УДК 159.9229
Т. В. Комаровская
Учреждение образования «Барановичский государственный университет», Барановичи
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
В системе профориентационной работы выделяются задачи обучения, развития и воспитания старшеклассников при выборе педагогической сферы деятельности. Профессионально направленное обучение предполагает изучение учащимися теоретических основ и способов педагогической деятельности и умения применять их в практической работе. Профессиональное развитие акцентирует внимание учащихся к себе как к субъекту избранной профессиональной деятельности, к формированию установки на совершенствование своих личностных профессионально значимых качеств и способностей. Можно выделить следующие психолого-педагогические условия формирования личности старшеклассника посредством использования профориентационных способов обучения в общеобразовательной школе:
1. Активизация внутренних ресурсов личности в целях саморазвития и самореализации в избираемой профессиональной деятельности.
2. Создание проблемно-профессиональных ситуаций, атмосферы поиска, прогнозирования учебно-познавательной и учебно- практической деятельности школьников.
3. Организация профориентационной работы всем педагогическим коллективом.
4. Создание научно-методологической базы для проведения профори- ентационной работы: кабинета профориентационной работы, методических пособий и методических инструкций.
5. Постановка конкретных задач, связанных с профессиональной мотивацией и развитием профессионально-педагогических способностей учащихся.
6. Осуществление психолого-педагогической поддержки и помощи в связи с возникающими профориентационными проблемами и принятием методических решений.
7. Создание ситуаций успеха в процессе освоения учащимися педагогической деятельности.
8. Активизация самостоятельного поиска старшего подростка для изучения профессионально значимой информации.
Педагогическое обеспечение этих условий определяет эффективность применения профориентационных способов формирования личностной направленности на выбор профессионально-педагогического образования. Профориентационные способы формирующего воздействия на личность имеют следующие целевые векторы формирования профессионального самоопределения учащихся в сфере педагогического образования: стимулирование профессиональной мотивации, усиление побуждающего влияния каждого из профориентационных мотивов посредством актуализации ситуационных факторов (при этом необходимо коллективное участие всех педагогов). Ориентация учащихся на выбор педагогической профессии выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой и практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к профессиональной деятельности. Для достижения профориентаци- онного эффекта в процессе преподавания учебных дисциплин требуется применение различных активных методов и приемов в ходе изучения учащимися нового материала и его закреплении. Способы формирования личностной направленности на профессиональную деятельность осуществляются при организации изучения учебного материала проблемным способом, путем самостоятельной работы учащихся над профориентационными источниками, а также путем обсуждения способов решения учебно-познавательных задач. Методики общеобразовательных предметов в школе должны содержать элементы профориентационной подготовки учащихся к выбору профессиональной деятельности.
Гуманитарные предметы при психолого-педагогических условиях формируют нравственные ценности, мировоззренческое отношение, связанное с выбором профессионального образования. Биология предоставляет знания о физиологических особенностях личности, которые следует учитывать при выборе профессии, а также формирует стремление познать себя и умение соотносить психофизиологические и психологические качества личности и особенности состояния здоровья с требованием профессии. Математические предметы развивают логическое мышление необходимое при профессиональном самоопределении и самоорганизации в целях реализации жизненной стратегии.
Одним из значимых способов воздействия на выбор профессии является педагогический авторитет, проявляющийся в действиях и поведении учителей. Личный пример учителя означает заинтересованное и ответственное отношение к выбору педагогического профессии, наличие глубоких профессиональных знаний, высокий уровень культуры и эмоциональной саморегуляции, творческое мастерство в области педагогической деятельности. Л.Н. Толстой писал о ценностном отношении педагога к своей профессии как необходимом условии для профориентации учащихся: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния»
По мнению Н.В. Кузьминой, труд эффективен только при понимании смысла профессиональной деятельности [2, c. 160]. Следовательно, если профессия педагога представлена со стороны учителя как ценностно-смысловое отношение к профессионально- педагогической деятельности, то формирование профессионального представления у старшеклассников будет строиться на основе престижности педагогической профессии.
Проблема современного педагогического образования состоит в том, что престиж педагогической профессии как вида профессиональной деятельности мало привлекает учащихся старших классов. Основными причинами этого являются неустойчивая и низкая материальная оплачиваемость педагогического труда, видимая сложность профессиональной деятельности, большая загруженность педагога и, как следствие, высокая утомляемость.
При выборе профессии учащимся требуется поддержка и помощь со стороны педагогов. В настоящее время не все учителя с достаточной ответственностью относятся к задачам профориентации в системе обучения и воспитания и не всегда имеют достаточную психологическую подготовку для проведения этой работы. Педагогу необходимо осознать роль и место профессиональной ориентации в структуре учебно-воспитательного процесса и овладеть психологическими знаниями о старшем подростковом возрасте. Поэтому для помощи в работе над профессиональным самоопределением учеников требуется специальная психолого-педагогическая и методическая помощь педагогам старших классов по усовершенствованию педагогических методов и приемов, направленных на формирование осознанного выбора профессии старшеклассника. Для этого возникает необходимость в проведении специального научно-практического семинара и педагогических совещаний в виде «круглого стола», на которых обсуждаются и решаются проф- ориентационные проблемы, возникающие в педагогической работе.
Педагогический способ подкрепления личностной направленности на профессиональный выбор зависит от результата применения следующих психологических приемов: профессионально-учебной диагностики, развития профессиональной мотивации.
Педагогические приемы профессионально-учебной диагностики подкрепляют профориентационную мотивацию к определенному виду профессиональной деятельности. Учебно-профессиональная диагностика открывает возможность осуществлять контроль над усвоенными учащимися знаниями, навыками, которые позволяют формировать не только познавательную мотивацию к определенной деятельности, но и развивают самоответственность при изучении учебных предметов, обладают педагогической ценностью при формировании профессиональных мотивов и служат развитию специальных способностей.
Психологический прием смещения (автомизации) личностного мотива на педагогическую профессию может наблюдаться в тех случаях, когда старшеклассник под влиянием некоторой собственной потребности берется за выполнение определенных действий. Если действие является средством удовлетворения потребности, то впоследствии позитивные эмоции приобретают автономное мотивационное значение. Смысл данного мотивированного образования заключается в структурировании компонентов деятельности (действие, операции, средство, промежуточная цель), которые связываются с потребностями, вступают в коммуникацию с другими мотивами и потребностями и получают от них мотивационно-энергетический заряд [3, c. 44].
Прием переключения мотива отражает связь между личностными ценностями и соотнесением их с педагогической деятельностью. Вследствие позитивной взаимосвязи происходит формирование нового мотивационного отношения к профессии. Воспитательное влияние мотивационного переключения предусматривает актуализацию существующих на данный момент мо- тивационных отношений (позитивного отношения, интереса), которые направляются на новое предметное содержание [4, c. 23].
Профессионально-ориентированный прием, основанием которого является использование власти, предоставляет старшеклассникам возможность самостоятельного выбора (в плане изучаемых вопросов), который развивает внутреннее стремление к деятельности и достижению определенного результата, что свидетельствует о формировании содержательно-процессуального компонента мотивации. При этом на стадии формирования профессионального мотива возможно использование игровых форм работы с элементами соревнования и сотрудничества.
Не менее важную роль в процессе профессионального самоопределения имеет коммуникативная связь школьников с представителями педагогической профессии. Педагог использует коммуникативно-мотивационный способ воздействия на сознательную и подсознательную сферу личности. Как отмечает Т.А. Дмитренко, задача педагога состоит в том, чтобы придать обучению заинтересованность общения в аспекте учебно-информационной тематики. В зависимости от направления предметного интереса определяется выбор конкретной специальности [5, c. 15].
Коммуникативно-мотивационный способ профориентационного направления предполагает применение таких психолого-педагогических приемов как построение логической структуры изложения информационного материала, педагогическое убеждение, педагогическое оценивание, педагогические рекомендации, манипулятивно-ориенирующие факторы.
Коммуникативное воздействие на развитие профессиональной мотивации учащихся в процессе обучения реализуется на основе приема убеждения, детализированного разъяснения сообщаемой информации. Убеждение является источником воздействия на личность через общение, результатом которого становится измененное мнение, отношение, поведение, позволяющее формировать адекватное профессиональное самосознание. Влияние педагогического убеждения проявляется в уверенности действий личности относительно своих способностей в профессиональной деятельности, выражающихся в умении самостоятельно обосновывать собственный выбор профессии, оценивать принятое решение. Степень эффективного педагогического убеждения относительно выбора профессии зависит от заинтересованности учащихся и наличия у них личностных потребностей. Целевое назначение применения приема педагогического убеждения рассматривается, как необходимость убедить учащегося в правильности выбора будущей профессиональной деятельности. Педагог выстраивает цепочку обоснованных аргументов, что и служит доказательством правильности профессионального самоопределения [6, c. 32].
Процесс допрофессиональной адаптации позволяет развивать и формировать педагогическую направленность личности старшеклассников, активизировать их профессиональное самосознание и самооценку. Успешность адаптации в профессиональной деятельности является одним из показателей сформированности личностной направленности старшеклассников на педагогическую деятельность.
Разработка тренингов, ориентированных на педагогическое направление, выступает как способ формирования профессиональной мотивации и специальных способностей у учащихся. Известный немецкий психолог К. Фопель разработал концепцию «воркшоп», направленную на самостоятельное обучение учащихся и интенсивное групповое взаимодействие [7, c. 10].
Мотивационно-профессиональный уровень психологических тренингов предполагает поддержание профессиональной направленности личности и формирование интереса к педагогической деятельности посредством психологических приемов, педагогических упражнений и психолого- педагогических заданий. В основе мотивационного тренинга заложено представление о том, что тренинг помогает разобраться в своих стремлениях, связанных с профессиональным самоопределением. Результатом тренинга является формирование умения использовать полученные знания в процессе деятельности, в соответствии с этим возникает психологический фактор - стремление использовать новое знание и новый опыт. Упражнения, включенные в мотивационный тренинг, направлены на развитие мотивации достижения цели, интереса к деятельности, формирование педагогических мотивов. Мотивационный тренинг повышает интерес к педагогической профессии, развивает умение организовывать собственную деятельность, формирует способность к самоорганизации, развивает способность к самостоятельному мотивированию необходимых действий, вызывает потребность в самоанализе, понимании собственного «Я», помогает определить профессиональные мотивы [8, c. 32].
Уровень профессионального совершенствования личности развивают тренинги, направленные на коррекцию педагогических способностей, таких как: коммуникативные, организаторские, способность к сотрудничеству, эм- патии, прогнозированию.
Коммуникативные тренинги вербальной и невербальной коммуникации способствуют развитию самопонимания и понимания других, пониманию групповых процессов, социально-психологического климата своей группы, развитию поведенческих навыков, способствуют развитию умения слушать, задавать вопросы, поощрять, критиковать. Для учащихся старших классов необходимо создание психологических условий с целью преодоления коммуникативных барьеров во время выступлений перед аудиторией, а также с целью помочь в построении логики информационного изложения, придании выразительности (эмоциональности) речи.
Тренинги, направленные на развитие организаторских способностей, включают следующие основные задачи: а) дать надлежащую информацию об организаторских способностях; б) создать условия для формирования адекватной оценки себя как организатора; в) способствовать формированию лидерских качеств; г) развивать способности по реализации организаторских умений, полученных на практике. Способность к сотрудничеству является одним из важных качеств личности, она проявляется в готовности помочь другим, чуткости, широте взглядов, терпении и самоуважении. Эти качества необходимы для построения педагогических отношений с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Тренинг сотрудничества позволяет приобрести практические навыки взаимодействия. Данный тренинг дает возможность научить школьников работать в команде, повышает способность к сотрудничеству, в соответствии с этим развивается позитивное самосознание, развиваются коммуникативные способности и определяются пути преодоления психологических барьеров общения, формируются организаторские способности, повышается стремление и способность к саморазвитию, развиваются необходимые качества личности [9, c. 42].
Работа в команде с учащимися позволяет научить их сотрудничеству. Главным фактором сотрудничества является понимание своей значимости в команде. Сотрудничество основывается на доверительном отношении участников команды друг к другу, принятии индивидуальности субъекта.
Согласно Т. Зинкевич-Евстигнееву, Д. Фролову, Т. Грабенко сотрудничество определяется как наиболее гармоничный стиль межличностных отношений, основанный на понимании места каждого в команде [10, c. 45].
Таким образом, используемые психолого-педагогические приемы, ориентированные на формирование профессиональной мотивации и педагогических способностей у старшеклассников, создают личностную уверенность в выборе будущей деятельности и обучают целевому планированию профессионального самоопределения. Совокупность перечисленных педагогических способов влияет на индивидуальный способ самореализации и формирование личностной направленности в выборе профессии педагога.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М., 1956. - 362 с
2. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М. : Высш. шк., 1990. — 117 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд-во второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
4. Джига, Н. Д. Формирование направленности личности студента: монография / Н. Д. Джига. — Минск : МИТСО, 2011. — 210 с.
5. Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека: монография - Мурманск: МГПИ, 2001. - 280 с.
6. Джига, Н. Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования : монография / Н. Д. Джига. — Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. — 431 с.
7. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.; 1961. — 536 с.
8. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки : рабочая тетр. учащегося / Г. В. Резапкина. — М. : Генезис, 2010. — 450 с.
9. Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека : в 5 кн. / А. А. Деркач. — М., 2001.
10. Ростунов, А. Т. Психологическая подготовка школьников к труду и выбору
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.