведенческих навыков, способствуют развитию умения слушать, задавать вопросы, поощрять, критиковать. Для учащихся старших классов необходимо создание психологических условий с целью преодоле­ния коммуникативных барьеров во время выступлений перед аудиторией, а также с целью помочь в построении логики информационного изложения, придании выразительности (эмоциональности) речи.

Тренинги, направленные на развитие организаторских способностей, включают следующие основные задачи: а) дать надлежащую информацию об организаторских способностях; б) создать условия для формирования адек­ватной оценки себя как организатора; в) способствовать формированию ли­дерских качеств; г) развивать способности по реализации организаторских умений, полученных на практике. Способность к сотрудничеству является одним из важных качеств личности, она проявляется в готовности помочь другим, чуткости, широте взглядов, терпении и самоуважении. Эти качества необходимы для построения педагогических отношений с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Тренинг сотрудниче­ства позволяет приобрести практические навыки взаимодействия. Данный тренинг дает возможность научить школьников работать в команде, повыша­ет способность к сотрудничеству, в соответствии с этим развивается пози­тивное самосознание, развиваются коммуникативные способности и опреде­ляются пути преодоления психологических барьеров общения, формируются организаторские способности, повышается стремление и способность к са­моразвитию, развиваются необходимые качества личности [9, c. 42].

Работа в команде с учащимися позволяет научить их сотрудничеству. Главным фактором сотрудничества является понимание своей значимости в команде. Сотрудничество основывается на доверительном отношении участ­ников команды друг к другу, принятии индивидуальности субъекта.

Соглас­но Т. Зинкевич-Евстигнееву, Д. Фролову, Т. Грабенко сотрудничество опре­деляется как наиболее гармоничный стиль межличностных отношений, осно­ванный на понимании места каждого в команде [10, c. 45].

Таким образом, используемые психолого-педагогические приемы, ори­ентированные на формирование профессиональной мотивации и педагогиче­ских способностей у старшеклассников, создают личностную уверенность в выборе будущей деятельности и обучают целевому планированию профес­сионального самоопределения. Совокупность перечисленных педагогических способов влияет на индивидуальный способ самореализации и формирование личностной направленности в выборе профессии педагога.

 

СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                 Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М., 1956. - 362 с

2.                 Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М. : Высш. шк., 1990. — 117 с.

3.                 Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд-во вто­рое, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

4.                 Джига, Н. Д. Формирование направленности личности студента: монография / Н. Д. Джига. — Минск : МИТСО, 2011. — 210 с.

5.                 Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в раз­витии человека: монография - Мурманск: МГПИ, 2001. - 280 с.

6.                 Джига, Н. Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования : монография / Н. Д. Джига. — Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. — 431 с.

7.                 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.; 1961. — 536 с.

8.                 Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки : рабочая тетр. учащегося / Г. В. Резапкина. — М. : Генезис, 2010. — 450 с.

9.                 Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека : в 5 кн. / А. А. Деркач. — М., 2001.

10.            Ростунов, А. Т. Психологическая подготовка школьников к труду и выбору


 

11.           

УДК 159.9229 Т. В. Комаровская

УДК 159.9229 Т. В. Комаровская

Создание научно-методологической базы для проведения профори- ентационной работы: кабинета профориентационной работы, мето­дических пособий и методических инструкций

Создание научно-методологической базы для проведения профори- ентационной работы: кабинета профориентационной работы, мето­дических пособий и методических инструкций

Методики общеобразовательных предметов в школе должны содержать эле­менты профориентационной подготовки учащихся к выбору профессиональ­ной деятельности

Методики общеобразовательных предметов в школе должны содержать эле­менты профориентационной подготовки учащихся к выбору профессиональ­ной деятельности

Проблема современного педагогического образования состоит в том, что престиж педагогической профессии как вида профессиональной деятель­ности мало привлекает учащихся старших классов

Проблема современного педагогического образования состоит в том, что престиж педагогической профессии как вида профессиональной деятель­ности мало привлекает учащихся старших классов

Педагогические приемы профессионально-учебной диагностики под­крепляют профориентационную мотивацию к определенному виду профес­сиональной деятельности

Педагогические приемы профессионально-учебной диагностики под­крепляют профориентационную мотивацию к определенному виду профес­сиональной деятельности

При этом на стадии формирования профессиональ­ного мотива возможно использование игровых форм работы с элементами соревнования и сотрудничества

При этом на стадии формирования профессиональ­ного мотива возможно использование игровых форм работы с элементами соревнования и сотрудничества

Педагог выстраивает цепочку обоснованных аргументов, что и служит доказательством правильности профессионального самоопределения [6, c

Педагог выстраивает цепочку обоснованных аргументов, что и служит доказательством правильности профессионального самоопределения [6, c

Я», помогает определить профессиональные мотивы [8, c

Я», помогает определить профессиональные мотивы [8, c

Работа в команде с учащимися позволяет научить их сотрудничеству

Работа в команде с учащимися позволяет научить их сотрудничеству

Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в раз­витии человека: монография -

Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в раз­витии человека: монография -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020